Борьба Руси с западными завоевателями
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.rar | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Борьба Руси с западными завоевателями»
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок
Цель образовательная: рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.
Цель развивающая: продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.
Цель воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Оборудование урока: карта “Русские княжества в XII-XIII вв.”, проектор, презентация «Борьба Руси с западными завоевателями», учебник - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.
Основные даты: 15 июля 1240 г. – Невская битва;
5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере.
Основные термины и понятия: рыцарский орден, крестовый поход.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших. | Приветствуют учителя, садятся. |
Проверка домашнего задания | Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Нашествие монголо-татар на Русь). Вы получили задание на дом, готовились, и сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденное. Проведём игру “Крестики-нолики”. Итак, вы получили листы ответа, если вы даете утвердительный ответ на вопрос, то вы ставите в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик; ( подобную схему с правильными ответами я черчу на доске, но показать её можно в конце игры, для проверки правильности выполнения задания учащимися.) Вопросы для игры: В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да) Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да) 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет) Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней Рязань была взята? (Да) Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет) Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да) Александр Ярославович назвал Козельск “злым городом”? (Нет) Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет) Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да) | Каждый ученик получает лист ответа для проверки домашнего задания (см. приложение 1). Выполняют задание, сдают работы. |
Постановка целей и задач. | На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую землю шведов и крестоносцев. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке. | Слушают |
Изучение нового материала | Эпиграфом сегодняшнего урода будут слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» Итак, приступим к изучению нового материала. Запишите тему нашего урока «Борьба Руси с западными завоевателями».(слайд 1). А сейчас прослушайте план урока, его записывать не надо! (слайд 2) План урока:
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями. На земле Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII в. они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен. В 1164 г. шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 г. новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII в. шведские рыцари отважились на новый поход. В 1227 г. они были остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича. Получив известия о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Но не только шведы несли русским землям угрозу с запада. В XII в. на территории Прибалтики возник Ливонский орден. Римский папа благословил их на крестовый поход на прибалтов и славян для распространения среди них католичества. Базой рыцарей стала основанная ими Рига. Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев. В течение 40 лет совместными усилиями удалось приостановить нашествие. (Слайд 3) Обратите внимание на слайд, сейчас я предлагаю вам сравнить вооружение немецких рыцарей (вверху) и русских воинов и ответить на вопрос: В чем его достоинства и недостатки? (слайд 4)
В Новгороде в это время княжил двадцатилетний Александр Ярославич, сын Ярослава Всеволодовича. Самостоятельное чтение учащихся. В 16 лет Александр стал Новгородским князем. Время его княжения как раз совпало с Батыевым нашествием на Русь. Воспользовавшись нашествием монголов немецкие и шведские рыцари обрушились на новгородские владения. Судьба Новгорода оказалась в руках 20-летнего князя Александра Ярославича. В 1240 г. у устья Невы появились ладьи шведов. (слайд 5) Узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Ниве. Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника стремясь отрезать его от кораблей. Среди шведов началась паника. Князь приказал дружинникам во главе с новгородцем Мишей подрубить мостки и затруднить посадку. (слайд 6) Одним из героев битвы стал Гавриил Олексич-предок А.С.Пушкина.В пылу сражения он на коне въехал на ладью, сокрушая врага и хотя шведы сбросили его в воду, герой остался жив. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Шведы в панике бросились бежать. Враги понесли тяжелые потери. Русское войско одержало на ниве блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским. Успех русских воинов на долгое время отбило желание у шведов овладеть устьем Невы, воевать с Русью. (слайд 7)
В 1242 г. на русские земли обрушился новый противник - рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. В это время Александр прозванный Невским поссорился с новгородцами и уехал в Переяславль. Новгородское вече решило возвратить его обратно и извинилось. Александр забыв обиды прибыл в Новгород. (слайд 8) Александр решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони были покрытыми тяжелыми металлическими доспехами. Зато на льду было легче действовать русской дружине и ополченцам. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло решающая битва. Рыцари особым образом строили свое войско - их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади - легкая конница и в центре – тяжело вооруженная пехота. (слайд 9). Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы - княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. (слайд 10) Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться. (слайд 11) Во время битвы погибло около 500 знатных рыцарей и несколько тысяч простых вои-нов.50 воевод попали в плен. Вскоре Александр освободил Псков, а затем с триумфом возвратился в Новгород Впереди русских ратей уныло шли поверженные рыцари . (слайд 12) По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым. (слайд 13). | Записывают тему. Слушают Рассматривают изображение на слайде отвечают на вопрос. Работа с учебником на стр. 108, читают об Александре Невском. Отвечают на вопрос: исходя из прочитанного, что вы можете сказать о личности Александра? В ходе рассказа учителя, учащиеся делают записи основных дат и событий. |
Закрепление изученного материала. | Сегодня на уроке мы рассмотрели новую тему, давайте вспомним, что же вы сегодня узнали на уроке. Я предлагаю вам несколько вопросов, а вы постараетесь ответить на них.
Вывод на стр. 112. | Учащиеся с помощью записей в тетради и учебника отвечают на вопросы. Работа с учебником, читаю вывод в конце параграфа. |
Домашнее задание. | §13 стр. 106-112. Пересказ. Подготовка к тесту. | Записывают в дневник. |
Приложение 1.
Фамилия, имя ___________________
ЛИСТ ОТВЕТА
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Х – да О - нет
Критерии оценки:
8-9 правильных ответов – оценка «5»
6-7 правильных ответов – оценка «4»
5 правильных ответов – оценка «3»
менее 5 правильных ответов – оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)
Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....
Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".
Разработка урока по истории "Борьба Руси с западными завоевателями"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке
Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...