7 класс - образование и наука в XVIII веке
учебно-методический материал по истории (7 класс) по теме
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh.karta_uroka_istorii_7b_obrazovanie_i_nauka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сальникова Л.А., учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 122 г.о.Самара
Технологическая карта урока истории открытия нового знания по технологии
системно-деятельностного метода в 7 «Б» классе по теме:
«Образование и наука в XVIII веке»
(выдающиеся техники и изобретатели)
УМК: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Просвещение, 2013г)
Тема: Образование и наука в XVIII веке: выдающиеся техники и изобретатели
Тип урока: ОНЗ по технологии системно-деятельностного метода интегрированный с физикой.
Педагогические технологии: технология системно-деятельностного метода обучения, здоровьесберегающая, метод проекта, обучение в сотрудничестве.
Оценка педагогической ситуации: Урок является завершающим по теме «Образование и наука в XVIII в». Проводится вместе с учителем физики. Перенос знания с одного предмета на другой позволяет лучше усвоить материал. Используются различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль), а также различные формы и методы обобщения материала. Ученики не просто воспринимают новую для них информацию, а участвуют в ее построении под руководством учителя. Реализация системно-деятельностного метода на уроке истории – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.
Цели урока:
Предметные:
- познакомить учащихся с достижениями отечественной науки и техники, деятельностью выдающихся техников и изобретателей.
- проанализировать учебный материал и сделать вывод о предпосылках развития науки и техники в XVIII в.
- определить влияние государства на развитие науки и техники.
Метапредметные:
- научить учащихся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, презентации, заполнять таблицу (обобщать учебный материал) и представить его в виде таблицы, презентации.
- формировать способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию.
Личностные:
- формировать способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
- формировать коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполняя задание учителя. (работа в малой группе)
- формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания своей этнической принадлежности.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, таблицы для заполнения и для оценивания работы на уроке
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Этапы урока | задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД: Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К - коммуникативные | Название используемых ЭОР |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 2 минуты | Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности | Ребята, давайте вспомним тему, которую начали изучать на прошлом уроке | Наука и образование в XVIII в. | Самоопределение к деятельности (Л) Целеполагание (П) | |
Какие вопросы мы еще не знаем по данной теме? | Выдающиеся техники и изобретатели | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (Л) | |||
А как вы думаете, какое отношение к истории имеют техники и изобретатели? А что вы о них знаете? Хотите узнать больше? | Их изобретения внедрялись в производство страны, способствовали развитию экономики, а, следовательно, развитию государства | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) | |||
Какова же цель нашего урока? | Познакомиться с достижениями выдающихся техников и изобретателей | ||||
Но наш урок сегодня не совсем обычный. Ведь многие изобретения связаны с развитием такой науки, как физика. Мы попытаемся увидеть взаимосвязь истории и физики; как развитие физики способствовало техническому прогрессу. Сегодня у меня будут помощники, которые в своей таблице отметят вашу активность на уроке: ответы на вопросы, дополнения, комментарии, создание презентации и др. (Учитель называет по 1 ученику на каждом ряду). | Учащиеся знакомятся с таблицей и критериями оценивания работы на уроке. (См. приложение № 1) | ||||
2.Актуализация знаний 7-10 минут | Подготовить мышление учащихся к восприятию нового материала. Повторить ранее изученный материал. | Чем вы объясняете усиленное внимание Петра 1 к развитию научных знаний? (При затруднении учащиеся могут обратиться к учебнику стр. 137-138) | Интерес к знаниям сохранялся у Петра 1 на протяжении всей жизни. Проводил много реформ, строились мануфактуры – а для этого требовались грамотные люди. Школа, основанная лишь на церковных знаниях, как и посылка талантливых людей за границу для обучения, не могут дать хорошего результата. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Отечественная медицина, государственная горно-разведческая службы, астрономия, научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей. | Мыслительные операции (анализ, обобщение, синтез (П). Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с поставленными вопросами (К). Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П). Волевая саморегуляция (Р) | Слайд № 2 |
Во второй половине 18в продолжалось начавшееся при Петре 1 интенсивное развитие отечественной научной мысли. Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. - Учитель предлагает учащимся вспомнить термины «мануфактура», «пугачевщина» | Учащиеся дают определение этим терминам | Слайд № 3 Слайд № 4 | |||
-Ребята, а как вы думаете, существует ли взаимосвязь между этими понятиями? | Да, на мануфактурах были тяжелые условия труда, а это одна из причин восстания под руководством Пугачева | ||||
| Ребята, как вы думаете, почему в 18в пробуждается интерес к технике, ко всему механическому? | Потребности промышленности, стремление облегчить труд народа, политика государственной поддержки отечественной науки (запись в тетрадь) | Слайд № 5 | ||
3.Усвоение содержания нового учебного материала. 20 минут | Помочь учащимся достичь цели урока (познакомиться с выдающимися техниками и изобретателями) с помощью системно-деятельностного метода. Формировать умение обобщать и систематизировать знания в форме таблицы и презентации | Ребята, вашему вниманию будут представлены фрагменты проекта по данной теме группы учащихся. Ваша задача: слушая выступления одноклассников, заполнить таблицу, лежащую у вас на столе (см.приложение таб.2). Работаете парами, соответственно пишите две фамилии. По 2 балла за каждое правильно выполненное задание. Итого 10 баллов. Учитель физики проводит эксперимент: «физические основы теплового двигателя» Пробирка с водой – нагревается – энергия пара переходит в энергию пробки, которая приходит в движение и тележка движется. Энергия пара стала служить человеку. Если говорить о научно-технической революции, то можно увидеть развитие техники на нашем примере: машина паровая – тепловой двигатель – двигатель внутреннего сгорания | - выступления учащихся (см.приложение Нартов, Кулибин, Фролов, Глинков и др) Работа учащихся по обобщению предложенного материала в виде таблицы. Задания выполняются в парах, комментируя их друг другу, анализируя и рассуждая. Учащиеся принимают участие в анализе и объяснении наблюдаемого эксперимента. Делают вывод о значении создания паровой машины | Осуществлять запись выборочной информации по заданной теме с помощью ИКТ (П) Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р) Осознание ответственности человека за общее благополучие страны (Л) | Слайды № 6,7,8,9 |
4.Обеспечение осознанности сформированных знаний 5-7 минут | Включить новый способ действий в систему знаний, при этом проверить и закрепить полученные знания | Учитель физики проверяет обобщающую таблицу (последнюю колонку – раздел физики) Учитель истории проверяет значение изобретений для развития государства и помогает учащимся обобщить знания. На этом этапе входе фронтальной беседы учителем и самопроверки учащихся осуществляется контроль знаний | Учащиеся проговаривают изобретения и соответствующий раздел физики. Возможна коррекция, как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. Учащиеся проговаривают в обобщенном виде значение изобретений для государства и записывают в тетрадь. В целях экономии времени лучше раздать учащимся схему в готовом виде (вставить в тетрадь) ( приложение №3) - техническое переоснащение производства - переход от ручного труда к машинному - повышение производительности труда - подготовят промышленный переворот в 30-80гг 18в. - русские изобретатели внесли ценный вклад в развитие мировой науки | Осуществлять синтез составления целого из частей (П) Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (К) Формулировать собственное мнение и позицию (К) Различать способ и результат действий (Р) | |
5.Рефлексия деятельности 3 минуты | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы получения нового материала и границы его применения Написать эссе о ученом или изобретателе 18в. | Ребята, что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Какую цель вы поставили в начале урока? Вы достигли поставленной цели? Докажите. Оцените свою деятельность и дельность своих одноклассников. На этапе в подведении итогов помогает учитель физики. Количество баллов и оценки озвучиваются учителем на следующем уроке. | Подвести итог нашей работы Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Возможно, даже намечают цели, дальнейшей деятельности. Сдают учителю заполненные таблицы. Помощники учителя выносят на доску в итоговую таблицу листы оценивания работы учащихся на уроке. | Способность к самооценке своих действий (Л) Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р) Оценивать правильность выполнения действий на уровне соответствия результатов требованиям данной задачи (Р) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р) Все познавательные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...
кроссворд по теме "Образование и наука в 19 веке"
Кроссворд по теме "Образование и наука" рекомендуется для обучающихся 8 класса. Составлен по учебнику "История России 19 век" авторы: А.А.Данилов Л.Г.Косулина М, "Просвещение" 2010 год...
ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.
Тематическое планирование раздела уроков истории (модульная система) "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...
урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...
Развитие системы образования в Росси в XVIII веке
Урок истории в 10 классе...
Образование в России в XVIII веке
Образование в России в XVIII веке...
Петербург как центр просвещения, образования и науки в XIX веке
Презентация на тему Петербург как центр просвещения, образования и науки в XIX веке. Выполнила ученица 8 б класса Виктория Морозова....