Урок о Петре I
материал по истории (8 класс) по теме

Разработка урока о Петре I

Урок проводится на основе опережающего задания – знакомства с детством и юностью Петра I. В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно-значимый характер, так как позволяет проанализировать роль воспитания и социума в становлении личности.

Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.
 
Задача обучения: развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения личности Петра I и его роли в развитии России.
 
Задачи учения:
  1. определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;
  2. составить психологический портрет Петра I;
  3. выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие перед ним задачи.
Личностная значимость:
 
Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.
 
Тип урока: урок изучения нового материала.
 
Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его

личности.

Задача обучения: развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения

личности Петра I и его роли в развитии России.

Задачи учения:

• определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;

• составить психологический портрет Петра I;

• выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие

перед ним задачи.

Личностная значимость: Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.

Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и иллюстрациями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.

Средства обучения: учебные тексты и пособия (О.Д.Ушаков «Правители России. Цари и императоры»), иллюстрации (В.А.Серов «Петр Великий», Н.Н.Ге «Петр I допрашивает своего сына Алексея», портретные изображения Петра I), слайдовая презентация, инструкции по организации работы в группах.

Этапы урока:

1. Организационный (30 сек.)

2. Вводно-мотивационный (1-2 мин.)

3. Актуализация знаний (5 мин.)

4. Изучение нового материала:

4.1. Лабораторная работа в группах (10-15 мин.)

4.2. Практическая работа – выступление групп (10-15 мин.)

5. Первичное закрепление (2-3 мин.)

6. Выводы по уроку

7. Организация домашнего задания

ХОД УРОКА

Этап Деятельность учителя                                                                          

Деятельность учащихся урока

1. – Добрый день! Я рад приветствовать вас в Учащиеся перед началом урока

нашей исследовательской лаборатории. распределены в 3 группы. Каждая группа

Устраивайтесь поудобнее: мы начинаем имеет пакет необходимых материалов.

работу.

Учащиеся перед началом урока

распределены в 3 группы. Каждая группа

имеет пакет необходимых материалов.

2.  Вводное слово учителя:

Истоки одаренности и тем более

гениальности выдающихся исторических

деятелей – вечная загадка. Когда

обращаешься к исполинской фигуре Петра I,

невольно задаешься вопросом об истоках

известных качеств реформатора. Как

становятся великими? Каким

темпераментом отличаются исторические

личности? Какими чертами характера

должен обладать реформатор? В этих

вопросах мы и попытаемся сегодня разобраться, составив образное

представление о личности Петра I.

Слайд «Сегодня на уроке»

3. Давайте вспомним, какие задачи требовали

решения в конце XVII века, в то время когда

Петр только начинал формироваться как

личность, и которые ему предстояло решать,

став царем.

Слайд «задачи внутренней и внешней

политики»

Учащиеся называют известные им из

изученного ранее материала задачи:

Переустройство войск в регулярную армию

Замена налоговой системы (ее упрощение)

Завоевание выхода к незамерзающим

морским путям, для развития внешней

торговли

Изменение системы центрального и

местного управления

Освобождение крепостных крестьян

Административно-территориальная

реформа

4. Раскройте свои рабочие материалы,

лежащие на ваших столах. Внимательно

изучите данные Петру характеристики и

иллюстрации, изображающие Петра в

разные периоды его жизни. На основании

этих материалов составьте психологический

портрет личности Петра I, указав тип его

темперамента и наиболее яркие черты

характера. Ваша цель выяснить, был ли

Петр I в силу своего характера способен

решать стоящие перед Россией задачи.

В материалы групп включены:

характеристики Петра I, данные историками

и современниками (Приложение 1);

иллюстрации картин «Петр I» В.А.Серова,

«Петр допрашивает царевича Алексея

Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге; паспорта

4-х типов темперамента (Приложение 2);

иллюстрации у учителя

4.2 Итак, приступим к обсуждению результатов

нашей работы. Для этого один

представитель группы зачитывает, а другой

заносит на слайд составленную

характеристику.

Представители от групп выступают с

результатами своей работы. При этом дети

не знают, что каждая группа работает над

конкретным типом темперамента.

5. Что же у нас с вами получилось? Почему

Петра I можно считать и сангвиником, и

холериком, и флегматиком?

Внимательно вчитайтесь в тему урока,

какие выводы вы можете сделать?

А сейчас я попрошу вас закрепить первые

впечатления об этой загадочной личности.

Составьте синквейн о Петре I, выделив

самые значимые, по вашему мнению,

моменты изученного сегодня. Это будет ваш

групповой психологический портрет Петра I.

В ваших материалах вы найдете правила

составления синквейна.

Ребята высказывают мнение о том, что Петр

I фигура в истории спорная, неоднозначная,

загадочная и многогранная, что дать

однозначную оценку этому человеку нельзя,

что в деятельности великих каждый видит

то, что ему ближе по духу.

Он развил бурную деятельность, сломал

старые устои, нарушил традиции и даже

построил новую столицу, чтобы избавиться

от старины.

Схема синквейна дана в рабочих материалах

(Приложение 3). Результаты работы групп

снова выносятся на слайды.

6. Ребята, какое лично для вас значение имеет сегодняшний урок?

Мы увидели, насколько многогранна и

противоречива личность Петр I. Нам еще много предстоит о нем узнать на

следующих уроках, изучая его деятельность

и ответить на вопрос «Почему мятежный

Петр искал бурю?».

Учащиеся делают вывод, что любые их

поступки не будут иметь одинаковой оценки

у разных людей. Все будет зависеть от

личного к тебе отношения.

7. Сегодня вы прекрасно поработали на уроке

и получили отличный результат. Всем

огромное спасибо. А сейчас откройте

дневники и запишите домашнее задание.

Слайд «домашнее задание»

Учащиеся записывают домашнее задание в

дневник.

Синквейны:

Группа 1:

Петр I

Деловитый, отзывчивый

Создал, построил, казнил

Люблю тебя, Петра творенье

Реформатор

Группа 2:

Петр I

Невыдержанный, вспыльчивый

Создавал, реформировал, правил

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Император

Группа 3:

Царь?

Гордый, целеустремленный

Реформировал, построил, создал

Царь Петр любил порядок

Император

Открытый урок.

 г. Москва ГБОУ СКОШИ №31.

Учитель истории и обществознания Бегун Роман Витальевич.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок "Личность Петра I в оценке современников и историков"

На уроке осуществляется комплексный подход на основе реализации инновационных образовательных технологий с использованием сетевого безпроводного компьютерного кабинета....

План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»

Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...

План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»

Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...

Презентация к уроку «От Петра I к Екатерине II»

Данная презентация подготовлена к уроку по теме "от Петра I к Екатерина II"...

Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...

Конспект урока "Реформы Петра Первого"

Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...