Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Черненко Галина Романовна

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностях обучающихся, прежде всего, их способности к самообразованию, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить обучающихся основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._opyt_chernenko_.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черненко Галина Романовна

                                           Раздел I

                                            Информация об опыте

    Тема опыта: «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

          Условия возникновения и становления опыта определяются тем, что контингент общеобразовательных школ за последнее время претерпел значительные изменения. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №16»  находится в микрорайоне Павшинская пойма, который с точки зрения социально-педагогической обстановки можно условно назвать благополучным.   Состав родителей довольно сложен: рабочие-51,6% и безработные-8,6%, служащие-28,5% и бизнесмены-9,6%.

Муниципальному бюджетному образовательному учреждению  «Средняя общеобразовательная школа №16»  пять лет. За это время школой накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции: непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий. Индивидуальные познавательные творческие способности  обучающихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции, факультативы, элективные курсы, научные общества обучающихся.

Исследование проводилось в ученических коллективах девятых-одиннадцатых   классов. Особенностью данной возрастной группы является стремление осмыслить пройденное, постигать новое, сомневаться и искать ответы на «взрослые» вопросы. Обучающиеся в таком возрасте испытывают потребность в общении между сверстниками.  В то же время хотят видеть рядом учителя, который сумеет объяснить новое и интересное, поможет «понять непонятное».

Для диагностики уровня развития творческих способностей  обучающихся на уроках истории  учитель использовал тест   разработанный педагогом – психологом Т.А.Шишковец. [8]  По полученным данным обучающихся можно разделить на две группы: 1-й уровень – творческая мотивация с выраженным преобладанием творческих способностей к учению; 2-й уровень – отрицательное эмоциональное отношение к учению.

 Данные предварительной диагностики проведенной в 2017-2018 учебном году отражены в таблице 1.

  1. Шишковец Т.А.. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО,2005.  

         

                                                                                                   Таблица 1.

           Изучение уровней развития творческих способностей обучающихся    

                               8 -11 классов в 2016- 2017 учебном году

       уровни творческих  

                  способностей

                                         

  классы

1-уровень

(в %)

2-уровень

(в %)

8

50

34

10

58

22

11

54

26

  Черненко Галину Романовну заинтересовала проблема развития творческих способностей обучающихся. Появилась необходимость создать условия для творческой, познавательной деятельности обучающихся. Многолетние наблюдения за познавательной активностью школьников показали, что при организации проблемного обучения на уроках истории повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности,  умения  организовать поиск решений в различных ситуациях   на протяжении всей жизни.

         Актуальность опыта. В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностях обучающихся, прежде всего, их способности к самообразованию, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить обучающихся основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.

         Работа над темой  позволила  автору опыта выявить  следующие противоречия:   

   1. Между необходимостью повышения уровня качества современного образования и недостаточной разработанностью технологии  проблемного обучения,  в условиях  традиционного обучения.

          2.  Между неподготовленностью отдельных обучающихся к осуществлению рефлексии и насущной потребностью формирования у них навыков самоанализа, самоконтроля.

3.  Между способностью некоторых учащихся воспроизводить материал репродуктивно и неумением творчески применять полученные знания, умения, навыки.

Анализ выявленных противоречий позволил учителю определить проблему  опыта  традиционные формы и методы обучения школьников  на уроках истории не создают надлежащих условий для активизации познавательной деятельности обучающихся  в отличие от способов и приемов, лежащих в основе проблемного подхода в обучении.

          Ведущая педагогическая идея заключается в создании репродуктивно-творческого использования методических рекомендаций по созданию проблемных ситуаций и задач, направленных на усвоение и овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками по истории, а также развитие мотивации к самостоятельному добыванию знаний.

         Длительность работы над опытом. Исследование проводилось в течение трех лет с 2016 по 2019 учебный год, с обучающимися на уроках истории.

         С 2016 по 2017 учебный год - первый этап работы (начальный). Происходило выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор метод и средств их решения, проведена диагностика обучающихся

        С 2017 по 2018 учебный год -  второй этап работы (основной). Апробирована система учебной работы по формированию творческих способностей личности средствами технологии проблемного обучения.

        С 2018 по 2019 учебный год - третий этап работы (заключительный). Осуществлён анализ достижений обучающихся в олимпиадах и конкурсах всех уровней, обобщение и описание опыта работы.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

 Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок – внеклассная работа» посредством применения технологии проблемного обучения.  

        Теоретическая база опыта. В 60-е годы ее вариант – обучение через исследование – разрабатывал Д. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.С. Скаткин, М.И. Махмутов.

В исследовательской деятельности учитель опирался на научные исследования и теоретические положения, которые наиболее полно определил Махмутов М.И. [6] 

Махмутов отмечает: «Каждому педагогу необходимо обратить внимание, что ведущими идеями проблемного обучения является: формирование духа поиска; умение анализировать и синтезировать; личная ответственность за качество приобретаемых знаний; индивид стремится не заучивать, а осмысливать учебный материал; человек воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного отношения и понимания, развивает диалектическое мышление». [6] 

         Селевко Г.К. в своей работе «Современные педагогические технологии» определяет: «Среди методов обучения, направленных на интенсификацию урока, особое место занимает проблемное обучение. Без сомнения, учитель в своей практике широко использует весь арсенал методических средств – объяснительно иллюстративный метод, репродуктивный метод и другие. Таким образом, обучение отнюдь не является универсальным видом обучения. Однако ни один другой метод так не способствует наиболее полному использованию мыслительных возможностей обучающихся, а следовательно, повышению эффективности учительского труда, как проблемное обучение. Если в результате применения объяснительно – иллюстративного учитель в лучшем случае добьется пусть и осознанного, пассивного усвоения материала, то активизация обучающихся путём включения их в поисковую деятельность, привлечение к самостоятельному решению тех или иных проблем                  развивают творческие способности и умение мыслить».[7]   
             Организуя деятельность обучающихся в системе проблемного  обучения, меняется форма общения учителя с обучающимися.

            «… главным отличием традиционного обучения от  проблемного заключается в том, что традиционное образование – это образование, вызванное внешним воздействием процесса усвоения индивидуумом обобщенного, общественного опыта… Проблемное же обучение - это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта. В центре процесса обучения – ученик, обучение же является совместной деятельностью ученика и учителя направленная на интеллект ученика, проблемную ситуацию, которая вызывает затруднения и направлена на развитие индивидуальной самореализации ученика. Ведущей деятельностью процесса обучения является деятельность познания» - четко определяет отличия проблемного обучения от традиционной дидактической системы» М.И. Махмутов [6]   

        Главная задача учителя - это формирование духа поиска у обучающихся, умение анализировать и синтезировать, появляется личная ответственность за качество приобретаемых знаний. Обучающиеся привыкают не механически заучивать, а осмысливать учебный материал. Развивается их диалектическоемышление.  
         Ю.К.Бабанский отмечает: « Проблемное обучение не терпит стандарта, постоянно требует творческого подхода. Условия успеха проблемного обучения весьма разнообразны. Необходим дифференцированный подход к разным по уровню подготовленности классам и обучающимся. Задачи следует усложнять постепенно. Причём учитель должен быть, всегда готов при необходимости как упростить их, так и прийти на помощь классу. Для выполнения некоторых заданий приходится перераспределять программные часы: сэкономив на одном, выделить дополнительное время для другого»
 [1]   

          Г.И. Волченкова в своей статье «Успешность педагогического труда» отмечает: «Технология проблемного обучения позволяют реализовать задачи современного исторического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности» [2] 

Как всякий учебный  процесс, творческий интерес у обучающихся  формируется в деятельности. На фоне общего положительного отношения к учению, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование творческого интереса у обучающихся.

          Новизна опыта заключается в сочетании компонентов различных методик, в применении инновационных педагогических технологий, которые позволяют: [6]  [7]   

- углублять и систематизировать знания у учащихся;

- учат самостоятельно работать с текстом и с историческими источниками;

- формируют у обучающихся поисковые и исследовательские навыки;

- вырабатывают активность в процессе овладения знаниями, учат самостоятельно мыслить, отстаивая свои суждения;

- готовят к участию в общественной жизни и продолжению обучения.

                                                      Раздел II

                                            Технология опыта

 

     Цель  педагогической деятельности: является в  обеспечении положительной динамики творческой саморезации личности посредством проблемного обучения.  

Для  реализации  данной цели   были   поставлены   следующие   задачи:

   1. Формирование практической реализации технологии проблемного обучения на уроках истории.

   2. Воспитание познавательной самостоятельности обучающихся, их стремления к добыванию новых знаний путем применения частично-поискового и исследовательского методов.

   3.  Повышение творческого потенциала, формирование творчески мыслящей личности, с высоким уровнем исторических знаний, способной активно применять полученные знания на практике.

        Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, как трудно создать ситуацию, рождающую положительные эмоции.

Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную познавательную задачу, ответить на необычный вопрос, способствуют проблемные ситуации на уроке.

      Для решения проблем используются различные методы:

  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый эвристический метод;
  • исследовательский метод.

      Базовой моделью урока является:

  • разминка;
  • развитие психических механизмов (память, мышление);
  • этап выполнения развивающих, частично-поисковых задач;
  • решение творческих задач.

Среди методов обучения, направленных на интенсификацию урока, особое место занимает проблемное обучение.

Проблемная ситуация   проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.

Самое главное на уроке это совместный поиск истины обучающихся и учителем. Для этого необходимо выделить: этапы решения проблемы и приемы учебной работы.

Этапы решения проблемы:

  1.  Осознание проблемы. Обнаружение скрытого противоречия

  2.  Формулирование гипотезы

  3.  Доказательство гипотезы

  4.  Общий вывод

         Приемы учебной работы:

  1.  Доказательство гипотезы

  2.  Выдвижение гипотезы

  3.  Обоснование гипотезы

  4.  Установление причинно-следственных связей, их обогащение в ходе      

       решения проблемы

Проблемное обучение – это  искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным действиям обучающихся  – считает автор опыта.                                    

          Одним из часто используемых учителем методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и «Кейс-метод» или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких строк до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Так в 11 классе, на уроке истории  по теме «Внешняя политика СССР в 30 – годы», обучающиеся сами определяют название темы урока, из эпиграфа, «Внешнюю политику определяет государство» (Отто фон Бисмарк), у обучающихся сразу начинает формироваться дух поиска. Ребята определяют название темы без труда. Таким образом, состояние интеллектуального затруднения на уроке создано.  Итогом работы является дискуссия. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего: улучшает владение теорией; учит правилам ведения дискуссии; развивает коммуникативные навыки; развивает аналитическое мышление. (Приложение № 1).

         Поисковая беседа – это самая распространенная форма проблемного обучения. Обучающиеся работают в группах, сами оценивают свою работу в группе, что дает более слабым детям  возможность подтянуться  в знаниях и выражать свою точку зрения при обсуждении.

Галина Романовна, применяя технологию проблемного обучения поддерживает интерес обучающихся к истории, как к предмету, и к истории, как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель выходит за пределы минимального образовательного стандарта, и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

           Эффективным средством в работе, учителя, считается исследовательский метод применяемый на уроках истории. Цель исследовательского метода – научить обучающихся самостоятельно осуществлять процесс познания.

           При изучении темы «Духовная жизнь России. Строительство обновленной Федерации» учителем предлагается провести исследование по одной из главных национальных программ «Молодежь России». Внимание к этой проблеме огромно, так как молодежь это политическое будущее России, именно молодежь, являясь главной социальной силой, должна довести до завершения строительство будущей России. Осуществляются следующие операции: анкетирование, изучение результатов анкетирования, выяснение проблемных вопросов и ситуаций.

На первом этапе при проведении анкетирования выявляются следующие проблемные ситуации:    

  • не все демократические институты российского общества работают;
  • не все граждане исполняют свой гражданский долг;
  • низкий уровень доверия у молодежи к органам государственной власти;
  • озабоченность молодого поколения состоянием преступности;
  • слабая ориентация в системе современных детских и молодежных организаций;
  • ослабление роли семьи и школы в воспитании молодежи;
  • нежелание молодежи участвовать в выборах

          На втором этапе анализа анкетирования стало ясно, чтобы решить проблемные ситуации необходимо институт выборов сделать базовым в правовом государстве.

          На основе анкетирования, проявляя свое творчество, обучающиеся пишут исследовательскую работу, в которой проблемные вопросы и ситуации поднимают актуальность данной темы. Заканчивая изучение темы, обучающиеся приходят к выводу, что для разрешения этих проблем необходимо решить следующие задачи:

  1. Проследить электоральную активность молодежи.
  2. Выявить причины, способствующие низкой активности молодежи Московской области.
  3. Сформировать практические рекомендации по повышению высокого уровня участия будущих избирателей в выборах. (Приложение №2).

         Анализ, проведенный автором опыта показывает, что исследовательский метод, в проблемном обучении, более сложен и трудоемок, для обучающихся, чем поисковая беседа. Потому, что исследование включает все этапы поисковой деятельности: осознание проблемы, в случае необходимости знакомство с дополнительными источниками и составление плана  поиска; наблюдение, обдумывание, рассуждения, доказательства;  иногда дискуссия в ходе попытки найти правильное решение; формулировка выводов.

         При подготовке к ЕГЭ, при обобщении материала на уроках, учитель использует один из приемов технологии проблемного мышления, так называемую формулу «ПОПС».

Применяя информацию, полученную в ходе дискуссии, учитель использует формулу ПОПСа, где

П – позиция «Я думаю , что…»

О – обоснование «Потому что…»

П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»

С – суждение «Таким образом…»

         Например, при изучении темы «Реформы П.А.Столыпина» в 10 классе учащиеся методом сравнения обобщают представления об аграрных реформах Александра II, П.А.Столыпина и В.И.Ленина,  учитель подводит учащихся к самостоятельным выводам. Методом дискуссии  учит отбирать необходимый материал, представлять его, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать их, делать выводы, характеризующиеся доказательностью, критичностью, самостоятельностью суждений, развивает умение видеть важное, значимое, реально и доказательно оценивать деятельность людей. Далее учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1 гр. Способен ли был Столыпин осуществить свою стратегию, задействовать силы, способные совершить преобразования? (кто?).

2 гр. Почему напрасны были мечты Столыпина сделать Россию великой? (во имя чего?).

3 гр. Какие задачи должен был решать Столыпин, чтобы избежать революционного взрыва? Была ли вообще вероятность реформистского развития России в 1906г. - 1910г.? (как?).

         После раскрытия темы можно предложить самим обучающимся определить главную проблему уроку и составить вопросы к теме проблемного характера.   (Приложение № 3)

        Учитель на уроке- диспуте, «Петр I: место и роль в российской истории», ведет обучающихся по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию творческих отношений. Здесь     уместными могут быть слова А. Петровского: «Обучение - это общение человека с человечеством». (Приложение 4)

        Именно, диспут предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение обучающихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к творчеству.

         Автор опыта, в технологии проблемного обучения использует приемы и методы информационных технологий при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации. Информационные технологии стали неотъемлемой частью проблемного обучения и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Именно информационные технологии вызывают интерес и апробируются учителем в практической деятельности.

На уроках активно используются электронные образовательные ресурсы. Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения. Однако, используя технические средства, учитель понимает, что сами по себе они не подменяют её, как педагога, в процессе развития творческих способностей обучающихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Еще одной специфической чертой учебного процесса является то, что объектом познания здесь является человек и его место в истории, считает Галина Романовна.  Задача учителя - научить обучающихся чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить «как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент».

Взаимопонимание – диктуется характером включения обучающихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент – Экзюпери «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

В этой связи учитель считает целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Применительно к процессу исторического познания под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес обучающихся к истории, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя.

На своих уроках автор опыта использует такие виды заданий: воображаемое путешествие; воображаемое интервью; ситуация выбора; сочинение от первого лица.

В 9 - х классах учитель практикует уроки – аукционы, на которых обучающиеся, проявляя свое творчество, представляют выполненные своими руками макеты предметов, символизирующих ту или иную эпоху. Для выполнения этой работы обучающиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это развивает творческие способности обучающихся, а также имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности обучающегося.

 Технология проблемного обучения и ее методы, которыми учитель пользуется в своей работе, помогает развивать творческие способности обучающихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Обучающиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя в своей практике технологию проблемного обучения, автору опыта удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

- через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности, с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;

- изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и обучающиеся – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды»;

- повысить мотивацию обучающихся к творческой деятельности.

           Используя проблемный подход в обучении, учитель учитывает готовность обучающихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для творческого развития необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса.        

          Систематическое использование на уроках истории проблемных ситуаций, способствует формированию творческих способностей обучающихся, позволяет поднимать до нового, более высокого уровня потенциал развития диалектического мышления.

         Именно технология проблемного обучения направлена на развитие познавательной мыслительной деятельности, прививает интерес к предмету история.

         

                                                     

                                                     Раздел III

                                         Результативность опыта.

         Применение учителем технологии проблемного обучения на уроках истории помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди обучающихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности обучающихся.

Использование проблемной технологии в обучении истории позволило учителю достигнуть положительных результатов:

  • проблемное обучение активизировало мыслительную деятельность школьников;
  • у большинства обучающихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к истории;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных  и творческих способностей обучающихся.

Для диагностики уровня развития познавательной активности обучающихся учитель использовал тест разработанный психологом Т.А.Шишковец [8] .

   

      Мониторинг уровня развития творческой активности                        

          обучающихся 8,10,11 классов МБОУ «СОШ №16»

                  учебный

                     год

классы

2016-2017

(%)

2018-2019

(%)

8

50

56

10

58

65

11

54

66

      Опыт работы по данной теме показывает, что технология проблемного обучения дает положительные результаты творческой активности обучающихся.

Диагностическое изучение творческих способностей, обучающихся 8-11 классов МБОУ «СОШ №16» показало, что, если в 2016 году был низкий уровень (54%), то в 2017 уровень становится выше (62%).  

Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся: в 2017/2018 учебном году вырос на 5,9 %, а в 2018/2019 учебном году ещё увеличился на 6,5 %. Происходит повышение качества знаний, обучающихся на уроках истории посредством применения технологии проблемного обучения.

  1. Шишковец Т.А.. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.  

                                      Мониторинг качества знаний по истории

                   учебный        

                         год

      классы

2016-2017

(%)

2017-2018

(%)

2018-2019

(%)

8,10,11

60

64

69

10,11

66

71

76

11

68

73

77

           

          Главный результат деятельности педагога - творчески активные, с широким кругозором обучающиеся. Педагогический оптимизм учителя – вера в обучающегося, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса побуждает желание узнавать, учиться.  Свои наработки в создании педагогического опыта считаю нужным передать учителю истории и обществознания Аманлиевой Ольге Олеговне.

В 2014 году обучающаяся 10 «А» класса Хорт Виктория, защитив  на муниципальном уровне,  на исторических чтениях посвящённых 60 – летию образования Белгородской области стала призёром  защитила исседовательскую работу: «Знаменитая российская гимнастка из Белгородчины».

         В 2015 - 2016году обучающаяся 11 «Б» класса  Шляхова Анастасия стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

          В 2016 - 2017 году обучающиеся Бичугова Елизавета, 8 «А» класса, Зулькарнаев Николай, обучающийся 8 «В» класса – стали призёрами Всероссийской олимпиады школьников по истории, а также учащаяся 9 «Б» класса Власова Юта стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

          В 2017 – 2018 учебном году, Савватеев Денис, учащийся 9 «В» класса принимал участие в Международном конкурсе «Круговорот знаний», стал призёром, заняв III место (Федеральный уровень).

         В  2018 году  Титова  Диана, учащаяся 5 «А» класса, заняла II место на международной олимпиаде по обществознанию для 5 – х классов «Человек. Индивид. Личность» (Международный уровень)

    Результаты ОГЭ в 2016 – 2017 учебный год: по истории –  78% качество      

                                                                                                                 знаний

                                                              по обществознанию -  68% качество    

                                                                                                                 знаний

    Результаты ЕГЭ в 2016 – 2017 учебном году: по истории – 64% качество  

                                                                                                                  знаний

                                                               по обществознанию – 75% качество          

                                                                                                                   знаний

    Результаты ОГЭ в 2017 – 2018 учебном году:

                                                               по обществознанию -  57% качество  

                                                                                                                  знаний

                                   

                                     

                                  Библиографический список:                                  

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: 1982. - 191с.
  2. Волченкова, Г.И. Успешность педагогического труда/ Г.И. Волченкова// Завуч №5, 2005. – 57-59с.
  3. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса/ В.М. Лизинский// Завуч №3, 2005. – 144-153с.
  4. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории./И.Я.Лернер - М., 1994.
  5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе/ М.И. Махмутов. – М.: 2007. - 202с.
  6. Полякова, Н.В. Образовательные технологии/ Н.В. Полякова// Завуч №5, 2005. – 38-57с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 255с.
  8. Шишковец Т.А., Справочник социального педагога. - М.: ВАКО,2005.  

                                                 

                                                  Приложение

1.Приложение №1 – Конспект урока по истории в 10 классе по теме:

   «Внешняя политика СССР в 30 – е годы»

2.Приложение №2 – Творческая работа  обучающейся 11 класса

   Чиркиной Татьяны по теме «Молодежь и правовое будущее России»

  (исследовательская работа)

3.Приложение №3 – Конспект урока по истории в 11 классе по теме:                

   «Результаты реформ П.А.Столыпина»

4.Приложение №4 – Фрагмент урока по истории в 10 классе по теме: «Петр I:

   место и роль в российской истории» (урок – диспут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки."

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

laquo;Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...