Холодная война и раскол Европы
методическая разработка по истории на тему
Разработка урока «Холодная война и раскол Европы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kholodnaya_voyna_i_raskol_evropy.docx | 106.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока «Холодная война и раскол Европы»
Учитель: Знаменская Антонина Леонидовна
Цели урока:
- Дать понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
- Объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства;
- Выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;
- Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
- Формирование интереса к истории;
- Способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Новые понятия: «Холодная война»; план Маршалла; доктрина Трумэна; экспансия, «доктрина сдерживания и отбрасывания коммунизма»
Оборудование: Карта Европа после Второй мировой войны. Документальные материалы. Мультимедийное приложение к учебнику (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки отечественной истории ХХ в.)
Актуализация знаний. Беседа- обсуждение по итогам Второй мировой войны.
- В чем проявились противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции в ходе Второй мировой войны?
- Охарактеризуйте основные экономические, социальные и политические последствия войны для стран- основных ее участниц?
Ответы учащихся, работа с картами. Восприятие и осмысление информации.
Ход урока
Вступление учителя:
После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Для начала давайте разберем, что мы относим к понятию война, каковы ее критерии. Критерием войны всегда считались средства ее ведения, т.е. если применяются огневые средства, это война, если нет- это мир. Специфика данной войны заключалась в том, что она велась не только традиционно –вооруженными средствами, но и нетрадиционными, невооруженными, например, политическими, экономическими, которые оказались более сокрушительными. Термин «холодная война» условен, ведь в ней не было использовано огневых средств поражения, но здесь было присуще все, то о чем мог мечтать Гитлер, предпринимая вооруженную агрессию против нашей страны, цели абсолютно идентичные. Уничтожение СССР, разграбление национальных богатств, смена режима, окуппация политическая, экономическая, информационная, только Гитлер со своим вооружением потерпел поражение, а Запад не применяя оружие получил победу, по причине того, что мы просто не распознали эту войну. Мы готовились к вооруженному столкновению, а получили удар в спину.
Выражение «холодная война» впервые употребил Джордж Оруэлл 19 октября 1945 в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». Появление атомной бомбы, по Оруэллу, должно было привести к возникновению 2—3 огромных сверхдержав, которые, благодаря обладанию оружием, позволяющим уничтожить миллионы людей в считанные секунды, поделили бы мир между собой. Эти сверхдержавы или «надгосударства», согласно Оруэллу, вынуждены были бы поддерживать негласное соглашение никогда не применять атомные бомбы друг против друга. В то же время, оставаясь благодаря атомным бомбам непобедимыми, они находились бы в состоянии постоянной «холодной войны» с другой (другими) сверхдержавой, оставаясь в состоянии мира, не являющегося по сути миром.
Манифест противостояния |
5 марта 1946 речь У. Черчилля «Мускулы миры», произнесенная г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англоязычных стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. |
Работа с текстами документов.
Речь У. Черчилля | Реакция руководства СССР |
Никто не знает, что Советская Россия и ее коммунистическая международная организация намериваются сделать в ближайшем будущем или каковы их экспансионистские тенденции… Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость… Мы не можем себе позволить полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил… Несмотря на все усилия и жертвы, принесенные сотнями миллионов людей, несмотря на победу правого дела, мы все еще не обрели мира и безопасности, и нам грозят опасности большие, чем те, которые мы преодолели | "Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так.! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости". |
Причины холодной войны | |
Политические |
|
Экономические |
|
Военные |
|
Идеологические |
|
Задание классу: «Авторы» холодной войны.
Аргументы США | Аргументы СССР |
Формы холодной войны |
- Противостояние военно- политических блоков:
4 апреля 1949 г. –Организация Североатлантического договора (НАТО) | 14 мая 1955 г.- Организация Варшавского договора (ОВД) |
- Поддержка своих сторонников:
1947 г. «План Маршалла»: оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в войне, в зависимости от их политической ориентации | СССР оказал помощь в восстановлении экономики и проведении социалистических преобразований в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также Азии, в которых были сформированы правительства с участием представителей коммунистических и рабочих партий |
- Сентябрь 1948 г.- создание Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформа)- объединения коммунистических и рабочих партий под руководством СССР.
1948 г.- Создание союзными США странами Западноевропейского союза (ЗЕС) | Январь 1949 г.- Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) |
- Борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов.
- Гонка вооружений (прежде всего, разработка и размещение новых видов оружия массового уничтожения, наращивание их количества):
Планы атомных бомбардировок СССР | 1949 г.- Создание советской атомной бомбы. |
- Использование различных средств негативного влияния на развитие экономики противника.
- Военно-промышленный шпионаж, ожесточенная борьба разведок.
Первое противостояние. Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах (1947- 1953 гг.). | |
Раскол Германии на два государства (1949 г.) | |
Федеративная Республика Германия (ФРГ) | Германская Демократическая Республика (ГДР) |
Война Вьетнама за независимость. Вьетнам разделен (1946-1954 гг.) | |
Южный Вьетнам (проамериканский) | Северный Вьетнам (просоветский) |
Война в Корее. Корея разделена. (1950-1953 гг.) | |
Южная Корея (проамериканский) | Корейская Народно- Демократическая Республика (КНДР) просоветская) |
- Оттепель (середина 1953-1959 гг.)
- Ограничение контактов между гражданами противоборствующих лагерей.
- Берлинский кризис (август1961 г.)- Карибский кризис (октябрь- ноябрь 1962 г.)- война во Вьетнаме (1964-1975 гг.)
- Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне, подрывная пропаганда.
- Разрядка.
Запад выиграл Холодную войну, а Советский союз ее добровольно проиграл. Холодная война закончилась распадом СССР и уходом его в небытие.
Последствия холодной войны | |
Учащиеся показывают умение делать выводы: «Холодная война» – борьба двух противостоящих социально-экономических и общественно-политических систем за преобладающее влияние в мире.
При ответах опираются на изученный материал, на известные факты. Обсуждение учащимися последствий войны.
Кто победил в идеологической схватке?
Закрепление изученного материала, мини-дискуссия:
- Можно ли утверждать, что «холодной войне» не было альтернативы в международных отношениях послевоенного периода?
- Как Вы думаете, кто несет ответственность за возникновение «холодной войны»?
- В чем состояли цели «плана Маршала» и каким было отношение к нему в странах Европы?
Задание на дом:
- П. 39, Выучить основные понятия и термины.
- На контурной карте показать раскол мира на две враждебные системы и страны «третьего мира», указать зоны военных конфликтов 1945-1953 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война".
Зрительный ряд урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война"...
"Холодная война " и раскол Европы.
Материал предназначен для дополнительных занятий по истории....
Проверочная работа по теме "Холодная война"
Данный материал может быть использован в 9, 11 классах по теме "Внешняя политика СССР после второй мировой войны"....
Тест-презентация на тему:" У истоков "Холодной войны".
Тест-презентация не большой. Удобно использовать для закрепления материала по теме "Холодная война", в 9-м классе....
Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"
Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....
тест:КИМ по темам: «Послевоенная страна и перестройка (до 1991)», «Внешняя политика после Второй мировой войны», «ССCР в «холодной войне», «Современная Россия», «Преобразования 1990 - х гг.».
Тест разработан для 9, 11 классов. Для тренажора....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...