Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Портнова Ирина Викторовна

    Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению мотивации учащихся, формированию информационно-коммуникативных навыков. Изучение нового материала строится в сочетании самостоятельной работы учеников и рассказа учителя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Урок. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

  1. познакомить учащихся с причиной династического кризиса,
  2. ходом восстания на Сенатской площади,
  3. определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Продолжить формирование основных компетенций:

                                            -учебно-информационных :

                                                            -обрабатывать информацию,

                                                            -создание презентации,

                                              -коммуникативных:  

                                                            -выступать публично,

                                              -социальных:

                                                           -определять тему,

                                                            -прослеживать причинно-следственные связи,

                                                            -аргументировано обосновывать свои выводы.

       ПЛАН УРОКА.      1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса,  

                                                                                              эвристическая беседа).

                                      2.Повторение домашнего задания

                                      3.Изучение нового материала:

                                                А. Династический кризис.

                                                Б. Выступление 14 декабря 1825 г.

                                                В. Следствие и суд над декабристами.

                                                Г. Историческое значение и последствия восстания

                                                     декабристов.

                                        4.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы

                                                                      учащихся).

                                         5.Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, презентация

I.Введение в тему. (Стадия вызова).

  Один из учеников ( заранее подготовленный) читает стихотворение А.С.Пушкина  « Во глубине сибирских руд»

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

   Учитель. – Чему посвящено стихотворение А.С.Пушкина? Какова его главная мысль, если учитывать изученную на прошлом уроке  тему?

- Кто такие декабристы?

- В чем особенности общественного движения в первой четверти XIX века?

- О каких «высоких стремлениях» говорит А.С.Пушкин?

- Каким путем декабристы стремились достигнуть  этих целей?

-  А как, вы думаете, почему поэт Рылеев назвал деятельность декабристов «скорбной»?

     ( Во время беседы по повторению домашнего задания ряд учащихся получают индивидуальные карточки по повторению домашнего задания.)

                                 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

   В начале изучения нового материала учащиеся получают рабочие листы с заданиями на урок.      

     1. Династический кризис (рассказ учителя).

- Каково было положение в России после Отечественной войны 1812 года.

    В России к процессу поиска выхода из глубочайшего кризиса добивался и династический кризис.

- Вспомните примеры из истории династических кризисов и каковы были их последствия?

    Царь заболел во время поездки в Крым, где он знакомился с организацией тамошних военных поселений, и после недолгой болезни, диагноз которой придворные врачи так толком и не

смогли поставить, скончался 19 ноября 1825 года.

   Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли.

     По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат Константин Павлович, который в это время был наместником в Царстве Польском. Казалось, так и будет.

    При первых известиях о смерти Александра столичные книготорговцы поспешили выставить в витринах своих лавок портреты Константина. Более того, тогдашний министр финансов

Е.Ф. Канкрин приказал отчеканить «образцовую» рублевую монету с изображением Константина Павловича.

   Позже эти, так называемые, «константиновские рубли» были строго засекречены и стали известны общественности только в середине XIX века при Александре II. Из восьми известных в настоящее время «константиновских рублей» в России находятся два.

    Однако, к полной неожиданности для всей России оказалось, что существует завещание, написанное Александром I еще в 1823 году, по которому на престол должен был взойти не Константин, а третий по старшинству брат, Николай Павлович.

   Для такого решения у Александра I, очевидно, были причины. Константин больше других братьев был похож на отца, императора Павла I, — и внешне, и по характеру. О нем так и говорили: «Достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, та же жестокость и буйство».

   Была и формальная причина: Константин женился на польской аристократке Иоанне Грудзинской, которая не принадлежала ни к какому правящему дому. По русским законам такой брак считался неравным, дети от него не имели прав на престол. Николай же, напротив, был женат на принцессе прусского правящего дома Шарлотте, в православном крещении носившей имя

Александры Федоровны. Более того, в 1818 году у них родился сын-первенец — будущий император Александр II. Таким образом, вопрос о судьбе российского престола решался

на много лет вперед.

    Главное же, царь, очевидно, находил в Николае те черты, которые полностью отсутствовали во взбалмошном, непредсказуемом Константине: сильную волю, упорство, чувство ответственности.

   Сам Константин на престол не стремился. Он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной страной.

   Известно к тому же, что на Константина самое тяжелое впечатление произвела насильственная смерть его отца, императора Павла, своего сходства с которым он не мог не сознавать. По свидетельству одного гвардейского офицера, на другой день после цареубийства Константин сказал ему: «Брат, если хочет, пусть царствует. Я, попомни мои слова, на престол не взойду никогда». И Константин не раз просил старшего брата «снять с него это бремя», избавить от престолонаследия.

   Однако Александр пошел по совершенно другому пути. Составленное им завещание хранилось в одном экземпляре в Государственном совете, причем находилось в запечатанном конверте. О содержании этого документа знало всего лишь несколько человек из ближайшего окружения царя.

Александр доверил эту тайну своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне и тем сановникам, которым доверял беспредельно — А.А. Аракчееву и князю А.Н. Голицыну.

   Именно А.Н. Голицын, чуть ли не единственный человек, которого Александр в последние годы жизни считал своим другом, после смерти царя известил членов Государственного совета о существовании этого документа. Только после этого конверт с завещанием был найден и вскрыт.

   Знал о завещании и очень уважаемый Александром религиозный деятель Филарет, которому была передана на хранение копия этого документа. Даже самые заинтересованные в этой истории лица, братья царя, не имели ясного представления о его замыслах; в беседах с ними Александр ограничивался туманными намеками.

   Эта совершенно излишняя секретность привела к страшной сумятице и неразберихе в верхах после неожиданной смерти Александра I.

    Положение еще больше осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.

   Между этими городами началось оживленное сообщение. Первым делом из Таганрога был отправлен курьер в Варшаву, к Константину Павловичу. Чуть позже курьерская тройка поне-

слась в Петербург, к матери умершего царя, Марии Федоровне — тогда об этом событии узнал и Николай. Оба брата оказались совершенно не готовы к тому, что произошло и явно не знали, как вести себя в подобной ситуации. Между Варшавой и Петербургом завязались сложные переговоры.

    Константин сразу же, как только получил известие о смерти старшего брата, подтвердил свое нежелание царствовать. Причем сделал это в свойственной ему манере: когда один из адъютантов, желая, очевидно, угодить великому князю, обратился к нему, как к государю: «Ваше величество…», Константин набросился на него с кулаками, послал под арест. Он тут же написал письмо, в котором подтверждал свое отречение от престола в пользу Николая. Это письмо он доверил гостившему в Варшаве, самому младшему из братьев, Михаилу Павловичу, который тут же помчался с ним в Петербург.

  Между тем, Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле.

   Дело в том, что Николай был человеком очень жестким и требовательным по отношению к подчиненным; его не любили в Петербурге, особенно в гвардии.

    Генерал-губернатор столицы Милорадович, отвечавший за порядок в городе, во всеуслышанье заявил, что ни за что не ручается, если Николай взойдет на престол. Очевидно, и сам будущий царь хорошо сознавал свою непопулярность и ту опасность, которой она грозит.

   В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором.

   Письмо из Варшавы, казалось бы, ясно показало, что Константин править не будет, что необходима переприсяга. Однако Николай по-прежнему не спешил. По его мнению, письмо Константина носило слишком частный характер, его явно не хватало, чтобы провести официальную процедуру отречения одного царя и провозглашения другого.

   В своей переписке с братом Николай настаивал на том, чтобы тот приехал в столицу и отрекся от престола публично, сняв, тем самым, с него, Николая, все возможные обвинения в насильственном захвате власти. Константин же, всячески подчеркивая неизменность своего решения отказаться от царствования, так же упорно отказывался и от поездки в Петербург.

   Едва ли можно с полной точностью ответить на вопрос о причинах такого непоследовательного поведения Константина, однако, многие современники считали, что здесь проявилось еще одно

его очень заметное качество — трусость. Как стало известно позже, Константин имел некоторую информацию об антиправительственных настроениях в русском обществе и в этой сложной ситу-

ации предпочитал отсиживаться в Варшаве.

    Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол.

   Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

          2. Выступление 14 декабря 1825 г.

     Задание для учащихся. Прочитайте материал учебника на странице 60 (абз. 1-2) и ответьте на вопросы:

  1. В чем заключался план декабристов?
  2. Насколько этот план был реален?

    После обсуждения предложенных вопросов один из учеников делает подробное сообщение о выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.  

      Учащиеся подводят итоги выступления, указав  его итоги и причины поражения, указав:

  1. неподготовленность восстания;
  2. отсутствие необходимого единства и согласованности действий в ходе восстания;
  3. отсутствие поддержки среди населения;
  4. недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

  Учитель далее предлагает познакомиться с выступление Черниговского полка на юге России с 29 декабря 1825 г. по 3 января 1826 г. на основе сообщения учащегося и ответить на вопрос:

 - Почему члены Южного общества подняли восстание, несмотря на то что в Петербурге выступление было подавлено?

           3. Следствие и суд над декабристами.

  Учитель освещает вопрос о следствии по делу декабристов.

      Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания, которые в свою очередь приводили к новым арестам.

     Первых арестованных - Д.А. Щепина-Ростовского, А.Н. Сутгофа - приводили в одну из зал Зимнего дворца, где с них снимал показания приближенный царя, генерал В.В. Левашов. Затем арестованных вместе с их показаниями передавали самому царю. Николай уточнял детали и, главное, требовал назвать сообщников, имена которых писал тут же на первых по-

павшихся листах бумаги. После того, как на эти листы ставили печать, они превращались в ордера - и полицмейстер с конвоем казаков отправлялся производить новые аресты

     Вскоре, 17 декабря, был создан специальный следственный. комитет. В этот комитет царь включил своих приближенных - тех, кому доверял безоговорочно. Кроме следственного комитета был создан еще ряд комиссий, работавших в провинции, расследуя восстание Черниговского полка и деятельность ряда кружков, так или иначе связанных с декабристами.

   В ходе следствия было арестовано 316 человек. Наряду с последовательными участниками движения в это число попало множество людей, отошедших от движения и просто  случайных.

    Тем не менее подавляющее большинство подследственных были признаны виновными - 289 человек. Часть из них Николай наказал сам, без всякого суда: по личному распоряжению царя этих людей отправили в тюремное заключение на сроки от полугода до четырех лет, разжаловали в солдаты, перевели в действующую армию на Кавказ, отдали под надзор полиции. Тех же, кого царь считал необходимым наказать наиболее сурово, он предал Верховному уголовному суду, специально созданному для этой цели.

   С восставшими солдатами царское правительство было еще более жестоко. Около

200 человек, участников восстаний на Сенатской площади и Черниговского полка, были подвергнуты зверским телесным наказаниям, в ряде случаев равносильных смертной казни. Из остальных 4 тысяч был составлен сводный полк отправленный затем на Кавказ.

   Верховный уголовный суд, созданный специально и исключительно для рассмотрения дела декабристов, состоял из сенаторов, членов Государственного совета и других высших сано-вников. В отсутствие обвиняемых и каких бы то ни было посторонних лиц члены суда путем открытого голосования должны были распределить всех обвиняемых в зависимости от степеней вины по 11 разрядам. Каждый разряд предполагал определенное наказание: смертную казнь, бессрочные каторжные работы, каторжные работы на определенный срок, ссылка в Сибирь на поселение. Декабристов же просто ознакомили с приговором — многие из них не сразу поняли, что их «уже судили». «Вне разрядов» - были приговорены к смертной казни : Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев-Апостол.

      120 декабристов были сосланы на разные сроки в Сибирь, на каторгу и поселение, свыше 1000 солдат прогнаны сквозь строй, некоторые были запороты шпицрутенами насмерть. Часть солдат была послана в Сибирь на каторгу или поселение, свыше 2000 солдат переведены на Кавказ. По окончании срока сибирской ссылки многие были также отправлены на Кавказ.
    В 1856 г. в связи с воцарением нового императора Александра II, сын: Николая I, был издан манифест о помиловании декабристов. Им было разрешено вернуться из Сибири в Центральную Россию. К этому времени в живых оставалось около 40 человек.

    4. Рефлексия.  Беседа по вопросам, поставленным в начале урока.

1.Каким путем декабристы стремились достигнуть  «высоких стремлениях»?

2.А как, вы думаете, почему поэт Рылеев назвал деятельность декабристов «скорбной»?

3.Назовите причины поражения восставших.

4. Какое значение, на ваш взгляд, имело восстание на Сенатской площади для русского общества? 5.Какие последствия оно оказало на общественное движение в России?
Домашнее задание:

Параграф № 9, вопросы и задания  к параграфу. Дополнительные задание и вопрос: По желанию учащиеся могут подготовить сообщения: . 1. о женах декабристов; 2. о сибирской ссылке декабристов; 3. о личности Николая Первого.

                ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. Карточка № 1.

                                         Задание 1

                                    Продолжите фразу:

   Декабристами называют _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

                                   Задание 2

Почему среди декабристов было много дворян-офицеров, многие из которых были участниками

войны 1812 г. и походов русской армии в 1812—1814 гг.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. Карточка № 2.

Задание 1

Какие цели выдвигали декабристы? Какие средства для их достижения они считали наиболее целесообразными?

Цели:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                      Задание 2

Прочитайте любопытный разговор Н. М. Муравьева.

Вопрос: Что есть свобода?

Ответ: Жизнь по воле.

Вопрос: Откуда проистекает свобода?

Ответ: Всякое благо от Бога. Создав человека по подобию своему и определив добрым делать вечные награды, а злым вечные муки, — Он даровал человеку свободу!..

Вопрос: Все ли я свободен делать?

Ответ: Ты свободен делать все то, что не вредно другому. Это твое право.

Вопрос: А если кто будет меня притеснять?

Ответ: Это будет тебе насилие, противу коего ты имеешь право сопротивляться.

Вопрос: Стало быть, все люди должны быть свободными?

Ответ: Без сумнения.

Напишите слово, обозначающее важнейшую, по мнению декабристов, ценность.

Ответ: ___________________________.

Рабочий лист.

           Тема «Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов».

Задания на отметку «3».

1.По ходу рассказа о выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., заполните колонку № 1 таблицы «Восстание на Сенатской площади», указав точное время данного исторического факта.

Время  (указать час и минуты)

                           Действия участников событий

Выход на Сенатскую площадь Московского полка под руководством штабс-капитана лейб-гвардии драгунского полка Александра Бестужева, штабс-капитана лейб-гвардии Московского полка Михаила Бестужев и штабс-капитана Московского полка Дмитрия Щепин-Ростовского. Полк построился в «каре» около Медного всадника. Войска ждут диктатора Трубецкого, который не пришел на площадь.

Николай I во главе Преображенского полка идет от Зимнего дворца к Сенату.

К восставшим подъехал петербургский генерал-губернатор, боевой генерал, участник войны 1812 г. Милорадович  и уговаривает солдат вернуться в казармы. Начальник штаба восставших Е. Оболенский штыком повернул лошадь, ранив генерала в бедро, а Каховский, выстрелив в этот момент, смертельно его ранил.

К Сенату подходят верные Николаю Преображенский полк и конная гвардия. Декабристы к этому времени узнают, что Сенат уже присягнул и сенаторы уехали по домам.

К правительственным войскам подходят второй батальон Преображенского полка и Кавалергардский полк. К восставшим присоединяется Гвардейский экипаж.

К правительственным войскам подходят Семеновский, Измайловский, Егерский полки.

Предпринято несколько атак правительственных сил на мятежников, но безрезультатно. К правительственным войскам подходит Финляндский полк. Поручик Н. Панов с гренадерами прорывается к Зимнему дворцу, но на штурм не решается и отводит солдат на Сенатскую площадь.

Декабристы ждут диктатора, Николай I посылает к восставшим для переговоров командующего гвардией генерала Воинова, затем митрополитов Серафима и Евгения, великого князя Михаила Павловича, но мятежники не уходят. Вместо Трубецкого, так и не явившегося на площадь, диктатором избран Е. Оболенский. Он пытается собрать Военный Совет.

Николай I посылает к восставшим парламентера с ультиматумом, но мятежники встретили его выстрелами.

Николай взял инициативу в свои руки, стянув к месту выступления войска, вчетверо превосходившие мятежников, и 36 артиллерийских орудий. Император отдал приказ стрелять. На первый залп восставшие ответили ружейным огнем, но потом под градом картечи ряды дрогнули — началось бегство. Восставшие отступали по льду Невы.

 2. Укажите не менее пяти причин поражения восставших на Сенатской площади:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания на отметку «4».

1.Продолжите фразу:

  Народ не поддержал декабристов, так как____________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Есть ли, по-вашему, связь между неудачами реформ Александра I и поражением декабристов? Свою точку зрения объясните. ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания на отметку «5».

1.Почему декабристы не объясняли целей восстания солдатам и заставили их присягнуть Константину Павловичу, а не требовать для России конституции. Почему декабристы не привлекли городские низы Петербурга? _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Декабристы потерпели поражение. Отношение к этому было разным. «Просвещенное общество», круг образованных людей, свободомыслящих дворян скорбил, сочувствовал, основная же масса людей «из народа»,  особенно крестьян, радовалась. Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить  с причинами  династического кризи...

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Конспект урока по истории России для 8 класса(технология проблемного обучения0....

Презентация по истории России 8 класс на тему "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Данная презентация поможет учителю провести наглядных запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"Наглядный способ по...

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов...