поурочное ууд 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
универсальная учебная деятельность учащихся на уроках истории в календарно тнматическом планировании история 6 класс с методическим оснащением курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_6_uud.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС
Учебно-методический комплект
- Ведюшкин В. А. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. А. Ведюшкин; под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Просвещение, 2011.
- Ведюшкин В. А. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь /В.А. Ведюшкин, Е.А. Крючкова. —М.: Просвещение, 2010.
- Ведюшкин В.Л. История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации / В. А. Ведюшкин, И. В. Ведюшкина. —М.: Просвещение, 2010.
- Ведюшкин В. А. История Средних веков. 6 класс: метод, рекомендации /В. А. Ведюшкин. —М.: Просвещение, 2009.
Карты и атласы
- Атлас по истории Средних веков.
- Исторические карты: «Франкское государство в V—середине IX в.», «Арабы в VII—IX вв.», «Византийская империя и славяне в VI—XI вв.», «Индия и Китай в Средние века», «Западная Европа в XI —начале XIII в.», «Крестовые походы», «Европа в XIV—XV вв.».
Литература к курсу
- Исторический лексикон. XIV—XVI вв. Кн. 1, 2. —М., 2004.
- Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока/Т. П. Каптерева, Н.А. Виноградова. — М., 1989.
- Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. В. П. Будановой. — М., 2006.
- Рассказы по истории Средних веков / под ред. А. А. Сванидзе.— М., 1996.
- Энциклопедия для детей «Аванта+». Тома: «Всемирная история», «Искусство», ч. 1; «Религии мира», ч. 1, 2. —М., 1999.
- Вазольд М. Крестоносцы / М. Вазольд. — М., 1994.
- Груссе Р. Чингисхан / Р. Груссе. —М., 2002.
- Джаксон Т.Н. Скандинавия: боги и герои /Т.Н. Джак- 1 сон. —М., 1996.
- Живая история Востока / под ред. О. Е. Непомни- на.-М., 1998.
- Иванов С. А. Византия / С. А. Иванов. —М., 2001.
- Каждая А. П. В поисках минувших столетий. У стен Царьграда / А. П. Каждан. —М., 2002.
- Керам К. Боги, гробницы, учёные / К. Керам. —М., 1994.
- Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир/Е. И. Кычанов. — М., 1995.
- Левандовский А. П. Жанна д'Арк/А. П. Левандовский.-М., 1982.
- Левандовский А. П. Карл Великий: через Империю к Европе /А. П. Левандовский. —М., 1995.
- Можейко И. В. 1 к 37 чудес света / И. В. Можейко. — М., 2000.
- Панова В.Ф. Жизнь Мухаммеда / В. Ф. Панова, Ю.Б. Бахтин. -М., 1990.
- Перну Р. Ричард Львиное Сердце/Р. Перну, —М., 2000.
- Петрухин В.Я. Славяне/В.Я. Петрухин. —М., 1996.
- Ру Ж.-П. Тамерлан/Ж.-П. Ру.-М., 2004.
- Сеет Я. М. По следам путешественников и мореплавателей Востока/Я.М. Свет. — М., 1995.
- Волков A.M. Царьградская пленница/А. М. Волков.— М.: ACT, 2009.
- Гюго В. Собор Парижской Богоматери / В. Гюго. —М.: ACT, 2010.
- Дюма А. Изабелла Баварская / А. Дюма. —М., 1990.
- Ладынский А. П. Анна Ярославна —королева Франции/А. П. Ладинский. —М.: ACT, 2010.
- Парницкий Т. Аэций —последний римлянин/ Т. Пар- ницкий, —М., 1993.
- Сенкевич Г. Крестоносцы / Г. Сенкевич. — М.: ACT, 2009.
- Скотт В. Ричард Львиное Сердце / В. Скотт. — М., 1993.
- Скотт В. Айвенго / В. Скотт. — М.: Римис, 2010.
- Ян В. Чингиз-хан / В. Ян. —М.: Эксмо, 1998.
- Ян В. К последнему морю / В. Ян, —М., 2009.
Тематическое планирование, 6 класс, 30 часов
Основное содержание уроков | Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Урок 1. Что и как изучает история Средних веков. Понятие Средние века. Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков | Высказывать аргументированные суждения о том, для чего нужно изучать историю. Объяснять значение понятий Средние века, исторический источник. Определять место Средневековья и его основные периоды на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе, используя информацию учебника и дополнительные материалы |
Урок 5. Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX—XI вв. Походы и государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Раскрывать понятие феодальная раздробленность. Рассказывать о складывании феодальных отношений в странах Европы в IX—XI вв. Показывать на карте территориальные изменения в Западной Европе. Давать оценку культуры раннего Средневековья |
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч) | |
Урок 6. Византийское тысячелетие. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение её могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью | Объяснять особенности исторического пути Восточной Римской империи. Показывать на карте территориальные изменения Византийской империи. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Объяснять особенности государственного устройства Византийской империи. Составлять характеристику императора Юстиниана как исторического деятеля |
Урок 7. Культура Византии. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись | Раскрывать значение понятий икона, фреска, мозаика. Рассказывать о культуре Византии. Составлять описание памятников культуры. Характеризовать взаимосвязь византийской и древнерусской культуры |
Урок 8. Образование славянских государств. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности | Показывать на карте территорию «славянского мира», расселение западных, южных и восточных славян. Называть причины образования славянских государств. Сопоставлять основные этапы истории славянских государств, представляя информацию в форме таблицы |
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч) | |
Урок 9. Рождение новой религии. Проповедь Мухаммеда. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман | Показывать на карте территории, населённые арабами. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объяснять значение принятия ислама арабскими племенами |
Урок 10. Мир ислама. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни | Раскрывать значение понятия халифат. Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры |
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч) | |
Тема 4. Феодальное общество (3 ч) | |
Урок 11. Сеньоры и вассалы. Понятие феодализм. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести | Раскрывать значение понятий сословие, феодал, сеньор, вассал, рыцарь. Рассказывать о жизни и кодексе чести рыцарей, используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Давать оценку роли рыцарского сословия в средневековом обществе |
Урок 12. Средневековая деревня. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Быт и культура крестьян | Описывать занятия средневекового крестьянства. Рассказывать о жизни крестьян, используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Давать оценку роли крестьянства в средневековом обществе |
Урок 13. Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов | Раскрывать значение понятий цех, гильдия, цеховой устав. Объяснять причины возникновения средневековых городов. Рассказывать о занятиях и образе жизни горожан (ремесленников, торговцев), используя свидетельства источников и иллюстрации учебника. Сравнивать положение крестьян и горожан. Давать оценку роли горожан в средневековом обществе. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору) |
Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2 ч) | |
Урок 14. Католическая церковь: путь к вершине могущества. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские ордены | Раскрывать значение понятий католицизм, православие, великая схизма, еретик, инквизиция. Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Приводить примеры взаимоотношений церковной и светской власти |
Урок 15. Крестовые походы. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов | Раскрывать значение понятия Крестовые походы. Показывать на карте направления Крестовых походов. Отбирать информацию, характеризующую отдельные Крестовые походы, и представлять её в форме таблицы. Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов |
Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч) | |
Урок 16. Франция: долгий путь к единству. Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение | Раскрывать значение понятий сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, централизованное государство, Генеральные штаты. Отбирать информацию об усилении королевской власти во Франции, представлять её в форме таблицы. Составлять характеристику одного из французских королей как исторического деятеля. Определять значение образования централизованного государства |
Урок 17. Англия: от Нормандского завоевания до парламента. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента | Определять последствия Нормандского завоевания. Раскрывать значение понятия парламент, причины возникновения парламентаризма и особенности парламента по сравнению с Генеральными штатами. Сравнивать государственное устройство Франции и Англии. Определять историческое значение принятия Великой хартии вольностей |
Урок 18. Несбывшиеся надежды германских императоров.. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в. | Объяснять причины противостояния римских пап и германских императоров, приводить примеры взаимоотношений. Характеризовать политику Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена. Показывать на карте направления колонизации земель западных славян. Рассказывать об усилении князей и ослаблении императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. |
Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч) | |
Урок 19. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика | Раскрывать значение понятий университет, рационализм, схоластика. Показывать на карте первые университеты. Рассказывать об университетском образовании и жизни студентов. Называть особенности средневековой науки, иллюстрируя их примерами |
Урок 20. Время соборов. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты | Раскрывать значение понятия архитектурный стиль, собор. Сравнивать романский и готический стили, называть и описывать памятники романской и готической архитектуры. Давать оценку и определять значение средневековой культуры XI—XIII вв. |
РАЗДЕЛ III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 ч) | |
Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч) | |
Урок 21. Столетие бедствий. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера | Рассказывать об ухудшении условий жизни европейцев в XIV в. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Давать оценку освобождению крестьян от личной зависимости |
Урок 22. Самая долгая война в истории. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и её итоги. | Показывать на карте основные события Столетней войны. Называть причины войны и объяснять цели воюющих сторон. Отбирать информацию о ходе войны и представлять её в форме таблицы. Составлять характеристику Жанны д'Арк как исторической личности. Давать оценку её роли в истории Франции. Характеризовать итоги и значение Столетней войны |
Урок 23. Трудный путь к торжеству королевской власти. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре | Отбирать информацию о централизаторской политике французских королей (в борьбе с бургундскими герцогами) и английских королей (Людовика XI, Генриха VII Тюдора), представлять её в форме таблицы. Высказывать суждения о значении объединения Франции. Давать оценку войне Алой и Белой розы в Англии |
Урок 24. Культура Западной Европы в XIV— XV вв.: новые горизонты. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии | Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Раскрывать значение понятий Возрождение, гуманизм. Называть изменения в культуре на примере культуры Возрождения в Италии. Рассказывать об изобретении книгопечатания. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Давать оценку деятельности гуманистов |
Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV вв. (2 ч) | |
Урок 25. Польша и Чехия: время расцвета. Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение | Приводить исторические примеры, характеризующие расцвет Польши в XIV—XV вв. и Чехии в XIV в. Показывать на карте противостояние Польши агрессии Тевтонского ордена. Отбирать информацию о Грюнвальдской битве и представлять её в виде схемы. Объяснять причины Гуситских войн. Составлять характеристику Яна Гуса как исторического деятеля. Сравнивать взгляды Яна Гуса и Яна Жижки. Давать оценку значения Гуситских войн |
Урок 26. Полумесяц против креста. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев | Показывать на карте направления завоеваний турок-османов и территорию созданного ими государства. Рассказывать об особенностях управления в Османской империи. Объяснять причины ослабления и падения Болгарии, Сербии, Византийской империи. Давать оценку значения византийской культуры |
РАЗДЕЛ IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 ч) | |
Тема 10. Культура и государства Азии, Африки и Америки (3 ч) | |
Урок 27. Индия, Китай, Япония. Индийская община. Варны и касты. Делийский султанат. Религии Индии. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Монгольское владычество и его свержение. Отличительные черты японского общества и культуры | Объяснять значение понятий сёгун, самурай. Сравнивать отношения власти и подданных, систему управления, основные религии Индии, Китая и Японии |
Урок 28. В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека | Объяснять значение понятий хан, орда. Показывать на карте направления завоеваний монголов и территории созданных ими государств. Описывать основные занятия населения и систему управления в державах Чингисхана и Тимура |
Урок 29. Народы и государства Африки и Америки. Магриб и Чёрная Африка. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков: достижения и особенности развития | Рассказывать о развитии африканских народов в Средние века. Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки |
Заключение (1 ч) | |
Урок 30. Итоговое повторение. Значение Средневековья в мировой истории и культуре | Систематизировать знания об эпохе Средневековья. Высказывать аргументированные суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поурочно-тематическое планирование 8 класс
поурочно-тематическое планирование уроков английского языка для учащихся 8 классов , обучающихся по УМК Кузовлев В.П. в ОУ с организацией образовательного процесса по триместрам....
поурочно-тематическое планирование 10 класс
поурочно-тематическое планирование для учащихся 10 классов , обучающихся английскому языку по УМК Кузовлев В.П. в ОУ с организацией учебно-воспитательного процесса по триместрам....
Тематическое и поурочное планирование для загрузки в электронный журнал в формате Excel по Информатике и ИКТ, 5-7 класс (1 час в неделю) и 8-9 класс основной школы (2 часа в неделю) к курсу Информатика и ИКТ, Босова Л.Л.
Планирование представлено в формате Excel для загрузки в электронный журнал....
Подробные поурочные разработки по курсу изучения английского языка в 9-м классе по учебно-методическому комплекту к учебнику О.В. Афанасьевой “Английский язык”, 9 класс для общеобразовательных учреждений– М: Просвещение, 2010
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по курсу изучения английского языка в 9-м классе по учебно-методичес...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Поурочные разработки по литературе XIX в. , 9 класс, 10 класс
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 2-х частях Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2012....
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...