Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Методическая разработка урока содержит:

1. Пояснительная записка

2.Сценарий урока

3.Приложения

4. Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_uroka.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Качеевская основная общеобразовательная школа»

Алькеевский муниципальный район Республика Татарстан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету  «География »

Тема: «Лесная промышленность»

                            Учитель географии: Павлова Ирина Александровна

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Курс «География России. Население и хозяйство» реализует идею блочного подхода к изучению географии своей страны. В структуре географического образования он занимает центральное место, позволяя познакомить учащихся с населением и хозяйством своей страны, раскрывает взаимосвязи между природой и обществом, знакомит с современными экономическими и социальными проблемами. Этот курс вносит важный вклад в воспитание таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, ответственность, способствует развитию географической и экологической культуры учащихся.

Урок усвоения новых знаний по теме: «Лесная промышленность» учебного предмета «География» разработан в соответствии с требованиями рабочей программы.

Содержание урока соответствует стандарту школьного географического образования, программе, целям урока, возрастным особенностям учащихся.

Данный урок это тринадцатый урок в разделе «Хозяйство». Связан с предыдущим уроком «Химическая промышленность», так как применяя химико-механические и химические процессы, лесная промышленность производит широкий набор современной продукции: древесные плиты и пластики, целлюлозу и т.д. Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.
Класс состоит из 6 учащихся. Половина из них успевающие, а остальные менее успевающие. Класс достаточно активный, требующий постоянного контроля со стороны учителя. Предполагает постоянную занятость различной деятельностью.

С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала использовала информационно-коммуникативные технологии (компьютер, проектор, интерактивная доска, специально разработанная презентация).

 Была создана обстановка, способствующая полноценному мышлению на выработку у учащихся таких важных умений, как:
- мыслить творчески;
- передавать свои мысли другим учащимся полностью, без искажений;
- слушать, и получать информацию;
- поставить вопрос и проблему;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

Последовательное изложение темы предполагала  использование иллюстративного и справочного материала, а так же карту атласа активизирующая  познавательную деятельность обучающихся, развитию мыслительных операции: сравнения, анализа, синтеза и обобщения, формируют навыки работы с новой информацией, картами атласа.

Источники: - Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2015; презентация «Лесная промышленность»

Базовый учебник: Дронов В. П., Ром В.Я  География России. Население. Хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013.

Количество часов в год- 68 часов. В неделю – 2 часа.

Раздел : Хозяйство России (19 часов).  

Методическая разработка содержит:

1.Пояснительную записку;

2.Сценарий  урока;

3.Приложения;

4. Буклет

Тема: Лесная промышленность

Цель:

  • познакомить учащихся с лесной промышленностью России, ее ролью и значением для экономики страны
  • продолжить формирование умения работать с различными источниками географии ческой информации
  • воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России.

Задачи:

  • проанализировать отраслевой состав лесной промышленности, особенности, значение уровень развития, размещение
  • объяснить сложившуюся географию отрасли, учитывая важнейшие факторы ее размещения
  • сформировать представление о лесопромышленном комплексе

           выявить проблемы лесной промышленности , предложив пути их решения

Тип урока:

По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительныесловесные (беседа, диалог);

Наглядные (работа с рисунками, схемами);

Практические (составление схем, поиск информации, дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование: учебник В.П.Дронов, В.Я.Ром  «География России. Население и хозяйство»; атлас «Население и хозяйство» 9 класс  , карта «Лесная промышленность», картины с лесными ландшафтами; презентация «Лесная промышленность».

                                      Ход урока:

I. Организационный момент

- Приветствие

II. Актуализация знаний.

( диагностический тест по теме «Химическая промышленность» (приложение1)

Слайд 2

Написание теста в тетрадях для самостоятельных работ  и взаимопроверка.

III.Изучение нового материала.

Учитель:

 «Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного Севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»

                 Вс. Рождественский

Учитель: Как вы думаете что будем сегодня изучать?

План  урока на слайде (слайд 3)

1.Значение леса.

2. Размещение ресурсов

3. Состав отрасли

4.География отрасли (базы), факторы размещения.

5. ЛПК.

6. Проблемы и перспективы отрасли.

В процессе изучения материала делайте записи в рабочих тетрадях.

Учитель: Лесная индустрия является одной из старейших отраслей народного хозяйства. Значение ее определяется огромными запасами древесины в России. 45% земель в России покрыто лесом. 25% мировых запасов древесины находится в России. 2 место по запасам лесных ресурсов занимает Бразилия, но она уступает России в 2 раза.

(Слайд 5.) – На слайде видно лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные районы.

Все леса делятся на 3 группы:

1 группа- Леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов – здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода (её доля 22%)

2 группа- рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста (8%)

3 группа-  возможна промышленная рубка (сплошная) леса (70%)

Задания:

-Какое дерево является самым распространенным в России? (Лиственница. Запасы древесины составляют 22% от мировых)

-Опережающее задание было. Слушаем сообщение о промышленных лесах России. (Приложение 2).

- Каков состав лесной промышленности? (Учащиеся чертят схему внутриотраслевых связей лесной промышленности. Связи обусловлены последовательной обработкой и переработкой древесины.)  (Слайд 6)

                             Внутриотраслевые связи лесной промышленности

                                              Лесозаготовка

                                               (круглый лес)

                                                          ↓

                                                 Деревообработка

                                        (мебельная, лесопиление)

                                                           ↓

                                                Переработка древесины

                                                           

                   Лесохимия                                     целлюлозно- бумажная

- Где могут размещаться отрасли лесной промышленности? Найдите в тексте учебника (уч.В.П. Дронов, В.Я.Ром с.128) факторы и принципы размещения стадий производства.

(1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог. 2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке (перевозить круглый лес невыгодно), в устье сплавных рек (Игарка, Салехард) и на пересечении рек с железными дорогами; 3. Мебельное производство- к потребителю (мебель перевозить сложнее, чем сырье). 4. Целлюлозно- бумажная водо- и энергоемкое производство и наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал)

(Слайды 7-9)

Работа с картой:

- Найдите на карте «Лесная промышленность» (атласа)

1.По пять целлюлозно- бумажных комбинатов (ЦБК) в Европейской и азиатской частях России. (В европейской части: 1. Архангельск;  2.Кондопога;  3.Корпряжма; 4. Соликамск;  5. Краснокамск;  В азиатской части: 1. Красноярск;  2. Усть- Илимск;  3. Братск;  4. Байкальск;  5. Амурск).

2. Лесопромышленные комплексы (ЛПК). (1. Усть- Илимский;  2. Братский;  3. Архангельский;  4. Сыктывкарский.)

3. Назовите лесные порты. (1. Архангельск; 2. Игарка; 3. Онега; 4. Нарьян-Мар)

Учитель: Назовите лесные базы России (по уч. В.П.Дронов, В.Я.Ром с.128-130 )

(Слайд 11)

Дайте характеристику одной из них по плану:

1) Географическое положение

2) Запасы древесины

3) Специализация на стадиях лесного производства.

4) Центры лесной промышленности.

5) Проблемы

Класс делится на две группы. В группах по 3 человека. Изучить каждому две базы и через 3 минуты обменяться информацией внутри группы.

I группа – Северо- Европейская и Сибирская

II группа – Центральная и Урало- Поволжская

Учитель: - А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за проблемы и каковы их причины? (Слайд 12)

Ученики:

1. Истощение запасов древесины в европейской части России.

2. Экологические:

а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;

б) отходы в районах лесозаготовки;

в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно- бумажных комбинатов

Учитель:

-Подумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду?

Ученики:

1. Лесовосстановительные работы (лесопосадки).

2.Очистные сооружения на целлюлозно- бумажных комбинатах.

3.Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Создание дополнительных участков леса 1 группы.

5. Создание лесопромышленные комплексы позволит использовать отходы.

(Слайд 13)

V. Закрепление

-Назовите 3 стадии лесной промышленности. (Лесозаготовка- деревообработка (механическая – переработка древесины)

-Назовите ведущий фактор размещения. (Для лесозаготовки – у сырья; для целлюлозно- бумажного комбината- сырье, вода, энергия; для мебельного производства – у потребителя.)

- Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть- Илимске, Братске?

- Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности». (Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск- морской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)

- Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?  (Причина – молевой сплав леса.)

- Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью? (Лесовосстановительные  работы, истощение лесов, строительство очистных сооружений на ЦРБ, неполное использование древесины.)

- Какие предприятия лесной промышленности имеются в нашем регионе?

Оценка работы учащихся.

На дом:  Читать с.126-130; ответить на вопросы с.130;  на контурной карте отметить центры лесной промышленности; составить схему межотраслевых связей лесной промышленности

                            Используемые источники информации:

  1. В.П.Дронов, В.Я.Ром География России. Население и хозяйство. 9класс ; изд. – М.Дрофа, 2013г.
  2. География. 9класс: поурочные планы по учебнику В.П.Дронова и др. (автор–составитель Е.А.Жижина, - Москва: «Вако», 2005г
  3. Рабочая тетрадь «География России. Население и хозяйство»; составитель В.П.Дронов
  4. Контрольно- измерительные материалы. География. 9 класс. Автор-составитель Е.А. Жижина . – Москва «Вако» , 2016 г.

Приложения

Приложение №1

Тест 9. Химико-лесной комплекс

Вариант 1

А1. Какая отрасль относится к основной химии?

1) производство кислот

2) производство пластмасс

3) производство синтетических волокон

4) производство шин

А2. Какой центр относится к Урало- Поволжской базе химической промышленности?

1)  Березники

2)  Воскресенск

3)  Щекино

4) Рязань

А3. Укажите главный фактор размещения предприятий химической промышленности

1) трудоемкость

2) наукоемкость

3) транспортный

4) экологический

А4. В каком из городов производят каучук?

1) Ярославль

2) Магнитогорск

3) Тверь

4) Соликамск

А5. Какое сырье используется на предприятиях химической промышленности?

1) воздух

2) вода

3) полезные ископаемые

4) все перечисленное

Ответ:  А1- 1;  А2 -1;  А3- 4;  А4- 1;  А5- 4

Тест 9. Химико-лесной комплекс

Вариант 2

А1. Какая отрасль относится к химии органического синтеза?

1) производство пластмасс

2) производство минеральных удобрений

3) производство кислот

4) производство оснований

А2. Какой центр химической промышленности относится к Сибирской базе?

1) Казань

2) Саратов

3) Омск

4) Киров

А3. Какой фактор учитывается при размещении предприятий по производству калийных удобрений?

1) трудовой

2) сырьевой

3) энергетический

4) водный

А4. В каком из городов производят фосфорные удобрения?

1) Киров

2) Москва

3) Воскресенск

4) Уфа

А5. Какой вид продукции химической промышленности производят на металлургических комбинатах?

1) фосфорные удобрения

2) азотные удобрения

3) калийные удобрения

4) химическое волокно

Ответ:  А1- 1;  А2- 3;  А3- 2;  А4- 3;  А5- 2

                                              Приложение  №2

                    ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЛЕСА РОССИИ

Лиственница примерно ¾ запасов спелого леса составляют лиственничники. Лиственница – быстрорастущее дерево. Древесина пропитана смолой. Она сохраняет дерево от гниения даже подводой. Например, фундамент многих домов Венеции простоял в воде 150 лет, и недавно вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фундамента

Сосна Ее древесина тоже пропитана смолой, благодаря смоле постройки из смолы долговечны, Смола сосны – живица – используется в книгопечатании (ее добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек. Из древесины сосны делают шпалы, мебель, используют в кораблестроении.

Кедр Это дерево имеет красивую розово-желтого цвета древесину и приятный запах. Древесина кедра очень прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, а в посуде кедровой не скисает молоко .Ее используют для изготовления музыкальных инструментов, так как она усиливает звук.

Ель Сырье для производства бумаги, искусственного шелка (вискозы). Ее также используют для изготовления музыкальных инструментов. Из нее делают пианино, рояли, струнные инструменты.

Пихта древесина пихты очень быстро гниет, поэтому не используется в строительстве, а идет только на производство бумаги. В парфюмерной промышленности используют в качестве сырья хвою, которая содержит ароматические вещества.

Береза Используется для производства мебели, фанеры, льна. Особенно ценится древесина карельской березы – плотная с мраморным рисунком на срезе

Осина из древесины мягкой и легкой осины производят спички, тару. Осиновыми дощечками (лемех) покрывали купола церквей.

Липа древесина очень красива: белая, с розовым оттенком, к тому же не коробится при сушке и не трескается. Изготовляют из нее посуду, фанеру и чертежные доски.

Дуб твердая древесина дуба идет на производство дорогой мебели, паркета, бочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Тест по географии 9 класс. Тема: Металлургия, химическая промышленность

Тест по географии 9 класс. Тема: Металлургия, химическая промышленность. Два варианта тестаовс выбором ответов. Прилагаются ответы....

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Урок по географии 9 класс."Особенности хозяйства. Промышленность Липецкой области."

Урок по географии 9 класс " Особенности хозяйства. Промышленность Липецкой области"...

Интегрированный урок (химия, география), 10 класс "Мировая топливная промышленность.Природные источники углеводородов: нефть"

Почему нефть называют «чёрное золото» или «кровь земли»? какими свойствами обладает нефть и какие нефтепродукты из нее получают? Что означают марки бензинов А-80 и А-92? Что вл...

Тест по географии 10 класс на тему «Промышленность мира»

Тест по географии 10 класс на тему «Промышленность мира»...

Учебно-методическое пособие "География. 8 класс. Географическое положение России"

Учебно-методические пособие Географическое положение РоссииТестовая работа для учеников 8 класса...