Творческий отчёт учителя истории
опыты и эксперименты по истории на тему

Дегтярёва Наталья Владимировна

творческий отчёт о проделанной работе за 2012-2014 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_samoanaliz.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Северотатарская СОШ

Творческий отчёт по теме самообразования

«Использование инновационных образовательных  технологий обучения на уроках истории и обществознания»

Дегтярёвой Натальи Владимировны,

Учителя истории, обществознания и МХК

2014 год.

Самоанализ работы учителя истории и обществознания  Дегтярёвой Натальи Владимировны

 за 2013-2014 учебный год.

        В  МБОУ Северотатарской  средней общеобразовательной школе работаю 2 года. Стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по теме самообразования: «Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания».

     Эту тему считаю актуальной, потому что изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.

В основе моей работы с детьми лежат слова В.О. Ключевского «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»

    Главной целью моей деятельности в решении задач поставленной проблемы является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Использование ИКТ- прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи:

-самореализация личности;

-умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

-гуманность по отношению к окружающему миру;

-знание проблем своего края;

-сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;

    Для реализации данных задач необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, блочно-модульная и  другие.

    При реализации своей методической темы опираюсь на такие принципы педагогической деятельности: На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

   Интерактивные методы: Проектная технология,  проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать,  творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.

   Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из  интерактивных методик использую такие, как:

«Шесть шляп мышления», «Синквейн», «ПОПС – формула», «Корзина идей», «Распаковка кластера», «Дерево предсказаний», «Фишбоун – рыбный скелет», Решение проблемных и практических задач,  Метод проекта.

 Результаты применения  интерактивных методов обучения:

  • создание комфортных условий обучения,
  • формирование чувства успешности у ученика,
  • продуктивность самого процесса обучения, 

 Используемые элементы   ИКТ в учебном процессе:

  • 1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • 2.Электронные энциклопедии и справочники;
  • 3.Тренажеры и программы тестирования;
  • 4.Образовательные ресурсы Интернета;
  • 5.DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • 6.Видео и аудиотехника;
  • 7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
  • 8.Материалы для дистанционного обучения;
  • 9.Научно-исследовательские работы и проекты;
  • 10.Дистанционное обучение.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

4) защита рефератов и проектных работ учащимися.

5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ЕГЭ. 

Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

     Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс  позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую  обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

     Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для поиска исторических  источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов  активно использую  образовательные ресурсы сети Интернет. Возможности  кабинета  информатики позволяют мне  успешно использовать  данные ресурсы сети Интернет и в режиме on – line, непосредственно на уроке.

      В частности,   при изучении курса Всеобщей истории в 10-11 классах, большую поддержку  оказывает  сайт Цифровых Образовательных  Ресурсов

  •  http://school-collechion.edu.ru  где представлен богатый материал по каждой теме курса (интерактивные задания, карты, схемы, таблицы и т.д.). А использование интерактивной доски  помогает реализовать  данный материал в полном объеме.

   Учитывая значимость подготовки обучающихся  к  ЕГЭ,  на своих уроках  и консультациях, использую технологию интерактивного  тестирования. Данный вид тестирования  дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать  результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. При проведении такого тестирования использую возможности кабинета информатики.  http://dtl11.ucoz.ru/index/interaktivnye_testy/0-14

     Для себя отмечаю,  что использование современных информационных технологий  повысило активность учащихся на уроках,  позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока,  а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

     Главное, к чему стремлюсь - прививать ребятам глубокий интерес к истории, прививать каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.

     В 2013-2014 учебном году имела следующую учебную нагрузку: 28 часов  (история 5-11классы, обществознание 6-11 классы, история Сибири 9,11 классы, вопросы текущего законодательства РФ 10-11 классы)

      Накопленный опыт пытаюсь обобщать и распространять через Интернет, созданное сообщество учителей истории Татарского района в НООС, Учебно-методический портал, Учительский портал, Dnevnik.ру, Pro.Школу.ru, 1 сентября, Nsportal.ru, Infourok и т.д. В результате использования ПК учителем в учебной и внеклассной деятельности создана методическая системо-блоковая копилка мультимедийных материалов по предмету (история России 6 класс, история России и Новейшая история зарубежных стран 9 класс, всеобщая история и история России с древнейших времен до 19 века 10 класс, всемирная история и история России ХХ век 11 класс). Использую электронные учебные пособия, Интернет.

    Накопленным опытом и знаниями делюсь с коллегами, учителями истории в районе. На протяжении 2 лет, каждый год, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей, на которых часто присутствуют представители ШО, школы.

    В практической деятельности осваиваю и внедряю инновационные образовательные технологии: систему развивающего обучения, личностно-ориентированную, исследовательской и проектной технологии, технологии  критического обучения,  использование информационных технологий.

       Средний показатель  качества знаний  за 2 года по истории – 57%, обществознанию – 51%, истории Сибири – 61%.  В 5 классе – 78%, в 6 классе – 70%, в 8 классе – 55%.

     Внеурочная работа по предмету ставит  перед собой цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках,  сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией.  За 2  учебных года были мною проведены следующие общешкольные внеклассные мероприятия:

Результаты работы за 2 года.

2012-2013 учебный год

      - Сентябрь 2012 г.общешкольная лекция, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года

        -   Октябрь 2012 г. Доклад на школьном МО « Повышение качества знаний учащихся по предмету путём применения современных педагогических технологий»

        - Декабрь 2012 г. Проведение недели гуманитарных наук «Олимпиада среди 5-8 классов»

        - Январь 2013 г.  Грамота за подготовку и проведение лекций по истории России в образовательных учреждениях Татарского района

      - Март 2013г  Команда 9 класса « Мы из будущего» Грамота за  2 место в интеллектуальной игре «Вехи времён»

       -Апрель 2013г. Веб-семинар « ФГОС-УМК»

       - Апрель 2013 г. Открытый урок в 5 классе по теме «Древнейший Рим»

  - Апрель 2013г.  сертификат организатора Всероссийского конкурса «Золотое Руно-2013»

       - Август 2013г. – курсы ««Интерактивные устройства в образовательной деятельности».

2013-2014 учебный год

  • Октябрь 2013г. – выступление на школьном МО с докладом « Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания»
  • Октябрь 2013г.- проведение школьной олимпиады по истории и обществознанию.
  • Октябрь 2013г.- участие 9-11 классов в викторине « Знатоки Конституции РФ».
  • Ноябрь 2013г.- Веб-семинар  « ЕГЭ по обществознанию- 2014».
  • Ноябрь 2013 г. Выступление в ИМЦ  «История развития избирательной системы в России»
  • Декабрь 2013г.- неделя гуманитарного цикла:

     1) виртуальный музей  «Великие полководцы  России» 5-8кл.

     2) лекция  «20-летие Конституции РФ» 9-11 кл.

-     Январь 2014г.- месячник военно-патриотического воспитания: викторина «Героизм   земли русской» 9-11 кл.

-     Февраль 2014 г.- Грамота за II место в интеллектуальной игре «Афганская война- живая память».

-     Февраль 2014 г- участие в дистанционной викторине «Афганская война» 10 класс.

-     Март 2014 г.- Грамота за  I место в заочной викторине, посвящённой 90-летию Татарского района» 10 класс.

-     Март 2014 г.- составление и проверка районных мониторинговых работ по обществознанию.

 - Март 2014г. Выступление на школьных педагогических чтениях  с темой «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания»

      -     Апрель 2014 г.- Открытый урок истории в 5 классе «Достижения древнегреческой культуры».

-     Апрель 2014 г.- сертификат организатора Всероссийского конкурса «Золотое Руно-2014»

 -     Май 2014г. Свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.ru методической разработки открытого урока истории в 5 классе по теме «Достижения древнегреческой культуры»

      Использование информационных технологий расширяет и закрепляет полученные знания, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Использование информационных технологий при подготовке к конкурсам даёт возможность проявить себя любому из обучающихся. Одним из подтверждений являются результаты Всероссийского конкурса Золотое Руно.

      Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся. Школа и инновации неразделимы, поэтому буду продолжать работать над этой темой.

     Планирую:

-продолжить разрабатывать методы для преподавания с использованием инновационных технологий;

-изучать специальную литературу;

-изучить образовательные стандарты второго поколения;

-активно участвовать в деятельности по профессиональному развитию;

-разрабатывать новые проекты;

-повышать квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт учителя математики

Творческий отчёт к моей аттестации ....

Творческий отчёт учителя истории и обществознания

Тема по самообразованию – «Концептуальные и практические аспекты формирования толерантности у учащихся старших классов (на примере истории Холокоста)»....

Творческий отчёт  учителя русского языка и литературы Черниковой Д.Н. за 2011 – 2012 учебный год

1.Направления работы учителя 2. Способы активизации познавательной деятельности 3. Новые образовательные технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе 4. Классические ...

Творческий отчёт учителя ИЗО и ОБЖ за 2012-2013 уч. г.

Данный методический материал имеет большую ценность для любого педагога, так как может служить основой для создания как личного портфолио, так и портфолио класса или отдельно взятого ученика....

Творческий отчёт учителя физики Карасёвой И.Д. (приложение к портфолио)

Я, Карасёва Ирина Дмитриевна, 1965 года рождения, закончила в 1999 году ЛГПУ им. Шевченко, имею диплом учителя физики и математики, имею общий педагогический стаж 18 лет, стаж работы в школе – 14 лет....

Творческий отчёт учителя технологии, ИЗО

Творческий отчёт учителя технологии, ИЗО Гомозовой Людмилы Анатольевны...

Презентация Творческий отчёт учителя английского языка Пугановой М.В.« Я, ты, он ,она -вместе дружная семья»

Презентация раскрывает основные аспекты деятельности воспитательной системы  « Я,  ты, он ,она -вместе дружная семья»в 5 "Б" классе....