поурочное ууд 7 класс
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Топоркова Фаина Николаевна

 универсальная учебная деятельность учащихся на уроках истории в календарно тнматическом планировании история 7 класс с методическим  оснащением курса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_7.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

тематическое планирование, 7 класс (35 ч)

Тематическое планирование.

Основное содержание уроков

Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Урок 1

Вводный урок. Россия на рубеже XVI—XVII вв. 1 н

Задачи курса истории России XVII—XVIII вв.

Географические и природно-климатические условия существования Российского государства. Общие закономерности и особенности развития России в сравнении с другими странами Европы и Азии в период перехода от Средневековья к Новому времени

Актуализировать знания из курса истории России о географических и природно-климатических условиях существования Российского государства.

Сопоставлять закономерности и особенности развития России и других стран Европы и Азии в период перехода от Средневековья к Новому времени

ГЛАВА 1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА XVII в. В РОССИИ

Урок 2

Борис Годунов. 1 н

Смерть царя Фёдора Ивановича. Попытка бояр ввести аристократическое правление. Борьба Бориса Фёдоровича Годунова за власть и избрание его на царство. Политика Бориса Годунова

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова, его внутреннюю и внешнюю политику

Урок 3

Начало Смуты. 1 ч

Нарастание внутриполитических противоречий. Голод 1601 — 1603 гг. и его последствия. Появление самозванца Лжедмитрия I и его планы по захвату российского престола. Поход самозванца на Москву

и воцарение Лжедмитрия I. Политика Лжедмитрия I, попытки проведения преобразований. Причины недовольства Лжедмитрием I, заговор против него и его свержение

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец. Раскрывать, в чём заключались причины Смуты начала XVII в.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I.

Рассказывать о причинах успеха самозванца; характеризовать внутреннюю политику Лжедмитрия I; раскрывать причины его свержения

Урок 4

Кризис общества и государства в России. 1 ч

Избрание на царство Василия Ивановича Шуйского. Крестоцеловальная запись и её значение. Внутренняя и внешняя политика боярского царя. Усиление гражданской войны в России. Поход повстанцев под предводительством И. И. Болотникова на Москву. Поражение восстания. Лжедмитрий II, его поход на Москву, образование Тушинского лагеря. Начало перерастания гражданской войны в национально-освободительное движение. Оборона Троице-Сергиева монастыря. М. В. Скопин-Шуйский. Открытое военное вмешательство Речи Посполитой и Швеции в события в России. Героическая оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Призвание на царствование королевича Владислава с условием ограничения самодержавия

Обосновывать, почему воцарение Василия Шуйского не привело к прекращению Смуты.

Показывать на исторической карте направления походов отрядов под предводительством И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, польских и шведских войск и др.

Объяснять смысл понятия «национально-освободительное движение».

Раскрывать причины и ход перерастания гражданской войны в национально-освободительное движение.

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания)

Урок 5

Спасители Отечества. 1 ч

Патриотический подъём народа. Первое ополчение. П. П. Ляпунов, И. М. Заруцкий, Д. Т. Трубецкой. Осада Москвы. Частичный распад Первого ополчения. Новый подъём национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Второе ополчение. К. Минин. Д. М. Пожарский. Политика «Совета всей земли». Поход ополченцев на Москву. Сражения под Москвой, её взятие. Избирательный Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Подвиг И. Сусанина

Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».

Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских войск, движение отрядов Первого и Второго ополчений.

Характеризовать политику «Совета всей земли» под руководством К. Минина и Д. М. Пожарского.

Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений.

Раскрывать значение освобождения Москвы войсками ополчений для развития России.

Сделать проект (доклад или реферат) по пройденному в главе материалу

ГЛАВА II. РОССИЯ В XVII в.

Урок 6

Россия после Смуты. 1 ч

Причины восстановления самодержавной власти в России после Смуты. Борьба с отрядами казаков, войны с Речью Посполитой и Швецией. Столбов- ский мир и Деулинское перемирие. Территориальные потери России. Состояние экономики после Смуты. Первые успехи в восстановлении хозяйства. Роль Земских соборов в определении направлений внутренней и внешней политики. Меры по укреплению армии. Восстановление и увеличение срока сыска беглых крестьян

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.

Обосновывать вывод, почему в России после Смуты была восстановлена самодержавная монархия.

Раскрывать процесс умиротворения различных слоёв населения страны.

Называть меры по налаживанию экономики

Урок 7

От обороны к наступлению. 1 ч

Укрепление военной мощи страны.

Внешняя политика. Борьба с набегами крымских татар. Смоленская война, причины поражения в ней России.

Взятие Азова донскими казаками. Россия на грани войны с Турцией.

Царь Михаил Фёдорович и его роль в возрождении страны

Называть цели внешней политики Михаила Романова; объяснять причины неудач этой политики.

Раскрывать итоги царствования Михаила Романова

Урок 8

Начало правления Алексея Михайловича. 1 ч

Положение в России в середине XVII в. Рост противоречий между сословиями. Попытка налоговой реформы. Соляной бунт в Москве и восстания в других городах в 1648-1650 гг. Требования участников восстаний. Созыв Земского собора, разработка нового свода законов. Основные положения Соборного уложения 1649 г. Введение бессрочного сыска беглых крестьян. Значение Соборного уложения

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чём заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян

Урок 9

Экономика и сословия России. 1 ч

Состояние сельского хозяйства, причины его замедленного роста. Развитие ремесла. Появление

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

первых мануфактур. Причины слабости мануфактурного производства. Рост торговли, начало складывания всероссийского рынка. Новые явления в экономике, развитие рыночных отношений. Перемены в положении сословий. Сближение вотчинников и помещиков. Дифференциация внутри сословия посадских людей и купцов. Усиление нажима на крестьян. Крепостное право. Влияние развития рыночных отношений на положение различных сословий

Объяснять смысл понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.

Называть основные сословия России; характеризовать их обязанности и права.

Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.»; использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Раскрывать изменения в положении феодалов, крестьян и холопов.

Обосновывать ответ на вопрос, какие последствия имело развитие рыночных отношений в России для положения различных сословий.

Сравнивать положения основных сословий в России и Западной Европе

Урок 10

Внешняя политика России в середине XVII в. Воссоединение Украины с Россией. 1 ч

Основные направления внешней политики. Развитие дружественных отношений России со странами Европы и Азии. Переход калмыков в российское подданство.

Отношения России с Речью Посполитой. Положение православного населения под властью Речи Посполитой. Брестская уния. Запорожское казачество. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Помощь России повстанцам. Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией и условия вхождения Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие. А. Ф. Ордин-Нашокин

Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Раскрывать причины восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого и неизбежность обращения его участников за помощью к России.

Показывать ход русско-польской войны 1654— 1667 гг.; характеризовать её результаты для России и Украины

Урок 11

Народные восстания во второй половине XVII в. 1 ч

Нарастание трудностей в связи с войнами. Денежная реформа и её последствия. Медный бунт в Москве. Окончательное закрепощение крестьян и их бегство на окраины страны. Обострение ситуации на Дону. С. Т. Разин. Поход С. Т. Разина на Каспий и на Волгу. Состав и цели участников восстания под предводительством С. Т. Разина. Организация власти повстанцев. Борьба правительственных войск с повстанцами. Поражение и последствия восстания

Раскрывать причины народных движений в России XVII в.

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.»

Урок 12

Реформа церкви и раскол. 1 ч

Взаимоотношения церкви и государственной власти. Вопрос об обновлении церкви. Патриарх Никон и содержание его реформ. Начало раскола. Староверы и их взгляды. Аввакум.

Претензии Никона на первенство церковной власти над светской. Падение Никона.

Усиление церковного раскола. Преследование старообрядцев. Роль старообрядцев в истории России

Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта священства и царства, причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в «ролевой ситуации»)

Урок 13

Усиление царской власти. 1 ч

Эволюция центрального государственного управления в направлении усиления власти царя. Исчезновение Земских соборов, падение влияния Боярской думы. Развитие приказной системы, её недостатки. Централизация и самоуправление на местах. Укрепление армии, создание полков «нового строя». Царь Алексей Михайлович

Объяснять смысл понятия «абсолютизм» (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Раскрывать причины и последствия усиления самодержавной власти, приводить конкретные примеры усиления царской власти.

Характеризовать изменения в центральном государственном управлении страной при Алексее Михайловиче.

Раскрывать особенности местного самоуправления.

Объяснять, в каком направлении происходили изменения в русской армии.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича

Урок 14

Россия накануне преобразований. 1 ч

Правление царя Фёдора Алексеевича. Укрепление централизации управления и армии. Налоговая реформа. Отмена местничества. Русско-турецкая война и её итоги. Стрелецкое восстание, его причины и последствия. Приход к власти царевны Софьи Алексеевны. Продолжение реформ. Внешняя политика. «Вечный мир» с Польшей и Крымские походы. В. В. Голицын. «Потешные» войска царя Петра I Алексеевича. Интересы юного Петра I. Свержение царевны Софьи

Характеризовать реформы, осуществлённые в правление Фёдора Алексеевича; определять их главную цель; описывать их последствия.

Раскрывать содержание и направленность реформ, проведённых правительством Софьи и В. В. Голицына.

Давать характеристику занятиям юного Петра I

Урок 15

Многонациональное Российское государство. 1 ч

Вхождение новых народов в состав России. Взаимоотношения народов в рамках единого государства. Взаимовлияние народов в сфере экономики, культуры, быта. Вклад разных народов в развитие России. Политика центральной власти по отношению к национальным меньшинствам.

Завершение присоединения Сибири к России. Причины продвижения русских людей в Сибирь. Местные жители Сибири, их взаимоотношения с переселенцами.

Русские Великие географические открытия XVII в. И. Москвитин. С. Дежнёв. В. Поярков. Е. Хабаров. В. Атласов. Значение присоединения Сибири к России.

Наш край в XVII в.

Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты походов отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке.

Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в XVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края).

Характеризовать значение присоединения Сибири к России.

Раскрывать значение русских Великих географических открытий, их последствия для дальнейшей истории России.

Составлять презентацию об одном из русских землепроходцев, используя дополнительные материалы, в том числе Интернет

Урок 16

Культура и быт России в XVII в. 1 ч

Распространение образования. Первые русские школы, училища, учебники. Открытие высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии.

Накопление научных знаний. Исторические сочинения.

Развитие литературы. Жития. Сатирические повести.

Особенности русской архитектуры XVII в. Стиль нарышкинского барокко. Деревянный дворец в Коломенском. Ростовский кремль. Церкви Ильи Пророка в Ярославле, Покрова в Филях и др.

Появление театра. Развитие живописи. С. Ушаков. Парсуны. Музыка.

Традиционные черты и новшества в быту.

Наш край в XVII в.: памятники культуры

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории родного края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений или презентации о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»)

Урок 17

Трудный путь в Новое время. 1 ч

Переход к Новому времени в странах Европы и России: общее и особенное.

Зарождение абсолютизма в России в XVII в.

Экономические аспекты Нового времени: формирование всероссийского рынка, появление мануфактурного производства, начало применения в промышленности и на транспорте вольнонаёмного труда.

Усиление крепостнических порядков

Объяснять смысл понятия «Новое время» (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России.

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.

Сделать проект (доклад или реферат) по пройденному в главе материалу

ГЛАВА III. ЭПОХА ПЕТРА 1

Урок 18

Начало правления Петра I. 1 ч

Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы и их результаты. Начало российского военно-морского флота. Великое посольство в Западную Европу, его задачи и результаты. Стрелецкое восстание, расправа со стрельцами. Первые преобразования

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту.

Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований.

Рассказывать о первых шагах правления Петра I

Урок 19

Первые годы Северной войны. 1 ч

Вступление России в Северную войну. Поражение русских войск под Нарвой.

Усилия Петра по укреплению армии, промышленности. Введение рекрутской повинности. Первые победы русских войск. Б. П. Шереметев.

Основание и строительство Санкт-Петербурга, значение этого города для развития России.

Поход Карла XII против России. Победа русских войск при Лесной. Измена И. С. Мазепы. Борьба армии и населения против шведских войск на Украине. Осада Полтавы

Объяснять причины Северной войны.

Использовать историческую карту при рассказе о событиях начала Северной войны.

Разъяснять причины поражений русских войск в начале Северной войны.

Характеризовать меры, предпринятые Петром I для укрепления армии; раскрывать причины и значение первых побед русской армии в Северной войне.

Характеризовать значение основания Санкт-Петербурга для дальнейшей истории России

Урок 20

Превращение России в великую державу. 1 ч

Подготовка к генеральному сражению. Полтавская битва. Полководческое искусство Петра I. А. Д. Меншиков. Значение Полтавской битвы. Успехи в Прибалтике.

Прутский поход и причины его неудачи. Победа русского флота при Гангуте. Флотоводческое искусство Петра I. Ф. М. Апраксин.

Завершение Северной войны. Ништадтский мир. Превращение России в империю

1

Использовать историческую карту при рассказе о решающих событиях Северной войны, схемы при описании хода Полтавской битвы и хода Гангутского сражения. Давать характеристику Петру I как полководцу

и флотоводцу.

Раскрывать значение победы русских войск в Полтавской битве, побед русского флота в Гангутском и других сражениях.

Объяснять цель Прутского похода.

Характеризовать значение присоединения Прибалтики для дальнейшего развития России. Объяснять смысл понятия «империя»

Урок 21

Экономические реформы Петра I. 1 ч

Причины реформ. Роль государства в развитии российской промышленности. Создание металлургических заводов. Увеличение численности мануфактур. Промышленное освоение Урала. Н. Д. Демидов.

Рабочая сила в промышленности. Крепостные рабочие и условия их труда. Приписные и посессионные крестьяне.

Итоги промышленного развития.

Меры Петра I по развитию торговли. Политика меркантилизма и протекционизма, её роль в экономических успехах петровского времени.

Состояние сельского хозяйства

Характеризовать важнейшие преобразования Петра I в экономической области; систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).

Использовать историческую карту при рассказе о развитии экономики России при Петре I.

Объяснять смысл понятий: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне.

Характеризовать достижения экономического развития петровских времён; раскрывать экономические проблемы, которые не удалось тогда решить

Урок 22

Государство превыше всего. 1 ч

Цели государственных реформ Петра I. Новая система комплектования и подготовки армии и флота, их перевооружение. Создание уставов.

Реформа высших органов власти. Учреждение Сената, его функции. Роль прокуроров. П. И. Ягу- жинский. Замена приказов коллегиями, задачи, состав коллегий. Синод — высший орган церковного управления. Органы политического сыска. Борьба Петра I со взяточничеством и казнокрадством.

Реформа местного управления. Создание губерний. Новое управление в городах.

Табель о рангах и её значение для социального развития России.

Указ о единонаследии. Окончательное сближение вотчины и поместья. Утверждение абсолютизма в России

Характеризовать важнейшие преобразования Петра I в области государственного управления; систематизировать материал (в форме таблицы «Государственные реформы Петра I»).

Раскрывать значение создания Петром I регулярной армии и флота, Сената, прокуратуры, коллегий, Синода, учреждения губерний.

Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Давать оценку итогам социальной политики Петра I.

Объяснять значение окончательного складывания абсолютизма в России (с привлечением материалов из курса всеобщей истории)

Урок 23

Реформы в области культуры, науки, образования. 1 ч

Необходимость проведения преобразований в области культуры. Освоение достижений западноевропейской культуры и просвещения.

Новое в культуре и быте: западноевропейская одежда, ассамблеи, новые праздники, гражданская азбука, печатная газета. «Юности честное зерцало». Регулярная застройка городов. Негативные последствия ряда заимствований в области культуры.

Развитие образования. Школы и училища.

Становление русской науки. Приглашение иностранных учёных. Экспедиции для исследования России. Достижения в развитии техники. А. К. Нар- тов. Открытие первого музея — Кунсткамеры. Учреждение Академии наук.

Развитие литературы. Публицистика. Ф. Прокопович. Театр. Появление светской реалистической /живописи. И. Н. Никитин. А. М. Матвеев. Складывание русской нации

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта.

Проводить поиск информации для сообщений или презентации о достижениях и деятелях отечественной культуры петровского времени.

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.).

Участвовать в подготовке и проведении игры- путешествия «Петровский Петербург»

Урок 24

Противники Петра I. 1 ч

Усиление тягот, ухудшение положения населения в период проведения петровских реформ. Подушная подать, перепись населения (ревизия). Усиление крепостничества.

Астраханское восстание, причины, состав участников, их требования. Причины восстания на Дону. К. А. Булавин. Требования повстанцев. Борьба повстанцев и правительственных войск. Последствия восстания.

Оппозиция петровским преобразованиям в верхах общества. Бегство царевича Алексея Петровича, его возвращение и гибель

Рассказывать об ухудшении положения населения в период проведения петровских реформ.

Объяснять смысл понятий: подушная подать, ревизия.

Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

Раскрывать причины зарождения оппозиции петровским преобразованиям в верхах общества

Урок 25

Последние годы жизни императора. Личность Петра I. 1 ч

Причины и последствия Каспийских (Персидских) походов Петра I.

Вопрос о престолонаследии. Смерть Петра I.

Значение петровских преобразований.

Оценка личности Петра I. Роль Петра I в истории России: положительные и отрицательные последствия его преобразований и деятельности. Пётр I в памяти потомков.

Наш край в петровское время

Объяснять цель Каспийских походов.

Составлять характеристику Петра I.

Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I.

Проводить поиск информации для сообщений или презентации о сподвижниках Петра I.

Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.

Сделать проект (доклад или реферат) по пройденному в главе материалу

ГЛАВА IV. РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Урок 26

Россия при преемниках Петра I. 1ч

«Усталость» страны и её жителей от преобразований. Противоречия в верхах общества. Роль гвардии. Дворцовый переворот и воцарение Екатерины I Алексеевны. Создание Верховного тайного совета, его состав и политика.

Правление Петра II Алексеевича. Придворная борьба. Падение А. Д. Меншикова.

Попытка верховников ограничить самодержавие. Кондиции, их содержание. Причины неудачи «затейки верховников».

Правление Анны Иоанновны. Политика в интересах дворянства. Бироновщина, её негативные последствия. Внешняя политика Анны Иоанновны. А. И. Остерман. Русско-турецкая война и её результаты. Б. К. Миних. Начало вхождения Казахстана в состав России. Свержение Э. Бирона

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I.

Раскрывать значение попытки верховников ограничить самодержавие в России; объяснять причины её неудачи.

Составлять исторический портрет Анны Иоанновны.

Использовать историческую карту при описании внешней политики времён правления Анны Иоанновны

Урок 27

Россия в годы правления Елизаветы Петровны. 1ч

Приход к власти Елизаветы Петровны. Обращение к русским национальным ценностям. Внутренняя

политика. Отмена внутренних таможенных пошлин. Открытие Московского университета. П. И. Шувалов. И. И. Шувалов.

Внешняя политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Значение побед русского оружия

Составлять исторический портрет Елизаветы Петровны.

Давать общую характеристику внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны.

Рассказывать об участии России в Семилетней^ войне, важнейших сражениях, итогах и значении войны, используя историческую карту

Урок 28

Короткое царствование Петра III. Начало правления Екатерины II. 1 ч

Вступление Петра III на престол. Противоречивость оценок личности и деятельности Петра III. Секуляризация церковных земель, Манифест о вольности дворянской. Причины недовольства императором, заговор и его свержение.

Приход к власти Екатерины II. Г. Г. и А. Г. Орловы. Меры Екатерины II по укреплению своей власти. Политика просвещённого абсолютизма. «Наказ» Екатерины II. Созыв Уложенной комиссии и причины неудачи её деятельности. Новшества в политике в области книгоиздания. Н. И. Новиков и его деятельность

Называть основные реформы, проведённые Петром III.

Обосновывать вывод, почему правление Петра III вызывало недовольство со стороны верхушки общества и гвардии.

Называть меры, которые предприняла Екатерина II для укрепления своей власти.

Раскрывать смысл понятия «просвещённый абсолютизм» (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Рассказывать о главных идеях «Наказа» Екатерины II, созыве Уложенной комиссии, причинах её роспуска.

Характеризовать книгоиздательскую деятельность Н. И. Новикова

Урок 29

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Дальнейшие реформы Екатерины II. 1 ч

Реформы Екатерины II и нарастание противоречий в обществе. Недовольство крестьянства, казаков, работных людей.

Е. И. Пугачёв. Начало восстания. Осада Оренбурга. Состав участников восстания, их цели.

Организация управления. Военная коллегия и её деятельность. Манифесты Е. И. Пугачёва. Борьба властей с восстанием. Поход повстанческого войска по Уралу и Поволжью. Поражение пугачёвского войска. Значение восстания и его последствия.

Реформа местного управления. Организация управления в губерниях и уездах. Значение реформы.

Жалованные грамоты дворянству и городам, их содержание и значение

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.

Раскрывать причины восстания и его значение.

Давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации.

Характеризовать содержание, значение и последствия реформы местного управления Екатерины II.

Использовать отрывки из исторических документов при анализе содержания и характеристике значения Жалованных грамот дворянству и городам

Урок 30

Могучая поступь империи. 1 ч

Задачи внешней политики Екатерины II, её основные направления. Вмешательство России в дела Речи Посполитой. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. Победы П. А. Румянцева. Чесменское сражение. Кючук-Кайнарджийский договор, его значение для России и балканских народов.

Первый раздел Речи Посполитой.

Освоение земель Новороссии. Г. А. Потёмкин как государственный деятель. Присоединение Крыма к России. Объявление о протекторате России над Грузией.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Победы А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова. Штурм Измаила. Ясский договор.

Россия и Великая французская революция. Меры Екатерины II по противодействию распространения революционных идей в России. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, значение этой книги.

Второй раздел Речи Посполитой. Восстание под предводительством Т. Костюшко и его подавление. Третий раздел Речи Посполитой.

Итоги внешней политики Екатерины II

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах.

Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск.

Характеризовать значение присоединения Северного Причерноморья для дальнейшего развития России.

Составлять исторический портрет А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; оценивать их деятельность.

Раскрывать значение деятельности Г. А. Потёмкина.

Раскрывать причины борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII в. (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Рассказывать об участии России в разделах Речи Посполитой, о значении присоединения к России Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, используя историческую карту.

Характеризовать деятельность А. Н. Радищева

Урок 31

Экономика и население России в середине — второй половине XVIII в. 1 ч

Последствия увеличения территории России для развития страны. Успехи в промышленности, рост количества мануфактур. Крепостнический уклад в тяжёлой промышленности и капиталистический уклад в лёгкой промышленности. Расширение сферы применения вольнонаёмного труда. Влияние развития товарно-денежных отношений на сельское хозяйство в чернозёмных и нечернозёмных районах России. Отходничество. Негативное влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства.

Расширение внутренней и внешней торговли, факторы, негативно влиявшие на развитие торговли.

Вхождение новых народов в состав населения России. Колонисты из других стран в России. Восстания в национальных районах. Развитие сотрудничества различных народов. Политика правительства по отношению к нерусским народам. Наш край в XVIII в.

Называть и обосновывать последствия увеличения территории России для развития страны.

Раскрывать успехи в промышленности, рост количества мануфактур, используя историческую карту.

Объяснять смысл понятий: крепостнический уклад в тяжёлой промышленности и капиталистический уклад в лёгкой промышленности.

Называть и мотивировать последствия расширения сферы применения вольнонаёмного труда, влияния развития товарно-денежных отношений на сельское хозяйство в чернозёмных и нечернозёмных районах России.

Объяснять негативное влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства.

Приводить примеры расширения внутренней и внешней торговли; называть факторы, негативно влиявшие на развитие торговли.

Рассказывать о положении различных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории родного края)

Уроки 32—33

Культура и быт России в середине — второй половине XVIII в. 2 ч

Факторы, влиявшие на развитие культуры. Идеи эпохи Просвещения в России.

Развитие образования. Шляхетские корпуса, пансионы. Домашнее образование. Открытие Московского университета и роль М. В. Ломоносова. Роль Московского университета в развитии просвещения и науки. Общеобразовательные школы. Женское образование.

Развитие науки. Деятельность М. В. Ломоносова. Историческая наука: В. Н. Татищев, М. М. Щербатов. Изобретатели И. П. Кулибин, И. И. Ползунов. Научные экспедиции. Открытия В. Беринга и А. И. Чирикова. Исследования С. П. Крашенинникова. Начало освоения Аляски. Г. И. Шелехов.

Развитие литературы. Классицизм. А. Д. Кантемир. В. К. Тредиаковский. А. П. Сумароков. Сентиментализм. Н. М. Карамзин. Проникновение в литературу начала реализма. Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Народное творчество.

Архитектура. В. Растрелли. Д. Кваренги. В. И. Баженов. М. Ф. Казаков. Крепостные архитекторы.

Живопись и скульптура. Д. Г. Левицкий. В. Л. Боровиковский. Э. Фальконе. Ф. И. Шубин.

Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Музыка. Д. С. Бортнянский.

Перемены в быте. Особенности быта различных слоёв населения.

Культура нашего края в XVIII в.

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций из учебника, художественных альбомов, материалов Интернета, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений и презентаций о деятелях науки и культуры XVIII в.

Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.».

Систематизировать материал о достижениях науки, литературы, искусства XVIII в. (в форме таблиц и т. п.).

Использовать карту при рассказе о географических открытиях русских экспедиций XVIII в.

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Урок 34

Тревожное окончание века. 7 ч

Личность Павла I, его взгляды на правление Екатерины II и планы перемен.

Вступление Павла I на престол. Попытки навести порядок в государстве. Политика по отношению к дворянству. Манифест о трёхдневной барщине.

Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия в Средиземном море русского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Вступление Павла I в союз с Францией.

Заговор против Павла I и его убийство

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации из учебника и дополнительных источников, в том числе Интернета.

Использовать историческую карту при описании Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова, действия в Средиземном море русского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова; характеризовать значение этих событий.

Раскрывать причины заговора и убийства Павла I

Урок 35

Обобщающий урок по курсу «История России. XVII-XVIII вв.». 1 ч

Итоги развития России в XVII-XVIII вв. Главные успехи и проблемы в развитии страны.

Место XVIII в. в истории России. Преемственность и особенности внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II.

Наш край в XVIII в.

Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVII и XVIII вв.

Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVII и XVIII вв.

Сделать проект (доклад или реферат) по пройденному материалу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочно-тематическое планирование 8 класс

поурочно-тематическое планирование уроков английского языка для учащихся 8 классов , обучающихся по УМК Кузовлев В.П. в ОУ с организацией образовательного процесса по триместрам....

поурочно-тематическое планирование 10 класс

поурочно-тематическое планирование для учащихся 10 классов , обучающихся английскому языку по УМК Кузовлев В.П. в ОУ с организацией учебно-воспитательного процесса по триместрам....

Поурочные разработки по литературе XIX в. , 9 класс, 10 класс

Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 2-х частях  Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2012....

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...