Прикосновение к родному краю
статья по истории на тему
Учитывая специфику контингента обучающихся в коррекционной школе, за время своей практической деятельности в качестве учителя общественных дисциплин я пришла к выводу о необходимости дополнения курса истории сведениями краеведческого характера, что позволяет создать более осязаемым образ исторических явлений. Кроме этого, материал об истории родного края усиливает мотивацию к усвоению предмета, позволяет в работе с детьми, ограниченными возможностями зрения, использовать разнообразные формы работы (экскурсии, учебные прогулки, образовательные путешествия, творческие мастерские, литературные гостиные и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prieosnov_e_rodn.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Прикосновение к истории родного края
Уроки истории направлены на формирование у слабовидящих учащихся правильных представлений об окружающей действительности, развитию образного и логического мышления, памяти, что позволяет полнее и глубже усвоить исторический материал. На этих уроках слабовидящие школьники овладевают разносторонними знаниями, расширяют свой кругозор, что благотворно влияет на их общее развитие.
При правильно организованном учебном процессе на уроках истории осуществляется коррекция психического развития детей. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика помогает в формирование личностных качеств гражданина, подготовке подростка с данными нарушениями к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускника в обществе. В школе IV вида рекомендуется более широкое привлечение чувственного опыта, который направлен на конкретизацию знаний слабовидящих учащихся, формирование и коррекцию представлений исторических явлений путём непосредственного их восприятия с помощью сохранённых анализаторов.
Особенности восприятия слабовидящих детей; специфика пребывания их сначала в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, затем в изолированных условиях школы-интерната; тот факт, что большой процент наших учащихся имеет наследственные зрительные дефекты, а их родители – инвалиды по зрению часто в прошлом выпускники этой же замкнутой образовательной системы, - все это в значительной степени может ограничивать круг общения с окружающим миром, сужать возможности реализации желаний и способностей наших выпускников. Не секрет, что они испытывают трудности в профессиональной ориентации и трудоустройстве, получении престижной профессии, сталкиваются с проблемами, связанными с недостаточной подготовкой к семейной жизни, неумением решать отдельные вопросы быта. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической и культурной жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных установок, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействия с ним, включающее:
- связь с прошлым, наличие культурной, исторической, национальной памяти;
- устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;
- полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах, что возможно только при познании своего жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, осознание процессов, происходящих рядом.
Учитывая специфику контингента обучающихся в коррекционной школе, за время своей практической деятельности в качестве учителя общественных дисциплин я пришла к выводу о необходимости дополнения курса истории сведениями краеведческого характера, что позволяет создать более осязаемым образ исторических явлений. Кроме этого, материал об истории родного края усиливает мотивацию к усвоению предмета, позволяет в работе с детьми, ограниченными возможностями зрения, использовать разнообразные формы работы (экскурсии, учебные прогулки, образовательные путешествия, творческие мастерские, литературные гостиные и т.д.). Все направления изучения краеведческого материала отражены в моей модифицированной коррекционно- развивающей общеобразовательной программе факультативного курса «История Брянского края», который призван способствовать культурному, эстетическому, нравственному развитию учащихся и, что особенно важно для детей с сенсорными недостатками, готовить их к адаптации в обществе.
Мои ученики очень любят учебные прогулки, цель которых расширение, углубление, закрепление полученных знаний, накопление опыта освоения объектов городской среды в новой ситуации. Источниками знаний в форме проведения такого занятия выступает не только учитель, но и сами объекты историко- культурного наследия, которые помогают ученикам найти ответы на поставленные мной задания. Например, во время изучения материала «Брянщина в годы Великой Отечественной войны» был разработан городской маршрут по местам боевой славы, с целью создания конкретно-образной основы для лучшего усвоения слабовидящими учащимися полученных знаний по изученному материалу, а главное-реализация патриотического воспитания подрастающего поколения. При изучение тем «Храмовое строительство на Бряншине», «Князья Трубецкие» активно использую в своей работе центральный парк нашего древнейшего города Трубчевска, где архитектурный облик Свято-Троицкого собора (конца XII- первой трети XIIвв.) дополнен уникальным историко-краеведческим памятником - фамильной усыпальницей князей Трубецких, основателей нашего славного города.
Но особой популярностью среди моих учеников пользуются экскурсии в Трубчевский краеведческий музей, в залах которого, благодаря кропотливому труду сотрудников, собраны уникальные коллекции экспонатов по истории нашего города и его окрестностей с древнейших времён. Опытные экскурсоводы проведут нас по залам «Трубчевск эпохи «Слова о полку Игореве»», «Славные витязи Трубчевска», «Чайка русской эстрады А.Д.Вяльцева» и многим другим, что позволит детямс ограниченными возможностями зрения образно ощутить историю родного края.
В плане коррекции познавательной деятельности слабовидящих учащихся в работе музея заложен огромный потенциал, который определяется следующими функциями:
- развивающая – музей как центр творческого общения, развития и досуга;
- образовательная – музей многопрофильный и междисциплинарный центр;
- социально-адаптационная – музей как консультативный центр, предоставляющий возможность различных режимов общения.
Данный вид экскурсий тесно связан с учебным материалом моего факультативного курса «История Брянского края», так как является формой проведения обобщающих занятий по следующим темам:
Тема, раздел рабочей программы факультативного курса «История Брянского края». | Тема экскурсии в МБУК Трубчевский музей и планетарий». |
Брянский край в древности. | Клады рассказывают. Андский клад. Памятники культуры в эпоху древности. |
Брянский край в составе Киевской Руси в IX-XII вв. | Трубчевск эпохи «Слова о полку Игореве», Трубчевск в X-XII вв. |
Брянское княжество во второй половине XIII-XVI вв. | Трубчевское княжество во второй половине XIII-XVI вв. |
Брянский край в XVIII в. | Трубчевск XVIII века. Трубчевское купечество XVIII в. |
Брянщина в первой половине XIX в. | Трубчевское купечество начала XX в. Жизнь и быт трубчан в XIX в. Чайка русской эстрады А.Д.Вяльцева. |
Брянщина в годы Великой Отечественной войны. | Трубчевск в годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.Трубчане - участники военных событий. |
Уникальность и значение факультативного курса «История Брянского края» в том, что он органически связан с практической жизнью, нацелен на воспитание патриотизма и любви к малой Родине. При правильной организации, курс может стать тем связующим звеном, которого не хватает для объединения знаний по литературе, истории, географии, их актуализации, для перенесения этих знаний в социальную среду наших воспитанников.
Кузьменко Наталья Ивановна, учитель истории I категории
ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...