Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Луценко Лариса Николаевна

   При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории в 2012 – 2013 гг», авторская программа под ред. Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. М. «Русское слово» 2012 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации г.Славгорода Алтайского края по образованию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

__________/______        ФИО

Протокол

№__от«__»_____2014г

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «Нововознесенская СОШ» г. Славгорода

 ________/С.И.Зубан/

«__»____________2014г

Утверждаю

Директор МБОУ  «Нововознесенская СОШ»      г.Славгород  ___________/Н.В.Коломиец/

Приказ № ___  «__»______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «История»

для 10 класса среднее (полное) образование

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

 

                                                                                                                   Составитель: Луценко Л.Н.

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

с.Нововознесенка

2014 г.


   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории в 2012 – 2013 гг», авторская программа под ред. Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. М. «Русское слово» 2012 г.

Место учебного предмета: предмет изучается на ступени среднего (полного)  общего образования по 2 часа в неделю, всего за год -70 часов.     

Авторская программа по истории рассчитана на 70 часов в год (при 35 неделях). Данная рабочая программа разработана на 70 часов ( 35 учебных недель) в соответствии с годовым календарным учебным графиком  на 2014-2015 учебный год. Приказ от 27.08 2014 № 113)

 

Рабочая программа по истории в 10 классе направлена на достижение следующих целей и задач:

   Воспитание гражданственности,  национальной идентичности,  развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных; и социальных установок;

      Развитие   способности   понимать   историческую   обусловленность   явлений   и   процессов   современного   мира,   критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности;

      Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

      Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными тинами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;

       Формирование ответственности за историческое образование и историческое мышление -        способности рассматривать события и  явления   с  точки   зрения   их   исторической   обусловленности;   определять   и   аргументировано   представлять   собственное  отношение   к дискуссионным проблемам истории.

                       Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и  свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  

УМК

  1. Н.В.Загладин.  «История России и Мира с древнейших времён до конца XIX в  »,  учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. –изд. – М.: «Русское слово – РС», 2006

                                                          ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

При изучении материала  курса «Истории России  и Мира» в 10 классе   ученики должны:

знать/понимать        

            основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь

        проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

•        критически    анализировать    источник    исторической    информации    (характеризовать     авторство    источника,    время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых, системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);

      •              различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать   причинно-следственные   связи   между   явлениями,   пространственные   и   временные   рамки   изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
  • определения   собственной   позиции   по   отношению   к   явлениям   современной   жизни,   исходя   из   их   исторической обусловленности;

•        использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
.       соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

•        осознания   себя   как:   представителя'   исторически   сложившегося   гражданского,   этнокультурного,   конфессионального сообщества, гражданина России.

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века» 10 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-  во часов

Примечания

Вид контроля

Наглядность

Дата урока

Элементы содержания

Типы урока

                                                                                            Меняющийся облик мира (4 часа)

1

Вводный урок.

1

Краткая характеристика содержания курса.

Опрос по

вопросам учебника

01.09

2

Этапы развития исторического знания

1

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. Религиозно-мистические взгляды на историю

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А1-А2

схема

02.09

3

Закономерности и случайности в жизни народов

1

Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. Теории исторического развития

комбинированный

Понятийный

диктант

таблица

08.09

4

Проблемы периодизации всемирной истории

1

Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы развития человечества

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А3-А4

таблица

09.09

Человечество на заре своей истории  (2 часа)

5

У истоков рода человеческого

1

Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас

семинар

Тест, викторина

схема

15.09

6

Неолитическая революция

1

Переход от потребляющего к производящему хозяйству.

Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату.

комбинированный

Индивидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А5-А6

схема

16.09

Первые государства Древнего мира  (2 часа)

7

Деспотии Востока

1

Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура

Урок

обобщения и систематизации изученного

Понятийный

диктант

таблица

22.09

8

Расширение ареала цивилизации

1

Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные деспотии. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А7-А8

23.09

                                                                                     Античная эпоха в истории человечества. (3 часа)

9

Города государства Греции и Италии

1

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций

семинар

Тест, викторина

схема

29.09

10

Борьба за господство над Средиземноморьем

1

Греко-персидские войны, возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры

Обобщающий урок

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ А9-А10

таблица

30.09

11

Возвышение Рима

1

Римская республика и империя. Римское право.

Демократия и тирания.

уроки изучения нового материала

Составление

схем, таблиц,

логических

цепочек

схема

06.10

                                                                                     Крушение империи Древнего мира ( 3 часа)

12

Наступление варваров в  Евразии

1

Народы Европы в начале новой эры, зарождение иудео-христианской духовной традиции, ранняя христианская церковь

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭА11-А12

карта

07.10

13

Закат Римской империи

1

Рим: от золотого века к упадку, падение Западной Римской империи. Цивилизационное наследие Древнего мира

Урок

изучения  и систематизации изученного

Понятийный

диктант

карта

13.10

14

Обобщающее занятие по теме «Античная эпоха в истории человечества».

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Урок

закрепления знаний

14.10

Период раннего Средневековья. (7 часов)

15

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

1

Предпосылки возникновения империй. Проблема  социальных отношений, их особенности.

комбинированный

Составление

схем, таблиц,

логических

цепочек

таблица

20.10

16

Экспансия ислама.

1

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы общественного поведения человека в исламском обществе

уроки изучения нового материала

Понятийный

диктант

Иллюстр.

материал

21.10

17

Славянские земли  в V – IX вв.

1

Расселение и разделение славянских племён.

Семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭА13-А14

схема

27.10

18

Возникновение Древнерусского государства.

1

Основные занятия и особенности племенного управлении я. Религиозные верования

Урок

изучения  и систематизации изученного

Тест, викторина

карта

28.10

19

Византия и Западная Европа.

1

Византия после крушения Западной Римской империи.

Комбинированный

Опрос по

вопросам учебника

карта

10.11

20

Византия и Русь

1

Социокультурное и политическое влияние Византии

Урок

закрепления знаний

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А15-А16

карта

11.11

21

Обобщающее занятие по теме «Период раннего Средневековья. V – X вв.»

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Обобщающий урок

Работа в малых группах

17. 11

 Эпоха классического Средневековья   XI-XV вв. (10 часов)

22

Феодальная раздробленность Руси.

1

Переход власти централизованной к междоусобным войнам.

Распад Русского государства на удельные княжества.

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А17-А18

таблица

18.11

23

Западная Европа в XI-XIII вв.

1

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Роль церкви

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А19-А20

карта

24.11

24

Крестовые походы и Русь.

1

Причины крестовых походов. Александр Невский.

Урок изучения нового материала

Понятийный

диктант

карта

25.11

25

Монгольские завоевания русских земель.

1

Арабские, монгольские, тюркские завоевания. Причины  быстрого покорения Русского государства.

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ.

А21-А22

карта

01.12

26-27

Русские земли и монгольское нашествие.

2

Монгольское нашествие на русские земли. Итоги монгольского завоевания.

Урок

закрепления знаний

Составление

схем, таблиц,

логических

цепочек

схема

02.12

08.12

28

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1

Рост городов и сословный строй в Европе. Династические войны. Столетняя война.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А23-А24

Иллюстр.

материал

09.12

29

30

Объединение русских земель вокруг Москвы.

.

2

Возвышение Центральной Руси и Москвы.

Ход объединительной политики княжеской власти по отношению к различным землям.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А25

карта

15.12

16.12

31

Обобщающее занятие по теме:  «Европа, Азия и Русь в эпоху классического Средневековья».

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Обобщающий урок

Работа в малых группах

22.12

Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени (XVI – начало XVII вв) (8часов)

32

Эпоха

Великих  географических открытий. Завоевание Америки.

1

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустрииальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Урок

изучения  и систематизации изученного

Тест, викторина

таблица

23.12

33

Западная Европа:  новый этап развития.

1

Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации

Урок

закрепления знаний

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В1

карта

12.01

34

Абсолютистские монархии в Западной Европе.

1

Сущность и формы абсолютизма. Религиозные войны во Франции.  

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В2

схема

13.01

35

Усиление центральной власти в России.

1

Утверждение абсолютизма в России. Учреждение опричнины и её итоги.

комбинированный

Работа в малых группах

Иллюстр.

материал

19.01

36

Смутное время в России

1

Причины Смутного времени. Борьба за власть между боярскими группировками.

Избрание М.Ф.Романова на престол.

Урок

закрепления знаний

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В3

таблица

20.01

37

Тридцатилетняя  война. (1618-1648)

1

Начало Тридцатилетней войны. Вестфальский мир 1648 г. И его значение для европейской политики.

уроки изучения нового материала

Составление

схем, таблиц,

логических

цепочек

схема

26.01

38

Государства Азии в позднем Средневековье

1

Кризис Османской империи и Империи Великих Моголов.

комбинированный

Понятийный

диктант

карта

27.02

39

Обобщающее занятие по теме: «Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени» XVI – начало XVII вв

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В4

02.02

Европа на новом этапе развития (середина XVII – XVIII вв) (9 часов)

40

Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии (1640-1660)

1

Формирование нового пространственного восприятия мира, религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества

Буржуазные революции XVII-XIXbb.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений.

Становление гражданского общества

Урок

изучения  и систематизации изученного

Опрос по

вопросам учебника

03.02

41

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения

Урок

закрепления знаний

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В5

схема

09.02

42- 43

Россия: становление великой державы.

2

Взаимоотношения с ближайшими

соседями.

Преобразования Петра I. Северная война и её итоги.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В6

карта

10.02

16.02

44-45

Россия и Европа во второй половине  XVIII в.

2

Складывание новых форм взаимоотношений между Россией и европейскими державами в эпоху Екатерины Великой. Россия в Семилетней войне.

.

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В7

карта

17.02.

23.02

46

Промышленный переворот в Англии и его последствия

1

Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма

уроки изучения нового материала

Работа в малых группах

таблица

24.03

47

Мир Востока в 18 веке.: наступление колониальной системы.

1

Британская колониальная система. Самоизоляция Китая. Ослабление и начало упадка Османской империи.

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

В8

схема

02.03

48

Обобщающее занятие по теме  «Западная Европа и Россия  в середине XVII – XVIII в.»

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Обобщающий урок

03.03

Время потрясений и перемен (конец XVIII – начало XIX вв) (8 часов)

49

Война за независимость в Северной Америке

1

Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке.

Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы

комбинированный

Понятийный

диктант

карта

09.03

50

Великая французская революция и ее последствия для Европы

1

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции

уроки изучения нового материала

Работа в малых группах

схема

10.03

51

Наполеоновские войны.

1

Складывание империи Наполеона Бонапарта. Захватнические войны.

Поход в Россию и крушение империи Наполеона.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

С1

карта

16.03

52

Отечественная война 1812 года и крушение империи Наполеона I.

1

Условия возникновения, причины и результаты революционных потрясений в эпоху Нового времени

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

С2

карта

17.03

53

Реакция и революции в Европе. 1820-1840 гг.

1

Духовный климат в Европе. Создание  Священного Союза.

комбинированный

Тест, викторина

таблица

30.03

54

 «Россия в первой половине XIX века»

1

Кризис политики просвещённого абсолютизма. Восстание декабристов в 1825 г. И внутренняя политика  Николая I.

семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

 С3

С4

Текст учебника

31.03

55

Россия и «восточный вопрос»

1

Причины возникновения «восточного вопроса». Отставание России от стран Запада.

Урок

закрепления знаний

Понятийный

диктант

таблица

06.04

56

Обобщающее занятие по теме: «Меняющийся облик мира и Россия»

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Обобщающий урок

Работа в малых группах

07.04

Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в. (12 часов)

57

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

1

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.

Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики

комбинированный

Опрос по

вопросам учебника

карта

13.04

58

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона»

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

С5

карта

14.04

59

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

1

Революционное движение в Италии и создание Итальянского государства.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

С6

Работа со схемами и картами.

20.04

60

Страны Западного полушария в XIX в.

1

Освободительное движение и революции в странах Латинской Америки.

Гражданская война в США

Урок

изучения  и систематизации изученного

Опрос по

вопросам учебника

Иллюстр.

материал

21.04

61- 62

Незавершённые преобразования в России: опыт и особенности.

2

Отмена крепостного права в России. Земская, судебная, военная и другие реформы. Контрреформы Александра III. Развитие общественного движения.

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А1-А12

схема

27.04

28.04

63

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

1

Колониальная политика Великобритании. Захваты на юге Африки. Обострение соперничества.

Урок

изучения  и систематизации изученного

Понятийный

диктант

Работа с картой и текстом учебника.

04.05

64

Россия  многонациональная империя

1

Изменения территории России. Национальная политика Российского правительства во 2-й пол 19 века.

Социальные группы.

Семинар

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

А13-А24

таблица

05.05

65

Общественно - политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX в.

1

Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма.

Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние.

Комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ  В1-В8

закрепления знаний

карта

11.05

66

-67

Наука и искусство в XVIII-XIX bb.

2

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира bXVII-XIXbb.

Культурное и философское наследие Нового времени

комбинированный

Индтвидуальные задания по КИМам ЕГЭ

С1-С6

Иллюстр.

материал

12.05

18.05

68

Обобщающее занятие по теме «Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина  XIX века»

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

Обобщающий урок

Работа в малых группах

19.05

69-

70

Резервные часы.

2

25.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...