Воспитание юного исследователя
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание юного исследователя
Салахова Лилия Гаязтиновна, учитель истории
МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольский район Республика Татарстан
Школьный музей имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно – нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену, беречь их.
Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, воспитывает любовь и уважение к родному городу, к родному местечку, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.
Через краеведческий материал осуществляется связь с окружающей обстановкой. Изучение истории края помогает воспитывать у учащихся чувство уважения окружающему, прошлому, любви к Родине, своим землякам, толерантность по отношению к другому народу.
На сегодняшний день на базе Каргалинской гимназии функционирует школьный краеведческий музей «Патриот», который был открыт 2005 году, в честь празднования 60-летия Великой Победы. Гимназия имеет определенный опыт по работе с материалами из архива, не раз обращались в районный архив района, в отдел краеведения, в районную библиотеку. В школьном архиве сохранились письма и похоронки с фронта. Сохранились письма- воспоминания, приглашения, фотографии ветеранов войны и тружеников тыла. Бережно в школе хранится память о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, о Герое Советского Союза- Валиеве Агзаме Зиганшиновиче. Наши школьники поддерживают тесные связи с ветеранами войны и тыла села Каргали. Каждый год проводятся встречи с ветеранами села, но с каждым годом их остается все меньше и меньше.
С целью воспитания уважения к подвигу ветеранов, ведется «Летопись событий наших дней», собираются воспоминания, сведения. Для стимулирования интереса к истории родного края, родной природе организуется чтения краеведческой литературы, проводится конкурсы, викторины, походы, экскурсии. На базе школьного музея проходят торжественные акции, посвященные ко Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям. Таким образом, учащиеся приобщаются к общественно – полезной работе, также развивается деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры края.
Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приводит к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
В гимназии активно работает кружок юных краеведов. Во время подготовки юбилейной дате, 80 – летию школы, проводилась огромная работа по поиску материалов. Возникновение и развитие школы тесно связано с прошлым и настоящим с нашего села, поэтому, одновременно шло изучение истории Чистопольского района, села Каргали.
На уроках истории, классных часах ведется работа по изучению прошлого родного края, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивному поведению учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий.
Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи, создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их нужное русло.
Музейная работа необходима для развития творческих начал личности, для обмена опытом, для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность.
Огромную роль играет школьный музей в формировании гражданско – патриотических качеств у учащихся, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Школьный музей помогает объединению, сплочению людей для благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40976.jpg)
Рабочая тетрадь "Юный исследователь"
Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...
Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории
"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49671.jpg)
Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.
Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59385.jpg)
Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь
Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь" имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся, вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...
Воспитание юного исследователя
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1049502-1607189192.jpg)
Патриотическое воспитание юных исследователей
Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. Преемственность поколений способна обеспечить стабильность государства, создать надёжную опору власти и будущему народу...