Формирование культа личности И.В.Сталина
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Иванова Наталия Ивановна

Урок предназначен для учащихся 9 класса. Сопровождается презентацией. Цель урока: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать, доказывать. УМК Данилов А.А. История России XX век. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл totalitarizm.docx22.13 КБ
Файл totalitarizm.pptx192.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Формирование культа личности И. В. Сталина

Цель: развивать умения работать с историческими документами, анализировать, сопоставлять, доказывать, продолжать работу по развитию критического мышления.

Оборудование: компьютер, проектор,  учебник истории для 9 класса    « История России ХХ век» авторы Данилов А.А. и Косулина Л.Г. , параграф §26 № 21, С.В.Тырин и др. рабочая тетрадь  «История России XXвек» задание №3.11 Документы «Дневник  А.Г.Соловьева, работника МГК ВКП (б)», письма Калинину.

Основные понятия: тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, унификация.  

Ход урока

1.Актуализация. Учитель Мотивирует учащихся, разъясняет суть работы, описывает обстановку сложившуюся в 1930 – е г.г. в СССР, ставит проблему, определяет ее место в системе учебных заданий.

2. Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитарный режим.

Ответы учащихся.

Слайд №1.Черты  Тоталитарного режима

Учитель. Выполняем задание №3.11 в рабочей тетради.

Учитель. Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение), основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Слайд №2.

Учащиеся читают, анализируют, отвечают на вопрос учителя. Опираясь на раннее полученные знания ответьте « Какие из пунктов вызывают у вас  сомнения в правдоподобности?» Свой ответ аргументируйте.

Слайд №3, №4

Учитель. Перед вами исторический документ.

  1. Прочитайте.
  2. Назовите один из элементов тоталитарного режима (культ вождя).
  3. Предположите, какую должность занимал автор документа,  
  4. Выскажите свое мнение о том, как этот документ стал историческим источником, и  как сложилась судьба автора.

Слайд № 5, 6

Учитель. А сейчас мы познакомимся еще с одним историческим источником «Письмами».

Сообщение учащегося «Михаил Калинин». «Михаил Калинин родился в деревне Верхняя Троица Корчевского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье Ивана Калиновича Калинина (1855—1907). Юный Калинин закончил начальное земское училище, после чего поступил в услужение к соседу-помещику Д. П. Мордухай-Болтовскому. В 1889 году был увезён в Санкт-Петербург, работал у него лакеем, что позволило ему прочитать много книг из хозяйской библиотеки. В 1895 году он поступил на работу токарем на машиностроительный завод, где участвовал в нелегальных кружках. Детство и юность Калинина описаны в книге Марии Прилежаевой «С берегов Медведицы».

   После смерти Я. М. Свердлова в 1919 году был избран председателем ВЦИК. В. И. Ленин, рекомендуя Калинина на этот пост, говорил: «Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством… Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс…»

Учитель. Кому написаны все эти письма?

Ответ учащихся. К главе правительства.

Учитель. А почему эти письма адресованы главе правительства , не местным руководителям?

Ответ учащихся.  Такие Письма писались во все времена. При Петре I, Павле I, Александре II, а при Николае II, такое обращение привело к революции. Русский народ верил в доброго царя и все что творится в стране ему неведомо. И только он может решить этот вопрос.

 Учитель. Какой из элементов авторитарной системы здесь просматривается       ( учебник с.170)?

Ответ учащихся. Авторитарный способ мышления «Приказал – сделали».

Подведение итогов урока.

Оцените знания, полученные на уроке

Зелёный цвет – я узнал много нового и хочу узнать больше по этой теме.

Жёлтый цвет – я много узнал и мне этого достаточно.

Красный цвет – я почти ничего не запомнил.

Оцените свою работу  на уроке

Зелёный цвет – я доволен своей работой.

Жёлтый цвет – я работал неплохо, но мог получше.

Красный цвет – мне не понравилось, как я работал на уроке.

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы «тоталитарной системы» Насильственное установление однопартийной системы; Уничтожение оппозиции внутри правящей партии; Полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии; Ликвидация разделения ветвей власти; Уничтожение гражданских прав и свобод; Построение системы всеохватывающих массовых организаций, для обеспечения контроля над обществом; Унификация ( приведение к единообразию) всей общественной жизни; Авторитарный способ мышления; Культ национального вождя; Массовые репрессии.

Слайд 2

Конституция СССР 1936 года Принята 5 декабря 1936 года; Обоснование принятия: В Советском Союзе построено социалистическое общество. Экономический критерий : ликвидация частной собственности и создание двух форм собственности – государственной и колхозно-кооперативной; Политический критерий : Руководящая роль отводится Коммунистической партии; Всем гражданам СССР предоставляются гражданские права и свободы независимо от пола, национальности.

Слайд 3

19 декабря 1929 г. Бауман (член бюро МГК) информировал о подготовке празднования 50-летнего юбилея т. Сталина. Празднование намечено широко по всей стране: приветствия, собрания, митинги, и популяризация... Решили присвоить имя Сталина Бобриковской электростанции, строящейся в Тульском округе, и создать денежный фонд т. Сталина для детей, обучающихся в вузах и втузах. 21 декабря. Все газеты впервые опубликовали портреты т. Сталина и многочисленные статьи. В них т. Сталин именуется вождем мирового пролетариата. Отмечаются его колоссальные заслуги в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, развертывании индустриализации и коллективизации и колоссальная роль в создании партии и победе социалистической революции. Очень высокая оценка. Такой не бывало.

Слайд 4

22 декабря. Продолжается возвеличивание т. Сталина. Вышла брошюра под названием «Товарищ Сталин». В ней 270 страниц. На 13 страницах помещен перечень приветствий... не менее 700 приветствий... Кричащие лозунги: ... «Вождю революционной мировой партии»... Напечатаны на 86 страницах восторженные статьи 16 крупнейших руководителей партии и страны... «Рулевой большевизма»... «Крупнейший теоретик»... «Организатор побед Красной Армии»... Конечно, т. Сталин великий человек. Но не слишком ли чрезмерны похвалы? Выходит, т. Сталин выше т. Ленина, выше всей партии? Может быть, я не прав, но чувствуется в этих грандиозных похвэпах некоторая искусственность, не все искренно. Где скромность, которую требовал т. Ленин и требует партия в своих решениях? Как мог допустить т. Сталин такое излишнее восхваление? У меня начинают возникать о нем сомнения, действительно ли он такой великий.

Слайд 5

Михаил Иванович Калинин 7 (19) ноября 1875 — 3 июня 1946 C оветский государственный и партийный деятель. В 1919 году Л. Д. Троцкий назвал его «всероссийским старостой», после 1935 года его стали называть «всесоюзным старостой ». Из-за большой активности в подпольно-стачечном деле он неоднократно подвергался арестам и ссылкам, одновременно продвигаясь по партийной лестнице: делегат IV съезда РСДРП (1906), член Петербургского комитета РСДРП (1911), кандидат в члены ЦК (1912).

Слайд 6

Из писем населения Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину 1937 г. Дорогие вожди, Вы видите очень слепо, Вы только слышите на разных всякого рода съездах, совещаниях какое-то количество во всем довольных людей в лице делегатов, а также вся наша пресса втирает Вам очки о колхозной деревне. Фактически в колхозах наблюдается во всем печальная картина, особенно если сравнить с годами нэпа . С 1930 г. коллективизацией все богатство провалилось, как сквозь землю... Люди работают словно принудительно, большинство уходит из колхозов в город ... Много ... колхозников живет полуголодными и голодными, оборванными, очень жалко питаются (хлеб да картошка), мяса не видят, так как вырастить лишнюю скотину, прокормить ее очень трудно.

Слайд 7

Получая... низкую мизерную ставку зарплаты... 90, 100... 200 -- это уже максимум, т. е. самое большое жалованье в месяц... Мы ходим около магазинов продуктовых и промтоварных, гастрономов-универмагов, да облизываемся... а ничего не покупаем, так как мизерные заработки, все проешь и никогда себе ничего из одежды и обуви не купишь... Кто покупает-то все в этих универмагах и гастрономах? Это доктора да инженеры с их огромными заработками. Артисты-дармоеды еще хорошо у себя зарабатывают по 3--4 тыс. руб. в месяц, вот они все хорошие продукты -- колбасу, сыры, масло, консервы и так далее все жрут, еще держат прислуг, собак в комнатах... Где же тут равенство и братство-то?

Слайд 8

Оцените знания, полученные на уроке Зелёный цвет – я узнал много нового и хочу узнать больше по этой теме. Жёлтый цвет – я много узнал и мне этого достаточно. Красный цвет – я почти ничего не запомнил.

Слайд 9

Ссылки http://www.peoples.ru/state/ po …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.

Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина

Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...

презентация "Культ личности Сталина"

Презентация "Культ личности Сталина" была подготовлена учащейся 11 класса для урока истории. В ней раскрывается понятие "культ личности", как он проявлялся и к чему привел....

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...

Формирование культы здорового образа жизни у учащихся на уроках математики

В статье описываются методы используемые на уроках математики для сохранения и укрепления здоровья учащихся....

Культ личности.Репрессии 30-х годов

лекция для подготовки к ЕГЭ...