Урок о Петре I
материал по истории (8 класс) по теме
Разработка урока о Петре I
- определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;
- составить психологический портрет Петра I;
- выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие перед ним задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его
личности.
Задача обучения: развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения
личности Петра I и его роли в развитии России.
Задачи учения:
• определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;
• составить психологический портрет Петра I;
• выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие
перед ним задачи.
Личностная значимость: Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.
Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и иллюстрациями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.
Средства обучения: учебные тексты и пособия (О.Д.Ушаков «Правители России. Цари и императоры»), иллюстрации (В.А.Серов «Петр Великий», Н.Н.Ге «Петр I допрашивает своего сына Алексея», портретные изображения Петра I), слайдовая презентация, инструкции по организации работы в группах.
Этапы урока:
1. Организационный (30 сек.)
2. Вводно-мотивационный (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний (5 мин.)
4. Изучение нового материала:
4.1. Лабораторная работа в группах (10-15 мин.)
4.2. Практическая работа – выступление групп (10-15 мин.)
5. Первичное закрепление (2-3 мин.)
6. Выводы по уроку
7. Организация домашнего задания
ХОД УРОКА
Этап Деятельность учителя | Деятельность учащихся урока |
1. – Добрый день! Я рад приветствовать вас в Учащиеся перед началом урока нашей исследовательской лаборатории. распределены в 3 группы. Каждая группа Устраивайтесь поудобнее: мы начинаем имеет пакет необходимых материалов. работу. | Учащиеся перед началом урока распределены в 3 группы. Каждая группа имеет пакет необходимых материалов. |
2. Вводное слово учителя: Истоки одаренности и тем более гениальности выдающихся исторических деятелей – вечная загадка. Когда обращаешься к исполинской фигуре Петра I, невольно задаешься вопросом об истоках известных качеств реформатора. Как становятся великими? Каким темпераментом отличаются исторические личности? Какими чертами характера должен обладать реформатор? В этих вопросах мы и попытаемся сегодня разобраться, составив образное представление о личности Петра I. Слайд «Сегодня на уроке» | |
3. Давайте вспомним, какие задачи требовали решения в конце XVII века, в то время когда Петр только начинал формироваться как личность, и которые ему предстояло решать, став царем. Слайд «задачи внутренней и внешней политики» | Учащиеся называют известные им из изученного ранее материала задачи: Переустройство войск в регулярную армию Замена налоговой системы (ее упрощение) Завоевание выхода к незамерзающим морским путям, для развития внешней торговли Изменение системы центрального и местного управления Освобождение крепостных крестьян Административно-территориальная реформа |
4. Раскройте свои рабочие материалы, лежащие на ваших столах. Внимательно изучите данные Петру характеристики и иллюстрации, изображающие Петра в разные периоды его жизни. На основании этих материалов составьте психологический портрет личности Петра I, указав тип его темперамента и наиболее яркие черты характера. Ваша цель выяснить, был ли Петр I в силу своего характера способен решать стоящие перед Россией задачи. | В материалы групп включены: характеристики Петра I, данные историками и современниками (Приложение 1); иллюстрации картин «Петр I» В.А.Серова, «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге; паспорта 4-х типов темперамента (Приложение 2); иллюстрации у учителя |
4.2 Итак, приступим к обсуждению результатов нашей работы. Для этого один представитель группы зачитывает, а другой заносит на слайд составленную характеристику. | Представители от групп выступают с результатами своей работы. При этом дети не знают, что каждая группа работает над конкретным типом темперамента. |
5. Что же у нас с вами получилось? Почему Петра I можно считать и сангвиником, и холериком, и флегматиком? Внимательно вчитайтесь в тему урока, какие выводы вы можете сделать? А сейчас я попрошу вас закрепить первые впечатления об этой загадочной личности. Составьте синквейн о Петре I, выделив самые значимые, по вашему мнению, моменты изученного сегодня. Это будет ваш групповой психологический портрет Петра I. В ваших материалах вы найдете правила составления синквейна. | Ребята высказывают мнение о том, что Петр I фигура в истории спорная, неоднозначная, загадочная и многогранная, что дать однозначную оценку этому человеку нельзя, что в деятельности великих каждый видит то, что ему ближе по духу. Он развил бурную деятельность, сломал старые устои, нарушил традиции и даже построил новую столицу, чтобы избавиться от старины. Схема синквейна дана в рабочих материалах (Приложение 3). Результаты работы групп снова выносятся на слайды. |
6. Ребята, какое лично для вас значение имеет сегодняшний урок? Мы увидели, насколько многогранна и противоречива личность Петр I. Нам еще много предстоит о нем узнать на следующих уроках, изучая его деятельность и ответить на вопрос «Почему мятежный Петр искал бурю?». | Учащиеся делают вывод, что любые их поступки не будут иметь одинаковой оценки у разных людей. Все будет зависеть от личного к тебе отношения. |
7. Сегодня вы прекрасно поработали на уроке и получили отличный результат. Всем огромное спасибо. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Слайд «домашнее задание» | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Синквейны:
Группа 1:
Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор
Группа 2:
Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император
Группа 3:
Царь?
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император
Открытый урок.
г. Москва ГБОУ СКОШИ №31.
Учитель истории и обществознания Бегун Роман Витальевич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Реформы Петра Первого"
Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....
Урок "Личность Петра I в оценке современников и историков"
На уроке осуществляется комплексный подход на основе реализации инновационных образовательных технологий с использованием сетевого безпроводного компьютерного кабинета....
План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»
Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...
План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»
Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...
Презентация к уроку «От Петра I к Екатерине II»
Данная презентация подготовлена к уроку по теме "от Петра I к Екатерина II"...
Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...
Конспект урока "Реформы Петра Первого"
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...