Развитие системы образования в Росси в XVIII веке
презентация к уроку по истории
Урок истории в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sistemy_obrazovaniya_v_rossii_v_xviii_veke_.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Развитие системы образования в России в XVIII веке»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока Урок - исследование
Цель урока формулируется и объявляется учителем.
Цель урока: Раскрыть значение образования в России в XVIII в.
Задачи урока: Изучить материал об изменении системы образования в России в XVIII в.; Развивать умения работать с различными источниками, обобщать и систематизировать изученный материал; Воспитывать коллективизм и умение работать в группах.
Используемая технология Проблемного обучения; уровневой дифференциации.
Методы: частично-поисковый наглядный словесный практический
Оборудование Учебник по истории России Раздаточный материал – документы Статистические материалы
Этапы урока 1. Организационный момент. 2. Введение в тему: мотивация. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Основная часть. Работа в группах. 5. Рефлексия. Подведение итогов. 6. Домашнее задание .
Подготовительный этап 1)Трем учащимся дается опережающее задание: подобрать информацию из учебной и дополнительной литературы о системе образования в России в допетровское время, о Петровских преобразованиях системы образования, о развитии системы образования в правление Екатерины II 2) Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает задание по исследованию развития образования в допетровское время, о Петровских преобразованиях системы образования, о развитии системы образования в правление Екатерины II (работа по подбору информации из учебной и дополнительной литературы)
Инструкция по организации работы в группе: 1. Состав группы: 2. Руководитель: Основные требования к работе на уроке: 1. Ознакомьтесь с заданием для группы 2. Выберите руководителя группы Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы 3. Подобрать информацию по реформе, проанализировать её, найти ответы на вопросы. 4. Выбрать выступающего. Его задача представить результаты работы группы классу и учителю.
Организационный этап Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка.
1.Организационный момент Задача: Как вы понимаете слова Петра I Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.
Вводное слово учителя Учитель подчеркивает значение преобразований Петра I и их влияние на развитие российского общества.
Проблема: Реформирование системы образования в XVIII веке способствовали подъему и развитию России.
2 . Актуализация опорных знаний Актуализация изученного материала, необходимо- го для «открытия новых знаний» Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях . Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В связи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ. Вопрос: В чем проявились реформы образования Петра I ?
2 . Актуализация опорных знаний Ученикам предлагается высказать свои понятия, ассоциирующиеся у них с преобразованиями Петра I в системе образования Учитель на доске выстраивает схему Система образования Обучение дворян Система профессионального образования Академия наук Морская академия Обязательность образования Кунстка-мера Введение гражданской азбуки
3. Основная часть. Трое учащихся выступают с сообщениями по теме: система образования в России в допетровское время, Петровские преобразования системы образования, развитие системы образования в правление Екатерины II
Система образования в России в допетровское время Укрепление Московского государства повлекло за собой и подъем образования. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. .
Система образования при Петре I Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии».
Система образования при Екатерине II За основу были взяты прусская и австрийская системы образования.Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.
Вопрос: В чем специфическая особенность развития системы образования в России в 18, при Петре и Екатерине?
Вывод: Реформирование системы образования в 18 веке было направленно на развитие России.
Проблема Реформирование системы образования в XVIII веке способствовали подъему и развитию России.
Работа в группах Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об изменениях в системе образования в России в XVIII в. Приемами работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение. Первая группа исследует уровень развития образования в допетровское время. Для этого она использует текст учебника, данные текста , предложенного учителем (Приложение 1). Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:
Вопросы группе 1 - Что изменилось в методике начального обучения -Что такое "азбуковники»
Работа второй группы Вторая группа исследует изменения в системе образования при Петре I (Приложение 2) Работа в группах
Вопросы группе 2 -Какие принципиальные изменения произошли в системе образования при Петре I ? В чем по сути оказалась не сословная система образования Петра I ?
Работа третьей группы Третья группа исследует развитие образования при Екатерине II (Приложение 3) Работа в группах
Вопросы группе 3 1. В чем выразились новые задачи стоящие перед школой? 2. Какова была воспитательная концепция Екатерины II ?
На выполнение задания учащимся дается 10–15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. Ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их, делая соответствующие выводы. По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.
Система образования в России в допетровское время Система образования при Петре I Система образования при Екатерине II Проверка работ групп.
5. Рефлексия деятельности Реформирование системы образования в 18 в способствовали подъему и развитию России? Если да, то в чем это проявилось? Если нет, то почему?
6. Домашнее задание Инструктаж выполнения домашнего задания 1. § 32 учебника. 2. Написать эссе на тему: «Роль личности правителя в реформировании системы образования» (На примере Петра I , или Екатерины II)
Спасибо за внимание!
Приложение 1. Система образования в России в допетровское время С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились "азбуковники", т.е. толковые словари для учащихся. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. И буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). Преподавалась практическая геометрия, астрономия. Очень высок был интерес к истории. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. При создании в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или "школы словенского книжного писания"), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и "всякого чина москвичи" вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха .
Приложение 2. Система образования в России при Петре I Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. В 1714 году образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые "цифирные школы", обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования. Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д.
Приложение 3. Система образования в России при Екатерине II Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные тесты по теме "Внешняя политика России в XVIII веке"
Тесты предназначены для текущего и итогового контроля знаний учащихся 10-го класса по теме "Внешняя полиика России в XVIII веке", учебник А.А. Левандовского (базовый уровень"...
Мини-ЕГЭ по теме "Россия в XVIII веке"
Нейтрализовать страх учащихся перед ЕГЭ помогут мини-тесты по пройденным темам. Учитель может сделать распечатку для каждого ученика, проверенные работы вклеиваются в тетрадь. Это поможет сэкономить в...
Викторина "Россия в XVIII веке"
Викторина "Россия в XVIII веке"...
Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».
Методическая разработка контрольной работы № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...
презентация по истории России на тему: "Перемены в хозяйстве и общественном строе России в XVIII веке (7 класс)
Данная презентация составлена на основе учебника Д.Д. Данилова ("Школа 2100") для 7 классов. На уроке широко используется самостоятельная работа учащихся по решению проблемного задания (проблемн...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Образование в России в XVIII веке
Образование в России в XVIII веке...