Формирование культа личности И.В.Сталина
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 9 класса. Сопровождается презентацией. Цель урока: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать, доказывать. УМК Данилов А.А. История России XX век.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
totalitarizm.docx | 22.13 КБ |
totalitarizm.pptx | 192.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культа личности И. В. Сталина
Цель: развивать умения работать с историческими документами, анализировать, сопоставлять, доказывать, продолжать работу по развитию критического мышления.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник истории для 9 класса « История России ХХ век» авторы Данилов А.А. и Косулина Л.Г. , параграф §26 № 21, С.В.Тырин и др. рабочая тетрадь «История России XXвек» задание №3.11 Документы «Дневник А.Г.Соловьева, работника МГК ВКП (б)», письма Калинину.
Основные понятия: тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, унификация.
Ход урока
1.Актуализация. Учитель Мотивирует учащихся, разъясняет суть работы, описывает обстановку сложившуюся в 1930 – е г.г. в СССР, ставит проблему, определяет ее место в системе учебных заданий.
2. Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитарный режим.
Ответы учащихся.
Слайд №1.Черты Тоталитарного режима
Учитель. Выполняем задание №3.11 в рабочей тетради.
Учитель. Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение), основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
Слайд №2.
Учащиеся читают, анализируют, отвечают на вопрос учителя. Опираясь на раннее полученные знания ответьте « Какие из пунктов вызывают у вас сомнения в правдоподобности?» Свой ответ аргументируйте.
Слайд №3, №4
Учитель. Перед вами исторический документ.
- Прочитайте.
- Назовите один из элементов тоталитарного режима (культ вождя).
- Предположите, какую должность занимал автор документа,
- Выскажите свое мнение о том, как этот документ стал историческим источником, и как сложилась судьба автора.
Слайд № 5, 6
Учитель. А сейчас мы познакомимся еще с одним историческим источником «Письмами».
Сообщение учащегося «Михаил Калинин». «Михаил Калинин родился в деревне Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье Ивана Калиновича Калинина (1855—1907). Юный Калинин закончил начальное земское училище, после чего поступил в услужение к соседу-помещику Д. П. Мордухай-Болтовскому. В 1889 году был увезён в Санкт-Петербург, работал у него лакеем, что позволило ему прочитать много книг из хозяйской библиотеки. В 1895 году он поступил на работу токарем на машиностроительный завод, где участвовал в нелегальных кружках. Детство и юность Калинина описаны в книге Марии Прилежаевой «С берегов Медведицы».
После смерти Я. М. Свердлова в 1919 году был избран председателем ВЦИК. В. И. Ленин, рекомендуя Калинина на этот пост, говорил: «Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством… Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс…»
Учитель. Кому написаны все эти письма?
Ответ учащихся. К главе правительства.
Учитель. А почему эти письма адресованы главе правительства , не местным руководителям?
Ответ учащихся. Такие Письма писались во все времена. При Петре I, Павле I, Александре II, а при Николае II, такое обращение привело к революции. Русский народ верил в доброго царя и все что творится в стране ему неведомо. И только он может решить этот вопрос.
Учитель. Какой из элементов авторитарной системы здесь просматривается ( учебник с.170)?
Ответ учащихся. Авторитарный способ мышления «Приказал – сделали».
Подведение итогов урока.
Оцените знания, полученные на уроке
Зелёный цвет – я узнал много нового и хочу узнать больше по этой теме.
Жёлтый цвет – я много узнал и мне этого достаточно.
Красный цвет – я почти ничего не запомнил.
Оцените свою работу на уроке
Зелёный цвет – я доволен своей работой.
Жёлтый цвет – я работал неплохо, но мог получше.
Красный цвет – мне не понравилось, как я работал на уроке.
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конституция СССР 1936 года Принята 5 декабря 1936 года; Обоснование принятия: В Советском Союзе построено социалистическое общество. Экономический критерий : ликвидация частной собственности и создание двух форм собственности – государственной и колхозно-кооперативной; Политический критерий : Руководящая роль отводится Коммунистической партии; Всем гражданам СССР предоставляются гражданские права и свободы независимо от пола, национальности.
19 декабря 1929 г. Бауман (член бюро МГК) информировал о подготовке празднования 50-летнего юбилея т. Сталина. Празднование намечено широко по всей стране: приветствия, собрания, митинги, и популяризация... Решили присвоить имя Сталина Бобриковской электростанции, строящейся в Тульском округе, и создать денежный фонд т. Сталина для детей, обучающихся в вузах и втузах. 21 декабря. Все газеты впервые опубликовали портреты т. Сталина и многочисленные статьи. В них т. Сталин именуется вождем мирового пролетариата. Отмечаются его колоссальные заслуги в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, развертывании индустриализации и коллективизации и колоссальная роль в создании партии и победе социалистической революции. Очень высокая оценка. Такой не бывало.
22 декабря. Продолжается возвеличивание т. Сталина. Вышла брошюра под названием «Товарищ Сталин». В ней 270 страниц. На 13 страницах помещен перечень приветствий... не менее 700 приветствий... Кричащие лозунги: ... «Вождю революционной мировой партии»... Напечатаны на 86 страницах восторженные статьи 16 крупнейших руководителей партии и страны... «Рулевой большевизма»... «Крупнейший теоретик»... «Организатор побед Красной Армии»... Конечно, т. Сталин великий человек. Но не слишком ли чрезмерны похвалы? Выходит, т. Сталин выше т. Ленина, выше всей партии? Может быть, я не прав, но чувствуется в этих грандиозных похвэпах некоторая искусственность, не все искренно. Где скромность, которую требовал т. Ленин и требует партия в своих решениях? Как мог допустить т. Сталин такое излишнее восхваление? У меня начинают возникать о нем сомнения, действительно ли он такой великий.
Михаил Иванович Калинин 7 (19) ноября 1875 — 3 июня 1946 C оветский государственный и партийный деятель. В 1919 году Л. Д. Троцкий назвал его «всероссийским старостой», после 1935 года его стали называть «всесоюзным старостой ». Из-за большой активности в подпольно-стачечном деле он неоднократно подвергался арестам и ссылкам, одновременно продвигаясь по партийной лестнице: делегат IV съезда РСДРП (1906), член Петербургского комитета РСДРП (1911), кандидат в члены ЦК (1912).
Из писем населения Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину 1937 г. Дорогие вожди, Вы видите очень слепо, Вы только слышите на разных всякого рода съездах, совещаниях какое-то количество во всем довольных людей в лице делегатов, а также вся наша пресса втирает Вам очки о колхозной деревне. Фактически в колхозах наблюдается во всем печальная картина, особенно если сравнить с годами нэпа . С 1930 г. коллективизацией все богатство провалилось, как сквозь землю... Люди работают словно принудительно, большинство уходит из колхозов в город ... Много ... колхозников живет полуголодными и голодными, оборванными, очень жалко питаются (хлеб да картошка), мяса не видят, так как вырастить лишнюю скотину, прокормить ее очень трудно.
Получая... низкую мизерную ставку зарплаты... 90, 100... 200 -- это уже максимум, т. е. самое большое жалованье в месяц... Мы ходим около магазинов продуктовых и промтоварных, гастрономов-универмагов, да облизываемся... а ничего не покупаем, так как мизерные заработки, все проешь и никогда себе ничего из одежды и обуви не купишь... Кто покупает-то все в этих универмагах и гастрономах? Это доктора да инженеры с их огромными заработками. Артисты-дармоеды еще хорошо у себя зарабатывают по 3--4 тыс. руб. в месяц, вот они все хорошие продукты -- колбасу, сыры, масло, консервы и так далее все жрут, еще держат прислуг, собак в комнатах... Где же тут равенство и братство-то?
Оцените знания, полученные на уроке Зелёный цвет – я узнал много нового и хочу узнать больше по этой теме. Жёлтый цвет – я много узнал и мне этого достаточно. Красный цвет – я почти ничего не запомнил.
Ссылки http://www.peoples.ru/state/ po …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.
Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина
Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...
презентация "Культ личности Сталина"
Презентация "Культ личности Сталина" была подготовлена учащейся 11 класса для урока истории. В ней раскрывается понятие "культ личности", как он проявлялся и к чему привел....
презентация по теме "Формирование культа личности Сталина"
История России. 11 класс....
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...
Формирование культы здорового образа жизни у учащихся на уроках математики
В статье описываются методы используемые на уроках математики для сохранения и укрепления здоровья учащихся....
Культ личности.Репрессии 30-х годов
лекция для подготовки к ЕГЭ...