Разработка урока по теме "Сталинградская битва"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Данная разработка направленна на изучение коренного перелома в ходе Сталинградской битвы. На уроке рассматриваются этапы, основные события и значение Сталинградской битвы. Данная разработка предусматривает работу с историческими документами, картой, иллюстративным материалом, просмотр видеоматериалов. На уроке используется модульная система экспериментов PROLO 9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: История
Урок по теме: «Сталинградская битва: коренной перелом в войне»
Наталья Алексеевна Жмулёва
Учитель истории МБОУ СОШ № 5 г.Тайшет
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 годах, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
1.развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом, дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.
2. воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство гордости за своих соотечественников и земляков - участников Великой Отечественной войны, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.
3. образовательная: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 году, выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
Важные события:
I этап Сталинградской битвы: 17 июля – 12 сентября 1942 г.
II этап Сталинградской битвы: 12 сентября – 18 ноября 1942 г.
III этап Сталинградской битвы: 19 ноября – 3 февраля 1943 г.
Исторические персоналии: А.И. Родимцев, В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, Н.Ф. Ватутин, Д.И. Ерёменко, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский, Ф. Паулюс.
Оборудование урока: модульная система экспериментов PROLO 9, карта «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», иллюстративный материал «Сталинградская битва», сообщения учащихся, отрывки из документов.
Оформление доски:
- На доске написано определение понятия «коренной перелом» (приложение 1)
- Размещен иллюстративный материал «Сталинградская битва».
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Уран”
План:
1. Отступление Красной Армии к Сталинграду
2. Оборонительные бои за Сталинград.
3. Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Значение Сталинградской битвы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка проблемного задания
3. Решение проблемного задания
4. Рефлексивный момент
5. Итог урока
6. Закрепление изученного
7. Задание на дом
8. Используемая литература
Эпиграф:
“Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…”
У. Черчилль.
- Организационный момент.
Мотивация:
Учитель-модератор: Скажите, ребята, что вы чувствуете, видя эти кадры, какие эмоции у вас возникают?
Ученик-критик: (ответы учащихся).
Учитель-лектор: Это кадры из фашистских концлагерей. Во время войны в них уничтожались мирные жители Восточной Европы и СССР. На этих кадрах мы видим не только взрослых, но и детей. (Видеофрагмент «Концлагеря второй мировой войны)
Учитель-модератор: Существуют ли законы, которые защищают их?
Ученик-критик: (ответы учащихся).
Учитель-лектор: Вы правы, существует пакет документов, которые называются Международная хартия прав человека. Международная хартия прав человека состоит из самостоятельных документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Международный Пакт о гражданских и политических правах человека». Это документы о мирных правах. Есть документы, отдельные договора, которые защищают мирное население во время войны. Назовите эти документы
Ученик-исследователь: (ответы учащихся). (приложение 2)
Учитель-лектор: Война – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно показать вам ужас и трагичность войны для того, чтобы вы никогда не допустили этого в будущем. Как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., мы узнаем в процессе урока. Итак, тема урока Сталинградская битва: коренной перелом.
2.Постановка проблемного задания.
Учитель-модератор: Почему битва за Сталинград стала коренным переломом второго года войны?
Ученик-исследователь: (ответы учащихся).
3. Решение проблемного задания.
Учитель-лектор: В ходе кампаний 1941-1942 гг. сложилось неустойчивое равновесие. (приложение 3)
Просмотр видеоматериала «Сталинградская битва»
Обсуждение видеоматериала
Учитель-эксперт: Какую характеристику мы можем дать ему? Можно ли уже говорить о переломном моменте в ходе войны? Если да, то в чью сторону он произошел? (приложение 4)
Вывод: Итак, I этап Сталинградской битвы прошел под знаком побед немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
II этап: 12 сентября – 18 ноября 1942 г.
Учитель-модератор. Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленной в боях 62-й и 64-й советских армий, непосредственно обороняющих город, превосходящие силы пехоты и танков, немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. (приложение 5)
Удивительный подвиг совершило подразделение Павлова, удерживавшее одно из зданий в течение 59 дней. Его так и назвали: Дом Павлова.
Просмотр видеоматериала «Дом Павлова»(приложение 6)
Учитель-модератор: Какую характеристику мы можем дать ему?
(приложение 7)
Вывод: II этап Сталинградской битвы стал переломным для самого сражения и создал предпосылки к перелому в ходе войны.
III этап: 19 ноября – 3 февраля 1943 г.
Учитель-лектор: Еще в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. (приложение 8)
Ученик-исследователь: работа с документом (приложение 9)
Учитель-лектор: Днем 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружении оказались 6-я и 4-я немецкие армии. (приложение 10)
Учитель-модератор: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так? (приложение 11)
Работа с документом (приложение 12)
Учитель-лектор: Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окруженных немецких войск во главе с произведенным накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Всего в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 000 солдат и офицеров, 2 000 танков и штурмовых орудий, 3 000 самолетов. В плен было взято 91 000 человек, из них 24 генерала.
Просмотр видеоматериала «Разгром немецких войск под Сталинградом»
Так завершилось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.
Учитель-модератор: Какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
Ученик-исследователь: Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны, когда уже Красная Армия захватила стратегическую инициативу.
Вывод: разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное контрнаступление Красной Армии на многих участках фронта.
4. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
5. Итог: Героически сражался русский солдат за каждую пядь земли. Поэтому в сердцах народа вечно живет подвиг воинов, остаются не восстановленными со времен Сталинградской битвы отдельные здания. В мирное время сооружены памятники защитникам Сталинграда. Попробуем ответить на вопрос: в чем заключалась особенность битвы за Сталинград? (приложение 13)
6. Закрепление изученного. Викторина (приложение 14)
7. Задание на дом. (приложение 15)
8. Используемая литература. (приложение 16)
Приложение 1
Коренной перелом – процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
Приложение 2
Международные соглашения о защите прав человека в периоды вооружённых конфликтов, международное гуманитарное право о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненных и больных в действующих армиях.
Приложение 3
С одной стороны, советскому командованию удалось остановить наступление немецких войск на центральном направлении. С другой стороны, немецкое командование, потерпев поражение под Москвой, активизировало свои действия на южном направлении. Немецкая армия группы «Юг» (работа по карте) продвигалась по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 г. вышли к побережью Черного моря.
Дальнейшее продвижение немецких войск было остановлено. Немецкое командование устремило свои взгляды на Сталинград – крупнейший промышленный центр.
Этапы Сталинградской битвы (записать в тетрадь):
I этап: 17 июля – 12 сентября 1942 г.
В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград (показать на карте). Немецкое командование поставило задачу захватить город.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизированные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии продвигались к городу. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. Немецкая танковая армия устремилась с юга к Сталинграду. После ожесточенных боев 6-й армии удалось прорвать оборону советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Под ударами немецких войск части Красной Армии к 2 сентября отошли непосредственно к городу. Завязались упорные бои на окраинах Сталинграда.
На этом моменте закончился I этап Сталинградской битвы.
Приложение 4
Возможный ответ: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, так как инициатива была на стороне немецких войск.
Приложение 5
Учитель-организатор:Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья Волги 13-я гвардейская дивизия генерала А.И.Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. Неоднократно он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом продолжались более двух месяцев.
Ученик-чтец: «Генерал А.И.Родимцев» (сообщение)
Приложение 6
Учитель-эксперт: 11 ноября 1942 г. немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города. К середине ноября, потеряв в боях за Сталинград около 700 000 убитыми и ранеными, более 1000 танков и свыше 1400 самолетов, немецкие войска вынуждены были перейти к обороне.
В боях за город бессмертную славу приобрели 62-я, под командованием генерала В.И.Чуйкова, и 64-я, под командованием генерала М.С.Шумилова, армии. Сталинград стал символом массового героизма советских солдат и жителей города.
Ученик-чтец: «Генерал В.И.Чуйков» (сообщение)
Ученик-чтец: «Генерал М.С.Шумилов» (сообщение)
На этом моменте закончился II этап Сталинградской битвы.
Приложение 7
Возможный ответ: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили ее и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Приложение 8
Для достижения этой цели была перестроена промышленность на военный лад, в тылу заканчивалось формирование резервных армий, увеличивался выпуск современной боевой техники.
В конце 1942 г. советским командованием был разработан план контрнаступления, получивший название «Уран». Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов: Юго-Западного, под командованием Н.Ф.Ватутина и Сталинградского, под командованием Д.И.Ерёменко. Перед фронтами стояла задача окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона.
Ученик-чтец: «Генерал Н.Ф.Ватутин» (сообщение)
Ученик-чтец: «Генерал Д.И.Еременко» (сообщение)
В 7ч. 30мин. 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь по противнику, занимавшему оборону северо-западнее Сталинграда. Затем в образовавшийся прорыв были введены танковые и пехотные соединения Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, которые, прорвав немецкую оборону, устремились навстречу частям Юго-Западного фронта.
Приложение 9
Отрывок из документа: «Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом»
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Приложение 10
В середине декабря немецким командованием на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р.Я.Малиновского нанесла группировке Манштейна сокрушительное поражение.
После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна, окруженная немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К.Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немцам сдаться, но командующий 6-й немецкой армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Ученик-чтец: «Генерал К.К.Рокоссовский» (сообщение)
Приложение 11
Возможный ответ: Скорее всего, Паулюс до последнего верил в непобедимость немецкой армии и считал свое окружение случайным и временным.
Приложение 12
Отрывок из документа: «Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С.Чуянова»
…На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил:
- Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…
Приложение 13
- Вот что вспоминает об оборонительном этапе Сталинградской битвы в приведенном ниже отрывке немецкий генерал Г. Дёрр (в 1942—1943 гг. — начальник штаба 17-го армейского корпуса. (Чтение детьми отрывка из воспоминаний немецкого генерала Г.Дерра)
«Начавшийся в середине сентября период боев за Сталинградский промышленный район можно назвать позиционной или «крепостной» войной. Время для проведения крупных операций окончательно миновало. Из просторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район Сталинграда, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности, застроенной зданиями из железа, бетона, камня. Километр как мера длины был заменен метром, карта генерального штаба — планом города.
За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучу развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период первой мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов. Расстояние между нашими войсками и противником было предельно малым. Несмотря на массированные действия авиации и артиллерии, выйти из рамок ближнего боя было невозможно. Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».
Ученик-критик: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли. Сталинградская битва знаменовала собой начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии.
Приложение 14
Викторина
1) Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17июля 1942г.)
2) Когда закончилась Сталинградская битва? (2февраля 1943г.)
3) Назовите самый страшный для города день? (23 августа 1942г)
4) Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 недель)
6) За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)
7) Чем известен дом Павлова? (в день несколько раз переходил от русских к немцам и обратно)
8) Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы? Для чего это сделано? (мельница)
9) Как называется операция разгрома немецких войск под Сталинградом? (Уран)
10) Кто был главнокомандующим немецкой армией? (Генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс: 31 января 1943г. – массовая сдача в плен)
11) Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя?)
12) Когда данное событие произошло? (8мая 1965г. Волгограду присвоено звание «Города-героя»)
Приложение 15
Прочитать § 32, подготовить сообщение «Памятные места г.Сталинграда (Волгограда)
Продумать вопрос и дать обоснованный ответ.
- В канун 70-летней победы в Сталинградской битве участники боев за город, ветераны Великой Отечественной войны ставят перед правительством вопрос о переименовании города Волгограда в г.Сталинград, обосновывая свои соображения тем, что они защищали г.Сталинград, а не Волгоград, хотя бы в дни празднования.
Обоснованны ли их предложения?
Приложение 16
Используемая литература
Учебники и учебные пособия:
1. Учебник «История России. XX – начало ХХI века»: (9кл.): учебник для 9 класса общеобразовательных организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
2. Энциклопедия для детей. История России III – изд. перераб. и исправл./глав.ред. М.Аксенова; научн. ред. М.Боярский; отв. ред. М.Тонконогова.- М.:Мир энциклопедий Аванта+Астрель, 2007.
3. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России.XXвек»: (9кл.): Кн. для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 174с.
4. История Отечества: справочник школьника. – М., 2012.
5. Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века / Науч.ред. В.Ф,Кривошеев. – М., 2008.
Интернет-ресурсы:
http://battle.volgadmin.ru – Великая Отечественная война: Сталинградская битва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения на тему: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы». В номинации: "Лучший конспект урока".
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения по ФГОС....
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/
Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...
«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.
Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...