Урок по теме "Крымская война"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Для 8-ого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymskaya_voyna.pptx | 291.58 КБ |
urok_krymskaya_voyna.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геральдические символы цветов Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие. Серебро (белый) - благородство, правдивость. Голубой - величие, красота, ясность. Зеленый - надежда, изобилие, свобода. Черный - скромность, печаль, траур. Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 14 Вопросы: в результате урока я узнал Три важных имени……………………… Три важных события……………………. Три самых важных чувства……………. Три самых важных качества………………
Предварительный просмотр:
Урок- исследование "Крымская война 1853-1856 гг"
Цели: способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности;
проследить причинно-следственные связи;
уметь анализировать высказывания историков;
воспитывать чувство гордости и уважения к подвигу народа.
МЕТОДЫ: подготовка сообщений учащихся по учебнику и другим источникам, составление таблиц, знакомство с оценками историков, метод"мозгового штурма", составление опорного конспекта.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные презентации, карта "Крымская война (1853-1856 гг.),раздаточный материал, материалы для кластера.
Вступительное слово учителя:
В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок - символ славы. Он поставлен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В Севастопольской бухте на глазах у плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы загородить вход неприятельским судам и тем самым спасти город.
В результате англо-французский флот стал господствовать на Черном море, где проходили главные сражения Крымской войны.
ПРОБЛЕМА: Почему Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении 18 века, давшая отпор самому Наполеону, в сер.19 века изведала горечь сокрушительно го поражения? Каково значение этой войны для дальнейшего развития нашей истории? Какое влияние она оказала на мысли и чувства россиян?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы внимательно послушаем результаты работы исследовательских групп ( политологи, военные историки, экономисты, социологи), поработаем с документами, выскажем свои точки зрения
1 группа - политологи.
Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с государственно-политической организацией общества, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. О чем нам должны рассказать политологи? - о причинах войны, расстановке сил на международной арене, дипломатии.
Презентация и сообщение учащихся.
Зададим вопросы исследователям. (вопросы задает класс)
Есть точка зрения , что вопрос о Палестинских святынях - повод (событие, которое послужило толчком к началу военных действий) к развернувшимся событиям. Что считаете вы? ( возможный ответ: это причина, учитывая уровень религиозности народа в то время. А повод - это поведение Меншикова в Константинополе на переговорах).
РЕЗУЛЬТАТ( фиксируем на доске, составляем кластер):
Причины войны: 1. Противоречия между европейскими странами, усиление борьбы за колонии, рынки сбыта, источники сырья. (Главные цели войны со стороны противников - ограничение геополитического влияния России и ее разделение. Эти планы разработаны кабинетом министров Великобритании во главе с лордом Пальмерстоном)
2. Восточный вопрос для России (контроль проливов и влияние на Балканах)
3. Спор о Палестинских святынях.
.
2 группа - экономисты.
Экономика - это хозяйственная деятельность общества. О чем нам расскажут экономисты? - о готовности экономики России к ведению войны, о состоянии российской армии накануне войны.
Презентация и сообщение учащихся.
Вопросы исследователям.
РЕЗУЛЬТАТ (продолжаем составление кластера): 1.военно-техническая отсталость России
2. неподготовленность к военным действия
3 группа - военные историки.
О чем расскажут они? - о ходе военных действий, военных планах сторон и их осуществлении.
Презентация и сообщение учащихся.
Вопросы исследователям.
Почему война получила название Крымской?
(Предполагаемый ответ: Война 1853-56 гг. велась на протяжении всех российских морских и сухопутных границ. Театр военных действий раскинулся от Балтики до Тихого океана. Атакам подверглись десятки городов Российской империи.
Против России воевали представители десятков народов со всего земного шара. Эпицентр драматических событий - 11-тимесячная оборона Севастополя в Крыму. Поэтому Крымская война.)
Почему потерпели поражение в Крыму?
РЕЗУЛЬТАТ( продолжаем составление кластера): 1. Севастополь сдан войскам противника
2. победы русских в Закавказье
3. провал всех военно-морских операций противника по периметру российских морских границ.
4 группа - социологи.
. Социология - это наука, которая изучает общество, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. О чем они расскажут? - об отношении в обществе к войне.
Презентация и сообщения учащихся.
Вопросы исследователям.
Работа с документом на стр.91 в учебнике ( из письма Л.Н.Толстого).
Категория "николаевский солдат" - синоним высочайшей выучки, дисциплины, пример достойного исполнения воинского долга.; "нахимовские львы" - в смысле выучки и сноровки русские моряки оказались на высоте.
РЕЗУЛЬТАТ( продолжаем составление кластера): 1.проявление патриотизма, веры.
2. самопожертвование
18 марта 1856 г. - Подписание Парижского мирного договора.
Работа с раздаточными материалами.
Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»
(Предполагаемый ответ: В результате войны Россия уступила свои позиции на Ближнем Востоке Франции и Англии. Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума и крепостные сооружения уничтожались. Аналогичные требования были выставлены и Турции. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная и южной части Бессарабии, должна была вернуть Карс, лишалась права покровительствовать Сербии, Молдавии. Россия теряла права защитницы балканских народов. Россия и Турция получали все потерянные в ходе войны города.) Вместе с тем, Россия сохранила прежний статус святых мест и это закреплено в документах, и это сохраняется до сегодняшнего дня. Россия не потеряла собственных территорий, добилась приемлимых условий мира от измученных и деморализованных врагов.)
Итоги Крымской войны ?
Варианты решения проблемы:
1. Россия потерпела поражение, условия Парижского мира были унизительны.
2. Россия, несмотря на поражение, не понесла серьезных территориальных финансовых потерь.
3.Англия и Франция не смогли поставить Россию на колени.
Итак, Россия потерпела поражение. Подумаем почему.
Причины поражения? (метод мозгового штурма)
Продолжаем составлять кластер.
Предполагаемые причины:
1. Дипломатические просчеты русского правительства.
2. Хозяйственная и военно-техническая отсталость России.
3. Неумелое командование сухопутными войсками.
Каковы уроки Крымской войны? Значение поражения?
Работа с документами (раздаточные материалы)
Продолжаем составлять кластер.
ВЫВОДЫ:
1. война показала глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, отсталость России от передовых стран Европы
2. Необходимость коренных преобразований во всех областях жизни. Ускорило отмену крепостного права и проведение буржуазных реформ.
3. вызвала общественный подъем, пробуждение общества.
РЕФЛЕКСИЯ
Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?
Презентация.
Геральдические символы цветов:
Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.
Серебро (белый) - благородство, правдивость.
Голубой - величие, красота, ясность.
Зеленый - надежда, изобилие, свобода.
Черный - скромность, печаль, траур.
Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
(песня "Покуда Севастополь будет русским" Константин Фролов)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 14;
Письменное задание:
В результате урока я узнал:
3 важных имени…………..
3 самых важных события………………………
3 самых важных качества…………………………
3 самых важных чувства…………………………..
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 задание
Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.
Документ 1
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены — и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы .Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули, введенные у нас во время осады, после двух или трёх выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается... …». Участник Крымской кампании П. В. Алабин
Документ 2
«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Николай I считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов». Князь П. В. Долгоруков, политический деятель.
Документ 3
«В самом начале Восточной войны армия... столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».
2 задание
Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»
3 задание
Какие уроки дает нам Крымская война?
Саратовский журналист И.Горизонтов:
"Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития"
Советский историк Е.Тарле:
"Внимательный анализ как военных, так и дипломатических событий, связанных с Крымской войной, приводит нас к непоколебимому убеждению, что тяжкое поражение потерпел самодержавный строй, но не русский народ. Героическая оборона произвела сильное и длительное впечатление на врагов. …..
Проходит еще немного времени - и русская дипломатия, руководимая А. М. Горчаковым, в 1870 г. уничтожает наложенное на Россию унизительное ограничение военных сил на Черном море, а в 1878 г. Бессарабия снова становится русской. Великий русский народ выдержал страшные удары в 1854-1855 гг., но морально не пал духом.
Таков исторический урок Крымской войны, которая притом велась Россией в самых неблагоприятных условиях, какие только можно себе представить,. …мы ни на минуту не должны забывать ни о безобразной отсталости в технике, в боевой подготовке командного и рядового состава, ни об общем слабом промышленном развитии страны, ни о невозможном состоянии путей сообщения в необъятном Русском государстве…. "
Современный историк В.Казарин:
" Россия не проиграла Крымскую войну. Она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой и не допустила своего расчленения. Она успешно и уверенно выдержала натиск на востоке, на западе и на севере… она заставила выступить с предложениями о мирных переговорах саму Европу".
4 задание
Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?
Геральдические символы цветов:
Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.
Серебро (белый) - благородство, правдивость.
Голубой - величие, красота, ясность.
Зеленый - надежда, изобилие, свобода.
Черный - скромность, печаль, траур.
Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:· актуализацию полученных знаний по курсу &laq...
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...
Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»
Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...
Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....