презентация "Культ личности Сталина"
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Презентация "Культ личности Сталина" была подготовлена учащейся 11 класса для урока истории. В ней раскрывается понятие "культ личности", как он проявлялся и к чему привел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kult_lichnosti_stalina._milykh_d._11a.pptx | 1.39 МБ |
literatura_20kh_godov_smogarzhevskaya.pptx | 784.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Выражение «культ личности» получило широкое распространение после появления в 1956 г. в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Причины возникновения культа Возникновение культа личности Сталина связывают как с направленной деятельностью высшего руководства ВКП(б) и самого И. В. Сталина, так и с историческими и культурными особенностями развития государства в тот период. После обретения Сталиным всей полноты власти к нему часто использовали и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный». Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.
Формирование культа личности в стране, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями. Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История ВКП(б). Краткий курс”, опубликованный и 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее образования. Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После XX съезда КПСС сталинистская направленность государственной политики и связанный с ней культа личности Сталина сохранились в Албании (до смерти в 1985 г. Энвера Ходжа), Китае и КНДР.
«Культ личности» заключался в: — создании имиджа И. Сталина как легендарной и сверхъестественной личности, которой вся страна обязана своим процветанием («великий вождь всех времен и народов»). — возведении И.В. Сталина в ранг величайших мыслителей наряду с К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным; — тотальном восхвалении И.В. Сталина, при полном отсутствии критики; — абсолютном запрете и преследованием любого инакомыслия; — повсеместном распространении облика и имени Сталина; — гонении на религию.
В честь Сталина были названы следующие крупные советские населенные пункты: Сталинград ( Волгоград , 1925—1961; одно из первых переименований — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну) Сталино ( Донецк , 1924—1961) Сталинск ( Новокузнецк , 1932—1961) и другие.
Имя И.В. Сталина упоминается и в гимне СССР, написанном С. В. Михалковым в 1944 г.: Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил!
Вывод: Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления у Сталина является издание его «Краткой биографии» , вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгие годы образ Октября 1917 года, «десяти дней, которые потрясли мир», был весьма одноплановым , одномерным, упрощенным: революция рассматривалась как «праздник трудящихся и угнетенных». В последнее время укоренился взгляд на Октябрьскую революцию как на событие, однозначно разрушительное для отечественной духовности.
Особенности литературы 20-х гг В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
«Потаенная» литература Создавалась писателями, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. А. Платонов « Чевенгур » и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»
Советская литература Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Борьба двух противоположных тенденций 1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Постановление «О перестройке литературно-художественных организациях» 1932 г. 2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Литературные группировки РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты « Серапионовы братья»
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей 1925-1932 гг. Печатный орган – журнал «На посту» Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ - левый фронт искусств 1922-1929 гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного « бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Имажинизм 1919-1927 гг. Печатный орган – «Советская страна» Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич . Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
«Перевал» Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг. Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
ОБЕРИУ – объединение реального искусства 1927-1928 гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
« Серапионовы братья» 1921 г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Революция способствовала пробуждению творческой энергии в широких народных массах, притоку в литературу множества новых дарований. С приходом молодых авторов в литературу множилось число писателей нового типа - активных общественников, непосредственных участников культурного строительства. Большинство из них, прежде чем стать писателями, были солдатами революции.
Значение событий 20-х годов для литературы Революция высвободила мощную творческую энергию народных масс. Октябрь 1917 года стал важной вехой в творчестве большинства художников: чей-то талант развился, кто-то пережил творческий кризис, но почти всякий стал писать иначе. Появилось немало новых писателей и поэтов, чье дарование, возможно, не смогло бы настолько раскрыться в иных социальных условиях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "И.В.Сталин"
Жизнь Сталина. Некоторые моменты его личной жизни. Фотографии и редкие документы в презентации украсят ваш урок....
"Роль и место И.В.Сталина в событиях Второй Мировой войны"
Урок- дискуссия является продуктивным методом обучения. На уроке предлагается столкновение различных точек зрения по данной проблеме. Предпочтительно проведение групповой дискуссии, так ка...
Урок на тему: "Иосиф Виссарионович Сталин. Почему в XXI веке его имя занимает одно из ведущих мест в рейтинге лучших правителей России?"
Тип урока: проблемныйКласс: 11...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина
Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...
Формирование культа личности И.В.Сталина
Урок предназначен для учащихся 9 класса. Сопровождается презентацией. Цель урока: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать, доказывать. УМК Данилов А.А. История России...
презентация по теме "Формирование культа личности Сталина"
История России. 11 класс....
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...