Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев Москва «Дрофа» 2004г., / и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2009 г..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 504.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации г.Славгорода Алтайского края по образованию.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО __________/______ ФИО Протокол №__от«__»_____2014г | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Нововознесенская СОШ» г. Славгорода ________/С.И.Зубан/ «__»____________2014г | Утверждаю Директор МБОУ «Нововознесенская СОШ» г.Славгород ___________/Н.В.Коломиец/ Приказ № ___ «__»______2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «История»
для 5 класса, (основное общее)
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 5—11 классы к учебнику Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. др 2009г.
Составитель: Луценко Л.Н.
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
с.Нововознесенка
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев Москва «Дрофа» 2004г., / и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2009 г.. По отношению к примерной программе количество часов на изучение истории не изменилось – 70 часов. Региональный компонент изучается в темах «Древнейшие люди» и «Родовые общины скотоводов и земледельцев»
Место учебного предмета: предмет изучается на ступени основного общего образования по 2 часа в неделю, всего за год -70 часов. Авторская программа по истории рассчитана на 70 часов в год (при 35 неделях). Данная рабочая программа разработана на 70 часов ( 35 учебных недель) в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год. (Приказ от 27.08 2014 № 113)
УМК
- Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
- Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2009 г.
- Учебник для 5 класса «История Древнего мира» Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. М. И.С. Свенцицкая «Просвещение» 2008 г.
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по Истории Древнего мира 5 класс Изд-во Творческий центр «Сфера»
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Выпуск.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. М. «Просвещение» 2008 г.
Актуальность.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи изучения курса истории в 5 классе:
Цели:
- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок;
- развитие способности понимать историческую обусловленность процессов современного мира, определять собственную позицию;
- освоение систематизированных знаний об истории человечеств;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей.
Задачи курса:
- развивать умения работы с книгой и с картографическим материалом;
- формировать навыки пересказа материала учебника;
- формировать умения пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.
- формировать представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Календарно - тематическое планирование курса
Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения истории в 5 классе в объеме 70 часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК «История Древнего мира» для 5 класса под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.
№ | Тема урока | Вид контроля, измерители | Наглядность | Домашнее задание | Дата | ||
Ча сы | Тип урока | ||||||
1-2 | Введение. Знакомство с учебником. | 2 | Вводная лекция с элементами беседы | Изучения нового, лекция | карта полушарий, презентация по теме | Стр. 6 | 02.09 04.09 |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (5 ч.)
| |||||||
Тема: Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | |||||||
3 | Древнейшие люди. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | карта полушарий, презентация по теме | 1 | 09.09 |
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | карта полушарий, презентация по теме | 2 | 11.09 |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос, работа по карточкам | карта полушарий, презентация по теме | 3 | 16.09 |
Тема: Первобытные земледельцы и скотоводы. 2ч. | |||||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | карта полушарий, презентация по теме | 4 | 18.09. |
7 | Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос работа по карточкам | карта полушарий, презентация по теме | 5 | 23.09 |
Раздел II. Древний Восток (18 ч.) | |||||||
Тема: Древний Египет 7 ч. | |||||||
8 | Государство на берегах Нила. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | карта «древний Египет», презентация по теме | 6 | 25.09 |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | Учебная лекция | Опрос, работа с картой | карта древнего Египта, презентация по теме | 7 | 30.09 |
10-11 | Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | Иллюстрации, презентация по теме | 8 ,9 | 02.10 07.10 |
12 | Религия древних египтян. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | карта полушарий, презентация по теме | 10 | 09.10 |
13 | Искусство Древнего Египта. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | иллюстрации, презентация по теме | 11 | 14.10 |
14 | В древнеегипетской школе. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | иллюстрации презентация по теме | 12 | 16.10 |
Повторение – 1 час | |||||||
15 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Древний Египет | 1 | Самостоятельная работа | Тестирование | Тест | 21.10 | |
Тема: Западная Азия в древности 7 ч. | |||||||
16-17 | Древнее Двуречье. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | карта «древние государства мира», презентация по теме | 13 | 23.10 28.10 |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос, работа с картой | карта «Египет и Передняя Азия в древности», презентация по теме иллюстрации | 14 | 30.10 |
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | Учебная лекция | Опрос, работа с картой | карта «древние государства мира», презентация по теме | 11.11 | |
20 | Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос, работа с картой | карта «древние государства мира», презентация по теме | 16,17 | 13.11 |
21 | Ассирийская держава. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос, работа с картой | карта «рост государств в древности», презентация по теме | 18 | 18.11 |
22 | Персидская держава «царя царей». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос, работа с картой | карта «древний восток», презентация по теме | 19 | 20.11 |
Повторение – 1 час | |||||||
23 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Передняя Азия в древности | 1 | Самостоятельная работа | Тестирование | Тест | 25.11 | |
Тема: Индия и Китай в древности 4часа | |||||||
24 | Природа и люди в Древней Индии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос, работа с картой | карта «древний восток. Индия. Китай», презентация по теме | 20 | 27.11 |
25 | Индийские касты | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | карта, иллюстрации, презентация по теме | 21 | 02.12 |
26 | Чему учит китайский ученый Конфуций | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос, работа с картой | карта «древний восток. Индия. Китай», презентация по теме | 22 | 04.12 |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | Карта и презентация по теме | 23 | 09.12 |
Повторение – 1 час | |||||||
28 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Индия и Китай в древности | 1 | Самостоятельная работа | Тестирование | карты, иллюстрации, тесты, презентация по теме | 11.12 | |
Раздел III. Древняя Греция (20 ч.) | |||||||
Тема: Древнейшая Греция. 5 часов | |||||||
29 | Греки и критяне. Микены и Троя. | 1 | Урок - конференция | Опрос, работа с картой | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 24,25 | 16.12 |
30-31 | Поэма Гомера « Илиада». Поэма Гомера « Одиссея». | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 26,27 | 18.12 23.12 |
32-33 | Религия древних греков | 2 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | презентация по теме | 28 | 25.12 13.01 |
Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов | |||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 15.01 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Учебная лекция | Опрос | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 30 | 20.01 |
36 | Древняя Спарта. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 31 | 22.01 |
37 | Основание греческих колоний. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос, работа по карточкам | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 32 | 27.01 |
38 | Олимпийские игры. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос, работа по карточкам | иллюстрации, презентация по теме | 33 | 29.01 |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | презентация по теме | 34 | 03.02 |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Учебная лекция | Опрос | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме | 35 | 05.02 |
41 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 1 | Самостоятельная работа | Тестирование | тест | 10.02 | |
Тема: Возвышение Афин в V веке до н.э. 5 часов | |||||||
42 | В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | иллюстрации, презентация по теме | 36, 37 | 12.02 |
43 | В афинских школах и гимназиях. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос, работа по карточкам | иллюстрации, презентация по теме | 38 | 17.02 |
44 | В театре Диониса. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос, работа по карточкам | иллюстрации, презентация по теме | 39 | 19.02 |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | иллюстрации, презентация по теме | 40 | 24.02 |
46 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Тестирование | Тест | 26.02 | |
Тема: Македонские завоевания в IV веке до н.э. 3 часа | |||||||
47 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Самостоятельная работа | Опрос | карта «завоевания А.Македонского» | 41 | 03.03 |
48 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | карта «завоевания А.Македонского» | 42 | 05.03 |
49 | В древней Александрии Египетской | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | иллюстрации, презентация по теме | 43 | 10.03 |
50 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Македонские завоевания в IV веке до н.э. | 1 | Самостоятельная работа | Тестирование | Тест | 12.03 | |
Раздел IV. Древний Рим ( 17 ч.) | |||||||
Тема: Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией 3 часа | |||||||
51 | Древнейший Рим. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | карта «древняя Италия», презентация по теме | 44 | 17.03 |
52 | Завоевание Римом Италии. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | карта «древняя Италия», презентация по теме | 45 | 19.03 |
53 | Государственное устройство Римской республики. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | Презентация по теме, схема, карта «Рост Римской республики» | 46 | 31.03 |
Тема: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3 часа | |||||||
54 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Учебная лекция | Опрос | карта «рост Римского государства» | 47 | 02.04 |
55 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | карта «рост Римского государства» | 48 | 07.04 |
56 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | карта «рост Римского государства в 3-2 в.до.н.э». | 49 | 09.04 |
Тема: Гражданские войны в Риме. 4 часа | |||||||
57 | Земляной закон братьев Гракхов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | презентация по теме | 50 | 14.04 |
58 | Восстание Спартака. | 1 | Учебная лекция | Опрос | карта «Римская республика в 3-1в. до.н.э.» презентация по теме | 51 | 16.04 |
59 | Единовластие Цезаря в Риме. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | карта | 52 | 21.04 |
60 | Установление империи в Риме. | 1 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Опрос | презентация по теме | 53 | 23.04 |
Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | |||||||
61 | Рим при императоре Нероне | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | Презентация по теме | 54,55 | 28.04 |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | Презентация по теме | 56 | 30.04 |
63 | Расцвет римской империи во II веке. | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Опрос | Карта «Римская империя в 1-3 в.н.э.», презентация по теме | 57 | 05.05 |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Изложение нового материала | Опрос | Презентация по теме | 58 | 07.05 |
65 | Римская империя при Константине | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опрос | презентация по теме | 59 | 12.05 |
Падение Западной Римской империи (2 ч) | |||||||
66-67 | Взятие Рима готами | 2 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Опрос | карта | 60 | 14.05 19.05 |
Итоговое повторение (2 ч) | |||||||
68-69 | Итоговое повторение по теме «Древний мир» | 2 | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Тестирование | Карты по теме, тесты | 21.05 26.05 | |
70 | Резервный час | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...