Объединение русских земель вокруг Москвы
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока истории предназначен для школьников 10 класса базового уровня. На уроке раскрывается политика Ивана Великого, его присоединения к Москве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obedinenie_russkikh_zemel_vokrug_moskvy.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 26
Тема урока: «Объединение русских земель вокруг Москвы».
Цели урока: обеспечить восприятие основных направлениях внешней и внутренней политики Ивана III; осветить его деятельность по собиранию русских земель; развивать умения анализировать статьи судебника 1497 года, оценить личность Ивана III, его заслугу в падении ордынского ига.
Оборудование: презентация по теме урока, демонстрационная карта «Создание единого централизованного государства», атласы по истории Отечества, раздаточный материал, карточки- события
Тип урока: комбинированный
План- конспект урока:
I.Оргмомент.
II.Повторение изученного материала.
1.Комментирование плана- схемы «Куликовская битва».
Общая численность войск Мамая составила 60 тысяч человек, а русских в Коломне- 40-45 тысяч чел., русские имели 3 эшелона обороны, засадный полк- Владимира Серпуховского, Дмитрия Боброка- Волынца. Дмитрий Иванович сражался с передовым полком, а в его доспехах сражался Михаил Бренок.
2. Повторение исторических событий, произошедших на Руси. Игра « + и 0»
Дм. Донской 1240 ? класса
Ледовое побоище Невская битва
? учителя
3. События феодальной войны. Составление развернутого плана на доске.
Василий Дмитриевич 1425 г.
1 этап
↙ ↘
Василий 2 Юрий Дмитриевич (сын Д. Донского)
↓ ↓
Москва, Коломна, Н. Новгород, Звенигород и Галич, Вятка и Устюг, ч.Новгорода
Кострома, Ярославль. Церковь
2 этап 1433
Мать Софья Витовтовна → Василий Косой и Дмитрий Шемяка
Василий II Темный
4. Заполнение таблицы «Древо правителей». Повторение хронологии.
Олег- Игорь- Ольга- Святослав- Владимир-Ярослав Мудрый- Владимир Мономах- Ю. Долгорукий, А. Боголюбский, В. Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Иванович Донской, Василий I, Василий II, Иван III.
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1.Формулировка основных целей и задач урока совместно с учащимися.
Лишь Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель. Начиная с этого времени лозунг собирания русских земель становится основой государственной внешней политики. Таким образом, оформляется ее идеологическая основа.
2. Формулировка проблемного задания:
Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей?
IV. Этап изучения нового материала.
1. Присоединение Новгорода. Составление ОК.
Политическая и социальная напряженность в Новгороде была характерной чертой его внутренней жизни. Она была вызвана борьбой между двумя группировками: первая, состоящая в основе из большинства новгородской верхушки, во главе с Марфой Борецкой (Посадницей) рассматривала возможность заключения союза с Литовским государством при условии сохранения вольностей Новгородской республики. Вторая группа выступала за объединение с Москвой. В Новгороде широкие демократические посадские круги надеялись найти в Иване своего покровителя в борьбе с городской аристократией, поэтому здесь Иван, сам являясь монархом, покровительствовал демократическим элементом. 1471 г. – партия Борецких заключает договор от имени Новгорода с князем литовским и королем польским Казимиром Ягайловичем, который признавался князем Новгорода и в случае похода Москвы обязывался возглавить оборону.
– Почему Иван обвинял Новгород в предании православия и переходе в «латинство»? (это давало Ивану III вторгнуться в пределы княжества в качестве защитника веры.)
Тогда слово «латинство» означало приверженность или симпатия католицизму. Этапы завоевания Новгорода:
1) 1471 – на реке Шелони, где московские войска разгромили новгородское ополчение, которому так и не помог Казимир. Заключение договора между Москвой и Новгородом: город сохраняет независимость, но отказывается от союза с Казимиром. Иван – снова новгородский князь;
2) 1475 г. – поездка Ивана в Новгород. Суды Ивана, на которых он расправлялся с соперниками;
3) 1478 г. – ликвидация самостоятельности Новгорода; снятие вечевого колокола.
– Почему Иван посетил московских помещиков на новгородской территории, а многих знатных новгородцев перевел в другие города? (Тем самым он ликвидировал традиционную новгородскую элиту.)
Проверка задания:
Конспект: Новгородская республика
↙ ↘
- Марфа Борецкая За объединение с Москвой
За союз с Литвой
1471 г. – битва на р. Шелони - разгром новгородцев
1478- присоединение Новгорода к Московскому княжеству
- Рассматривание иллюстрации в тексте с. 178
Вывод: Иван III расширял государство, использую разные методы и способы. Правил страной-43 года, а прожил 64 года. Для 15 века это достаточно длительный срок и в этом ему помогала активная внутренняя и внешняя политика, а так же активный образ жизни, который он вел.
V. Физкультминутка.
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ.
1шаг «Встать, сесть- верно, неверно»
1. В 1464 году Иван пришел к власти --
2. Союз за объединение с Литвой возглавляла Марфа Борецкая +
3. В 1478 году произошла битва на р. Шелони --
2 шаг «Стороны горизонта» ( Север - вверх, юг- вниз, вправо- восток, влево- запад)
Города: Новгород, Киев, Владимир, Смоленск, Псков).
Достаточно представить какие территории были присоединены Иваном III
- Работа с документом Судебника по группам.
Группа 1- Суд и судопроизводство
Группа 2- положение крестьян
Группа3- положение холопов
Проверка знаний:
- Суд вели бояре, окольничаи, наместники, волостители. Судьи получали вознаграждение с побежденной стороны, допускались пытки, смертная казнь за все уголовные преступления.
- Крестьяне имели право перехода от помещика только 2 недели ( от 26 ноября- Юрьев день)
Крестьяне должны были уплатить пожилое - деньги за двор и постройки, которые возведены при материальной помощи хозяина.
- Холоп- тот, кто продал себя в рабство, или рожден от холопа, или сочетался браком с холопом.
Свободным он мог стать в 3-х случаях: попадание в плен или убежавший из плена, за «отпускную» грамоту.
- Присоединения в России. Работа по тексту учебника с. 180 и атласам.
В к. 15 века к Москве присоединена Вязьма.
В н. 16 века- Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель.
1514- Смоленск, 1510- Псков, 1521- Рязань.
Вывод: появилось единое, самостоятельное государство- Россия.
- Мнение историков об Иване Васильевиче.
В 2012 году в нашем государстве будут отмечать праздник, посвященный 1150- летию российской государственности. Н. М.Карамзина писал, Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов: нынешняя Россия образована Иоанном».
Как вы относитесь к этому утверждению?
- Семья и быт в жизни Ивана III. Сообщение учащихся о питании русского народа.
Семья в жизни Ивана сыграла значительную роль, благодаря родственным связям он сумел и утвердить порядок внутри страны, и добиться международного признания России.
Иван Васильевич на 12-м году сочетался браком с тверской княжной Марией, в 18 лет имел сына Ивана Молодого. Византийская царевна Софья родила ему пятерых дочерей и четырех сыновей.
Для такой активной политики необходимо было правильное и разнообразное питание.
IV. Первичное закрепление материала.
А. Игра «Продолжи и запиши фразу»…
1. Государь всея Руси- 2. Калита 3. Гордый
4. Темный 5. Косой 6. Шемяка
7. 1382 8. Стояние на Угре 9. 1410
Б. «Угадай картину» художника:
--О каком событии русский историк К. Слуцкий написал это строки?
И новгородцы, не переча. Глядели бледною толпой.
Как медный колокол с их веча по воле царской снят долой.
-- «Юрьев день» С. И. Иванов
В.****Создание новых органов государственной власти. Составление схемы.
Государь всея Руси
↙ ↓ ↘
Боярская дума Казна Дворец
Думные дворяне, окольничие, думные дьяки
V. Подведение итога урока.
Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей? (Политика Ивана была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешел к внешним завоеваниям.)
VI. Домашнее задание .
Чит. п. 18, выписать основные направления политики Василия II.
VII. Рефлексия. Составление синквейна «Иван III», «Софья Палеолог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде
Содержит карты, иллюстрации, схемы....
Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы_конспект урока 6 класс
Урок изучения нового материала...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
план урока по теме начало объединения русских земель вокруг Москвы
задания для дистанционного обучения (6 класс)...
Объединение русских земель вокруг Москвы
презентация для 6 класса по истории...
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобр...