Международные отношения в 30-е годы XX века
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Конспект урока всеобщей истории (9 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vseobshchey_istorii_9_klass.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок всеобщей истории 9 класс «Международные отношения в 30-е годы».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,
причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;
способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.
Оборудование урока: учебник, исторические документы.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
3. Несостоятельность Лиги Наций.
4. Военно-политический блок «Берлин – Рим - Токио».
5. Мюнхенский сговор 1938 г.
6. Провал идеи коллективной безопасности.
Ход урока:
В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?
Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)
Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).
Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).
Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).
А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).
Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)
Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.
2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия. Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща. Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис.
До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.
У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: - Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?
Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.
Германия - пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».
Т.о., к 1936 г.- путь к перевооружению был расчищен.
3. Несостоятельность Лиги Наций.
В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.
В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.
И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.
4. Военно-политический блок «Берлин – Рим - Токио».
Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.
Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».
Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.
5. Мюнхенский сговор 1938 г.
Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.
29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.
6. Провал идеи коллективной безопасности.
В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.
Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.
У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.
23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.
Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 8 класс Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.
Конспект занятия посвященного Международным отношениям в к 20 - н. 21 в...
Международные отношения в 30-х годах
план урока и презентация...
Урок истории на тему: "Особенности международных отношений в 20 -30 гг. 20 века"
В 2014 году исполнилось ровно 75 лет с начала самой кровопролитной, самой разрушительной, самой жестокой из всех войн – Второй мировой войны.С чего же все начиналось? Что произошло 75 лет назад, ...
Урок истории. Международные отношения в 30-е гг. ХХ века
Урок истории на котором рассматривается проблема "Можно ли было предотвратить войну" на основании исторических источников 30-хгг ХХ века...
«Международные отношения в 30-е гг. ХХ века»
Разработка урока по данной теме в виде технологической карты....
Международные отношения в 30-е гг. XX века
Тест к уроку истории в 10 классе...
Самостоятельная работа по всеобщей истории на тему: «Международные отношения в 30-е годы 20 века»
Самостоятельная работа по всеобщей истории на тему:«Международные отношения в 30-е годы 20 века»...