Использование информационных технологий при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.
статья по истории (11 класс) на тему

Шаферова Валентина Федоровна

Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

 

Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.

Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_sosh.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №237

Использование информационных технологий при подготовке учащихся   к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.

http://new.ufa-edu.ru/upload/iblock/2b5/2b5ec9439a5d6acd7f7c20aa069b8a73.jpg

Учитель истории и обществознания

Шаферова Валентина Федоровна.

Санкт-Петербург

2014г.

Скажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская пословица

Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.

Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда.

Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. И мы не откроем секрета, что даже если совсем минимизировать применение компьютера на уроке, тем не менее, он очень сильно своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Компьютерные технологии:

1)      способствуют активизации учебного процесса.

2)      развивают познавательный интерес.

3)      упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля.

4)      дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации об успешности обучения в целом и уровне подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию в частности;

5)      совершенствуют поиск информации, ее сбор, изучение.

Итак, поставим перед собой вопрос: как, и в каком объёме, может быть использован компьютер на уроке истории и обществознания и при подготовке к ЕГЭ? Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена, то есть обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

В экзаменационную работу по обществознанию и истории включены задания, проверяющие сформированность следующих умений:

-оценивать различные суждения об исторических событиях, социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук;

-анализировать и классифицировать информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах;

-применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор позиций из предложенного списка;

-различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы;

-распознавать признаки понятий, называть и применять термины, понятия и явления в соответствии с предлагаемым контекстом;

-перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса;

-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;

-применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. 

     Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.

    Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки:

по истории

1.систематизировать  исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;

2.анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей;

3.выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах;

4.анализировать  исторические версии;

5.извлекать информацию из источника.

по обществознанию

1.анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

2.осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

3.формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

4.применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

5.подготавливать творческую работу.

      Компьютерные технологии — вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям — способствуют активизации учебного процесса, — развивают познавательный интерес, — упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля, экономят бумажный носитель; — позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения не только по темпу изучения материала, но по логике и типу восприятия учащимися; — дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации об успешности обучения в целом и уровне подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию в частности; — совершенствуют поиск информации, ее сбор, изучение; Основные трудности на пути внедрения компьютерных технологий Многие учителя считают, что компьютер сегодня как инструмент необходим и вполне доступен обычному учителю. Несмотря на полное согласие с ними, хочется остановиться на определенных трудностях в осуществлении этого:  компьютерный кабинет рассчитан на 10- 11 человек, · необходимо наличие в кабинете компьютера и проектора для проекции на экран; · содержание и структура помещенных на компакт - дисках материалов чаще всего не рассчитана на учителя- предметника, у которого несколько подготовок на учебный день; · чрезмерные затраты времени и усилий для подготовки одного урока, большие затраты личного времени учителя, курсовая подготовка учителя. Совершенно очевидно, что " прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является "компьютерщиком – профессионалом”. Но учитель - всегда творческая личность, и, получив новое средство обучения, как правило, стремится использовать это средство как можно более полно, как можно более эффективно. Итак, поставим перед собой вопрос: как, и в каком объёме, может быть использован компьютер на уроке истории и обществознания и при подготовке к ЕГЭ? Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена , в том числе по истории и обществознанию, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей (законных представителей), учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Как известно, ЕГЭ по истории состоит из 3-х частей. Части В и С являются самыми сложными. Для их выполнения требуются хорошая теоретическая и практическая подготовка, более глубокие и детальные знания. Задания части В и С относятся к заданиям повышенной сложности и отрабатываются на уроках, консультациях вместе с учителем. И здесь на помощь педагогу приходят современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника, системы коммуникации. Компьютер позволяет нам продемонстрировать презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно - диагностические тесты в текстовом варианте Word , Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также использовать отдельных электронных материалов, электронных энциклопедий, ознакомление с историческими источниками.

  Надеюсь, что своим выступлением, я хотя бы у некоторых коллег вызвала желание попробовать. Истинный учитель – творческая личность. Практически все предметники уже оценили преимущества подобной работы. Оценили его и дети, которые не устают радовать нас, учителей, повышением качества своих знаний практически по всем предметам.

           "Идти в ногу со временем – сейчас веление времени».

Приложение № 1

Умения и навыки, формируемые проектной технологией

 Группы умений

Состав умений и навыков

Задания  ЕГЭ

Хронологические знания и умения

 

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов.

А 1

(знание дат);  В 1, В 5, В 15 (установление последовательности)

характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.

Работа с историческими источниками

 

использовать источника для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды

А 26,

С1-3 (извлечение информации из источника)

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

высказывать суждение о назначении, ценности источника;

характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Анализ, объяснение

 

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

В 2, В 6, В 9, В 12 (группировка фактов);

С 7 (выявление общего и различного);

С 4, С 6 (анализ исторической ситуации)

 

показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

классифицировать исторические события и явления

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей

Версии, оценки

 

сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

С 5 (анализ исторических версий)

 

высказывать суждения о подходах (критериях) лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Приложение № 2

Виды заданий по формированию умений и навыков

 

Умения и навыки

Виды заданий

Организационные

Планирование

Составлять развернутый план темы, алгоритм ответа

Готовить по теме доклад, реферат

Информационные

Навык смыслового чтения

Анализировать текст, выделять главную мысль

Составлять тесты по изученному материалу

Сворачивание информации

Составлять определение по алгоритму

Сворачивать текст в опорный конспект, шпаргалку

Придумывать пропорции понятий

Представлять текст в виде схемы, таблицы

Разворачивание информации

Составлять определение по алгоритму

Составлять интеллект-карту (развернутую схему темы)

Загадывать понятие прилагательными, глаголами

Составлять тесты по изученному материалу

Текстовый конспект

Составлять текстовые конспекты

Составлять развернутый план темы, ответа

Готовить по теме доклад, реферат

Разворачивать информацию, представленную в виде рисунка и схемы

Описывать рисунки и схемы

Интеллектуальные

Активное владение понятиями

Составлять  определения по алгоритму

Загадывать понятие прилагательными, глаголами

Составлять тесты по изученному материалу

Операции синтеза и обобщения

Составлять развернутый план темы

Составлять опорные конспекты

Составлять текстовые конспекты

Назвать одним словом группу понятий

Установление закономерностей, причинно-следственных связей

Решать и составлять логические цепочки

Строить системы понятий и схемы по теме

Описывать закономерности

Составлять опорные конспекты

Находить лишнее, расставлять в правильном порядке, называть одним словом несколько понятий

 

 

 

Приложение № 3

План проведения проекта

 

Название этапа

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

 

Обсуждают проблему, получают необходимую информацию и устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует участников проекта, помогает в постановке

целей

Планирование

 

1.Определение источников информации

2.Определение способов сбора и анализа информации

3.Определение способа представления результатов

4.Установление процедуры и критериев оценки результатов

5.Распределение задач между членами команды.

Вырабатывают план действий и формулируют

Задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения и утверждает план

Исследование

 

1.Сбор информации

2.Решение промежуточных

задач

3.Выбор методов исследования

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, консультирует, руководит деятельностью  участников проекта

Результаты,   

выводы

1.Анализ информации 2.Формулирование выводов

3.Подготовка публикаций, презентаций,  других материалов

Анализируют информацию, формулируют выводы, готовят материалы

Наблюдает, советует, консультирует

Представление работы

Форма представления результатов: публикации, презентации  и другие материалы

Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса

Оценка

результатов

Форма результата оценки – одобрение

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает качество отчета и потенциал продолжения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

В свое время А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движе...

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение ш...

Дополнительная образовательная программа "Технология подготовки учащихся к сдаче экзаменов (Starters, Movers, Flyers)

Данная программа предназначена для дополнительных занятий по английскому языку  школьников младшего возраста с целью углубления знаний учащихся и развития необходимых навыков при тестировании ...

Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...