Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Прграмма разработанна в соответствии с образовательными стандартами второго поколения. базовый уровень на 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО ПРОТОКОЛ № ….. ОТ ___________2014Г | СОГЛАСОВАНО ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР …….. КЛОСТЕР М.А. ________ 2014 Г.
| УТВЕРЖДАЮ И.О. ДИРЕКТОР ШКОЛЫ……………. КЛОСТЕР М.А.
|
Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
по истории
6 класс
Учитель высшей категории:
Шарипова Елена Петровна
п. Кировск
2014-2015 учебный год
Структура рабочей программы.
Программа по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие разделы:
- раздел: пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения истории в 6 классе, раскрываются особенности содержания курса истории Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;
- раздел: содержание курса истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием числа часов на его изучение;
- раздел: тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 6 класса и указанием числа часов на изучение соответствующего материала.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Информационно- методические материалы по использованию УМК «История» издательства «Русское Слово» М: 2005г.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
- Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- Учебного плана МАОУ «Кировская СОШ»
Актуальность
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонацио-нальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
- овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.
- продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
курса истории в 6 классе
Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания
- умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемный
- частично-поисковый
- наглядный
- беседа
- эвристический
- практический
В 6 классе учащиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Оснащенность учебного процесса по истории Средних веков и истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса
Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. В 6 классе будет продолжено формирование умений пользоваться справочной, хрестоматийной, художественной литературой по предмету, пользоваться мультимедийными пособиями и интерактивными задачниками. Внедрение в учебный процесс новых форм уроков потребует от учащихся самостоятельной подготовки к семинарам, дискуссиям, поэтому учащиеся 6 класса должны научиться осваивать Интернет-ресурсы для получения дополнительных знаний.
Комплект учебных материалов для ученика
Учебники:
1.«История Средних веков» М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.: Русское слово, 2011 год
2. «История России с древнейших времён до конца XVI века» Е.В. Пчёлов (М: Русское слово, 2013г).
Справочная литература:
1. Школьная энциклопедия «История Средних веков» (М. Олма-пресс,2003г)
2. Школьная энциклопедия «История России IX – XVI века» (М. Олма-пресс,2003г)
3. Серия «Эрудит» справочник « История России с древнейших времён до конца XV века»
(М. Мир книг,2006г)
4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)
5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»
6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2001 г.)
Сборники заданий для самостоятельной работы:
1. Тренинг по теме «Киевская Русь»
2. Тренинг по теме «Политическая раздробленность» (1132 г. — конец XIIIв.)
3. Тренинг по теме «Образование Русского централизованного государства»
(XIV — начало XVI вв.)
4. Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.
5. А.Т.Степанищев «300 задач по истории с древнейших времён до наших дней»
ИКТ:
1. Электронное пособие «Всеобщая история» 5- 6 классы.
Наглядный материал:
1. Исторические карты «Киевская Русь в 9-начале 12 вв.», «Русские княжества в 12-начале 13 вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», «Образование Русского централизованного государства в 14-15вв», «Королевство франков в 8-9 вв.», «Арабы в 9 - 11 вв.», «Крестовые походы», «Западная Европа в 13-15вв», «Индия и Китай в Средние века»
2. Опорные схемы «Этапы становления Русского государства»
3. Раздаточный материал по истории Средних веков.
4. Иллюстрации
Комплект учебных материалов для учителя
1. Поурочные разработки «История Средних веков», «История России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса»
2. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории» М.Владос,2001 г
3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.
Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до конца 16 века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном
(образовательном) плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 70 часов, по 2 часа в неделю.
Раздел 2.Содержание курса история для 6 класса
Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (32часа) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 36 часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.
Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.
Основу курса по истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этно-национальных, религиозных и др.;
- развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в средневековье;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятия мира, ценностей
г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.
Основное содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» (32 ч)
Раздел I. Начало Средневековья. (10ч)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культурное наследие Византии. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура мусульманского мира.
Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Норманнские завоевания.
Раздел II. Средневековая Европа (15ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Культура городов. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус
Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Раздел III. Дальние страны (7ч)
Государства Центральной Азии в средние века. Империя Чингис-хана. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Средневековая Япония. Японское военное искусство. Средневековая Африка. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя
Основное содержание курса «История России
с древнейших времён до конца XVI в.» (38 ч)
.Раздел I. Древняя Русь в 9-12 вв.(11ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Раздел II. Средневековая Русь. Русские земли в XII - XIII в. (10ч).
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси: 30-е гг. XII — XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских землях (храмы, города-крепости). Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Раздел III. Московская Русь в XIV — XV в. (6ч)
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куковская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)
Раздел IV. Московское государство в XVI в. (9ч)
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись Дионисий Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Учебно-тематическое планирование курса «История » 6 класс. 70 часов УЧЕБНИК: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. М.: «Русское слово», 2011г. УЧЕБНИК: Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца 16 века: М.: «Русское слово – РС», 2013 год практические работы – 8; проверочная работа– 8; контрольные работы – 1; | |||||||||
№ | Тема урока | Часы | Цели и задачи | Методы и приёмы | Тип урока | Содержание урока | Дом задание | Дата по плану по факту | |
1 | Введение. Второй Рим. | 1 ч | Дать представление о хронологических и географических границах Средневековья, о своеобразии путей развития стран и народов | Слово учителя Беседа | Вводный | Слово учителя о курсе истории 6 класса, о целях и задачах изучения истории. Обзор учебника, знакомство с условными обозначениями и приложениями. Д/з: прочитать введение | Стр 3,4 | ||
Часть 1.Начало Средневековья. (10 часов) | |||||||||
2 | Второй Рим | 1 | Познакомить учащихся с началом средневековья, с возникновением раннефеодальных государств Рассмотреть важнейшие достижения византийской культуры. Выяснить причины более высокого уровня культурного развития Византии. | Слово учителя. Работа с наглядным материалом | Урок изучения нового материала | Текущий контроль. Объяснение учителем нового материала по плану. Работа с новыми понятиями и терминами. Работа с историческим источником стр. 14. Обсуждение. Закрепление. Итоги урока. | § 1 | ||
3 | Век Византии. | 1 ч | Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев. Выяснить направления внешней и внутренней политики | Объяснительно – иллюстративный практический | Комбинированный | Текущий контроль. Учебная задача. Работа по карте. Слово учителя об особенностях развития Византии. Заполнение таблицы по внутренней и внешней политике Юстиниана. Обсуждение. Закрепление. Итоги урока. | § 2 | ||
4 | Завоеватели – германцы. | 1ч | Показать формирование раннефеодального государства. Рассмотреть причины превращения церкви в политическую и экономическую организацию. | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителем нового материала по плану. Работа с картой стр.21. Работа с уч. Стр. 22. Обсуждение. Учебная задача стр. 23. Работа со схемой стр. 24. Обсуждение. Закрепление. Итоги урока. | §3 | ||
5 | Рождение новой силы | 1ч | Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации. Выяснить роль ислама в объединении арабских племён | Объяснительно – иллюстративный, наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о занятиях арабов. Слово учителя о возникновении ислама. Работа с понятиями. Работа с уч. Стр. 77. Обсуждение. Образование Арабского халифата карта стр.80. Причины распада. уч. стр 82. Обсуждение. Закрепление. Итоги урока. Подготовка к семинару | §4 | ||
6 | Мир ислама | 1ч | Выяснить вклад народов Арабского халифата в развитие мировой культуры | Словесный, наглядный | Семинар | Слово учителя о вкладе народов Арабского халифата в развитие мировой культуры. Заслушивание выступлений учащихся с докладами: 1.Образование. 2.Литература. 3.Искусство Просмотр слайдов. Закрепление стр. 89. Итог урока | § 5 | ||
7 | От Хлодвига к Пипину. | 1ч | Раскрыть представления средневекового человека об окружающем мире. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства и просвещения | Словесный, наглядный | Комбинированный | Слово учителя о представлениях средневекового человека об окружающем мире. Заслушивание выступлений учащихся с докладами: 1.Литература раннего Средневековья 2. Искусство. 3. Наука и просвещение. Просмотр слайдов. Закрепление. Итоги урока. | §6 | ||
8 | Император Карл. | 1 ч | Познакомить учащихся с планами Карла Великого возродить Римскую империю и результатами его деятельности. Выяснить причины феодальной раздробленности | Наглядный, частично-поисковый | практическая работа | Текущий контроль. Слово учителя о деятельности Карла Великого. Стр. 32. Причины распада империи. Обсуждение. Работа с понятием. Учебная задача. Схема стр. 35. Обсуждение. Закрепление. Итоги урока. | §7 | ||
9 | На развалинах империи. | 1 ч | Рассмотреть развитие государств З.Европы в IX - XI вв. Выявить причины слабости королевской власти во Франции, Италии и Германии. Рассказать о начальном периоде формирования государства в Англии. | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Учебная задача. Уч. Стр 36-37. Обсуждение. Слово учителя о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Слово о норманнах. Вопрос 5. Уч. Стр.40. Обсуждение. Работа по карте. Работа в тетради. Закрепление. Итоги урока. Подготовка к семинару | §8 | ||
10 | Сколько раз завоёвывали Англию? | 1 ч | Познакомить с расселением, занятиями и образом жизни славян. Дать представление об образовании славянских государств | Объяснительно – иллюстративный, практический | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о славянах. Работа по карте. Уч. Стр. 68. Обсуждение. Заполнение таблицы «Славянские государства в 9-11 вв». Обсуждение. Закрепление. Итоги урока | §9 Повторить §1-8 | ||
11 | Повторение: «Начало Средневековья». | 1ч | Повторение, обобщение и систематизация пройденного материала. Контроль уровня усвоения пройденного материала | Тестовая работа | Повторение и проверка знаний | Контрольные тесты по вариантам. | Повторить §1-9 | ||
Часть 2. Средневековая Европа (15 часов) | |||||||||
12 | Земля и власть. | 1ч | Ознакомить учащихся с понятиями, характеризующими средневековое общество. Показать условия жизни и быта феодалов | Объяснительно – иллюстративный, творческий | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя. Работа с понятиями. Таблица «Сословия средневековой Европы». Заполнение таблицы «Занятия и быт феодалов» Закрепление составить рассказ «День феодала» Итог урока. | § 10 | ||
13 | Вечные труженики. | 1ч | Показать условия жизни и быта жителей средневековой деревни. Сравнить условия жизни и быта крестьян и феодалов. | Объяснительно – иллюстративный, сравнение | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя. Работа с понятиями. Работа с иллюстрациями. Обсуждение. Уч. стр. 100. Заполнение сравнительной таблицы. Обсуждение. Закрепление составить рассказ «День крестьянина». Итог. | §11 | ||
14 | За стенами замков | 1ч | Показать условия жизни и быта жителей средневекового города Законы и правила жизни рыцарей | Частично-поисковый, наглядный, сравнение | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Причины крестьянских восстаний в Франции и Англии. уч. стр. 173. Обсуждение. Работа с иллюстрациями. Заполнение сравнительной таблицы. Последствия крестьянских восстаний уч. стр. 177. Обсуждение. Закрепление. | §12 | ||
15 | Наследие Каролингов. | 1ч | Раскрыть причины, характер и исторические последствия средневековых крестьянских восстаний. Продолжить развитие умений анализировать и сравнивать исторические процессы и явления | Частично-поисковый, наглядный, сравнение | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Причины крестьянских восстаний в Франции и Англии. уч. стр. 173. Обсуждение. Работа с иллюстрациями. Заполнение сравнительной таблицы. Последствия крестьянских восстаний уч. стр. 177. Обсуждение. Закрепление. | §13 | ||
16 | К Гробу Господню | 1ч | Выявить причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Выяснить последствия Крестовых походов | Проблемный, частично-поисковый, наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Проблемный вопрос. Уч. стр. 134. Обсуждение. Работа по карте стр. 137. Заполнение таблицы «Крестовые походы». Слово учителя о духовно-рыцарских орденах. Закрепление. Итоги. | §14-15 | ||
17 | К Гробу Господню! | 1ч | Дать представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове. Продолжить развитие навыков работы с исторической картой | Объяснительно – иллюстративный | практическая работа | Текущий контроль. Слово учителя о государствах Пиренейского полуострова. Понятие Реконкиста. Работа по карте стр. 185. Вопрос 4. Работа с учебником стр. 187. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | §14-15 | ||
18 | Возвращение городов. | 1ч | Выяснить основные причины возникновения и образования городов. Рассмотреть условия жизни и быта горожан. | Объяснительно – иллюстративный, наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Учебная задача. Стр. 104-105. Обсуждение. Работа по карте. Стр.107. Слово учителя о причинах и итогах борьбы городов с сеньорами. Образ жизни горожан уч. стр. 117. Обсуждение. Закрепление. | §16 | ||
19 | Рынок, ратуша, собор. | 1ч | Объяснительно – иллюстративный, сравнение, анализ | Комбинированный | Слово учителя «Представления о мире в средние века». Защита проектов по темам: | §17 | |||
20 | В поисках знаний | 1ч | Рассказать о представлениях о мире в средние века. Выявить уровень технических открытий и изобретений. Дать представление о становлении науки. Познакомиться с великими произведениями искусства | Проектный метод, средства мультимедиа, групповой | Семинарзащита проектов | Слово учителя «Представления о мире в средние века». Защита проектов по темам: 1. Образование и философия 2. Литература 3. Живопись и архитектура 4. Научные открытия и изобретения. Закрепление. Итоги. | §18 | ||
21 | Во главе христианского мира. | 1ч | Показать процесс превращения церкви в могущественную организацию. Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства. Ознакомить с учением, моралью католической церкви и средневековыми ересями | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Проблемный вопрос. Самостоятельная работа с учебником стр.125. Обсуждение. Причины разделения церквей. Уч. стр. 126. Обсуждение. Слово учителя о борьбе церкви с еретиками. Работа с понятиями. Обсуждение. Закрепление. | §19 | ||
22 | Страны и государи. | 1ч | Выяснить особенности образования централизованного государства во Франции. Развить умение анализировать и сравнивать исторические процессы и явления Выяснить особенности образования централизованного государства в Англии. Развить умение анализировать и сравнивать исторические процессы и явления | Объяснительно – иллюстративный, наглядный | Урок изучения нового материала | Слово учителя. Проблемный вопрос. Уч. стр. 146. Обсуждение. Заполнение таблицы «Объединители Франции». Работа с картой стр.149. Учитель о Генеральных штатах. Текущий контроль. Слово учителя о Вильгельме Завоевателе. Заполнение таблицы «Английские короли». Понятие. Причины созыва парламента. Уч. стр. 158. Обсуждение. Заполнение сравнительной таблицы по Генеральным штатам во Франции и парламенту в Англии. Обсуждение. Закрепление. Подготовить доклад “Жанна Д Арк” Итоги. | §20 | ||
23 | Тяжкие времена. | 1 | Ознакомить учащихся с причинами и характером феодальной войны. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны. Показать героическую роль Жанны Д” Арк в освобождении Франции | Объяснительно – иллюстративный, наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Причины войны уч. стр. 161. Обсуждение. Слово учителя об этапах войны. Сообщение ученика о Жанне Д Арк. Итоги войны уч. стр 171. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | § 21,22 | ||
24 | Тяжкие времена. | 1ч | Показать завершающую стадию процесса образования централизованных государств во Франции и Англии. Выявить последствия объединения Франции и Англии. | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Причины образования централизованных государств уч. стр. 178. Обсуждение. Работа по карте стр 179. Последствия объединения Франции уч. стр 181. Обсуждение. Учитель о войне Алой и Белой Розы. Последствия объединения Англии. Понятие «абсолютизм». Закрепление. Итоги. | Д/з: § 21,22 | ||
25 | На востоке Европы | 1ч | Рассмотреть политическую борьбу в Италии и усиление власти князей в Германии. Выяснить, почему Германия и Италия оставались раздробленными. | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Проблемный вопрос. Уч. стр. 189 и 192. Обсуждение. Слово учителя. Работа по карте. Работа с уч. стр. 191 и 193. Обсуждение. Слово учителя о правлении Медичи во Флоренции. Вопрос 4. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 23повтор 10-22 | ||
26 | Повторение: «Средневековая Европа» | 1ч | Показать причины возникновения в Чехии народного движения против католической церкви. Раскрыть историческое значение гуситского движения. | Проблемный, частично-поисковый, наглядный | Комбинированный (проверочная работа) | Текущий контроль. Слово учителя о Яне Гусе. Проблемный вопрос. Работа с источником уч. стр. 197. Обсуждение. Работа по карте стр. 200. Проблемный вопрос уч. стр. 201. Обсуждение. Значение гуситских войн уч. стр. 202. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | 23повтор 10-22 | ||
Часть 3. Дальние страны (5 часов) | |||||||||
27 | Во владениях Великого хана. | 1 | Дать представление о государстве, основанном на традициях и культуре мусульманской цивилизации. Показать причины падения Византии. | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Работа по карте. Причины ослабления Балканских гос-в уч. стр. 204. Обсуждение. Работа по карте стр. 205. Причины падения Византии уч. стр. 206. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 26 | §24 | ||
28 | Индия: раджи и султаны | 1ч | Дать представление о средневековой Индии. Показать особенности политического и экономического развития Индии в средние века. | Лекция с элементами беседы | Комбинированный. (пр. работа) | Текущий контроль. Слово учителя. Работа по карте. Слово учителя о Делийском султанате и империи Великих Моголов. Почему «Индия- страна сказочных богатств» уч. стр. 253. Обсуждение. Достижения индийской средневековой науки уч. стр. 254. Обсуждение. Закрепление. Итоги.. | Д/з: § 25 Сообщения. | ||
29 | Поднебесная империя. | 1ч | Дать представление о государственном устройстве, быте, нравах и обычаях, культуре китайского народа в средние века | Объяснительно – иллюстративный наглядный | Урок изучения нового материала | Слово учителя. Работа по карте. Заполнение хронологической таблицы по Китаю. Изобретения китайцев уч. стр 247. Обсуждение. Культура средневекового Китая. Работа с иллюстрациями. Обсуждение. Закрепление. | §26 | ||
30 | В стране Сипанго. | 1ч | Дать представление о государственном устройстве, быте, нравах и обычаях, культуре японского народа в средние века | Объяснительно – иллюстративный наглядный | Урок изучения нового материала | Слово учителя. Работа по карте. Заполнение хронологической таблицы по Китаю. Изобретения китайцев уч. стр 247. Обсуждение. Культура средневекового Китая. Работа с иллюстрациями. Обсуждение. Закрепление. | §27 | ||
31 | Мир совсем неизвестный. | 1ч | Дать представление о жилище, нравах и быте, организации государства коренных жителей Америки до открытия континента европейцами. Рассказать о народах Африки периода средневековья. | Лекция с элементами беседы, наглядный | Комбинированный(пр. работа) | Текущий контроль. Рассказ учителя о коренных жителях Америки, их нравах и быте. Работа по карте. Сообщения о государствах майя, ацтеков и инков. Рассказ о коренных народах Африки. Работа по карте. Обобщение. Закрепление | § 28 Кроссворд | ||
32 | Повторение: «Средние века» | 1ч | Повторить и обобщить характерные черты средневековья. Охарактеризовать значение средних веков в истории человечества. | Самостоятельная работа | Обобщающее повторение | Проверочная тестовая работа | Даты | ||
33 | Введение в курс История России | 1 ч | Ознакомить учащихся с целями и задачами курса, объяснить хронологические рамки данного периода, рассказать о событиях этого периода истории Отечества | Слово учителя Беседа | Вводный | Слово учителя о курсе истории 6 класса, о целях и задачах изучения истории. Обзор учебника, знакомство с условными обозначениями и приложениями. | Д/з: § 1. Заполнить таблицу | ||
Раздел 1. Древние жители нашей Родины. (2ч.) | |||||||||
34 | Первобытная эпоха. На окраинах античного мира. | 1 | Дать представление об особенностях земельных отношений Ознакомить с основными группами населения | Наглядный, мультимедийный, практический | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя. Работа с уч. Заполнение таблицы стр. 71. Работа с наглядным материалом. Обсуждение. Работа с документом Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: §1,2 | ||
35 | Кочевые племена на территории России в 4-5 веках. Восточные славяне в 6-8 веках. | 1 ч | Дать представление о предках славян, познакомить с основными занятиями, бытом, верованиями и общественным устройством восточных славян | Объяснительно – иллюстративный, мультимедиа | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя по плану. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради по расселению восточных славян стр. 23. Обсуждение. Работа с уч. стр. 24. по занятиям славян. Обсуждение. Объяснение учителем схемы по общественному устройству. Работа с уч. стр. 26. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 4. Вопрос 5 | ||
Раздел 2. Древняя Русь в 9 – 12 века 8ч) | |||||||||
36 | Образование Древнерусского государства | 1 | Ознакомить учащихся с соседями восточных славян, их занятиями. Показать их взаимоотношения. | Наглядный, самостоятельная работа | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о Великом переселении народов. Работа с картой. Составление таблицы стр. 19. Обсуждение. Работа с источником стр. 19 – 20. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 3. | ||
37 | Русские князья времен язычества. | 1 | Ознакомить с основными направлениями внутренней и внешней политики первых русских князей. Показать их роль в образовании государства | Объяснительно – иллюстративный, мультимедиа | Комбинированный практическая работа | Текущий контроль. Объяснение учителя по плану. Заполнение учащимися таблицы. Вывод. Обсуждение. Работа с картой. Проблемный вопрос. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 6. Документ стр. 46. Вопрос 4. | ||
38 | Князь Владимир и крещение Руси | 1 | Ознакомить с внешней и внутренней политикой Владимира. Дать представление о принятии христианства на Руси. Показать значение принятия христианства в истории Руси | Объяснительно – иллюстративный практический | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя по плану. Проблемный вопрос. Работа с уч. стр. 49-50. Обсуждение. Работа в тетради. Работа с уч. стр 53-54. Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Владимира». Закрепление. Итоги. | Д/з: § 7. Вопрос 2. | ||
39 | Киевская Русь при Ярославе Мудром и его приемниках | 1 ч | Охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси. Показать историческую сущность Русской Правды | Объяснительно – иллюстративный, практический | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя. Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ярослава». Проблемный вопрос. Уч. стр. 58. Обсуждение. Работа с документом. Обсуждение. Значение «Русской Правды». Закрепление. Итоги. | Д/з: § 8. Вопрос 2. | ||
40 | Общественный строй Древней Руси. | 1ч | Показать процесс формирования государства у восточных славян. Выяснить причины создания Древнерусского государства. | Объяснительно – иллюстративный | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя. Работа с картой стр 34. «Путь из варяг в греки». М Проблемный вопрос. Уч. стр. 33-34. Слово учителя. Запись в тетради. Уч. стр. 36. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 5. Вопрос 7,8 | ||
41 | Православная церковь в Киевской Руси. | 1ч | Показать особенности распространения христианства на Руси. Рассмотреть организацию Православной церкви. | Наглядный, мультимедиа | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя. Работа с уч. стр 73-74. Обсуждение. Объяснение учителем схемы. Работа с уч. стр. 76. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | /з: § 11. Вопрос 7 | ||
42 | Культура Киевской Руси | 1ч | Ознакомить учащихся с развитием культуры Древней Руси. Показать, что в начале 12 века культура Руси достигла высшего развития. | Объяснительно – иллюстративный практический | Комбинированный.(защита проектов) | Текущий контроль. Объяснение учителя. Заполнение таблицы. Проблемный вопрос стр 86. Обсуждение. Закрепление. Итоги. | Д/з: § 12. Вопрос 7. Подготовить кроссворды из 10 слов | ||
43 | Проверочный тест «Древняя Русь» | 1 ч | Обобщить и повторить пройденный материал. Закрепить знания важнейших фактов данного периода. Контроль уровня знаний учащихся. | Тестовая работа, Мультимедийный сборник «Витязь на распутье» | Урок повторения и проверки знаний | Тестовая работа. Решение исторических задач из мультимедийного сборника «Витязь на распутье». Викторина на знание понятий и терминов. Решение кроссвордов. Обсуждение. Итоги. | Даты термины | ||
Раздел 3. Русские земли в 12- начале 13 века. (5ч.) | |||||||||
44 | Удельный период русской истории. | 1 ч | Объяснить закономерность феодальной раздробленности. Раскрыть причины обособления княжеств и показать последствия этого процесса. | Объяснительно – иллюстративный мультимедиа | Урок изучения нового материала | Слово учителя. Учебная задача. Уч. стр 87-88. Обсуждение. Значение съезда в Любече. Работа со схемой. Работа с картой стр 89. Обсуждение. Работа с уч. стр 92. Заполнение таболицы стр 93. Обсуждение. Закрепление. Мультимедиа. Итоги. | Д/з: § 13. Вопрос 5 | ||
45 | Южная Русь. | 1ч | Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Южной Руси. Рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между князьями. | Объяснительно – иллюстративный наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение учителя о причинах ослабления Киевского княжества. Работа с картой. Проблемный вопрос. Работа с уч. стр 96-97. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 14. Вопрос 6. Анализ документа | ||
46 | Юго-Западная Русь | 1ч | Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Юго- Западной Руси. Рассказать о культуре Галицко-Волынской Руси | Объяснительно – иллюстративный наглядный | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о Юго-западной Руси. Уч. стр 99. Работа с картой.. Проблемный вопрос. Обсуждение. Слово учителя о князьях Галицко-Волынского княжества. Уч. Стр 102- Культура. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 15. Вопрос 3 | ||
47 | Новгородское государство | 1ч | Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Новгородского государства. Рассказать о культуре Новгородской Руси. | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о Новгородском государстве. Уч. стр. 103. Работа с картой. Проблемный вопрос. Работа с уч. стр 104-106. Обсуждение. Уч. Стр 106 - Культура. Обсуждение. Итоги. Вопрос 3 | Д/з: § 16. Таблица. | ||
48 | Владимиро-Суздальская Русь | 1ч | Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Владимиро- Суздальской Руси. Ознакомить с деятельностью князей. Рассказать о культуре. | Объяснительно – иллюстративныйнаглядный, сравнительный | Комбинированный(защита проекта ) Итоговая таблица | Текущий контроль. Слово учителя о Владимиро-Суздальской Руси. Уч. стр. 110. Работа с картой. Слово учителя о князьях Владимиро-Суздальской Руси. Работа в тетради. Вопрос 7 стр. 117. Обсуждение. Уч. Стр 114 - Культура. Обсуждение. Итоги. | : § 17. Вопрос 8 | ||
Раздел 4. Русь между Востоком и Западом. (5ч.) | |||||||||
49 | Монгольское нашествие на Русь. | 1ч | Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях монголо-татарского ига. Продолжить развитие умения работать с картой и историческими документами | Объяснительно – иллюстративный наглядный, | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя об империи Чингис-хана. Проблемный вопрос. Уч. стр.123- Битва на Калке. Работа с картой стр 127. Обсуждение. Слово учителя по Батыеву нашествию. Работа с картой стр 127. Обсуждение. Уч. стр 126- последствия. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 18. Вопрос 4 | ||
50 | Натиск с Запада | 1ч | Ознакомить с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов. Продолжить развитие умения работать с картой | Объяснительно – иллюстративный наглядный, | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о Ливонском Ордене. Слово учителя о Невской битве. Работа с уч. стр. 133- Ледовое побоище. Проблемный вопрос. Обсуждение. Стр.135. Вопрос 5. Значение битв. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 19. Вопрос 7 | ||
51 | Русские земли под властью Золотой Орды | 1ч | Познакомить с организацией монголо-татарской власти на Руси. Объяснить сущность ига монголо-татарских ханов, его последствия | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя об образовании Золотой Орды. Работа с картой стр. 139. Объяснение системы ордынской власти. Работа в тетради с понятиями. Рассказ о взаимоотношениях Руси и Орды во второй половине 13в. Проблемный вопрос. 5Обсуждение. | Д/з: § 20. | ||
52 | Великое княжество Литовское и русские земли. | 1ч | Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Литовского государства. Продолжить развитие умения работать с исторической картой. | Объяснительно – иллюстративныйнаглядный, | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя об образовании Литовского государства. Схема социально-экономического и политического развития Литовского государства. Слово учителя о Грюнвальдской битве. Уч. стр. 146. Значение. Люблинская уния 1569 года. Значение. Итоги. | Д/з: § 21. Вопрос 5,6,7 | ||
53 | Проверочный тест «Русские земли в 12-13 веках» | 1ч | Обобщить и систематизировать знания о политической раздробленности Киевской Руси. Контроль уровня знаний учащихся. | Тестовая работа, мультимедийный сборник «Витязь на распутье» | Урок повторения и проверки знаний | Тестовая работа. Решение исторических задач мультимедийного сборника «Витязь на распутье». Викторина на знание понятий и терминов. Обсуждение. Итоги. | иллюстрации | ||
Раздел III. Московская Русь (14 – 16 вв.) (6 ч.) | |||||||||
54 | Возвышение Москвы | 1ч | Выявить причины возвышения Москвы. Подвести учащихся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. | Проблемный, частично-поисковый | Урок изучения нового материала | Слово учителя. Учебная задача. Слово учителя о соц-эконом. развитии Северо-Восточной Руси. Работа с картой стр 150. Борьба Москвы и Твери за ярлык. Самостоятельно «Правление Ивана Калиты». Вопрос 4,5 стр. 157. Обсуждение. Итоги. Д/з: | § 22. Вопрос 6. Документ 157 | ||
55 | Москва на подъеме. | 1ч | Показать роль московских князей в деле объединения Руси против завоевателей. Рассказать о подготовке и ходе Куликовской битвы, показать её историческое значение. | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя об укреплении Москвы при Дмитрии Ивановиче. Куликовская битва стр.160-162. Вопросы 2,3 стр. 165. Обсуждение. Итоги и значение Куликовской битвы. Проблемный вопрос. Документ уч. стр. 166. Обсуждение. | Д/з: § 23. Вопрос 5. | ||
56 | Кризис Московской Руси. | 1ч | Показать причины и характер феодальной войны, её значение для складывания единого Русского государства | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о династической войне в Московской Руси. Схема стр 169. Проблема. Уч. стр. 169-170. Обсуждение. Слово учителя о распаде Золотой Орды. Уч. стр. 171-172. Заполнение таблицы стр 173. Итоги. | Д/з: § 24. Вопрос 4 | ||
57 | Русская православная церковь во II половине 13 – сер.15в | 1ч | Рассмотреть развитие Русской православной церкви во второй половине 13 – середине 15в. Показать роль РПЦ в возрождении Руси. | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о развити РПЦ в13-15вв. Причины и значение переноса резиденции митрополита из Владимира в Москву. Уч. стр 176 - Сергий Радонежский. Обретение Русской церковью независимости. Работа с понятиями. Итоги. | Д/з: § 25. Вопрос 5. | ||
58 | Русская культура во второй половине 13 – середине 15 в | 1ч | Охарактеризовать развитие литературы, архитектуры, живописи данного периода. | Практический, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Проблемный вопрос. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы. Обсуждение. Работа с мультимедийным сборником «Витязь на распутье». Итоги. | Д/з: § 26. Кроссворд по культуре | ||
59 | Повторение и проверка знаний | 1ч | Обобщить и систематизировать знания о развитии Руси в 14 веке. Контроль уровня знаний учащихся. | Тестовая работа, мультимедийный сборник «Витязь на распутье» | Урок повторения и проверки знаний | Тестовая работа. Решение исторических задач из мультимедийного сборника «Витязь на распутье». Викторина на знание понятий и терминов. Решение кроссвордов. Обсуждение. Итоги. | персоналии | ||
Раздел IV. Создание Московского царства (9ч) | |||||||||
60 | Конец удельной эпохи. | 1ч | Охарактеризовать личность Ивана III. Ознакомить с основными направлениями внешней политики Ивана III. Оценить его заслугу в падении ордынского ига. | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | Урок изучения нового материала | Слово учителя о личности Ивана 3. Проблемный вопрос. Уч. стр 189-191. Обсуждение. Слово учителя о стоянии на реке Угра и падении ордынской власти. Деятельность Василия 3. Заполнение таблицы стр. 195. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 27. Вопрос 4 | ||
61 | От Великого княжества – к царству. | 1ч | Рассмотреть политическое устройство государства в первой половине 16 века. Разобрать социально-экономическое развитие государства. Выявить причины появления теории «Москва - Третий Рим» | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о политической системе Российского государства. Схема. Понятия в тетрадь. Общественный строй. Схема. Понятия. Судебник 1497г. Его значение. Объяснение теории «Москва-Третий Рим». Заполнение таблицы «Сословия в 16 веке». Итоги. | Д/з: § 28. Вопрос 7. | ||
62 | Проверочный тест «Образование русского централизованного государства» | 1ч | Познакомить с личностью Ивана IV. Рассказать о первых реформах Московского государства времён Ивана IV. Охарактеризовать роль Избранной Рады в данный период | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя личности Ивана 4. Понятие Избранная Рада. Проблемный вопрос. Уч. стр. 206. Заполнение таблицы «Реформы Ивана 4». Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 29. Документ стр. 212 | ||
63 | Иван Грозный – первый русский царь | 1ч | Охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV. Рассказать о начале, ходе и завершении Ливонской войны. Выявить причины поражения России | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Объяснение схемы. Уч. стр 214. Итоги восточной политики Ивана 4. Уч. стр 215-217. Западное направление политики Ивана 4. Причины Ливонской войны. Итоги Ливонской войны. Освоение Сибири. Итоги. | Д/з: § 30. Вопрос 6, 8 | ||
64 | Внешняя политика России при Иване Грозном | 1ч | Дать представление о сущности опричнины; охарактеризовать цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Подвести итоги правления Ивана IV. | Проблемный, частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя об опричнине. Проблемный вопрос. Уч. стр. 222-223. Обсуждение. Итоги опричнины. Уч. стр 227. Понятия. Слово учителя о правлении Фёдора Иоанновича. Обсуждение. Итоги. | Д/з: § 31. Документ стр. 230 | ||
65 | Опричное лихолетье | 1ч | Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства. Выявить причины религиозных споров. Выяснить значение установления патриаршества на Руси | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Слово учителя о роли РПЦ в 15-16вв. в Российском государстве. Проблемный вопрос. Уч. стр. 232. Обсуждение. Заполнение таблицы стр. 235. Слово о стоглавом Соборе, его значение. Установление патриаршества на Руси. Вопрос 4. Итоги. | Д/з: § 32. Вопрос 5 | ||
66 | Русская православная церковь в конце 15-16 века. | 1ч | Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литературы, архитектуры, живописи данного периода. Ознакомить с развитием просвещения, книгопечатания. Дать представление о русском быте 15-16 вв. | Объяснительно – иллюстративный частично-поисковый | Комбинированный | Текущий контроль. Проблемный вопрос. Уч. стр 236. Запись в тетрадь. Заполнение таблицы по развитию литературы, живописи, архитектуры, науки и технике. Сравнение с культурой 14 – 15вв. Вывод. Работа с мультимедийным сборником «Витязь на распутье». Итоги. | Д/з: § 33. Кроссворд по культуре | ||
67 | Русская культура в конце 15-16 века | 1ч | Обобщить и систематизировать знания о развитии Руси в 15-16 вв. Контроль уровня знаний учащихся. | Тестовая работа, мультимедиа | Урок повторения и проверки знаний (защита презентации) | Тестовая работа. Решение исторических задач из мультимедийного сборника «Витязь на распутье». Викторина на знание понятий и терминов. Решение кроссвордов. Обсуждение. Итоги. | презентации | ||
68 | Повторение и проверка знаний | 1ч | Обобщить и систематизировать знания о развитии Руси в 15-16 вв. Контроль уровня знаний учащихся. | Тестовая работа, мультимедиа | Урок повторения и проверки знаний | Тестовая работа. Решение исторических задач из мультимедийного сборника «Витязь на распутье». Викторина на знание понятий и терминов. Решение кроссвордов. Обсуждение. Итоги. | Даты и термины | ||
69 | «История России с древнейших времён до конца 16 века». | 1 | Обобщить и систематизировать знания о развитии Руси в 15-16 вв. Контроль уровня знаний учащихся | Тестовая работа, мультимедиа | Контрольная работа | Тестовая работа. | |||
70 | Анализ работы за год | 1 | Обобщить и систематизировать знания о развитии Руси в 15-16 вв. Контроль уровня знаний учащихся | Тестовая работа, мультимедиа | Комбинированный | Решение кроссвордов. Обсуждение. Итоги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...