Разработка урока истории в 5 классе
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме
Урок по истории №6 «Возникновение земледелия и скотоводства», технологическая карта урока, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_istorii_v_5_klasse.zip | 25.09 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_no6_chast_1.zip | 1.87 МБ |
prezentatsiya_k_uroku_no6_chast_2.zip | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
ФИО УЧИТЕЛЯ: | ТОПОРКОВА ВАЛЕНТИНА ФЁДОРОВНА |
МЕСТО РАБОТЫ: | МОУ «ВОРОБЬЁВИЦКАЯ СОШ» |
ДОЛЖНОСТЬ: | УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ |
ПРЕДМЕТ: | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА |
КЛАСС: | 5 |
ТЕМА УРОКА И НОМЕР УРОКА: | «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА» УРОК №6 |
У р о к 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
Педагогическая цель | Способствовать формированию представлений об изменениях в труде и образе жизни человека после ухода ледника, умений, характеризовать понятие присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствующие переходу от одного типа к другому, характеризовать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины | Потепление на Земле (13 тыс. лет назад). Возникновение земледелия (10 тыс. лег назад). Орудия труда древних земледельцев, первые сельскохозяйственные культуры. Одомашивание животных, появление скотоводства. Неолитическая революция. Отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Изобретение новых орудий труда: ткацкого станка, гончарного круга, прялки. Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, земледелие, скотоводство, неолитическая революция, ремесло, оседлый образ жизни, топор, серп, мотыга, зернотерка, керамика, гончарный круг, ткацкий станок, прялка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение к учебнику. Учебная картина «Мотыжное земледелие». Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблема | Знакомит с темой урока, создает проблемную ситуацию: Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, а другое — земледелием и скотоводством. В конце урока предстоит ответить на вопрос: люди какого племени жили в лучших условиях и почему? | Слушают учителя | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Потепление на Земле. Появление земледелия, скотоводства, ремесла | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, аппликацией (слайдами), иллюстрациями учебника, беседа | Рассказывает о потеплении на Земле (13 тыс. лет назад), показывает на карте древнейший район земледелия. Рассказывает о возникновении земледелия (10 тыс. лет назад), скотоводства, ремесла, используя презентацию | Под руководством учителя указывают даты важнейших событий всеобщей истории, устанавливают последовательность исторических событий; проводят поиск необходимой информации в изобразительных источниках; характеризуют условия и образ жизни, занятия людей | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: используют знаково - символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; овладевают умением смыслового восприятия познавательного рассказа | Работа с картой, хронология |
Неолитическая революция. Присваивающее и производящее хозяйство | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с терминами, беседа | Характеризует термины: неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве - трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Когда историки говорят о древних людях, добывавших себе пропитание охотой и собирательством, они называют их хозяйство присваивающим, потому что эти древние люди попросту брали у природы то, что она им давала. Когда же историки говорят о тех древних людях, которые уже научились пахать землю и разводить скот, они называют их хозяйство производящим, потому что эти древние люди прилагали усилия для того, чтобы взять у природы больше, чем она дала бы им сама. | Раскрывают смысл важнейших исторических понятий | Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам, термины |
Духи, идолы и жертвы | Парная. Словесный, практический. Работа с тек- стом, чтение, беседа, работа с терминами | Предлагает прочитать п. 5, выписать и объяснить термины, составить план текста | Раскрывают смысл важнейших исто- рических терминов Составляют план текста | Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные: умеют рабо- тать в паре; контролируют действия партнера | Работа с текстом, термины |
IV. Закрепле- ние новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой | Организует беседу по вопросам - От какого более древнего занятия людей и как произошло скотоводство? Какие животные были приручены первыми? - От какого более древнего занятия и как произошло земледелие? - Какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство по сравнению с охотой и собирательством? предлагает на карте пока- зать древнейший район земледелия. - Почему, по мнению ученых, именно в этом районе возникло земледелие? | Излагают сужде- ния о причинах и следствиях исто- рических событий. Находят на карте древнейший район земледелия | Познавательные: используют зна- ково-символические средства; уста- навливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рас- суждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа по во- просам, ра- бота с картой |
V. Подведе- ние итогов | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Предлагает обсудить проблемную си- туацию, предложенную в начале урока | Излагают сужде- ния о причинах и следствиях исто- рических событий | Познавательные: строят логиче- скую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по во- просам |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Закончите предложения: • Я нашел подтверждение... • Я был удивлен... разочарован... • Мне пригодится в жизни (...) потому, что... • Я заметил, что по ходу урока моя точка зрения изменилась... • Я не знал... • Теперь я знаю... | Отвечают на во- просы | Регулятивные: проявляют откры- тость в осмыслении своих действии и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по во- просам |
VII. Информа- ция о домаш- нем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение | Комментирует задание. § 4, рассказ «Как первобытные земле- дельцы вырастили зерно». Задания 13-1 7 | Воспринимают за- дание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Рассказ, за- дания в рабо- чей тетради |
Подписи к слайдам:
Растирая зёрна на плоских камнях (
зернотёрках
), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
ЗЕРНОТЁРКА
.
1.Появление мотыжного земледелия.
2.Приручение животных.
3.Появление ремесла.
4. Неолитическая революция.
5
.Родовые общины и племя.
6
.Духи, идолы и жертвы.
План урока:
Мотыжное земледелие
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии, именно поэтому здесь возникло земледелие раньше, чем в других районах. Из Западной Азии оно распространилось в соседние страны.
Возникновение
з
емледелия и скотоводства
Учитель истории МОУ «
Воробьёвицкая
СОШ» Топоркова В.Ф.
Затем первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком –
деревянной мотыги
и бросали в неё семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали
серпом
.
Мотыжное земледелие
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена дают всходы. Люди специально стали сеять зерно в разрыхлённую почву.
Так более 10 тысяч лет назад из собирательства возникло земледелие.
Мотыжное земледелие
Подготовить участок земли для посева было нелегко –приходилось
вырубать
деревья
каменным топором
, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.
Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, а другое – земледелием и скотоводством.
В конце урока предстоит ответить на вопрос:
Люди какого племени жили в лучших условиях
и почему?
Проблема:
приручение животных
Мужчины иногда с охоты приносили домой детёнышей убитых животных. Они их выкармливали и приручали. Первым домашним животным стала собака, потом свиньи, овцы, козы и коровы.
Подписи к слайдам:
§ 4, составить рассказ «Как первобытные земледельцы вырастили зерно».
Задания 13-1 7 в рабочей тетради.
пОЯВЛЕние
РЕМЕСЛА
Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага.
На полу в жилище обычно расстилали циновку – коврик, сплетённый из соломы, травы или тростника. Ткачество, которые освоили женщины, напоминало плетение циновки Ткачество, которое освоили женщины,
позволили изобрести ткацкий станок.
С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного и шерстяного полотна
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
- От какого более древнего занятия людей и как произошло скотоводство?
-Какие животные были приручены первыми?
- От какого более древнего занятия и как произошло земледелие?
- Какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство по сравнению с охотой и собирательством?
приручение животных
Так из охоты возникло скотоводство.
Примерно, в то же время, что и земледелие. Жизнь человека теперь зависела от его собственного труда и умения.
ДУХи
, ИДОЛЫ И ЖЕРТВЫ
Для первобытных людей все в природе было живым и одушевленным. Мир, по их мнению, был населен
духами.
Самые могущественные духи назывались
богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться –нужно только обратить к богам просьбу-
молитву.
Изображения богов и духов назывались
идолами
.
Идола старались задобрить
жертвами
.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами
КОЛДОВСКОЙ ОБРЯД ПЕРЕД ОХОТОЙ
РОДОВЫе
ОБЩИНЫ
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли
племя.
Племенем управлял
совет старейшин.
СОВЕТ СТАРЕЙШИН
Для решения особенно важных дел и вопросов старейшины созывали собрание всех взрослых членов племени
РОДОВАЯ
ОБЩИНА
РОДОВАЯ
ОБЩИНА
РОДОВАЯ
ОБЩИНА
Почему самым страшным наказанием считалось изгнание из племени?
неолитическая
РЕволюция
ПРОИЗВОДЯЩЕЕ
ХОЗЯЙСТВО
СОБИРАТЕЛЬСТВО
ОХОТА
РЫБОЛОВСТВО
ПРИСВАИВАЮЩЕЕ
ХОЗЯЙСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
СКОТОВОДСТВО
ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСЫ
http://900igr.net/kartinki/biologija/metody-selektsii-zhivotnykh/003-metody-selektsii-zhivotnykh.html
http://900igr.net/fotografii/ekologija/ekologija-organizmov/007-2.-etap-agrarnoj-tsivilizatsii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
Разработка урока истории 5 класс
Вводный урок истории Древнего мира включает работу учащихся в группах....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Разработка урока истории 5 класс
Методическая разработка уроки истории ...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....