Урок по теме : " В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Наянова Марина Александровна

Предметная область: общественно-научные предметы.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип урока: освоение новых знаний.

Задачи урока: расширить представление учащихся о жизни в Афинах, познакомить их с развитием ремесел и искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « В городе богини Афины»

Предметная область: общественно-научные предметы.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип урока: освоение новых знаний.

Учитель : Наянова Марина Александровна, учитель истории , МКОУ СОШ с.Бутурлинка Екатериновского района Саратовской области I квалификационная категория

Задачи урока: расширить представление учащихся о жизни в Афинах, познакомить их с развитием ремесел и искусства.

Оборудование: презентация, современный вид афинского Акрополя, Парфенон, Эрехтейон, богиня Афина, греческие керамические  сосуды,

Картина « Афинский акрополь», карта.

                                  Основные этапы урока.

- постановка проблемного задания

-подготовка к восприятию нового материала

-представление индивидуального задания (с элементами драматизации), беседа.

- изучение нового материала ( работа с учениками, беседа)

- закрепление материала и первичный контроль (словесная эстафета)

- домашнее задание

        План изучения нового материала.

  1. Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии

-природные условия

- торговые связи

-государственное управление

2)Район гончарных мастерских - Керамик

3)Сердце Афин – Агора

4) Архитектура Акрополя

-Парфенон

-Эрехтейон

Эпиграф урока: Нет, тот не гражданин  кто не спешит

                           Помочь Отчизне, торопясь вредить ей

        Себе-во благо, городу весь вред. ( Аристофан)

Учитель: Представьте, что сейчас вы находитесь не в классе, а в Аттике (покажите на карте). Вы не ученики, а афинский народ (демос). Некоторые ребята получили домашнее задание, они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них ответить.

1 ученик: - Я прибыл из страны большого Хапи. Что это за страна? Как называете вы ее, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?

2 ученик: Я приехал из Финики. В глубокой древности Финикия и соседние области носили название Ханаан. В переводе с греческого  финикийцы – это красноватые. Почему вы нас так назвали? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что кроме тканей я привез? ( стекло, бусы, вино, рабов)

3 ученик: Я прибыл из Вавилона? Что мы называем морем Восхода и заката? (Персидский залив и Средиземное море). Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги? За что я заплатил? Как называется плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят деньги в казну Афинского государства? (и переселенцы)

Переходом к изучению новой темы служит просьба купцов рассказать им о городе Афины.

Рассказ учителя об истории Афин.

Главный город Аттики - Афины, одно из самых древних городов  Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение,  окруженное мощными каменными – стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался « Керамик» (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)

Ученик,  играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.

«Купцы» вновь задают вопросы:

- В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?

Рассказ учителя об Агоре.

Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии , а чего всегда не хватало? ( плохо росли ячмень и пшеница)

Учитель предлагает «купцам»  вернуться к высокому холму в центре города.

Организуется беседа с демосом.

- Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные  греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)

- Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)

- В 5 веке до  н. э  персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город.  Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина – воительница.

Главный храм города – Парфенон_ посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит « девушка». У Парфенона 4 портика.

Что такое портик? Прочтите в учебнике.

Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике.

 Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй ( Афина спорит с Посейдоном)

- спору Афины и  Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. ( Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)

Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин – то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.

Закрепление:

« Словесная эстафета» - ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока.

Задания в рабочей тетради стр. 26

Заполнить контурную карту «город Афины в 5 веке  до н. э»

Домашнее задание

Подготовить рассказ о городе Афины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "В городе богини Афины"

Данная разработка урока осонована на групповой работе. Учащимся предлагается посетить разные районы города Афины и привезти от туда какой-либо подарок....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"...

технологическая карта урока в 5кл по теме "В городе богини Афины"

Технологическая карта  урока в 5 кл по ФГОС...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "В городе богини Афины"

Технологическая карта урока "В городе богини Афины" соответствунт требованиям ФГОС....

Презентация к уроку по теме: "В городе богини Афины"

Для использования в качестве материала на уроке...