История Донского края
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по Истории Донского края в 6 классе. Составлена на основе учебника Веряскиной., с учетом 1 часа в неделю, всего-35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Истории Донского края | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 6 общеобразовательного класса расчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Разработана к учебнику: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
Учебно-методический комплекс
УМК учителя:
1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.
2.О.Г.Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) Поурочные разработки–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
УМК обучающихся:
1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом жителей донского края, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края. В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».
Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории. На изучение курса отводиться 35 часов, из расчета -1 час в неделю.
Ключевые умения:
- Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
- раскрыть содержание иллюстрации;
- Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
- Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
- Уметь анализировать исторический источник;
- Уметь оперировать историческими датами;
- Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Владеть компетенциями:
- Информационно-поисковой.
- Учебно-познавательной.
- Коммуникативной.
- Рефлексивной.
- Смыслопоисковой.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | Нормативные документы |
1 | Закон «Об образовании в Российской Федерации» |
2 | Областной закон «Об образовании в Ростовской области» |
3 | Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент Региональный компонент. |
4 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. |
5 | Обязательный минимум содержания исторического образования. |
6 | авторская программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г |
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (глава) | Примерное количество часов (по плану/по факту) |
1 | Хазары | 4 |
2 | Дон в X-XIIвв | 8 |
3 | Тана. Азов | 8 |
4 | Донское казачество на заре своей истории | 15/14 |
итого | 35/34 |
ИНФРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г | 2001 | Ростовн/Д, РГУ | |
2 | История Дона с древнейших времен до падения крепостного права | 1973 | Ростовн/Д, РГУ | |
3 | Кияшко В, Косяненко В, Максименко В | Легенда и быль донских курганов | 1972 | Рост. книж. изд. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
Карты:
----
2.Информационно-коммуникативные средства.
----
3.Электронно-звуковые пособия.
----
4.Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Экран проекционный.
5.Учебно-практическое оборудование.
Шкаф для хранения карт.
6.Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№ | ТЕМА |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 |
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА
1 | Какие науки помогают изучать историю нашего края? |
2 | Что такое археологический источник? |
3 | Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае? |
4 | О чем может рассказать очажное пятно? |
5 | Какими орудиями труда пользовался человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены? |
6 | Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита? |
7 | Что можно рассказать о Ливенцовском поселении? |
8 | Какую роль играла река Дон в жизни местных племен? |
9 | Какую территорию занимала Скифская держава? |
10 | Какую реку греки называли Танаисом? |
11 | Каковы были главные занятия скифов? |
12 | Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»? |
13 | Что собой представляет скифский «звериный стиль»? |
14 | Как называли древние греки Азовское море и реку Дон? |
15 | С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды? |
16 | Что собой представляло поселение Кремны? |
17 | Когда и кем был основан город Танаис? |
18 | Чем занимались жители Танаиса? |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки | Формы контроля | Дом зад. (стр.) | Дата проведения | |
план | Факт | ||||||
Раздел II. Донской край в средневековье (35ч. по плану, по факту -34 часа) | |||||||
Тема 1. Хазары (4ч.) | |||||||
1 | Дон в IV - VII вв. до н.э. | Хазарский каганат, каган, Семендер, Итиль, Саркел, Белая Вежа, Ибн-Руст, Святослав, Петрона, 834 год, 965 год. Основные занятия населения | уметь определять роль кочевых племён в древней истории нашего края; сравнивать культуру народов проживающих в этот период на Дону; на основе текста и иллюстраций учебника; составлять описание отделять мифические события от исторически достоверных | Групповые формы работы. | 05.09 | 05.09 | |
2 | Хазарская держава | опрос | 12.09 | 12.09 | |||
3 | Поход князя Святослава | опрос | 19.09 | 19.09 | |||
4 | Искусство Хозарии | опрос | 26.09 | 26.09 | |||
Тема 2. Дон в Х - XII вв. (8ч.) | |||||||
5 | Печенеги. Половцы. | донских степей в X—XII веках; раскрыть отличительные черты культуры половцев; показать, что прошлое родного края тесно связано с всеобщей формировать у школьников умение устанавливать внутрикур-совые и межпредметные связи (история России, литература, ИЗО, МХК); . | уметь определять роль кочевых племён в древней истории нашего края; сравнивать культуру народов проживающих в этот период на Дону; на основе текста и иллюстраций учебника; составлять описание характеризовать племена, пришедшие на Дон в эпоху Великого переселения народов. | опрос | 03.10 | 03.10 | |
6 | Половецкие каменные «бабы». | опрос | 10.10 | 18.10 | |||
7 | Половцы и Русь | опрос | 17.10 | 17.10 | |||
8 | Воинам Игоревой рати - храбрым русичам. 1185г. Поэтическая память народа. | тест | 24.11 | 24.11 | |||
9 | Нашествие. Битва на Калке. Поход Батыя. | опрос | 07.11 | 07.11 | |||
10 | Донской край под властью золотой орды | опрос | 14.11 | 14.11 | |||
11 | Наш край глазами путешественников XIII - XIV вв. Упадок золотой орды. | опрос | 21.11 | 21.11 | |||
12 | На поле Куликовом. | тест | 28.11 | 28.11 | |||
Тема 4. Тана. Азов (8 ч.) Тана - торговая фактория (3 ч.) | |||||||
13 | Борьба за торговлю в Приазовье. Ранние сведения о Taнe. | установить связь с курсом всеобщей истории, актуализировать знания учащихся о средневековой Италии; раскрыть интересы Венеции и Генуи в Северном Причерноморье и Приазовье; показать значение Таны как крупного торгового центра; подвести учащихся к пониманию того, что выгоды торговли объединяли представителей разных стран, несмотря на разногласия | основания Азова и первых сведений о Тане; уметь соотносить региональные события с фактами всеобщей и отечественной истории; | опрос | 05.12 | 05.12 | |
14 | Яблоко раздора. В средневековой Тане XIV - XV вв. | опрос | 12.12 | 12.12 | |||
15 | Великий торговый путь в Китай. | тест | 19.12 | 19.12 | |||
Азов (5 ч.) | |||||||
16 | Судьба Таны | школьников об Азове — одном охарактеризовать Азов как крупный центр ремесла и международной торговли в XIII—XIV веках.; выявить причины превращения города в турецкую военную крепость и невольничий рынок; раскрыть значение Алова как важной части историко-культурного наследия края. | основания Азова и первых сведений о Тане; понимать уникальность Азака (Азова) и Таны как центров восточной цивилизации | опрос | 26.12 | 26.12 | |
17 | Из глубины веков. Азов в XIII - XIV вв. | опрос | 16.01 | 16.01 | |||
18 | Азов - северный порт Османской Империи | тест | 23.01 | 23.01 | |||
19 | Азак - невольничий рынок Тур | опрос | 30.01 | 30.01 | |||
20 | Хейердал в Азове | опрос | 06.02 | 06.02 | |||
Тема 5. Донское казачество на заре своей истории ( 15 ч./14) Кто такие донские казаки? (9 ч.) | |||||||
21 | Географическое понятие «Донская земля» в середине века. | систематизировать знания учащихся о Донском крае, рассмотреть причины складывания донского казачества во всей их многофакторности; создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о проблеме происхождения донского казачества. | знать различные теории происхождения донского казачества; уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме; на примере конкретных личностей; выявлять роль донского | опрос | 13.02 | 13.02 | |
22 | Природные условия | тест | 20.02 | 20.02 | |||
23 | Путешественники донского казачества | опрос | 27.02 | 27.02 | |||
24-25 | Почему появились на Дону казаки? | опрос | 06.03 | 06.03 | |||
26 | Первые казачьи городки Низовые и верховые казаки | раскрыть основные понятия урока; описать основные занятия и промыслы казаков; показать отличительные черты устройства внутренней жизни войска Донского; подвести учащихся к выводу о том, что оно имело демократический характер; продолжить работу над формированием у учащихся умений работать с историческими документами. | знать различные теории происхождения донского казачества; уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме; на примере конкретных личностей выявлять роль донского | опрос | 13.03 | 13.03 | |
27 | Кто и как управлял казачьим войском. | тест | 20.03 | 20.03 | |||
28 | Занятия и помыслы донских казаков. | тест | 03.04 | 03.04 | |||
29 | Вопросы к теме в тексте | 10.04 | 10.04 | ||||
Донское казачество поступает на службу (6ч.) | |||||||
30 | Русское правительство и казаки. | способствовать | знать различные теории происхождения донского казачества; уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме; на примере конкретных личностей выявлять роль донского | Опрос | 17.04 | 17.04 | |
31 | Боевое искусство донских казаков. | Викторина | 24.04 | 24.04 | |||
32 | Атаман Черкашенин | Рисунок | 01.05 | 08.05 блок | |||
33 | Атаман Ермак
| опрос | 08.05 | ||||
34 | Вопросы к разделу | Итоговый тест | 15.05 | 15.05 | |||
35 | Повторение | 22-29.05 | 22-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Донского края
Данный материал можно использовать для урока истории или классного часа....
Рабочая программа по истории Донского края
Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....
Программа курса « История Донского края в лицах»
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспиты...
Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края". 5 класс.
Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края" содержит основные вопросы по истории края в древний период....
Презентация к уроку обобщающего повторения по истории Донского края (6 класс).
Презентация составлена для повторения и обобщения знаний по курсу История Донского края (6 класс)....
Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".
Данная презентация составлена к уроку Истории Донского края (7класс) "Управление казачьим войском"....
Тестовая работа по курсу "История Донского края в древности" (5 класс).
Тестовая работа составлена для итоговой проверки знаний учащихся по курсу "История Донского края в древности" (5 класс)....