Урок обобщение на тему Древняя Русь 6 кл.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок обобщение на тему: «Древняя Русь»
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины забывать мы не должны».
Учитель. Каждый человек любящий родину, должен знать её историю. В течение нескольких уроков мы изучали тему: « Древняя Русь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_na_temu_drevnyaya_rus_6_kl.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщение на тему: «Древняя Русь»
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины забывать мы не должны».
Учитель. Каждый человек любящий родину, должен знать её историю. В течение нескольких уроков мы изучали тему: « Древняя Русь».
- Что мы узнали на уроках?
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
Таким образом, нам необходимо подвести итоги изученной темы и проверить ваши знания и умения по данной теме.
- Что является основным источником для изучения древнейшего периода отечественной истории?
«Он писал зимой и летом
Он писал из года в год
Про великий наш народ»
- Какие вопросы поставил Нестор в своей летописи?
Итак, давайте вспомним, где же искать корни восточных славян, на территории, расселения которых было образовано первое государство у восточных славян?
- Как оно называлось? Работа с картой.
- Назовите и покажите на карте крупные племенные союзы восточных славян?
- К какому периоду относится создание государства у восточных славян?
- Назовите центры вокруг, которых стало складываться древнерусское государство?
- Перечислите имена киевских князей времен язычества?
Задание 1. Соотнесите имя князя и его деятельность.
1. Игорь | А. Крещение Руси |
2. Олег | Б. Восстание древлян |
3. Святослав | В. Уроки и погосты |
4. Владимир | Г. Объединение двух центров государства. |
Задание 2. Соотнесите даты и события.
1. Призвание варягов на Русь | А.988г. |
2. Первый поход Олега на Византию | Б.862г. |
3. Крещение Руси | В.907г. |
4. Начало первой усобицы | Г. 972г. |
Задание 3.
Определить принцип образования рядов. 1. 907г., 911г., 941г., 944г.,
Кто в ряду лишний и почему? 1. Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав, Олег, Ярослав. 2. Владимир, Игорь, Святослав, Олег, Рюрик, Ярослав.
Задание 4. Работа в парах. Сформулируйте вопросы , ответы на которые стали бы основной характеристикой деятельности того или иного князя?
Задание 5. Соотнесите дату и место события и определите событие.
1. 1037год + Киев = ? 2.945год + древлянская земля = ? 3. 1097 год + Любеч = ? 4. 862 год + Новгород = ?
Задание 6. Кто есть кто? Назвать имена исторических деятелей, о «Повесть временных лет» говорит так:
1. « В походах не возил с собой ни возов, не варил мяса… Не имел шатра, и спал, подостлав потник с седлом в головах» . 2. «И начал княжить в Киеве дин и поставил кумиры на холме за двором теремным. И приносили им жертвы, называя богами». 3. «Если повадиться волк к овцам, то выносит все стадо, если его не убить». 4. «Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык». 5. «И установила она на Русской земле уставы, уроки и погосты, упорядочив сбор дани».
Задание 7. Соотнесите термин и его объяснение.
1. Фреска | А. вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков» |
2. Летопись | |
Б. форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку | |
3. Мозаика | |
В. Запись событий по годам | |
4. Икона | Г. Изображение Иисуса Христа, богоматери, святых или ангелов. |
Задание 8 . Работа с документами в группах. (5 групп)
Задание 1 группе. Князь, немного отойдя от столицы, начал переговоры с греческими царями и послал к ним в столицу со словами: - Платите мне дань! И сказали греки: - Что хочешь, дадим тебе. И приказал князь дать воинам дань для русских городов. – Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят, а если придут русские купцы, пусть берут месячное на шесть месяцев. И пусть устраивают им баню, сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно. – Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Цари же заключили мир с князем, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а князя с мужами его водили присягать закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом и утвердили мир. Вопросы к документу: 1. О каком договоре идет речь в документе? Когда он был заключен? 2. Как звали князя, заключившего этот мирный договор? Назовите годы его княжения? 3. Какие выводы на основании документа можно сделать о привилегиях русских купцов и послов у греков?
Задание 2 группе. Уходя за Дунай, князь оставил практически без защиты свой родной Киев, где жила престарелая … с внуками. Воспользовавшись этим кочевники осадили город. Окруженные со всех сторон жители изнемогали от голода и жажды. Жители Заднепровья собрались в ладьях напротив Киева, но напасть на многочисленных врагов не решались. Между тем киевляне говорили: «Нет ли кого, кто пробрался бы на ту сторону и сказал, что если не подступят утром к городу, мы сдадимся …. ?». Вызвался один юноша. Наутро с той стороны Днепра громко затрубили трубы. Испугавшись, что вернулся князь кочевники отошли от города. Но далеко не ушли. Тогда киевляне отправили гонцов с горькими и знаменитыми словами: «Ты князь, чужой земли ищешь, а свою покинул». Вопросы к документу: 1. Как звали князя и его престарелую мать? Назовите годы его княжения? 2. Какие кочевники напали на Киев? 3. На основании документа, сделайте вывод, справедливы ли были упреки князю?
Задание 3 группе. Вскоре после гибели Святослава между его совсем юными сыновьями началась …. Князь древлянский погиб, другой бежал «за море», третий остался единым князем Руси. Через три года, бежавший за море князь вернулся с наемными дружинами и двинулся на Киев. Готовясь к схватке, оба брата хотели приобрести союзника. Им мог стать правившей в Полоцке князь Рогволд. В 980 году один из братьев овладел Киевом. Вопросы к документу: 1. Как называется борьба, начавшаяся между сыновьями Святослава после его смерти? Сколько лет она продолжалась? 2. Как звали сыновей Святослава? Что на основании документа можно сказать об их действиях после гибели отца? 3. Кто победил в этой схватке?
Задание 4 группе. Изгнали варяг за море , и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица , И сказали себе: -«Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к ….. Сказали чудь, словени, кривичи и весь: - «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами ! И избрались трое братьев со своими родами и пришли. И от тех …… прзвалась Русская земля». Вопросы к документу: 1. О каком событии описывается в документе? Когда оно произошло? 2.Как звали братьев, пришедших княжить в русскую землю? 3. На основании документа, сделайте вывод, что явилось причиной обращения за помощью?
Задание 5 группе. На обратном пути князь отпустил дружину домой, а сам с немногими дружинниками ещё раз вернулся к ….., чтоб вновь собрать дань и разделить её в узком кругу. За такое корыстолюбие князь был жестоко наказан. Потерявшие терпение … во главе со своим решили: «Аще повадиться волк по овцы, то вынесет все стадо, пока не убьем его, то вся мы (нас) погубит». Малочисленная дружина не смогла защитить киевского князя , и он был убит. Вопросы к документу: 1. О каком событии рассказывается в документе? Когда оно происходило? 2. Как звали киевского князя? Назовите годы его княжения? Как называлось племя славян, которое расправилось с князем? 3. На основании документа, сделайте вывод о причинах расправы с киевским князем?
Тест.
1. Какой князь считается родоначальником династии русских князей ? А. Аскольд; B. Кий; C. Дир; D. Рюрик 2. Как в древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани? А. Полюдье; B. Оброк; C. Выход; D. Ясак 3.Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? А. 862г; B. 988г; C. 1097г; D. 1111г. 4. Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославича: А. Учредить погосты и уроки; B. Принять христианство; C. Создать Русскую Правду; D. Убить князей Аскольда и Дира 5. Размер дани, установленный княгиней Ольгой, назывался? А. Уроки; B. Погосты; C. Полюдье; D. Оброк 6. Кто стали первыми святыми земли русской? А. Ярослав и Владимир; B. Борис и Глеб; C. Ольга и Игорь; D. Святослав и Олег 7. В каком году Русь приняла христианство? А. 911г.; B. 945г.; C. 988г.; D. 1015г. 8.Свод законов в древнерусском государстве назывался? А. Русская правда; B. Соборное Уложение ; C. Стоглав; D. Судебник 9. Автором какого произведения был князь Владимир Мономах? А. Завещание; Б. Русской Правды; C. «Повести временных лет» D. «Поучения» 10. Кто относился к категории свободного населения Древнерусского государства? А. Холоп; B. Закуп; C. Рядович; D. Огнищанин.
Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Все вы сегодня хорошо поработали: кто-то анализировал, предполагал, кто- то сопоставлял исторические события и факты, кто-то высказывал свое мнение. А сейчас я предлагаю вам подвести итоги урока и дать оценку своим одноклассникам, которые на ваш взгляд были наиболее активны.
Учащиеся подводят итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс
Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...
Урок обобщения по теме "Древняя Греция"
Материал может быть использован для проведения урока закрепления знаний и обобщения материала по теме "Древняя Греция" в 5 классе. Предполагается разбивка класса на команды. Можно провести конкурс меж...
Урок-обобщение по теме «Древний восток»
Основная технология - играТип урока: повторительно-обобщающий...
Урок- обобщение по теме: «Киевская Русь», 6 класс. (исторический КВН)
урок в игровой форме обобщает изученный материал....
Обобщение по теме: Древняя Русь"
Данная работа используется на уроках обобощения в 6 классе по теме : Древняя Русь".Цель:обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по данной теме....
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Урок-обобщение на тему "Древний Египет"
Урок общеметодологической направленности (обобщение)....