Урок-лекция. Цивилизация.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Класс: 10
Цель: рассмотреть истоки происхождения термина «цивилизация».
Задачи:
- Образовательные:
Рассмотреть основные черты западной и восточной цивилизации.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;
Развивающие:
Развивать умение анализировать факты, делать выводы, формулировать свое мнение.
Тип, вид урока: изучение нового (урок-лекция).
Оборудование: Карта «Древний мир»
Используемая литература: учебник.
План
1.Понятие «цивилизация».
2.Теории цивилизаций.
3.Признаки цивилизации.
4. Основные черты западной и восточной цивилизации.
5. Ценности древних цивилизаций.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
ЛЕКЦИЯ
Цивилизация (термин возник в середине XVIII в.)---------------------- (период промышленности) высшая и универсальная ступень развития
Варварство ------------------------------- (производящее хозяйство)
Дикость --------------------------- (присваивающее хозяйство)
Впервые слово цивилизация употребил французский историк Мирабо Старший (1715 – 1789) в 1756г. Несколько позже, в 1767 г., его использовал шотландский просветитель А.Фергюсон (1723 – 1816) в трактате «Очерк истории гражданского общества». В своем трактате он писал: « Не только индивид растет от детства к зрелости, но и сам человеческий род - от грубости к цивилизации». Однако первые представления о цивилизации появились еще в эпоху античности. Древнегреческий историк Фукитид считал признаками цивилизованности государственность, которая обеспечивает общественный порядок, высокий уровень культуры и благосостояния, защищенность прав личности.
Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.
Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;
б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах
гуманизма, обеспечивающего права личности;
в) совокупность материальных, духовных достижений общества
в его историческом развитии;
Теории:
а) линейная (европоцентристская)
историческое развитие осуществляется в рамках единой мировой цивилизации. Моделью выступает
Западная Европа.
б) марксистская
стадия развития, следующая за дикостью и варварством;
в) «осевое время» (немецкий социолог К.Ясперс:
-доосевое время: первобытная культура;
-осевое время: древняя Греция;
-послеосевое время: западная и восточная цивилизации;
г) стадиакальная:
- доиндустриальная;
- индустриальная;
- постиндустриальная;
д) локальная:
-цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.
- преемственные: индийская и др.
- спутники: японская, корейская и др.;
- неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;
- застывшие: эскимосская, спартанская и др.
А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.
Признаки цивилизации:
- этническое и территориальное единство;
- наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
- наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
- наличие государства (не всегда);
Основные черты восточной цивилизации:
- примат коллективного труда;
- преобладание государственного сектора;
- медленное вхождение в рыночные отношения;
- коллективизм;
- власть выше закона;
- религиозность;
- патриархальность;
- мышление эмоциональное;
- сословность и кастовость;
Основные черты западной цивилизации:
- примат частного труда;
- развитые рыночные отношения;
- гражданские права и свободы;
- демократия;
- прагматизм;
- рационализм;
- закон превыше всего;
- плюрализм мнений;
- реализм;
- права человека - превыше всего.
Ценности древних цивилизаций.
Североамериканская цивилизация (майя):
а) условия формирования цивилизации:
- производящее хозяйство,
-миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;
б) образ жизни:
- религия- язычество;
- культ Луны;
в) занятия:
- охота;
- собирательство;
г) главные ценности:
- трудолюбие;
- уважение к природе, умение ее понимать;
- примиренческое отношение к жизни;
д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;
е) достижения цивилизации:
- развитое военное дело;
- узелковое письмо (кипу);
- четкая система воспитания;
- орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);
- почтовая служба при помощи скороходов (часки);
ж) судьба цивилизации:
ослаблена раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.
Древнеегипетская цивилизация
а) условия формирования: река Нил
б) образ жизни:
- религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,
возникает вера в бессмертие души и воскрешение;
- воспитание- школа давала только грамотность;
- обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;
-восточная деспотия (безграничная власть фараона);
в) занятия:
- ирригационное земледелие;
г) главные ценности:
- грамотность;
- трудолюбие;
- уважение к природе, умение ее понимать;
- покорность, примиренческое отношение к жизни;
д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;
е) достижения цивилизации:
- развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);
- солнечные часы, календарь, колесо;
- медицина: наркоз, лечебные травы;
- письменность;
- живопись и скульптура;
ж) судьба цивилизации:
ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.
Древнеафинская цивилизация
а) условия возникновения:
возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;
б) образ жизни:
- религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;
в) экономические особенности:
- труд свободных крестьян, рабов мало;
- основной источник дохода - торговля;
г) занятия:
- земледелие;
- торговля;
- ремесло;
- наука;
- спорт;
- искусство;
д) политические особенности:
- республика (аристократическая и демократическая);
- выборы власти;
- разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную
(стратег) и судебную (суд);
- всеобщая воинская обязанность;
- равенство перед законом;
е) воспитание детей:
-школа- центр развития личности;
ж) ценности цивилизации:
- высокий уровень культуры;
- патриотизм;
- свободомыслие;
з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;
и) достижения:
- демократия;
- философия;
- олимпийские игры;
- театр;
к) судьба цивилизации:
в IV в. до н.э. завоевана А. Македонским.
Древнеримская цивилизация
а) условия формирования:
- в VIII в. до н.э. латины, италики;
- сухой климат;
- морская цивилизация;
б) образ жизни:
- религия - язычество, боги- помощники;
- гадания, жрецы-пантифики;
- патриции и плебеи;
в) занятия:
- земледелие (виноград, рис, кукуруза);
- скотоводство;
- ремесло;
г) политические особенности:
- монархия - аристократическая республика- империя;
д) достижения:
- римское право- «XII таблиц», « Свод гражданского права Юстиниана»;
- христианство;
- строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;
е) идеал: благо государства выше личных интересов;
ж) судьба цивилизации:
476 г. разгром вандалами (германскими племенами).
Дискуссия: почему погибали древние цивилизации?
Тестирование.
1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:
1) локальная 2) информационная 3) традиционная 4) индустриальная
2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся
1) переход от собирательства к производящему хозяйству
2) человек как критерий цивилизации
3) общественное богатство как фундамент цивилизации
4) все суждения верны
3. К ценностям западной цивилизации не относится
1) индивидуализм
2) ориентация на изменение мира
3) коллективизм
4) предпочтение вещественных отношений
4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)
1) коллективизм
2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма
3) следование традициям, а не новациям
4) демократия
5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:
1) Восток, Запад, Север и Юг
2) США и остальной мир
3) страны «большой восьмерки» и остальной мир
4) Восток и Запад
6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся
1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство
4) все суждения неверны
7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся
1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство
4) все суждения неверны
8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны
1) для аграрного общества
2) для традиционного общества
3) для восточной цивилизации
4) для западной цивилизации
9. Выберите правильный ответ.
Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)
1) расширение знаний людей о природе
2) начало организованной производственной деятельности человека
3) замена потребляющего типа хозяйства производящим
4) возникновение основных мировых религий
10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится
1) демократическая форма правления
2) классическое рабство
3) полис
4) кочевое скотоводство
Самопроверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"
конспект у рока русского языка в 10 классе...
Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции
Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...
Урок-лекция, урок решения задач "Математика о вреде курения"
Урок проведён в рамках месячника по пропаганде ЗОЖ в 6 классе коррекционной школы. В тексте приведены интересные факты о вреде, наносимом курением организму....
Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)
Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...
Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.
Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....