Творческий отчёт учителя истории
опыты и эксперименты по истории на тему
творческий отчёт о проделанной работе за 2012-2014 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_samoanaliz.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Северотатарская СОШ
Творческий отчёт по теме самообразования
«Использование инновационных образовательных технологий обучения на уроках истории и обществознания»
Дегтярёвой Натальи Владимировны,
Учителя истории, обществознания и МХК
2014 год.
Самоанализ работы учителя истории и обществознания Дегтярёвой Натальи Владимировны
за 2013-2014 учебный год.
В МБОУ Северотатарской средней общеобразовательной школе работаю 2 года. Стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса, для этого изучаю необходимый материал по теме самообразования: «Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания».
Эту тему считаю актуальной, потому что изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
В основе моей работы с детьми лежат слова В.О. Ключевского «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»
Главной целью моей деятельности в решении задач поставленной проблемы является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Использование ИКТ- прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи:
-самореализация личности;
-умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;
-гуманность по отношению к окружающему миру;
-знание проблем своего края;
-сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, блочно-модульная и другие.
При реализации своей методической темы опираюсь на такие принципы педагогической деятельности: На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Интерактивные методы: Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать, творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как:
«Шесть шляп мышления», «Синквейн», «ПОПС – формула», «Корзина идей», «Распаковка кластера», «Дерево предсказаний», «Фишбоун – рыбный скелет», Решение проблемных и практических задач, Метод проекта.
Результаты применения интерактивных методов обучения:
- создание комфортных условий обучения,
- формирование чувства успешности у ученика,
- продуктивность самого процесса обучения,
Используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
- 1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- 2.Электронные энциклопедии и справочники;
- 3.Тренажеры и программы тестирования;
- 4.Образовательные ресурсы Интернета;
- 5.DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- 6.Видео и аудиотехника;
- 7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
- 8.Материалы для дистанционного обучения;
- 9.Научно-исследовательские работы и проекты;
- 10.Дистанционное обучение.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися.
5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;
6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов активно использую образовательные ресурсы сети Интернет. Возможности кабинета информатики позволяют мне успешно использовать данные ресурсы сети Интернет и в режиме on – line, непосредственно на уроке.
В частности, при изучении курса Всеобщей истории в 10-11 классах, большую поддержку оказывает сайт Цифровых Образовательных Ресурсов
- http://school-collechion.edu.ru где представлен богатый материал по каждой теме курса (интерактивные задания, карты, схемы, таблицы и т.д.). А использование интерактивной доски помогает реализовать данный материал в полном объеме.
Учитывая значимость подготовки обучающихся к ЕГЭ, на своих уроках и консультациях, использую технологию интерактивного тестирования. Данный вид тестирования дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. При проведении такого тестирования использую возможности кабинета информатики. http://dtl11.ucoz.ru/index/interaktivnye_testy/0-14
Для себя отмечаю, что использование современных информационных технологий повысило активность учащихся на уроках, позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.
Главное, к чему стремлюсь - прививать ребятам глубокий интерес к истории, прививать каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.
В 2013-2014 учебном году имела следующую учебную нагрузку: 28 часов (история 5-11классы, обществознание 6-11 классы, история Сибири 9,11 классы, вопросы текущего законодательства РФ 10-11 классы)
Накопленный опыт пытаюсь обобщать и распространять через Интернет, созданное сообщество учителей истории Татарского района в НООС, Учебно-методический портал, Учительский портал, Dnevnik.ру, Pro.Школу.ru, 1 сентября, Nsportal.ru, Infourok и т.д. В результате использования ПК учителем в учебной и внеклассной деятельности создана методическая системо-блоковая копилка мультимедийных материалов по предмету (история России 6 класс, история России и Новейшая история зарубежных стран 9 класс, всеобщая история и история России с древнейших времен до 19 века 10 класс, всемирная история и история России ХХ век 11 класс). Использую электронные учебные пособия, Интернет.
Накопленным опытом и знаниями делюсь с коллегами, учителями истории в районе. На протяжении 2 лет, каждый год, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей, на которых часто присутствуют представители ШО, школы.
В практической деятельности осваиваю и внедряю инновационные образовательные технологии: систему развивающего обучения, личностно-ориентированную, исследовательской и проектной технологии, технологии критического обучения, использование информационных технологий.
Средний показатель качества знаний за 2 года по истории – 57%, обществознанию – 51%, истории Сибири – 61%. В 5 классе – 78%, в 6 классе – 70%, в 8 классе – 55%.
Внеурочная работа по предмету ставит перед собой цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. За 2 учебных года были мною проведены следующие общешкольные внеклассные мероприятия:
Результаты работы за 2 года.
2012-2013 учебный год
- Сентябрь 2012 г.общешкольная лекция, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года
- Октябрь 2012 г. Доклад на школьном МО « Повышение качества знаний учащихся по предмету путём применения современных педагогических технологий»
- Декабрь 2012 г. Проведение недели гуманитарных наук «Олимпиада среди 5-8 классов»
- Январь 2013 г. Грамота за подготовку и проведение лекций по истории России в образовательных учреждениях Татарского района
- Март 2013г Команда 9 класса « Мы из будущего» Грамота за 2 место в интеллектуальной игре «Вехи времён»
-Апрель 2013г. Веб-семинар « ФГОС-УМК»
- Апрель 2013 г. Открытый урок в 5 классе по теме «Древнейший Рим»
- Апрель 2013г. сертификат организатора Всероссийского конкурса «Золотое Руно-2013»
- Август 2013г. – курсы ««Интерактивные устройства в образовательной деятельности».
2013-2014 учебный год
- Октябрь 2013г. – выступление на школьном МО с докладом « Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания»
- Октябрь 2013г.- проведение школьной олимпиады по истории и обществознанию.
- Октябрь 2013г.- участие 9-11 классов в викторине « Знатоки Конституции РФ».
- Ноябрь 2013г.- Веб-семинар « ЕГЭ по обществознанию- 2014».
- Ноябрь 2013 г. Выступление в ИМЦ «История развития избирательной системы в России»
- Декабрь 2013г.- неделя гуманитарного цикла:
1) виртуальный музей «Великие полководцы России» 5-8кл.
2) лекция «20-летие Конституции РФ» 9-11 кл.
- Январь 2014г.- месячник военно-патриотического воспитания: викторина «Героизм земли русской» 9-11 кл.
- Февраль 2014 г.- Грамота за II место в интеллектуальной игре «Афганская война- живая память».
- Февраль 2014 г- участие в дистанционной викторине «Афганская война» 10 класс.
- Март 2014 г.- Грамота за I место в заочной викторине, посвящённой 90-летию Татарского района» 10 класс.
- Март 2014 г.- составление и проверка районных мониторинговых работ по обществознанию.
- Март 2014г. Выступление на школьных педагогических чтениях с темой «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания»
- Апрель 2014 г.- Открытый урок истории в 5 классе «Достижения древнегреческой культуры».
- Апрель 2014 г.- сертификат организатора Всероссийского конкурса «Золотое Руно-2014»
- Май 2014г. Свидетельство о публикации на сайте InfoUrok.ru методической разработки открытого урока истории в 5 классе по теме «Достижения древнегреческой культуры»
Использование информационных технологий расширяет и закрепляет полученные знания, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Использование информационных технологий при подготовке к конкурсам даёт возможность проявить себя любому из обучающихся. Одним из подтверждений являются результаты Всероссийского конкурса Золотое Руно.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся. Школа и инновации неразделимы, поэтому буду продолжать работать над этой темой.
Планирую:
-продолжить разрабатывать методы для преподавания с использованием инновационных технологий;
-изучать специальную литературу;
-изучить образовательные стандарты второго поколения;
-активно участвовать в деятельности по профессиональному развитию;
-разрабатывать новые проекты;
-повышать квалификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт учителя математики
Творческий отчёт к моей аттестации ....
Творческий отчёт учителя истории и обществознания
Тема по самообразованию – «Концептуальные и практические аспекты формирования толерантности у учащихся старших классов (на примере истории Холокоста)»....
Творческий отчёт учителя русского языка и литературы Черниковой Д.Н. за 2011 – 2012 учебный год
1.Направления работы учителя 2. Способы активизации познавательной деятельности 3. Новые образовательные технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе 4. Классические ...
Творческий отчёт учителя ИЗО и ОБЖ за 2012-2013 уч. г.
Данный методический материал имеет большую ценность для любого педагога, так как может служить основой для создания как личного портфолио, так и портфолио класса или отдельно взятого ученика....
Творческий отчёт учителя физики Карасёвой И.Д. (приложение к портфолио)
Я, Карасёва Ирина Дмитриевна, 1965 года рождения, закончила в 1999 году ЛГПУ им. Шевченко, имею диплом учителя физики и математики, имею общий педагогический стаж 18 лет, стаж работы в школе – 14 лет....
Творческий отчёт учителя технологии, ИЗО
Творческий отчёт учителя технологии, ИЗО Гомозовой Людмилы Анатольевны...
Презентация Творческий отчёт учителя английского языка Пугановой М.В.« Я, ты, он ,она -вместе дружная семья»
Презентация раскрывает основные аспекты деятельности воспитательной системы « Я, ты, он ,она -вместе дружная семья»в 5 "Б" классе....