Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Неверов Андрей Михайлович

Рабочая программа по истории 5 класс с календарно-тематическим планированием 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_5_klass_istoriya.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории 5 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, с приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», на основе Примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана МБОУ СОШ №17 на 2014-2015 учебный год.

Реализация рабочей программы способствует достижению следующих целей и задач:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение обучающимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  3. приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
  8. развитие познавательных способностей, учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания, учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе   70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочей программой изменения не предусмотрены.                    

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.                                                                                                                                                                                    

Учебник.  Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011

Учебно- тематический план

 Всеобщая история 5 класс – 70 часов

1.Что изучает история (10 ч)

2. История древнего мира (58 часов)

Раздел 1.  Жизнь первобытных людей (5 часов)

Раздел 2.  Древний Восток (17 часов)

Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)

Раздел 4.  Древний Рим (16 часов)

Итоговое повторение (2 часа)

Основное содержание учебного предмета (70 часов)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (10 часов)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (58часов)

1 Первобытное общество (5 часов)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

2 Древний Восток (17 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

3 Древняя Греция и эллинистический мир (20 часов)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит,Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис –город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура искульптура. Олимпийские игры.

4 Древний Рим(16 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

Требования подготовки учащихся по предмету

знать/понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации;

уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  • Оперировать историческими понятиями и датами.
  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Учебно-методическое обеспечение

1) Раздел рабочей программы «История Древнего мира» («Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы». 5-9 классы, составители А.А. Вигасин, Г. И. Годер,Н. И.  Шевченко и др., - М.: «Просвещение», 2011г.);

2)А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.);

 3) Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях– М.: Просвещение, 2009;

 4) Атлас по истории Древнего мира;

 5)Настенные исторические карты.

                                         Литература:

  • Годер Г. И.  Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2008
  • Кочергина Л. Л.  История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград: Учитель, 2009
  • Петрович В. Г.  Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007
  • Андрюсев Б. Е.  Опорные конспекты по истории древнего мира М.:  Владос, 2007
  • Бранд М. Ю.  Тесты по истории  древнего мира. М.: Дрофа, 2009
  • Крючкина Н. Б. Дидактические игры по истории. М.: ТЦ Сфера,2009

Календарно-тематическое планирование по истории  5 класса

Тема урока

Дом. задание

Дата проведения

План/факт

Что изучает история  (10 ч)

1

Что изучает история?

Учить записи в тетради

2.09

2

Летоисчисление: счет лет до н. э. и н.э.

Подготовить презентацию

5.09

3

Исторические события

Написать конспект

9.09

4

Причинные связи между событиями

Учить записи в тетради

12.09

5

Исторические знания о прошлом

Учить записи в тетради

16.09

6

Происхождение имен и фамилий

Подготовить сообщение

19.09

7

Гербы, флаги гимны

Подготовить презентацию

23.09

8

Географические  названия - свидетели прошлого

Составить конспект

26.09

9

Историческая карта

Изучить карту

30.09

10

Государственная российская символика

Подготовить презентацию

3.10

Раздел 1.  Жизнь первобытных людей  (5 часов)

11

 Первобытность и  древнейшие люди

№1

7.10

12

Родовые общины  охотников и  собирателей  

№2

10.10

13

Возникновение искусства и религиозных верований

№3

14.10

14

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.

№4

17.10

15

Появление неравенства и  знати.

№5

21.10

 Раздел 2.  Древний Восток (17 часов)

16

Государство на берегах Нила

№6

24.10

17

Как жили земледельцы и ремесленники

№7

28.10

18

Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов

№8-9

31.10

19

Религия древних египтян

№10

11.11

20

Искусство Древнего Египта

№11

14.11

21

Письменность и научные познания.

№12

18.11

22

Путешествие в страну Междуречья

№13

21.11

23

Вавилонское царство

№14

25.11

24

Финикийские мореплаватели

№15

28.11

25

 Библейские сказания

№16

2.12

26

Древнееврейское царство

№17

5.12

27

Ассирийская держава

№18

9.12

28

Персидская держава «Царя Царей»

№19

12.12

29

Природа и древнейшее население полуострова Индостан. 

№20

16.12

30

Религиозные верования и индийские касты

№21

19.12

31

Чему учил китайский мудрец Конфуций

№22

23.12

32

Первый властелин единого Китая

№23

26.12

 Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)

33

Древнейшая Греция (Греки и критяне)

№24

13.01

34

Микены и Троя

№25

16.01

35

Поэмы Гомера «Илиада».

№26

20.01

36

Поэмы Гомера  «Одиссея».

№27

23.01

37

Древнегреческая мифология

№28

27.01

38

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

№29

30.01

39

Зарождение демократии в Афинах

№30

3.02

40

Древняя Спарта

№31

6.02

41

Греки  заселяют новые земли

№32

10.02

42

Олимпийские игры в древности.

№33

13.02

43

Противостояние  Греции  и Персии

№34

17.02

44

Нашествие  персидских войск на Элладу

№35

20.02

45

В гаванях афинского порта Пирей

№36

24.02

46

В городе богини Афины

№37

27.02

47

На занятиях в школе и гимназиях

№38

3.03

48

В театре Диониса

№39

6.03

49

Афинский полис в v веке до н.э.  Расцвет демократии при Перикле.

№40

10.03

50

Города Эллады подчиняются Македонии

№41

13.03

51

Цель А. Македонского - завоевать весь мир

№42

17.03

52

В Александрии Египетской.

№43

20.03

Раздел 4.  Древний Рим (16 часов)

53

Древнейший Рим

№44

3.04

54

Завоевание Римом Италии

№45

7.04

55

Устройство Римской республики

№46

10.04

56

Карфаген –преграда на пути к Сицилии

№47

14.04

57

Завоевание Греции и Македонии Римом.

№48

17.04

58

Рабство в  древнем Риме

№49

21.04

59

Земельные реформы братьев  Гракхов.

№50

24.04

60

Восстание Спартака

№51

28.04

61

Единовластие Цезаря в Риме

№52

5.05

62

Установление императорской  власти в Риме

№53

8.05

63

Римская империя в первые века н.э.

№54

12.05

64

Рим при императоре Нейроне

№55

15.05

65

Христианство в римской империи. Библия.

№56

19.05

66

 Расцвет Римской империи  во II веке

№57-58

22.05

67

Взятие Рима варварами

№59

26.05

68

Разделение Римской империи на Западную и Восточную

№60

29.05

Итоговое повторение (2 часа)

69

Итоговое повторение

резерв

70

Итоговое повторение

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...