Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему
Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vystuplenie_dekabristov.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Династический кризис1825года.Выступление декабристов».
Класс: 8 класс МБОУ «СОШ №52» города Ульяновска.
Цели: 1.Обучающие:
1) Показать на примере выступления декабристов
наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-
крепостнической системой.
2) Проанализировать оценки выступления
декабристов, сформулировать и аргументировать
собственную позицию по данному вопросу.
2.Развивающие:
1) Продолжить работу над формированием УУД
на различных этапах урока:
-психологических (умение слушать, запоминать)
-учебно-интеллектуальных (умение анализировать,
аргументировать, выделять главное)
-учебно-познавательных (умение составлять
конспект, участвовать в дискуссии).
-поисково-информационных (умение работать с
картой, с хронологией, с понятиями, с персоналиями).
3.Воспитательные:
1) Показать выступление декабристов, как
проявление чувства гражданского долга,
патриотизма.
2) Способствовать формированию у учащихся
гражданской позиции.
План урока:
1.Династический кризис 1825 года.
2.Выступление декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
3.Суд над декабристами.
Оборудование урока:
1.Карта «Российская империя в 1801-1861годах».
2.Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. -М.,1997.
3.Словарь понятий и терминов.
4.Стенды:
- «Декабристы»
-«Выступление декабристов 14 декабря 1825года»
-«Декабристы в Сибири».
5. Презентация «14 декабря 1825 года»
6.Транспарант: «Мы были дети 1812 года. Принести в
жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству, было пробуждением. Наши чувства были чужды эгоизма».
(М.И.Муравьев-Апостол).
7.Памятка для учащихся: «Памятка участника обсуждения».
8.Портреты царей : ПавлаI ,АлександраI ,НиколаяI .
Основные понятия и термины:
1.Декабристы-
2.Декабризм-
3.Династический кризис-
4.Сенат-
5.Конституция-
6.Манифест-
7.Диктатор-
8.Каре-
9.Кронверк-
10.Восстание-
11.Мятеж-
12.Акт гражданского неповиновения-
Основные даты:
1.14 декабря 1825года.-выступление декабристов на
Сенатской площади.
2.29 декабря 1825года.-3 января 1826года.-восстание
Черниговского полка.
Персоналии:
1.Великий князь Константин Павлович
2.Великий князь Николай Павлович
3.Н.С.Мордвинов(адмирал, член Государственного Совета)
4.М.А.Милорадович(генерал-губернатор Петербурга)
5.С.П.Трубецкой
6.П.Т.Каховский
7.П.И.Пестель
8.С.И.Муравьев-Апостол
9.М.П.Бестужев-Рюмин
10.К.Ф.Рылеев
Тип урока : Урок по изучению и первичному закреплению
учебного материала.
Формы урока:1)Традиционные формы
2)Дискуссия, диспут.
3) Интерактивные формы- презентация
Методы урока:1)Частично- поисковый
2)Наглядный
3)Словесный
4)Самоконтроля
Формы организации
обучения уч-ся на уроке:1)Фронтальная форма
2)Коллективная форма
3)Индивидуальная форма
4)Групповая форма
Этапы урока:
1Этап-Организационный(1 мин.)
Этап кратковременный. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку (учебники, карты, тетради, памятки для учащихся).
2 Подготовка к основному этапу (7-10 мин).
(Этап актуализации знаний, повторение базовых знаний).
Целевая установка: На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение 2 главы: «Россия во 2 четверти 19века».
Первый урок данной темы:
«Династический кризис 1825года.Выступление декабристов».
Мы должны: Во-первых, раскрыть на примере выступления декабристов наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой.
Во-вторых, выявить сущность того, что произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
В-третьих, проанализировать оценки выступления декабристов и сформулировать собственную позицию по данному вопросу.
В-четвертых, оценить выступление декабристов, как проявление мужества, гражданского долга, патриотизма (несмотря на то, что оно отличалось неоднородностью).
Вступление: В Российском обществе в начале 19 века существовали глубокие противоречия, которые необходимо было решать на пути реформ. АлександрI в конце царствования сворачивает реформистские планы. В России нарастает общественное движение, оно впервые принимает организованные формы.
Вопрос: Перечислите основные источники формирования идеологии декабризма?(Отечественная война 1812года-транспарант).
Вопрос: Какие тайные общества действовали в России?
Вопрос: В чем вы видите сходство и различие программных документов Северного и Южного обществ? На достижение каких конечных целей они были направлены?
Вопрос: Какая из двух программ была более радикальная?(решительная).
Вывод: Итак, декабристов крепко связывало общее дело-борьба против самодержавия и крепостничества. Декабристы договорились действовать совместно. Выступление было намечено на лето 1826года. Но произошло непредвиденное.
3 Этап усвоения новых знаний и способов действия (10 минут).
План:
1)Династический кризис 1825года.
Осенью 1825 года на отдыхе в Крыму внезапно заболел и умер АлександрI .По указу Павла о престолонаследии, трон переходил к старшему сыну царя, а в случае отсутствия сыновей-старшему из братьев. Но этого не произошло. У Александра сыновей не было, наследовать престол должен был Константин (средний сын Павла). Константин еще в 1822году отказался от своих прав на престол, но царская семья держала это в тайне. Вся страна стала присягать Константину (Выставила его портреты, даже отчеканили несколько монет с его изображением).
И пока Николай переписывался с Константином, находившимся в Варшаве, чтобы получить официальный отказ от престола; пока курьеры скакали из Петербурга в Варшаву, и обратно, создалось междуцарствие (царя фактически не было). В стране усилилось недовольство правительством, начались волнения в народе.
Этим решили воспользоваться декабристы, ускорив свое выступление.
2)Выступление декабристов 14 декабря 1825 года
на Сенатской площади.
Власти назначили «переприсягу» Николаю 14 декабря 1825 года. В этот день и решили выступить члены Северного общества.
По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. Декабристы собирались не допустить присяги солдат новому царю, вывести их к Сенату и потребовать созыва Великого собора, который должен был решить вопрос о форме правления.
Был заготовлен «Манифест к русскому народу» (текст в учебнике, стр.60),объявлявший об отмене крепостного права и изменении управления страной.
На деле же все получилось иначе, чем планировалось.
-Получив предупреждение о готовящемся выступлении, НиколайI провел присягу для членов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря.
-Диктатор (военный руководитель) Трубецкой не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.
-Декабристы не взяли Зимний дворец, царь не был арестован.
-На выступление декабристы смогли поднять солдат не 6 полков (как планировалось), а только 3-х.(прибыли они на площадь не одновременно, а по частям).
И все же, нам интересно, что произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Ученые и исследователи высказывают разные точки зрения по этому вопросу.
Памятка участника обсуждения:
1.Все расположены к участию в дискуссии.
2.Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
3.Нельзя критиковать людей, а только идеи.
4.Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
5.Обсуждение не выходит за рамки темы и сосредоточено на определении собственной позиции.
6.Должны быть учтены все предложения, мнения и подходы к проблеме.
7.Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.
8.Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.
9.Мы слушаем и слышим друг друга.
1-Восстание-массовое вооруженное выступление против политической власти.
Характеристика восстания:
1.Причины восстания
2.Движущие силы (участники), руководитель.
3.Цели, требования восставших (план).
4.Ход восстания (тактика-наступательная, оборонительная).
5.Итоги восстания и его значение.
1.Каковы были причины восстания?
2.Каковы были участники восстания?
3.Было ли выступление декабристов массовым?
4.Был ли у декабристов руководитель?
5.Был ли у декабристов план? Как он осуществлялся в ходе
выступления 14 декабря?
6.Каким путем заговорщики хотели добиваться своих целей
(мирным или вооруженным)?
7.Тактика декабристов (наступательная или оборонительная)?
2-Мятеж-стихийное вооруженное выступление против власти.
1.Было ли выступление декабристов стихийным?
2.Был ли у декабристов руководитель?
3.Было ли выступление декабристов вооруженным?
4.Было ли выступление декабристов массовым?
5.Цели выступления декабристов?
6.Тактика декабристов (наступательная или оборонительная)?
3-Акт гражданского неповиновения-мирная форма выражения несогласия с существующими порядками в обществе.
1.Каким путем заговорщики хотели добиваться своих целей?(мирным или вооруженным).
2.Чтобы произошло, если выступление декабристов произошло в казармах?
3.На чьей стороне, в ходе выступления 14 декабря, было численное превосходство, на чьей- моральное?
4.Что помешало декабристам выстоять в этом моральном поединке?
5.Как вы считаете, чем было выступление декабристов -восстанием или актом гражданского неповиновения?
5 Этап-Подведение итогов занятия (3мин.)
На примере выступления декабристов мы убедились, что рассматривать то или иное историческое событие можно по-разному и неоднозначно. Мы постарались выразить свое отношение к выступлению декабристов. Восстание декабристов и следствие по их делу показали властям, что в российском обществе зреют глубокие противоречия, порожденные крепостнической системой. Разрешить эти противоречия можно было тогда только путем реформ. Декабристы сумели всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостничеством и самодержавием, положили начало освободительному движению в России.
6 Этап-Информация о домашнем задании (2мин.)
Задание дается разноуровневое:
Д/з 1 уровня -Подготовить п.7, изучить основные понятия, даты, персоналии (план выступления, ход событий, суд над декабристами.)
Д/з 2 уровня- Раскрыть причины поражения декабристов
-Раскрыть историческое значение движения
декабристов.
-Учащимся предлагается самостоятельно
(в тетради) выполнить задание:
Я считаю, что выступление декабристов –это…..,так как… Очень важно, чтобы учащиеся на основе анализа собственных подходов сформулировали собственную позицию.
Д/з 3 уровня- Подготовить самостоятельно сообщения, рефераты по темам:
- «Симбирские дворяне-декабристы»
- «Южное восстание (восстание Черниговского полка).
- «Декабристы в Сибири»
- «Декабристы и русская культура».
Литература.
1.Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.
2.Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,Цитадель,1999.
3.Короткова М.В. Студеникин М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.:Владос,2010.
4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.М.:Педагогическое общество России,2009.
5.ПавловаЛ.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.,2001.
6.Панасюк А.Ю. Как победить в споре ,или искусство убеждать. М.:Олимп: Издательство АСТ ЛТД ,1998.
7.Педсовет:идеи ,методики, формы. М.:Центр «Педагогический поиск»,2001.
8.Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории и обществознания в школе.2008 №7.
9.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.,2010.
10.О современных методах преподавания истории. Преподавание истории и обществознания в школе.2001№10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.
План-конспект урока в 8 классе....
Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"
Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....
Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить с причинами династического кризи...
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Конспект урока по истории России для 8 класса(технология проблемного обучения0....
Презентация по истории России 8 класс на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"
Данная презентация поможет учителю провести наглядных запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"Наглядный способ по...
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов...