№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Деятельность учащихся на уроке, требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Информа-ционное и учебно-методи-ческое сопровож-дение |
1 | XX - начало XXI в. в истории человечества
| 1 |
|
| Объяснять значение понятия новейшая история. Характеризовать противоречия новейшего времени в истории человечества. |
|
|
|
Тема 1. Первая мировая война и ее последствия (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Мир накануне Первой мировой войны | 1 | Урок изучения новой темы | Индустриальная цивилизация в начале XX века. Империализм. Технологический рывок. Рабочее движение и социализм. Национализм и шовинизм. Причины Первой мировой войны и подготовка к ней. Основные понятия: Индустриальная цивилизация, ресурсы, пацифизм. | Выявлять характерные признаки индустриальной цивилизации в начале XX в. Называть и раскрывать основные признаки империалистической стадии капитализма, сформировав-шейся на рубеже XIX-XX вв. Характеризовать развитие социал-демократического движения в европейских странах в конце XIX в. Раскрывать основные причины Первой мировой войны. Объяснять значение понятий и терминов: индустриальная цивилизация, капитализм, империализм, монополизм, картель, синдикат, концерн, трест, колониализм, социал-демократия, анархо-синдикализм, национализм, шовинизм, пацифизм, Антанта, Тройственный союз. | Фронталь-ная беседа | § 1, Зада-ния 1 (у),2 (П) |
|
3. | Первая мировая война. | 1 | Комбинированный урок | Начало войны. Военные действия в первый год войны. Позиционная война. Брусиловский прорыв. Вступление в войну новых государств, в т.ч. США. Капитуляция четверного союза. | Уметь показывать события на карте. Уметь составлять хронологическую таблицу. Работать с дополнительным материалом, выступать с сообщениями, представив их в виде репортажей с фронта. | Фронтовая газета. Новости с фронта. Заслушивание сооб-щений, подготов-ленных в форме репорта-жей. | § 2, вопро-сы, Зада-ние №1 (п) |
|
4. | Революционная волна после Первой мировой войны | 1 | Комбинированный урок | Распад империй. Образование новых национальных государств: Финляндия, Польша, страны Прибалтики, Австрия, Венгрия, Чехословакия и др. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика и завершение революции в Германии. Советская власть в Венгрии. Революционные события в мире и образование Коминтерна. Образование Турецкой республики. | Показывать на карте изменения в Европе после окончания Первой мировой войны. Характеризовать итоги и социальные последствия Первой мировой войны. Высказывать суждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. Объяснять значение понятий и терминов социально-политическая революция, мировая революция, оппортунизм, поссибилизм, этатизм. Знать даты основных событий
| тест | § 3 |
|
Тема 2. Мир после Первой мировой войны (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. | Версальско-Вашингтонская система | 1 | Урок изучения новой темы. | Планы послевоенного устройства мира. «14 пунктов» В. Вильсона. Парижская мирная конференция. Версальская система. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Изменение Версальской системы. | Характеризовать итоги и значение Парижской мирной конференции. Высказывать суждения о противоречиях Версальско-Вашингтонской системы, созданной после завершения Первой мировой войны. Раскрывать значение понятий и терминов: подмандатная территория, репарации, аннексия, Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, реванш. | Проверка тезисных конспектов, составлен-ных по ходу урока. Беседа. | § 4 |
|
6. | Страны Запада в 1920-х гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Послевоенная стабилизация. Кейнсианство. Экономический бум, возникновение массового общества. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Развитие культуры. «Закат Европы». Пакт Келлога - Бриана | Раскрывать причины и последствия социально-экономической стабилизации стран Запада в рассматриваемый период. Характеризовать основные признаки массового общества, которое стало складываться в странах запада после войны. Представлять характеристику основных тенденций развития западноевропейской культуры в 1920-е гг. Объяснять значение понятий и терминов стабилизация, кейнсианство, средние слои, фордизм, массовое общество, социальное партнерство, компромисс, авангардизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм. | Сообщения ответы на вопросы параграфа | § 5 |
|
7. | Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм | 1 | Комбини-рованный урок | Формирование авторитарных режимов. Муссолини и идеи фашизма. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии. Начало борьбы с фашизмом. | Раскрывать причины возникновения авторитарных режимов в Европе после Первой мировой войны. Сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы, находить сходства и различия. Объяснять причины возникновения и распространения фашистского движения в Италии. Раскрывать значение понятий и терминов: авторитарный режим, тоталитарный режим, фашизм, денационализация. | Беседа | § 6 | |
8. | Национально-освободительное движение в странах Востока |
| Комбини-рованный урок | Китай после Синьхайской революции. Национально-освободительная революция 1925 – 1927 гг. в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и борьба с коммунистами. Ганди во главе антиколониальной борьбы в Индии. Подъём национально-освободительного движения в Индии в 1928-1931 гг. | Систематизировать мате-риал о национально-освободительном движении в Китае после Синьхайской революции в форме таблицы. Сравнивать формы и методы антиколониальной борьбы в Индии и Китае, находить сходства и различия. | Ответы на вопросы учебника, выполне-ние заданий | § 7 |
|
Тема 3. Великая депрессия и наступление тоталитаризма (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. | Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США | 1 | Комбини-рованный урок | Начало Великой депрессии. Социально-политические последствия Великой депрессии. «Новый курс» Рузвельта. Значение реформ Рузвельта. Усиление роли государства в экономике стран Европы и Латинской Америки. | Объяснять причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., используя свидетельства исторических источников. Характеризовать основные социально-политические последствия Великой депрессии. Систематизировать Исторический материал, сравнивать пути выхода из кризиса США и Франции. Представлять характеристику политического лидера Франклина Рузвельта, высказывать суждение о его роли в истории США. Раскрывать значение понятий и терминов: депрессия, ценные бумаги, теневой бизнес, «Новый курс», Народный фронт. | Составле-ние сравните-льной таблицы. Задание 3, стр. 79 учебника. | § 8, зада-ние № 2 (п) |
|
10. | Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм | 1 | Комбини-рованный урок | Образование «очагов войны», государства-агрессоры. Хасан и Халхин-гол. Наступление нацистов. Установление нацистской диктатуры в Германии. Фашистский режим. | Раскрывать основные события агрессии Японии и Италии в 1930-е гг., используя историческую карту. Объяснять, почему и как нацисты пришли к власти в Германии, используя текст учебника. Характеризовать черты фашистского режима в Германии, делать выводы о специфике тоталитарных режимов в Германии и Италии. Раскрывать значение понятий и терминов: «очаг войны», нацизм, тоталитаризм. | Беседа, работа с картой. | § 9 | Кадры из док ф. «Обыкновенный фашизм» |
11. | Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании | 1 | Комбини-рованный урок | Подготовка Германии к войне. Народные фронты, борьба с фашизмом. Победа народного фронта и франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской республики. «Умиротворение агрессора» и Мюнхенское соглашение. Пакт Молотова – Риббентропа. | Рассказывать об основных событиях Гражданской войны в Испании, о силах, которые противостояли в этой войне. Систематизировать материал о подготовке фашистской Германии к войне в форме таблицы, тезисов. Объяснять значение понятий и терминов: система коллективной безопасности,«Антикоминтерновский пакт», политика «умиротворения» агрессора. | Тест | § 10 |
|
Тема 4. Вторая мировая война (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
12. | Начало Второй мировой войны | 1 | Комбинированный урок | Причины нового мирового конфликта. Разгром Польши. Разгром союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Рост советско-германских противоречий. | Характеризовать причины, участников и первый этап Второй мировой войны, используя историческую карту. Раскрывать причины обострения противоречий между Германией и СССР. Рассказывать о событиях внешней политики СССР в 1939-1940 гг., привлекая материал из курса отечественной истории. Объяснять значение понятий и терминовгеноцид, «странная война», блицкриг, «Линия Мажино», «Линия Маннергейма», план «Барбаросса». |
| § 11 |
|
13. | Вторая мировая война: СССР и союзники | 1 | Комбини-рованный урок | Нападение Германии на СССР и начало поворота в войне. Нападение Японии на США и создание Антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Движение Сопротивления и коллаборационизм. | Систематизировать материал о важнейших событиях и их значении в форме таблицы, используя текст учебника и справочных изданий. Рассказывать о крупнейших военных операций на советско-германском фронте и других фронтах войны, используя историческую карту и свидетельства исторических источников. Раскрывать процесс образования Антигитлеровской коалиции. Излагать факты о положении людей на фронте и в тылу, используя свидетельства исторических источников. Объяснять значение понятий и терминов: антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, коллаборационизм. |
| § 12 |
|
14. | Разгром Германии и Японии. Итоги и уроки Второй мировой войны. | 1 | Комбини-рованный урок | Тегеранская конференция и её договорённости. Открытие «второго фронта» и наступление союзников. Подъём антифашистской борьбы. Разгром Германии. Потсдамская конференция и итоги войны. Нюрнбергский процесс. Создание ООН. | Систематизировать материал о важнейших событиях завершения Второй мировой войны в форме таблицы, используя текст учебника и справочных изданий. Рассказывать о крупнейших военных операций на советско-германском фронте и других фронтах войны, используя историческую карту и свидетельства исторических источников. Сопоставлять данные о масштабах военных операций, высказывать суждения о роли отдельных фронтов в общем ходе войны. Характеризовать итоги и уроки войны. Объяснять значение понятий и терминов: «Большая тройка», второй фронт, репатриации, Нюрнбергский процесс. | Работа с картой. Тест по теме «II мировая война» | § 13 |
|
Тема 5. «Холодная война» (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
15. | Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы | 1 | Урок изучения новой темы. | Формирование биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Создание НАТО и Организации Варшавского договора. Установление демократических диктатур в Восточной Европе. Создание СЭВ. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и террор в Восточной Европе. «Охота на ведьм» в США. Гонка вооружений. Ракетно-космическое соперничество. Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. | Объяснять причины противоборства СССР и США после Второй мировой войны и начала «холодной войны». Сравнивать положение в Европе после Первой и Второй мировых войн, находить сходства и различия. Систематизировать важнейшие события международной жизни 1945-1963 гг. в форме таблицы. Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира. Раскрывать значение понятий и терминов: «холодная война», биполярный мир, политика «сдерживания», «доктрина Трумэна», план Маршалла, космополит, гонка вооружений, сверхдержава, паритет. | Работа с картой. Заполне- ние таблицы «Основные этапы холодной войны» | § 14,15 |
|
16. | Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940— 1970-х гг.: войны и революции | 1 | Комбинированный урок | Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в Юго-Восточной Азии. Начало войны в Индокитае в конце 50-х гг. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. | Систематизировать материал о войнах в Китае, Корее, Индокитае в форме сравнительной таблицы. Рассказывать об участии СССР в региональных конфликтах, привлекая материал из курса отечественной истории. | Работа с картой, учебником. Составле-ние сравни-тельной таблицы (С.161, задание 2) | §16 |
|
17. | «Разрядка» международной напряженности | 1 | Комбинированный урок | Советско-китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и договор о нераспространении ядерного оружия. Договор ОСВ-1. Хельсинский акт, создание ОБСЕ. Договор ОСВ-2 и ракетный кризис. Вторжение СССР в Афганистан и возвращение к политике «холодной войны» | Характеризовать противоречия периода разрядки международной напряженности, привлекая материал из курса отечественной истории. Раскрывать основные положения Заключительного акта Совещания по безопасность и сотрудничеству в Европе, используя свидетельства исторических источников. Объяснять значение понятий и терминов «разрядка», ратификация, евроракетный кризис, конфронтация. | Работа с документами, учебником. Задание 1, С.169. Тест. | § 17 |
|
Тема 6. Развитые индустриальные страны в середине XX — начале XXI в. (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
18. | Возникновение «общества потребления» | 1 | Урок изучения нового. | «Общество потребления», массовая культура. Выдающиеся писатели середины XX века против потребительства и массовой культуры. Возникновение Европейского экономического сообщества. «Западногерманское экономической чудо». Возникновение Пятой республики во Франции. Консервативная и лейбористская партии и их роль в развитии социального государства в Великобритании. | Характеризовать основные черты «общества потребления», которое возникло в странах Запада после Второй мировой войны. Рассказывать об интеграционных процессах стран Западной Европы в рассматриваемый период. Объяснять предпосылки экономических успехов западноевропейских стран после войны. Раскрывать значение понятий и терминов «общество потребления», социальное государство, интеграция. | Заполне-ние таблицы «Становле-ние социально ориентиро- ванной рыночной экономики в странах Запада». | § 18 |
|
19. | Массовые народные движения 1960-х гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Всеобщая декларация прав человека. Проблема прав человека. Движение против расовой дискриминации в США. Мартин Лютер Кинг. Закон о гражданских правах в США. Новые течения в идеологии и культуре: движение хиппи, рок-культура и др. «Красны май» в Париже. Кризис Пятой республики. Социальный кризис конца 60-х гг. и его значение. Рост терроризма. Убийство Кеннеди. | Характеризовать статьи Всеобщей декларации прав человека, борьбу против расовой дискриминации, новые течения в идеологии и культуре. Объяснять причины политического кризиса в странах Запада в 60-х гг., почему во Франции удалось избежать гражданской войны. Раскрывать значение понятий и терминов дискриминация, фрейдизм, массовая культура | Выполне-ние заданий к параграфу, составле-ние сравни-тельной таблицы обществен-ных движений в США, Франции, Италии в 60-х гг. | § 19 |
|
20. | Изменения в жизни стран Запада в 1970 -1990-х гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы. «Римский клуб». «Гринпис». Изменение социальной структуры стран Запада. Демократизация стран Запада и терроризм. «Уотергейтский скандал». Неоконсерватизм и неоглобализм. Маргарет Тэтчер. Рональд Рейган. Гельмут Коль политики – неоконсерваторы. Страны Запада на рубеже XX и XXI вв. | Характеризовать сущность и основные признаки информационного общества, используя текст учебника и материалы СМИ. Объяснять, почему кризис социального государства вызвал приход к власти неоконсерваторов в странах Запада. Составлять характеристики государственных лидеров современной Европы. Раскрывать тенденции экономического и политического развития стран Запада на рубеже XX-XXI вв. Рассказывать о достижениях и проблемах европейской интеграции. Объяснять значение понятий и терминов: научно-техническая революция, энергетический кризис, экологический кризис, импичмент, дефицит государственного бюджета, инфляция, неоконсервативная политика, неоглобализм. | Сообщения о политиках. Тест. | § 20 |
|
Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. Пути их развития на рубеже XX—XXI вв. (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
21. | Достижения и кризисы коммунистических режимов стран Восточной Европы и Азии | 1 | Урок изучения нового материа-ла | «Реальный социализм», кризисы в Польше и Венгрии», «Пражская весна» 1968 г. Оккупация Чехословакии. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Кампучии. | Характеризовать основные этапы истории восточноевропейских стран в 1950-1980-х гг. Составлять обзор развития стран Азии во второй половине XX - начале XXI в., используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, интернет-ресурсы. Раскрывать значение понятий и терминов диссидент, «Доктрина Брежнева», политика «большого скачка». | Выполне-ние заданий учебника. | § 21,22 |
|
22. | Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах | 1 | Комбини-рованный урок | Перестройка и новое мышление. Кризис реформ в Китае. Демократические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Распад Югославии и войны на Балканах. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале XXI века. | Раскрывать причины демократических перемен в Восточной Европе, привлекая материал по курсу отечественной истории. Объяснять значение понятий и терминов: хозрасчет, гласность, «бархатные революции», «вестернизация», «шоковая терапия». Высказывать суждение о том, когда закончилась холодная война. Составлять обзор развития стран Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в., используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, интернет-ресурсы. | Выполне-ние заданий учебника С.235 №1,2 Тест | § 23 |
|
Тема 8. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX — начале XXI в. (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
23. | Проблемы стран Латинской Америки. Революционное движение и реформы | 1 | Урок изучения нового материа-ла | Положение стран Латинской Америки в середине XX века. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской Америки в 1950-1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот 1973 г. в Чили. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии в Чили и др. | Характеризовать положение стран Латинской Америки в середине XX в., используя текст учебника и историческую карту. Объяснять, в чем заключались основные причины революций в Латинской Америке. Сопоставлять реформистский и революционный пути решения социально-экономических проблем в странах Латинской Америки, высказывать суждения об их результативности. | Составить сравни-тельную таблицу революций на Кубе и в Никарагуа, сравни-тельную таблицу реформ С 255, №3. | § 24,25 |
|
24. | Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор пути развития | 1 | Комбини-рованный урок | Крушение колониальной системы и его последствия. Попытки демократизации и становление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты. | Характеризовать этапы освобождения стран Африки от колониальной зависимости, используя историческую карту. Раскрывать проблемы, с которыми столкнулись африканские страны после освобождения от колониальной зависимости. Объяснять значение понятия неоколониализм, опираясь на текст учебника. Раскрывать значение понятий и терминов: «третий мир», развивающиеся страны, трайбализм, сепаратизм, апартеид. | Фронталь-ная беседа | §26 |
|
25. | Ближний и Средний Восток | 1 | Комбини-рованный урок | Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистичес-кое движение и Суэцкий конфликт. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Установление исламской диктатуры. | Раскрывать проблемы, с которыми столкнулись страны Ближнего и Среднего Востока в процессе модернизации в 1950-1990-х гг. Рассказывать об участии стран региона в военных конфликтах, используя текст и карту учебника. | Выполне-ние заданий после параграфа | § 27 |
|
26. | Страны Южной и Восточной Азии | 1 | Комбини-рованный урок | Обретение независимости странами Южной Азии. Махатма Ганди. Преобразования Джавахарлала Неру. Конфронтация между Индией и Пакистаном. Реформы Индиры Ганди. Кризис индийского общесства. Раджив Ганди. Страны Юго-Восточной Азии после войны а Индокитае. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы» | Характеризовать процесс обретения независимости странами Южной Азии, используя текст и карту учебника. Раскрывать основные тенденции экономического и политического развития стран Южной и Юго-Восточной Азии. Объяснять причины японского экономического чуда. Составлять обзор развития стран региона во второй половине XX - начале XXI в., используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, интернет-ресурсы. | Сообщения-персона-лии, ответы на вопросы учебника. Тест | § 28 |
|
| Тема 9. Человечество в начале XXI в. (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
27. | Мир в условиях глобализации и перспективы XXI в. | 1 | Урок изучения новой темы | Изменения в образе жизни людей. Культурные сдвиги. Глобализм и многополярность мира. Мировые финансовые процессы. Кризис в Персидском заливе. Агрессия НАТО против Югославии. Постиндустриальное общество. Будущее под угрозой. Переходные общества и ростки новых отношений. Россия в современном мире. | Раскрывать влияние научно-технической революции на все сферы жизни современного общества, привлекая информацию СМИ. Характеризовать глобаль-ные проблемы человечества и пути их преодоления, привлекая информацию из курса обществознания. Рассказывать об основных процессах и событиях современной эпохи. Объяснять смысл понятия глобализация, приводить примеры ее проявления в современном мире. | Работа с историчес-кими документа-ми. Задания в учебнике | § 30-31 |
|
28. | Итоговый урок систематизации и обобщения знаний по теме «Основные периоды и процессы новейшей эпохи». | 1 | Урок повторе-ния и проверки знаний
|
|
| Контроль-ная работа |
|
|