Сценарий исторического урока для 5-го класса «Пушкинский Петербург»
Цели и задачи урока:
• помочь учащимся представить облик Санкт-Петербурга и его культурную жизнь во времена поэта;
• наполнить содержанием понятие «пушкинский Петербург»;
• развивать диалогическую и монологическую речь, креативное мышление;
• формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
• прививать любовь к культурному достоянию страны;
• формировать представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Достичь целей урока позволяют 2 интерактивные презентации («Пушкинский Петербург» и «Балы 19века»), видеоматериал (Вальс), соответствующая музыка, исторические детали (веер, цилиндр) и привлечение учеников к активному погружению в историческую эпоху.
Ход урока
Вступление:
Пушкин за работой (сидит мальчик в образе поэта, включается классическая музыка, идет презентация с фото Петербурга и со строчками из поэмы «Медный всадник»)
Ведущий 1: Ребята, кого вы сейчас видели (ответы учеников). Правильно! А догадались ли вы о каком городе шла речь в стихотворении и по фото? (ответы учеников) Может быть кто-нибудь готов нам предложить нам тему урока? (опрос вариантов 2-3)
Ведущий 2: ваши варианты очень интересны, но мы предлагаем вместе с вами окунуться в эпоху Пушкина и посетить светский бал, которые частыми событиями были в Петербурге 19века. А поэтому тема урока «Пушкинский Петербург».
Ведущий 1: А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о :
В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн. Вопрос классу: «А вы знаете чем Пушкин был связан с Петербургом» ? (ответы учеников)
Ведущий 2: обобщает ответы учеников, словами «А давайте еще раз вспомним некоторые детали биографии Пушкина, связанные с его жизнью в Петербурге» комментирует заранее подготовленную презентацию.
Впервые в Петербург А.С.Пушкина привез его дядя – В.Л.Пушкин для определения во вновь открывшееся учебное заведение – Царскосельский лицей.
дом Пущиных на набережной реки Мойки стал для Пушкина родным. С И.И. Пущиным А.С. Пушкин познакомился во время поступления в Царскосельский лицей. С тех пор они стали друзьями. Пушкин часто бывал в гостях у своего друга.
Ведущий 1: На Фонтанке, близ Калинкина моста, прошли первые три года петербургской жизни А.С. Пушкина после окончания Лицея. Здесь он жил со своими родителями – Сергеем Львовичем и Надеждой Осиповной. В квартире родителей поэт занимал небольшую комнату. «Мой угол тесный и простой…»,- так он говорил о своем неприхотливом жилище. Поэтому в доме Пушкиных гостей было мало. В Коллегии иностранных дел после окончания Лицея в небольшом чине коллежского секретаря служил А.С.Пушкин. Но дипломатическая карьера его не привлекала.
Ведущий 2: это конечно не все факты из жизни Пушкина, связанные с Петербургом, поэтому в с
Записываем домашнее задание: используя дополнительную литературу и интернетисточники, заполните таблицу
Место в Петербурге С чем оно связано в жизни писателя и поэта
Ведущий 1: Ребята, а вы знаете что-нибудь о балах? (ответы учеников). Бал 19 века, к слову сказать, на котором бывал и сам Пушкин – событие пышное, богатое, сопровождалось музыкой и танцами, но главное это строгое соблюдение правил поведения, принятых в высшем обществе. Внимание на экран.
Ведущий 2: Рассказ по слайдам 2-8 под классическую музыку. А сейчас вам задание: необходимо 3 мальчика и три девочки, которые за 2 минуты должны из списка предметов гардероба выбрать женские и мужские. Засекаем время. … А чтобы проверить обращаемся к презентации.
Ведущий 1: Теперь пришло время поговорить о бальном этикете, без которого не мыслимо не одно светское мероприятие. Рассказ по слайдам 10-14. После того как вы познакомились с этими правилами, давайте их испытаем. Представим, что мы на балу, а для наглядности приглашаем мальчика и девочку. Ваша задача вспомнить правила приглашения кавалера дамы на танец и проиграть, а даме главное про веер не забыть.
Ведущий 2: Молодцы, вас хоть сейчас можно на бал отправить, хотя нет это еще не все, а главное то мы еще не казали. Ой а кто же это к нам идет (включается видео вальса и заходят танцующие под др. музыку 3-4 элемента). Вот это да настоящие пушкинские герои Е.О. и Т.Л. и прямо с бала. Ребята, а давайте попросим и нас научить вальс танцевать. Друзья вы согласны?
Танцующие: Конечно, будем рады. К себе мы приглашаем мальчика и девочку, остальные разбиваются на пары произвольно на местах. Вначале без музыки, а потом под музыку.
Ведущий 1: Вальс очень красивый танец, но не единственный на балу, посмотрите опять на экран. Рассказ по слайдам 15-19, а после 17 – показать видео мазурка.
Ведущий 2: Ребята, что же вам запомнилось о балах во времена Пушкина. А понравился ли вам наш урок? (Блиц опрос пятиклассников) Спасибо за внимание и до свидания!