Показатели владения современными технологиями
материал по истории на тему

Прохоренко Елена Валерьевна

 

Показатели владения современными технологиями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели владения современными технологиями

  1. Учебно-методический комплекс по предмету "ИКН".

В своей работе использую учебную программу, источниками которой являются:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

Для её реализации используется учебно-методический комплект, включающий учебники которые соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г):

1 История и культура народов Марий Эл Й-Ола 2012 Л.П. Москвина

2 История и культура марийского народа Й –Ола 1993 А.А. Андреянов

3 История МАССР Й-Ола 1992 К.Н.Сануков

4 История марийского народа Й-Ола 1994 Г.П. Айплатов

5 История и культура марийского народа Й-Ола 1996 А.А. Андреянов

6 Этнография марийского народа Й-Ола 2001 Г.А. Сепеев

7 История марийского народа Й-Ола 1999 К.Н. Сануков

Почему я остановилась именно на данных УМК?

        Учебники  под редакцией К.Н. Санукова хорошо известны и  востребованы в школе, так как в них чётко прослеживается систематичность и завершённость предметной линии. Теоретический материал прекрасно сочетается с практическим. Структура учебника позволяет поэтапно изучать разделы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Доступно, интересно изложен теоретический материал, закрепление которого осуществляется  в процессе выполнения учебных творческих проектов. В целом, учебник способствует выполнению образовательных программ, предполагает использование разных методических приемов на уроках, помогает отследить результаты обучения.

        Кроме учебников при подготовке к урокам использую возможности сети Интернет, в которой содержится много интересной информации как для подготовки к уроку, так и для поиска дополнительной информации к нему.

  1. Владение современными технологиями

В своей работе для мотивации учащихся использую систему развивающего  обучения, которая  подразумевает обращение не только к новым программам и учебникам, но и делает акцент на развитие ребенка и сохранение его здоровья. Поэтому большое значение в моей работе имеют современные педагогические технологии, направленные на здоровьесбережение учащихся. Системное их использование в процессе обучения и воспитания способствует достижению стоящих перед учителем целей образования.

        Цель работы учителя – обучить каждого ученика. Достичь цели помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности и самостоятельности учащихся при выполнении различных упражнений. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Именно дифференцированный подход к учащимся предполагает предъявление различных требований группам учеников к овладению содержанием материала. Такая организация учебного процесса создает гуманные взаимоотношения между учителем и учеником, а так же учениками между собой, тем самым сохраняет их психофизическое здоровье и благоприятный нравственный настрой на успех в обучении.

Для создания оптимальных условий для выявления способностей, развития интересов каждого школьника психологом в начале 1 четверти в 6 "а"классе (2011-2012 учебный год) были проведены диагностики для выявления индивидуальных особенностей учащихся: типа мышления, ведущей системы восприятия информации, типа темперамента и другие.

Итоги психолого-педагогической диагностики

Тип мышления

(левополушарный, правополушарный, смешанный)

Ведущая система

восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, смешанный тип)

Тип темперамента (флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик)

Л

П

С

А

В

К

С

Ф

С

М

Х

14

10

4

10

10

4

4

8

10

6

4

С учетом полученных результатов, учащиеся были разделены на три группы:

  • 1 группа (А) – «сильные» дети;
  • 2 группа (Б) – «средние»;
  • 3 группа (В) – «слабые».

Стараюсь так спланировать свою работу, чтобы каждый ребенок обучался в наиболее эффективных условиях и смог реализовать себя.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. Например, при объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп «Б» и «В» предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного, при чем слабых прошу повторить за «сильными». Детям группы «Б» часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы «А» иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Очень часто дети группы «Б» помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. Для детей группы «В» выполнимо такое задание: «найти толкование новых слов».

        Использование технологии дифференцированного обучения на уроках технологии наряду с другими средствами, как показывает  опыт работы, позволяет создать психологический комфорт, способствует сохранению психологического здоровья учащегося и в то же время дает возможность усвоить объем и получить качество знаний, соответствующие их интеллектуальным возможностям.

Кроме дифференцированного обучения  в своей педагогической практике для высокой мотивации к обучению, способности  к творческому саморазвитию и развитию критического мышления  активно использую и другие  технологии развивающего обучения:

  • кейс- технологии;
  • технологию проблемного обучения;
  • метод проектов.

                         Наряду с этим учащиеся вовлекаются в познавательный поиск, в труд учения, творчества. Содержательная и дидактическая основа технологий, используемых мною на уроках, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Кейс-технологии

Непосредственная цель использования кейс-технологии – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных вариантов  и выбор лучшего  в поставленной проблеме.

Конспект  урока  по теме «Быт марийской семьи 19 века», 7 класс

Цель: систематизация  знаний учащихся о рациональном ведении домашнего

           хозяйства.

Задачи:

  • обучающая: познакомить с составляющими семейного бюджета и источниками его доходной и расходной частей;
  • развивающая: совершенствовать практические умения и навыки в экономном ведении домашнего хозяйства;
  • воспитательная: развить основные мыслительные операции, внимание, память, умение работать в команде.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, 2 ноутбука

План урока

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)
  2. Актуализация знаний учащихся о начальных экономических понятиях.
  3. Учебно-познавательная деятельность (освоение нового материала).
  4. Диагностика качества освоения темы (групповая практическая работа).
  5. Анализ допущенных ошибок при выполнении практической работы .
  6. Рефлексия.

Ход урока.

Фрагмент урока.

Моделирование ситуации. Класс делится на 2 группы. Каждая группа создает свою семью и распределяет  игровые роли: муж, жена, сын и т.д. Участники каждой из групп составляют характеристику семьи, обсуждая вместе вопросы: игровые имена, место реализации крестьянского быта( домашние пчеловодство, лесной промысел, деревообработка, и другие источники). Таким образом,  определяется общая сумма ежемесячного дохода семьи.

  Задание. Спланировать расходы семьи на один месяц, исходя из суммы предполагаемых доходов и учитывая государственные налоги.  

        После окончания обсуждения от каждой семьи выходит представитель, зачитывает свои статьи расходов и обосновывает их.   Результат всегда бывает непредсказуем. Если у семьи расходы превышают доходы, то  проводится анализ каждой статьи расходов.  Правильно составленный  семейный бюджет считается тот, у которого разница в подсчетах будет минимальной. В итоге учащиеся учатся выявлять постоянные и переменные расходы.

Методические рекомендации:

        При использовании кейс-технологии учителю необходимо быть уверенным в том, что  учащиеся  имеют   достаточный уровень знаний в той области, которая составляет проблемное поле ситуации. Кейсы используются в конце изучения больших тем.

 Таким образом,  использование кейс-технологии основано на реальных жизненных ситуациях, поэтому развивает у учащихся интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Технология проблемного обучения

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщения.

Конспект урока по теме «Крестьянская еда марийского народа», 5 класс

Цель: систематизация  знаний учащихся о национальной кухни марийского народа.

Задачи:

  • обучающая: сформировать у учащихся представления о составе пищи и о значении питания для человека;
  • развивающая: создать условия для развития у учащихся  толерантности, способности оценивать, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитательная: привить  детям стремление к познанию национальной пищи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  имеющихся знаний  учащихся национальной кухни.
  3. Изучение нового материала.
  4. Работа в группах.

Фрагмент урока.

    Организационный момент...Для создания условий пробуждения интереса учащихся к теме  урока, учитель проводит столкновение мнений.

Учитель: : «Что составляло основу марийской кухни», и : «Как изменился рацион питания с появления картофеля». Вопрос «Что изменилось?».

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о национальной пищи они должны прийти к выводу: в любой национальной кухни есть свои традиционные блюда составляющие основу человеческого бытия -любой человек —  без пищи прожить не сможет...

    Актуализация знаний. При актуализации имеющихся знаний  учащихся , учитель высказывает мнение ученых о национальной кухни.

Учитель: Бытует мнение, что  "Всякая национальная кухня отличается друг от друга", другое: "Попробуешь одну национальную кухню, хочется сравнить её с другой". Задать обучающимся вопрос "Какая позиция для Вас наиболее приемлема?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор по отношению к любой национальной кухни.

Методические рекомендации.  На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Такие ситуации можно создавать на любом этапе урока.

 Вывод: используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного  решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Метод проектов.

        Проектный метод обучения  – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Уроки с использованием  творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся, равнодушные к другим учебным предметам, с большим удовольствием участвуют в проектной деятельности, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию и это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Началом сотрудничества является создание «Банка  творческих проектов».

        В моей «копилке» педагогических технологий есть и исследовательские формы работы. Благодаря данной технологии обучения  учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. Темы для исследований выбираю актуальные,  интересные с точки зрения учащихся  и в то же время значимые с точки зрения  повышения их познавательной активности, которые позволяют заглянуть за рамки школьной программы.         Все они были представлены на конкурсах различных уровней и имели высокие результаты.

п.п

год

Название конкурса

Название

работы

Результат

1

 2012

 Межрегиональный семинар « Апробация нового курса ОРКСЭ»

«Исламский модуль –Коран и Сунна»

2

2012

III Всероссийский конкурс междисциплинарных проектов и программ в области здоровье формирующих  и здоровье сберегающих технологий

"Мы выбираем здоровье!

Диплом

 III степени

3

2013

IV Научно-практическая конференция «Наследники Великой Победы»

"Мой дедушка – моя гордость"

Диплом 

участника

        Таким образом, проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе имеет большие преимущества по сравнению с традиционными формами работы. Она создает условия для участия в процессе достижения поставленной цели каждого члена коллектива. В процессе работы над проектом важно, чтобы каждый нашел «себя», не остался в стороне. Все дети разные. Каждый, выбирая задание «по душе» (сбор информации, интервью, оформление, фотографирование, презентация), объединяясь в пары или в микрогруппы по интересам, старается выполнить свою часть работы как можно лучше, а значит, появляется интерес к внеклассной работе. Главное, что никто не остается  в стороне, все вносят частичку себя в общее дело, развивая в себе коммуникативные способности.

Диагностика уровня обученности

      В конце каждого учебного года в целях анализа проведенной работы с использованием различных педагогических технологий развивающего обучения, провожу мониторинг обученности. Она определяется тестовыми заданиями. Тесты включают в себя 5 уровней воспроизведения:

  1. уровень – только различение – это низшая ступень;
  2. уровень – это различение + запоминание;
  3. уровень  -  + понимание;
  4. уровень - + простейшие умения и навыки – это показатель высокой степени обученности;
  5. уровень - + перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию – это самый высокий уровень.

Пример:

Уровень обученности, учащихся 6"а" класса

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

Кол-во  уч-ся

1

2

2

4

2

%

10

18

18

36

18

Сравнительный анализ качества знаний

        Результаты успеваемости показывают увеличение всех показателей. Они были достигнуты благодаря:

  • использованию дифференцированного подхода в обучении учащихся;
  • работе по формированию мотивации к обучению и познавательному интересу к предмету;
  • учёту в работе с обучающимися психолого-педагогической диагностики, в частности их ведущей системы восприятия.

Выводы:

  • использование в работе потенциала развития личности обучающегося (ЗБР) позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию учащегося, повысить качество обучения;
  • знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет раскрыть их способности к усвоению нового материала.
  • применение на уроках приемов и методов современных технологий формирует ОУНы обучающихся, которые становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

Вывод: использование в своей работе современных образовательных технологий  способствует формированию высокой  мотивации к обучению, здоровьесбережению учащихся, способностей творческого саморазвития и  устойчивого активного познавательного интереса к предмету, а также повышает качество образования.

Информация верна.

Директор школы МОУ СОШ № 9

им. А. С. Пушкина                                                                           Л. С. Сошникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мониторинг по владению современными пед. технологиями.

Предлагаю анкету для проведения мониторинга по владению учителями современными образовательными технологиями ....

Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»

выступление на педагогическом совете:  «Обучение и воспитание успехом»  обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Окружающий мир 4 класс. Тема урокаСлавныMicrosoft Word документ [253.1 KB]Скачать      Математика 2 класс. Тема урок Решение заMicrosoft Word документ...

Показатели владения современными технологиями

Показатели включения современными технологиями...

Показатели владения современными технологиями

Показатели владения современными технологиями...

Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно от...

Методическая разработка по теме "Владение современными образовательными технологиями"

В разработке представлены современные образовательные технологии, их взаимосвязь с категориями обучающихся и новыми качествами знаний....