Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция». Конкурс-игра.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Эпиграф. "Каждый пусть-будет по-своему греком; Но только пусть будет" И. Гёте. Повторить и обобщить материал по истории Древней Греции; особое внимание уделить духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире, воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества. Командам раздается конкурсный листок. где они отмечают условным значком ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno_avtosokhranennyy.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция».

Конкурс – игра

Каждый пусть будет по- своему греком;

Но только пусть будет!

И. Гёте

Цели и задачи урока: 1) повторить и обобщить материал по истории Древней Греции;

2) особое внимание уделить духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современно мире;

3) способствовать умению работать в группах, умению обобщать и делать выводы;

4) воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества.

Команды: конкурсный листок (отмечают условным значком ответ: правильный, верный, но не полный, неправильный).

Формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи учебной деятельности;
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД:

  • анализировать (выделять главное);
  • определять понятия;
  • обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группах;
  • излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностные УУД:

  • развивать интерес к прошлому;
  • развивать сотрудничество;
  • развивать умение самооценивать себя.

Ход урока

I этап.  Определить, о  какой стране, о какой древней цивилизации можно рассказать, используя  объединенные в перечни слова.                                                                 Слайды 1 - 5

А. Алфавит, пурпур, мореплаватели, стекло, колонии.

Б. Клинопись, глина, Хаммурапи, Навуходоносор, Ворота Иштар.

В. Шахматы, Ганг, неприкасаемые, джунгли, священная корова.

Г. Нил, папирус, фараон, пирамиды, Тутмос III, Амон-Ра.

Д. Гомер, Илиада, демократия, Зевс, Олимпийские игры.

II этап.  Определить, что означают слова. Словосочетания и даты в перечнях.

А. Хор, скене, комедия, орхестра.

Б. Демос, аристократ, Солон, 594 г. До н.э.

В. Мессения, илоты, военная доблесть, лаконичная речь.

Г. Марафон, Мильтиад, 490 г. до н.э., бег на 42 км.

Д. Олимпия, статуя Зевса, атлет, 776 г. до н.э.

III этап.  Заменить отточия подходящими словами.

  1. 1. Летом … г. до н.э. в Марафонской битве показались корабли персов.

2. На должность стратега Народное собрание избрало … .

3. Афинянам в борьбе с персами помог лишь пограничный город с Аттикой … .

4. Марафонское сражение выиграли … .

       II.           1.Сразу после смерти Александра македонского его могущественная держава … .

                     2. Македонские полководцы захватывали друг у друга страны и города, перекраивая карту … .

                     3. В начале III в. до н.э. на месте державы Александра Македонского возникло много государств, главными из которых были … , … , … .

III.            1. Знаменитые игры проводились … в … года.

   2. На время … игр запрещались … .

   3. В … , расположенную в … Греции, добирались … или … дорогами.

   4. В состязаниях могли участвовать все … …  .

       IV этап.   Отвечают на вопросы.

                         1. Кто был стратегом, когда строился Акрополь?

                         2. Кто создал знаменитую статую Афины,  Зевса?

                         3. Кто написал Антигону? комедию-сказку «Птицы»?

                        Кому принадлежали эти слова, и с какими событиями они связаны?

  1. «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды».
  2. «Радуйтесь, афиняне, мы победили!»
  3. «О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».
  4. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

        V этап.     Определить о каком понятии, географическом названии, имени идет речь? Найди соответствие.

                         А. Самый богатый и могущественный из древнейших греческих городов, расположен в Южной Греции, в 15 км от моря.

                         Б. Город  в Малой Азии, по-гречески Илион.

                         В. Картина, написанная на сырой штукатурке.

                         Г. По преданию автор поэм «Илиада» и «Одиссея».

                         Д. Лесные боги.

                         Е. Богини источников.

                         Ж. Участник состязания, человек крепкого телосложения, силач.

                           З. Сосуд с двумя ручками и узким горлом, сделанный из глины. В котором хранили и перевозили вино и масло.

                        И. Один из крупнейших ученых Греции, учитель Александра Македонского.

                        К. Афинский оратор, страстный и непримиримый противник Филиппа.

                        Л. В греческих мифах девять сестер-богинь-покровительниц наук и искусства.

1. Микены.  2. Троя.  3. Фреска.  4. Гомер.  5. Сатиры.  6. Нимфы.  7. Атлет.  8. Амфора.  9. Аристотель.

 10. Демосфен.  1.1 Музы.

        VI этап. Даты и события. Определить, к какому из событий относится каждая из названных дат, и кратко описать это событие.

  1. Избрание Солона Архонтом.

а)  594 г. до н.э.

  1.  Первые олимпийские игры.

б)  776 г. до н.э.

  1. Марафонская битва.

в)   490 г. до н.э.

  1. Саламинская битва.

г)   480 г. до н.э.

  1.  Начало похода Александра Македонского вглубь Персии

д)  331 г. до н.э.

          VII этап. Чудеса света. Должны перечислить 7 античных  чудес света. Дополнительные вопросы. Какие из чудес света созданы греками? Какие из чудес света находились в Египте?

     

         VIII этап. Разделить список имен на две части, перечислив сначала мифологических  персонажей. А затем реально живших людей. Каждое имя сопровождается краткими пояснениями.

Эгей.  Тесей.  Гефест.  Геродот.  Гермес.  Гомер.  Аполлон.   Солон.  Сократ.  Софокл.  Мирон. Дионис. Перикл.  Демосфен.   Аристотель.  Геракл.  Одиссей.

         IX этап. Составь (напиши) предложения со следующими наборами слов.

  1. Перикл, Афины ,центр, Эллада (Во времена Перикла  Афины были культурным центром).
  2. Греция, острова, Эгейское море, Крит (В состав Греции входили многочисленные острова, самый большой – остров Крит).
  3. Греция, театр, Дионис, зрелище (Театр, что означает «зрелище» возник в Греции в честь бога Диониса).

       X этап. Крылатые выражения  мифов Древней Греции.

 Команды по жребию выбирают одно из заданий и

 1)правильно назвать, 2) объяснить, что означает и в связи, с чем возникло, 3) объяснить смысл употребления сегодня.

«Ткань Пенелопы»

Пенелопа – жена Одиссея из одноименной поэмы Гомера. Двадцать лет ждала она мужа. Своим многочисленным поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало. Но каждую ночь она распускала все, что сделала за день.

  • Сегодня выражение употребляется в значении ловкой хитрости.  «Работой Пенелопы называют бесконечно длящийся труд,  результаты которого уничтожаются по мере продвижения вперед.

«Ахиллесова пята»

Ахилл – один из самых сильных и храбрых героев, воспетый в поэме Гомера «Илиада». Мать Ахилла – богиня Фетида, желая  сделать  сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса.

  • Возникшее  отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабое место, уязвимое место.

«Кануть в Лету»

Летой называлась подземная река Ада. Отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение.

  • «Кануть в Лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению».

«Между Сциллой и Харибдой»

Сцилла и Харибда – два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов.

  • Отсюда выражением «между Сциллой и Харибдой» употребляется в значении: оказаться между двумя опасностями, меж двух огней.

«Панический страх»

В греческой мифологии Пан – бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Пан может наслать такой страх, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, , по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве под Марафоном.

  • Отсюда "панический страх" - безотчетный, внезапный, неудержимый страх, охватывающий человека или многих людей, вызывающий смятение. Отсюда же возникло слово "паника".

«Сизифов труд»
В греческой мифологии коринфский царь Сизиф за свои многочисленные грехи был наказан богами: в загробном царстве был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново.

  • Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

«Яблоко раздора»

В греческой мифологии яблоко раздора  - золотое яблоко с надписью "прекраснейшей", которое  подбросила богиня раздора Эрида трем богиням: Гере, Афине, Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей. Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина – мудрость и воинскую славу, а Афродита – отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту.  Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин – Елену. С этого похищения началась Троянская война.

  • Выражение "яблоко раздора" означает: причина спора, раздора

Подведение итогов урока, награждение победителей, выставление оценок.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме : " Древняя Греция"

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению знаний учащихся по теме " Древняя Греция". Данный урок проходит в виде игры " Виртуальная экскурсия" по Элладе. Учащиеся в течение урока повторя...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древняя Греция"

Данный урок позволит: •систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции •повысит интерес к изучению истории • продолжит развитие логических способностей, умение грамот...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 классИспользуемые технологии: информационно-коммуникативные технологиипроектные технологии...

Повторительно-обобщающий урок по теме Древняя Греция

Повторительно-обобщающий урок – играв 5 классепо теме «Древняя Греция»...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...