Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории.
статья по истории на тему
Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_formirovaniya_poznavatelnykh_sposobnostey_starsheklassnikov_na_urokakh_istorii.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории.
Щербаков В.А. Учитель истории и обществознания.
«Ученик на уроке устаёт не от деятельности, а от её однообразия»
К.Д. Ушинский
В условиях современного общества, для которого воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность, проблема формирования личности ребенка и его творческого потенциала выходит на первый план. Особую роль играют умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей, умение подстраиваться под любую ситуацию. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, поиску собственных путей решения проблемы, инициативности. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на завершающем этапе обучения в общеобразовательной школе особую роль играет формирование познавательной активности старшеклассников. Именно в этом возрасте интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности молодых людей и их способностей.
Важность исторических процессов становиться особо актуальна в переломные моменты жизни общества. Именно в такой период мы сейчас живем. Школьное историческое образование должно не только дать старшеклассникам основы знаний об историческом пути России с древнейших времен до наших дней, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников, самостоятельно осмысливать проблемы общественного развития, как в историческом контексте, так и в современном мире.
Планируя цели и пути достижения любого педагогического эффекта, учитель должен вовлечь ученика в самостоятельную познавательную деятельность. Именно поэтому формирование познавательной активности и методы критического анализа обучающихся на уроках истории должны является основным направлением деятельности любого учителя. В ходе своей педагогической деятельности учитель решает следующие задачи:
- создание условий для формирования познавательной деятельности старшеклассников;
- развитие нестандартного мышления;
- включение в педагогическую деятельность креативной составляющей;
- воспитание интереса к изучению истории на любом этапе ;
- получение удовольствия от процесса обучения;
- социальная адаптация старшеклассников, подготовка к будущей взрослой жизни.
Самое главное, чтобы каждый ученик достиг максимального результата исходя из своих способностей и возможностей. Следовательно, необходимо построить педагогическую деятельность таким образом, чтобы раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Поэтому необходимо внедрение в свою работу элементов личностно-ориентированного подхода. Именно эта система формирует творческое начало ученика, развивает его индивидуальность и креативность.
Основные методы личностно-ориентированного подхода для старшеклассников на уроках истории:
- Развитие познавательной деятельности;
Познавательную деятельность в условиях современного общества следует считать основным видом работы, особенно для старшеклассников. Навыки приобретаемые при таком роде деятельности влияют не только на процесс обучения, но и на всестороннее формирование личности, выполнение социального заказа стоящее перед школой.
Функциональное назначение познавательной деятельности невозможно переоценить. Она не только способствует воспитанию мировоззрения обучающихся, но так же затрагивает и нравственные качества, развивает познавательные силы столь необходимые в будущей взрослой жизни: активность, самостоятельность, познавательный интерес. Особой заслугой познавательной деятельности является приобщение к поисковой и творческой видам работ, столь необходимым для полноценной реализации себя в современном обществе.
Методы организации учебно-познавательной деятельности различны: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые методы обучения. Методы контроля: промежуточный и итоговый контроль в различных формах, лучше с использованием современных технологий и ИКТ.
- Развитие познавательного интереса.
Как правило, на уроках истории в старших классах осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Именно из-за их огромного количества, интерес к предмету ослабевает. Проблема интереса — одна из важнейших при обучении в школе. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Существуют три основных фактора, влияющих на интерес подробно разработанные педагогами:
- содержание исторического материала;
- приемы, методы и средства подачи материала учителем;
- межличностные отношения между учеником и учителем.
Однако создать по-настоящему интересный урок, особенно в старших классах задача не из легких. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, новыми аспектами подачи материала, сменой приемов деятельности, эмоциональным воздействием на учащихся. Особым искусством является достижение учениками эмоций удивления, радости, успеха и др.
Для повышения интереса к учебной деятельности, формирования интеллектуальных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в качестве приоритетной лучше использовать групповую форму работы. Особую роль играют стимулы. Наиболее удачные среди них: положительная оценка знаний; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности учащихся; положительное мнение коллектива; взаимовыручка.
Важными качествами учителя в развитии познавательного интереса у ученика являются: требовательность преподавателя, педагогический такт, совместная работа учителя и ученика.
- Формирование мотивации познавательной деятельности.
Существующая реальность такова, что сегодня любой желающий может получить любую интересующую его информацию, даже не выходя из дома. Именно поэтому заинтересовать учеников старших классов прежними средствами и приемами удается далеко не всегда.
В этой связи многие учителя истории предлагают вынести на первый план задачу оживления исторического процесса, придать эмоциональную окраску историческим событиям.
Учитель может показать любой исторический процесс не только как сухие факты, но и придать своей работе эмоциональную окраску. Хорошим методом оживления истории выступают познавательно - развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а как правило самостоятельно приходят к необходимым выводам, словно пишут историю заново. При этом необходимо помнить о нескольких важных правилах данного метода таких как: простота вопроса; поиск ответа на вопрос должен стимулировать дальнейшую потребность ученика в историческом познании; ответ на вопрос должен создать чувство удовлетворения ходом учебного процесса и желание дальнейшего творчества.
Необходимым условием формирования познавательной активности старшеклассников и их научного мышления является организация исследовательской деятельности, как на уроках истории, так и во внеурочное время. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения.
Все перечисленные методы способны не только изменить отношения учеников старших классов к истории как предмету, но и сделать сам процесс обучения более интересным и драматичным, затягивая ребят в водоворот исторических событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории
творческий отчет о проделанной работе...
Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности
эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...
Творческий отчет «Формирование познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
В данном творческом отчете говорится о формировании познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы....
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...
Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»
В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...
Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики
Формирование познавательных интересов на урокахинформатики...
Роль ИКТ в формировании познавательных способностей учащихся на уроках иностранного языка.
Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении английскому языку играет очень важную роль. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индив...