Рабочая программа факультатива по истории техники 10 -11 класс
элективный курс по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа факультатива по истории техники для 10- 11 классов (по 17 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_10-11istoriya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Измайловская средняя общеобразовательная школа
улица Школьная 2
«Согласовано» Заместитель директора по УВР: Бутакова М.Я _______________ 2014г. | «Утверждаю» Директор школы: Волкова Н.И. ______________ 2014г. |
Рабочая программа
факультативных занятий
«История техники»
учитель истории и обществознания
Жунусова Уркия Сембаевна
2013-2013 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов по выбору. Курс разработан – В.Ф. Хотеенковым и Л.Ф. Ивановой. Курс «История техники» относится к предметной области «История» гуманитарной специализации.
Курс «История техники» является межпредметным: включает сведения из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских идей, а также сущности технических конструкций воплотивших эти идеи.
Основные требования - учёт историзма – необходимое условие постижения историко-технической проблематики.
Направленность курса – развивающая. Ориентирован на удовлетворении и поощрении любознательности учащихся, их аналитических и систематических способностей.
Цель курса:
- расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений, развитии знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации, об отдельных выдающихся изобретателях.
Задачи курса:
- создать условия для выработки следующих межпредметных умений: рефлексивных, коммуникативных, текстовых, логических;
- обеспечить развитие у учащихся необходимых для общества и становления профессиональных качеств способностей и умений;
- демонстрировать проблемное отношение к окружающей действительности как к пространству возможностей.
- определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмыслить в том числе и позицию автора курса.
Контроль:
- текущий (беседы, по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения; рецензирование сообщений учащихся)
- тематический контроль ( тестовые задания)
- зачётный практикум описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса)
- обобщающий контроль в форме презентации личных достижений (устные и письменные доклады, энциклопедические справки, рефераты, описание выполненных практических работ)
Планируемые результаты:
В процессе работы по изучению курса «История техники» учащиеся овладевают:
- конкретно-историческими сведениями о развитии техники и науки;
- техническими и технологическими знаниями, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- историко-биографической информацией о выдающихся изобретателей, учёных, творцов техники;
- историко-страноведческими знаниям и, показывающими вклад отдельных стран и народов в мировой технический прогресс;
- навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
- элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Курс «История техники» в 10 классе – 17 часов.
Курс «История техники» в 11 классе – 17 часов.
10 класс
Раздел 1: Технические достижения первобытного человека (3 часа)
Техника обработки дерева, кости, кожи. Техника плетения. Техника прядения и ткачества.
Раздел 2: Техника древних цивилизаций Востока (5 часов)
Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. Шадуф. Изобретение ручного и ножного гончарного кругов. Военная техника (боевые колесницы, стенобитные и метательные машины).
Раздел 3: Техника античных цивилизаций (5 часов)
Открытие стеклодувной техники. Технология изготовления художественного и строительного стекла. Термы. Инсулы. Водопровод, канализация, отопление, освещение.
Раздел 4: Техника средневековых цивилизаций (4 часов)
Технология добычи металлических руд. «Корсиканская кузница». Шахтная и доменная печи. Дамасская сталь. Булат. Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок.
11 класс
Раздел 5: Техника периода индустриальной цивилизации
(от ремесла к мануфактуре) (6 часов)
Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. Вечный двигатель – «мечта-тиран». Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен. Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты.
Раздел 6: Техника периода становления индустриальной цивилизации
(вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.) (6 часов)
Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности. Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем. Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера.
Раздел 7: Техника индустриальной цивилизации
(вторая половина ХIХ – ХХ в.в.) (5 часов)
Автомобильный транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей. Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке.
Литература:
- Виргинский Г.Н. Очерки истории науки и техники в 16 – 19 веке,: - Книга для учителя. - М.,1990
- Виргинский Г.Н. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины 15 века: - Книга для учителя. - М.,1993г.
- Рыжов К.В. Сто великих изобретений. – М.. 2002г.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., 2001г.
Тематическое планирование по курсу «История техника»
10 класс
№ | Кол-во часов | сроки | тема факультатива |
3 | Раздел 1. | Технические достижения первобытного человека | |
1. | 1 | Техника обработки дерева, кости, кожи. | |
2. | 1 | Техника плетения. | |
3. | 1 | Техника прядения и ткачества. | |
5 | Раздел 2. | Техника древних цивилизаций Востока | |
4. | 1 | Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. | |
5. | 1 | Изобретение ручного и ножного гончарного кругов. | |
6. | 1 | Ирригация. Шадуф. | |
7. | 1 | Военная техника. Боевые колесницы, стенобитные машины. | |
8. | 1 | Военная техника. Метательные машины. | |
5 | Раздел 3. | Техника античных цивилизаций | |
9. | 1 | Открытие стеклодувной техники. | |
10. | 1 | Технология изготовления художественного и строительного стекла. | |
11. | 1 | Термы. Инсулы. | |
12-13. | 2 | Водопровод, канализация, отопление, освещение. | |
4 | Раздел 4. | Техника средневековых цивилизаций | |
14. | 1 | Технология добычи металлических руд. | |
15. | 1 | «Корсиканская кузница». | |
16. | 1 | Шахтная и доменная печи. Дамасская сталь. Булат. | |
17. | 1 | Техника прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок. |
Тематическое планирование по курсу «История техника»
11 класс
№ | Кол-во часов | сроки | тема факультатива |
6 | Раздел 5. | Техника периода индустриальной цивилизации (от ремесла к мануфактуре) | |
1. | 1 | Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. | |
2. | 1 | Вечный двигатель – «мечта-тиран». | |
3. | 1 | Появление паровых двигателей. Т.Севери. Т.Ньюкомен. | |
4. | 1 | Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. | |
5-6. | 2 | Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты. | |
6 | Раздел 6. | Техника периода становления индустриальной цивилизации (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.в.) | |
7. | 1 | Промышленный переворот. Развитие машинной техники в промышленности. | |
8-11. | 4 | Прядильные машины Дж. Харгривса, Р.Аркарайта. Мюль-машина С.Кромптона. Текстильный станок Э.Картрайта с паровым двигателем. | |
12. | 1 | Ситценабивные машины. Швейная машина И.М.Зингера. | |
5 | Раздел 7. | Техника индустриальной цивилизации (вторая половина ХIХ – ХХ в.в.) | |
13-15. | 3 | Автомобильный транспорт. Изобретение автомобиля. Специализация автомобилей. | |
16-17. | 2 | Основные тенденции прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в ХХI веке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа факультатива по истории «Внешняя политика России в XIX в.» для 8 классов
Рабочая программафакультатива по истории«Внешняя политика России в XIX в.»для 8 классовучитель Закаляпина Люция Рифовнадля обучающихся, воспитанников с ограниченными возмож...
Рабочая программа факультатива по истории 10 кл
Рабочая программа с тематическим планированием для факультативных занятий по истории в 10 классе...
Рабочая программа факультатива по истории для 6 классов
Рабочая программа факультатива по истории для 6 классов...