ООН - история и современность
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Организация Объединённых наций
и миротворческие силы ООН»
7 декабря 2013 года в ГБОУ СОШ № 1987 был проведён круглый стол в Актовом зале школы по теме «Организация Объединённых Наций и миротворческие силы ООН» для учащихся 8а, 9а, 9б и 10 а классов. Ведущим круглого стола был учитель истории и обществознания В.В. Корпачёв.
Круглый стол был приурочен к очередной годовщине принятия Всеобщей Декларации прав человека ООН (10 декабря 1948 года). Была рассмотрена история создания ООН в 1945 году, сделаны сообщения по Уставу ООН и структуре этой крупнейшей международной организации: роль Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Генерального секретаря ООН.
Особое внимание было уделено вопросу о структуре и роли миротворческих сил ООН – так называемых «голубых касок», их функционированию, полномочиям и участию в миротворческих операциях, о роли, которую играет Россия в миротворческих силах ООН.
Тема круглого стола очень заинтересовала учащихся, которые задали много вопросов по истории и структуре ООН, а также по роли, значению и структуре миротворческих сил ООН.
ООН – история и современность
Почему мы решили посвятить наш урок Организации Объединённых Наций? Непосредственный повод к этой конференции – очередная годовщина принятия ООН Всеобщей Декларации прав человека 10 декабря 1948 года.
В современном мире очень актуальны цели и принципы, на которых построена ООН с момента её создания.
История ООН
Создание ООН стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с нацизмом во время Второй мировой войны. Название «Объединённые Нации» было предложено президентом США Ф. Рузвельтом и впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались продолжать совместную борьбу с нацистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией.
Устав ООН («Конституция» ООН) был разработан на учредительной конференции ООН, проходившей в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. Устав вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировали более половины подписавших его государств. Дата вступления в силу Устава ООН официально является днём основания ООН. Штаб-квартира ООН – Нью-Йорк.
Главные цели ООН, в соответствии с Уставом ООН, – 1) поддержание международного мира и безопасности; 2) недопущение агрессии и наказание агрессора; 3) содействие в соблюдении фундаментальных прав человека.
Структура ООН
1. Совет Безопасности (5 постоянных членов (обладающих правом вето) – Россия, США, Англия, Франция, Китай + 10 непостоянных членов – по 2 от каждой части света, избираемые на 2 года). СБ несёт основную ответственность за поддержание мира и безопасности: 1) вводит международные санкции; 2) направляет миротворческие силы ООН; 3) санкционирует проведение военных операций для наказания агрессора.
2. Генеральная Ассамблея – входят все страны-члены ООН (ныне – 192). Главный совещательный орган. Резолюции ГА не имеют обязательной, принудительной силы.
3. Генеральный секретарь ООН – высшее должностное лицо ООН, избирается на 5 лет с правом переизбрания. Возглавляет Секретариат ООН – орган, обеспечивающий повседневную работу ООН.
4. Международный Суд ООН (15 членов, штаб-квартира – в Гааге) – разрешает споры и разногласия между государствами. Стороной в МС может быть только государство (не отдельный человек).
5. Экономический и Социальный совет – сотрудничество в экономической и социальной областях.
6. Специализированные учреждения ООН – ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, МАГАТЭ, ФАО, ВОЗ и другие.
Генеральная Ассамблея (глава – Председатель ГА ООН)
Каждый год проходит осенняя сессия ГА ООН – сентябрь – ноябрь
Совет Безопасности ООН
Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Пять постоянных членов – право вето. Вето – право, означающее то, что тот, кто это право применяет, может заблокировать принятие того или иного решения.
Право вето в СБ ООН – абсолютное, то есть неотменимое. Например, если 14 членов СБ ООН выступают за решение, а один постоянный член СБ – против, то есть применяет право вето, то решение не принимается.
СБ ООН может принять решение о военном вмешательстве в случае вооружённого конфликта. Пример: решение (резолюция) СБ ООН в 1990 году о военном ударе по Ираку, захватившему Кувейт. В 2003 году такого решения СБ ООН не было, и США и их союзники начали войну с Ираком без санкции СБ ООН (Россия, Китай и Франция наложили вето).
Генеральный секретарь ООН
Высшее должностное лицо ООН. Не избирается из стран – пяти постоянных членов СБ ООН и (как правило) их союзников по военно-политическим блокам. Нынешний генсек ООН – 8-й с 1946 года: Пан Ги Мун (Южная Корея, род в 1944 году) – с 2007 года.
Государства-члены ООН
Первоначальные члены (члены-учредители) ООН – 51 государство (1945 год). Ныне – 192 государства. Все независимые, суверенные, международно признанные государства, субъекты международного права, кроме – частично признанных (Тайвань, Косово, Абхазия, Южная Осетия, Северный Кипр) и самопровозглашённых, никем не признанных (Приднестровье, Сомалиленд). Также не входит Ватикан (только как наблюдатель).
Языки ООН
Официальные – английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский. Всего – 6 языков.
Рабочие – английский (основной) и французский.
Бюджет ООН
Наибольший вклад – США (22%), Япония (17%); Россия – 1,2 % (2009 год – 33 млн. долл.).
Устав ООН
Первый в истории международных отношений документ, который закрепил обязанности государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
Преамбула (Введение к Уставу ООН): «Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека».
Принципы международного сотрудничества, зафиксированные в Уставе ООН:
- Суверенное равенство государств-членов ООН;
- Разрешение международных споров только мирными средствами;
- Отказ от применения силы в международных отношениях;
- Невмешательство ООН во внутренние дела государств.
Декларации и Конвенции ООН
- Всеобщая Декларация прав человека – 10 декабря 1948 года.
- Договор о нераспространении ядерного оружия – 1968 год.
- Конвенция о правах ребёнка – 1989 год.
- Киотский протокол о сокращении вредных выбросов в атмосферу – 1997 год.
Миротворческая миссия ООН
Решение о миротворческой миссии принимается ГА ООН и СБ ООН. Эти миротворческие операции выражаются в:
- Проведение переговоров с конфликтующими сторонами (война между государствами или внутригосударственный конфликт) с целью их примирения;
- Проверка соблюдения договорённостей о прекращении огня;
- Представление гуманитарной помощи;
- Мониторинг ситуации.
Примеры миротворческих миссий ООН:
- Арабо-израильский конфликт 1948 года;
- Кипр 1974 года (греки и турки);
- Грузия 1993 года (грузино-абхазский конфликт);
- Бывшая Югославия;
- Сомали.
Государства предоставляют солдат для миротворческих сил в добровольном порядке. Командование назначается ГА и СБ ООН (как правило, не из представителей 5 постоянных членов СБ ООН).
Награды ООН
ООН – лауреат Нобелевской премии мира за 2001 год (совместно с генсеком ООН – тогда Коффи Аннан из Ганы).
Вооружённые силы ООН по поддержанию мира («голубые каски»)
Воинские контингенты стран-членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий, если меры косвенного характера оказались недостаточными. Решение о создании и использовании ВС ООН принимает СБ ООН. Руководство ВС ООН осуществляет Военно-штабной комитет ООН. В 1988 году Вооружённые силы ООН были удостоены Нобелевской премии мира.
Международный день миротворцев ООН установлен ООН в 2003 году – отмечается 29 мая.
Операции ВС ООН: 1) Кипр – разделение турок и греков – с 1974 года; 2) Ливан – гражданская война с 1978 года.
Россия в миротворческих операциях (решение об участии России принимает Совет Федерации Федерального Собрания РФ и утверждает Президент РФ):
- 1992 год – в бывшей Югославии – 1600 человек (до 2003 года, Босния);
- 1999 год – Косово, 1600 человек, до 2003 года;
- 2000 год – Сьерра-Леоне, 114 лётчиков;
- 2003 год – Либерия, 2004 год – Бурунди, 2005 год – Судан;
- 2008 год – Чад (лётчики) и Центрально-Африканская Республика.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Создан в 1946 году. Первоначальная цель – помочь детям, пострадавшим во время Второй мировой войны. Штаб – квартира – Нью-Йорк.
Основные цели: 1) сокращение детской и материнской смертности; 2) обеспечение всеобщего начального образования (главным образом, в бедных странах).
Представительство ЮНИСЕФ в России – с 1997 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный интерактивный урок "Республика Марий Эл: история и современность"
Урок для 10 класса, проведен в форме пресс-конференции, рассчитан на 2 часа. Интегрируемые предметы: история, обществознание, экономика, география, право, использован региональный компонент. Урок подг...
План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"
Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....
Урок "Силикатная промышленность: история и современность"
Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...
Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)
В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...
Презентация к уроку "Силикатная промышленность: история и современность"
Презентация сопровождает урок "Силикатная промышленность: история и современность""...
Инновационные технологии на уроках истории в современной школе
Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал цели, задачи и структуру приведённых методов работы....
Российские профсоюзы: история и современность.
Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...