Историческая викторина «Первая мировая война» для учащихся 9 – 11 классов.
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Плотникова Оксана Григорьевна

 

Викторина составлена и проводится  в формате Брейн – ринга. Участвуют 2 команды из 9 – 11 классов. Состав команды определяется  по жеребьёвке. В каждой команде по 6 человек (5 участников и 1 эрудит, который сидит за отдельным столом и в течение 30 секунд  может воспользоваться интернетом).

Оборудование: конверты с заданиями, лототрон (может быть использована широкая прозрачная ваза или аквариум), гонг, 2 колокольчика, проектор, презентация с вопросами, планшеты(2) или сотовые телефоны(2) с возможностями выхода в интернет, ручка, листы с кроссвордами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dlya_9-_11_klassov_pervaya_mirovaya_voyna.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова Оксана Григорьевна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа №2200

Историческая викторина.

Тема: «Первая мировая война».

для учащихся 9 – 11 классов

Цель: контроль, обобщение  систематизация знаний по Первой мировой войне, расширение кругозора учащихся 9 – 11 классов.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся, - стимулирование познавательного интереса учащихся, пропаганда дополнительных знаний по предметам школьного курса.
  • Развивающая: развивать мышление, память, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, развитие творческого подхода к осмыслению ранее приобретенных знаний.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к истории, культуре, способствовать укреплению чувства товарищества г групповой работе, воспитание моральных качеств во время коллективной и соревновательной деятельности.

Викторина составлена и проводиться  в формате Брейн – ринга. Участвуют 2 команды из 9 – 11 классов. Состав команды определяется  по жеребьёвке. В каждой команде по 6 человек (5 участников и 1 эрудит, который сидит за отдельным столом и в течение 30 секунд  может воспользоваться интернетом).

Оборудование: конверты с заданиями, лототрон (может быть использована широкая прозрачная ваза или аквариум), гонг, 2 колокольчика, проектор, презентация с вопросами, планшеты(2) или сотовые телефоны(2) с возможностями выхода в интернет, ручка, листы с кроссвордами.

Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

Наша игра состоит из пяти раундов. При помощи лототрона каждая команда по очереди вытягивает номер вопроса. В зависимости от цвета номера он может быть отнесён к следующим разделам: События и участники (синий), Интересные факты (зелёный), Война и мировая классика (красный). В каждом раунде вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Они будут высвечиваться на экране, и передаваться вам в конвертах.  Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ, на обсуждение отводиться 1 минута, при досрочном ответе минута сохраняется и поступает в дополнительный фонд. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. Та команда. Которая хочет ответить даёт сигнал звонком колокольчика. После начала раунда на 30 секунде у эрудита есть возможность выхода в интернет для поиска необходимой информации. За каждый правильный ответ команда получает 1 балла. Игра проводиться в 2  раунда, второй раунд – блиц (на обсуждение даётся 30 секунд) ответы офрмляются путём заполнения кроссворда. Первый раунд продолжается пока одна из команд не наберёт 9 баллов. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов.

  1. События и участники.

Определите,  о ком   или о чём идёт  речь?

1.На посту главнокомандующего армиями Антанты он  внес большой вклад в победу союзных государств над коалицией центральных держав во главе с Германией. В ноябре 1918 года он был одним из участником подписания перемирия.

Ответ: Фердинанд Фош

2. В июне 1915 - апреле 1916 командовал 2-й французской армией, которая участвовала в битве за Верден. 21 ноября 1918 получил звание маршала. 22 июля 1940 подписал Компьенское перемирие с Германией - капитуляцию Франции. 

Ответ: Анри Филипп Петен

3. С октября 1904 по март 1905 являлся главнокомандующим вооруженными силами на Дальнем Востоке. В  марте 1916 года предпринял ряд безрезультатных наступлений силами армий фронта, имея целью сковать германские войска и не позволить германскому командованию перебросить войска под Верден.

Ответ: Алексей Николаевич Куропаткин

4. Русский ас вторым применивший воздушный таран, при этом оказавшись первым летчиком, который сумел после этого выжить.

Ответ: Казаков Александр Александрович  

5.  Одна из первых русских женщин-офицеров, создала первой в истории русской армии женский батальон.

Ответ: Мария Леонтьевна Бочкарёва

6. Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первой мировой. К какому событию 1915 года она имеет отношение.

Ответ: обороне  крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней и был оставлен только по приказу командования.

2. Интересные факты  

1. «Музыкальный Ящик», изрыгающий смерть — так в период войны называли военную технику. Какую? (танки)

2.Широко известны программы по использованию дельфинов, тюленей и морских львов в военных целях — для обнаружения подводных мин или обезвреживания аквалангистов-диверсантов. Однако первые опыты такого рода ещё  в 1915 году. Назовите страну, которая первой стала проводить подобный эксперимент (Российская империя. В Генеральный штаб ВМФ в 1915 году обратился знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, предложив научить тюленей искать мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены — предположительно, немецкой разведкой).

3. Во время и после Первой Мировой войны Великобритания вручала некоторым своим гражданам медальоны, которые в народе  прозвали «Пенни мертвеца». Почему такое название закрепилось за медальонами? Кому их вручали? (медальон с надписью «Он умер за честь и свободу» вручали родственникам всех погибших, на медальоне выбивалось имя и фамилия конкретного человека)

4. Назовите животное, которое после применения газа в 1915 году солдаты стали держать в окопах. Почему? (кошку, чтобы заранее предупреждала о газовой атаке)

5. В разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью. Какая надпись была на мяче? («С первым апреля!»)

6. Когда писатель Аркадий Аверченко во время Первой мировой войны принёс в одну из редакций рассказ на военную тему, цензор вычеркнул из него фразу: «Небо синее было». Почему это было сделано (по этим словам можно определить, что действия происходят на юге)

3. Война и мировая классика.

Определите о каком известном  поэте  или писателе идёт речь?

1. Во время  Первой мировой войны он был солдатом трех армий — Австро-венгерской, Чехословацкого корпуса в России и Красной армии. Сложной была его военная биография, большая часть которой проходила по Украине: в Галиции, на Волыни и в Киеве — на протяжении двух с половиной лет (29 месяцев). Самое известное его литературное произведение  «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Ответ: Ярослав Гашек

2. С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917. Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 20—40-е — пишет произведения для детей: «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Сын полка»

Ответ: Валентин Катаев

3. 24 августа 1914 г. был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Находясь на передовых позициях,  ведёт дневник военных дней, который печатается с весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». В России больше известен как поэт, создатель нового литературного течения - акмеизма.

Ответ: Николай Гумилёв

4. Его самое известное произведение было задумано на полях первой мировой войны. Он был офицером Ланкаширского полка, участвовал в одном из самых крупных сражений на реке Сомме, а затем из – за ранения больше года провёл в госпитале. Где и сделал первые наброски произведения «Властелин колец».

Ответ: Джон Толкин

5.  7 июля 1916 года был  призван на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза,  служил в Белоруссии. Восторженно встретил революции 1917 года. Его поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы» посвящены революции.

Ответ: Александр Блок

6. Служил шофером-добровольцем в Красном Кресте. Он хотел попасть на фронт, но долго не получал разрешения из-за слабого зрения. После перевода на реку Пьяве стал разносить еду солдатам в окопы. В 1918 году был ранен в обе ноги осколками разорвавшегося снаряда и пулемётной очередью, его роман «Прощай, оружие!» впервые был издан в 1929 году.

Ответ: Эрнест Хемингуэй

7. Во время войны был военным корреспондентом,  с энтузиазмом встретил Февральскую революцию,  от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Произведения этого писателя:  повесть «Аэлита» (1922-1923) и роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Ответ: Алексей Толстой

8. Какая будущая английская писательница детективов в годы Первой мировой работала в военном госпитале?

Ответ: Агата Кристи

4. Блиц – игра  (на обдумывание 30 секунд).

Решите  кроссворд

   По горизонтали:

  1. Страна,  вступившая в войну в 1917 году.
  2. Место, где была проведена первая газовая атака.
  3. Сербский студент, совершивший покушение на наследника Австро – Венгерского престола Франца – Фердинанда.
  4. Французская крепость, оборонявшаяся 10 месяцев и так и не сдавшаяся врагам.
  5. Британский пассажирский лайнер, потопленный немецкой сумбариной в 1915 году
  6. Наступательная операция германо-австрийских, проведённая со 2 мая по 15 мая 1915 г.

  По вертикали:

  1. Именно этот генерал – фельдмаршал разработал план ведения Первой мировой войны.
  2. Именем этого генерала названа одна из военных операций на Юго – Западном направлении Восточного фронта.
  3. Широкомасштабное наступление австро-германских войск на позиции итальянской армии, одно из крупнейших сражений  1917 года.
  4. Одна из стран Четвертного союза (Центральных держав)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для самоконтроля и взаимоконтроля учащихся по теме «Начало Первой мировой войны» 9-11 класс

самоконтроль и взаимоконтроль усвоения при изучении нового материала  и в процессе самообразования, рекомендуемые для  самостоятельной работы с учебником на уроке...

Всеобщая история Первая мировая война 9, 11 класс

Предназначено учащимся и учителям....

Викторина «Первая мировая война: эпоха, люди, судьбы» (1-4 класс)

Вопросы  викторины«Первая мировая война: эпоха, люди, судьбы»(1-4 класс) І.СОБЫТИЯ: 1. Сколько государств  приняло участие в первой мировой войне?...

Викторина «Первая мировая война: эпоха, люди, судьбы» (5-8 класс)

Вопросы викторины«Первая мировая война: эпоха, люди, судьбы»(5-8 класс) І.СОБЫТИЯ:  1.Как сейчас называется город, прославивший русских воинов в битве против армии немецкого...

Викторина "Первая мировая война"

Викторина составлена в форме презентации. За слайдом с вопросом следует слайд с ответом....

историческая викторина " Первая мировая война"

Контроль и обобщение знаний по Первой мировой войне для учащихся 9-11 классов...

интернет-викторина "Первая мировая война"

викторина "Первая Мировая война"...