Программа духовно-нравственного просвещения
материал по истории на тему
Программа Духовно-нравственное просвещения обучающихся разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dukhovno-nravstvennogo_prosveshcheniya_.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Программа духовно-нравственного просвещения
Автор: Мучкасова Е.В.
учитель истори
IКК
МОУ «СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов №38»
г.о. Саранск
2014год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Пояснительная записка
1. Социальная и психологическая актуальность
проблемы духовно-нравственного воспитания
обучающихся
2. Основные цели и задачи программы
Концепция программы
1. Направление воспитательной работы
2. Принципы, методы и приемы
Мероприятия по реализации программы
Литература
Приложения
Введение.
Программа Духовно-нравственное просвещения обучающихся разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Пояснительная записка.
1. Социальная и психологическая актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения.
Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.
Преподавание в школе таких дисциплин как граждановедение, истории и культуры мордовского края, основы православной культуры, истории России играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью курсов является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.
Поэтому именно для учителя истории и обществознания актуальным становиться создание и апробация программы духовно-нравственного просвещения.
2. Основные цели и задачи программы.
Целью Программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям.
Целостное духовно – нравственное развитие детей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование духовно – нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;
- создание и развитие системы духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей.
Концепция программы
1. Направление воспитательной работы.
Реализация принципа непрерывности в образовании и воспитании детей предусматривает преемственность между отдельными звеньями внутри образовательного процесса.
В настоящее время в МОУ СОШ №38 наряду с общеобразовательными предметами, учащиеся факультативно изучают предмет «Основы православной культуры», «Граждановедение», «Основы исламской культуры». Часть учащихся составляют воспитанники Воскресной школы при храме «Казанской божий матери». Родители обучающихся выразили добровольное желание об обучении своих детей данным дисциплинам.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся включают основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную, т.е. прослеживается интегративность Программы духовно-нравственного просвещения.
Целостное воспитательное пространство осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий.
2. Принципы, методы и приемы.
Кроме основополагающего принципа – принципа непрерывности воспитательного процесса – успешно применяются следующие:
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
- воспитывать через творчество
Ведущими методами и приемами работы являются: создание креативного поля, творческий поиск, творческое задание; активно применяются методики создания ситуации успеха и признание права каждого ребенка на ошибку; широко используется проектная деятельность.
Мероприятия по реализации программы духовно-нравственного просвещения
Содержание работы
Раздел I
Нормативно-правовое и иформационно-методическое обеспечение
1.Разработка и корректировка рабочих программ факультативов «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Граждановедения».
2. Разработка программы совместных действий МОУ «СОШ №38» и Воскресной школы при храме «Казанской божий матери»
3.Разработка и внедрение программы по духовно-нравственному просвещению.
Раздел II
Организационно – педагогическое обеспечение
1.Формирование творческого коллектива по реализации программы по духовно-нравственному воспитанию школьников
2.Организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание общеобразовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам
3.Разработка программно- методических материалов по созданию воспитательной среды в МОУ «СОШ №38»
4.Организация систематической работы по преподаванию факультативных курсов «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Граждановедения».
5.Организационная работа по психолого - педагогическому обеспечению программы духовно-нравственного воспитания.
6.Соединение учебной, внеучебной и досуговой деятельности, художественно-эстетическое творческое развитие обучающихся.
Раздел III
Информационно – просветительская и культурно – просветительская деятельность
1.Духовно-просветительская работа с обучающимися в МОУ «СОШ №38»
2.Организация и проведение Дней православной культуры
3.Проведение праздничных концертов и творческих встреч
4.Участие в Республиканском научно-практическом семинаре «Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников РМ» с докладами по духовно-нравственной тематике
5.Участие в ежегодных Рождественских чтениях, проводимых в г. Саранске.
6.Совершенствование работы с родителями. Проведение родительских собраний по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей
7.Проведение открытых уроков, воспитательных мероприятий, семинаров, круглых столов. Выступление с докладами, сообщениями и публикациями с целью распространения опыта работы
8.Создание православного отдела в школьной библиотеке
9. Проведение военно-патриотических мероприятий совместно с военно-патриотическим клубом «Поиск»
План работы
Цель: возрождение духовности, нравственности и повышение интереса обучающихся к православной культуре и традициям ислама, истории России, расширение кругозора, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
Задачи:
1.Практической реализации принципа непрерывности образовательного процесса.
2. Развитие духовной культуры личности через знакомство с культурой своего народа.
Сроки | Содержание работы | Цели | Формы работы |
Сентябрь | Разработка и корректировка рабочих программ факультативов «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Граждановедения» с учетом факторов формирования духовно-нравственных ценностей | 1. Сохранение и развитие единого образовательного пространства. | индивидуальные собеседования, консультации. |
Сентябрь - декабрь | Встреча с отцом Сергием храма «Казанской божий матери» | 1.возрождение духовности, нравственности и повышение интереса обучающихся к православной культуре. | индивидуальные и коллективные беседы |
Сентябрь - декабрь | Организация акции «Мы против» | 1. Создание условий для развития у детей и подростков отрицательного отношения к распространению и злоупотреблению психоактивных веществ, формирование | Участие в организации и проведении акции и социального проекта |
Октябрь – декабрь | Участие в подготовке школьного Рождественского концерта | Возрождение исторических традиций в рамках Государственного праздника. | 1.Репетиции, подготовка костюмов. |
Октябрь - ноябрь | Школьные и городские предметные олимпиады по истории и краеведению | Изучение уровня учебных достижений и развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Работа с одаренными детьми. | Участие в организации и проведении предметных олимпиад |
Ноябрь- декабрь | Подготовка и участие в школьной научно-практической конференции школьников «Школьники города науке XXI века».
| Работа с одаренными детьми и детьми, ориентированными на учебу | 1. Подготовка рефератов и докладов с обучающимися. |
Январь | Викторина «Моя Родина-Мордовия» | Духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитание любви к своей малой Родине | Разработка мероприятия |
Февраль | 1.Месячник воспитания гражданственности и патриотизма. 2.Организация акции «День добра» Классный час «Воспитание толерантности» | 1.В соответствии с целями месячника. 2.Формирование основ толерантного сознания и поведения. | 1.Согласно общего положения. 2. Участие в организации и проведении акции и социального проекта |
Март | Классные часы «Светлое Христово Воскресение. Главный праздник православных христиан» | Духовно-нравственное воспитание обучающихся | организации и проведения классных часов |
Апрель - май | Подготовка и проведение Дней Православной культуры России, посвященных празднованию Дней славянской письменности и культуры | Возрождение исторических традиций, духовно-нравственное воспитание обучающихся, воспитание любви к родному языку и Отечеству | 1. Подготовка материалов к классным часам, встречам, диспутам, библиотечным урокам. 3. Подготовка костюмов, концертных номеров. |
Открытое мероприятие с участием депутатов ГД и ГС посвященное присоединению Крыма с Россией «Мы вместе» | Патриотическое воспитание, воспитание уважения к истории Родины | Подготовка материалов к мероприятию | |
Праздничная программа, посвященная празднику Святых жен – мироносиц (Православный женский день) | Возрождение исторических традиций | Подготовка материалов к классным часам, встречам, диспутам, библиотечным урокам. | |
Май | Участие в подготовке и проведении торжественных мероприятий, посвященном 70-летию Дня Победы. | Патриотическое воспитание, воспитание уважения к истории Родины, ее героям | Подготовка материалов к классным часам, встреча с ветеранами |
Сентябрь - май | Работа по принципу: «Каждый урок – открытый»; Урок- презентация «Культура стран Халифата» проведение и участие в школьных и городских семинарах
| Распространение опыта работы | Открытые уроки, семинары, мастер классы |
В течение года | Самообразование: - изучение и анализ нормативных документов; - изучение научно-педагогической литературы; - изучение ППО по проблемам инновационной и экспериментальной работы. | Повышение теоретического и профессионального уровня. | Обзор научно-методической литературы. |
Литература
1. Соловейчик С. Воспитание творчеством. М., 1978.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
5. Адамский М.Я., Яновицкая Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей. – СПб.: ООО «Валери СПД», 2000.
6. Альманах «Духовные истоки воспитания», №1, 2002 г.
7. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009 г.
8. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. «Школьная Пресса», №1, 2008 г
9. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006.
Приложения
- Рабочая программа факультатива «Основы православной культуры»
- Обобщение опыта. Выступление на республиканском семинаре
- по теме :«Изучение граждановедения – путь к успешной адаптации ребенка к жизни»
- Обобщение опыта. Выступление на республиканском семинаре
- по теме : «Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников»
- Разработка урока-презентации «Культура стран Халифата»
- Разработка внеклассного мероприятия «Моя Родина – Мордовия»
- Разработка социального проекта «Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы»
- Разработка социального проекта «Мы против»
- Разработка презентации открытого мероприятия «Мы вместе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания
Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...