урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Разработка урока литературы в 9 классе в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.rar | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы
в 9 классе в условиях реализации ФГОС.
Тема урока:
Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Выполнила учитель
МБОУООШ №28
с.Кирпичное
Туапсинского района
Калашникова Наталья Николаевна.
2013 год.
Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: первичный уровень усвоения понятий, исторических фактов «пушкинской эпохи».
Задачи урока:
- Образовательные:
*познакомить с понятием «реализм»;
*представить общую характеристику романа;
*провести обзор содержания романа;
*познакомить с мнением критиков.
- Развивающие:
*осуществление системно - деятельностного подхода:
развитие умений и навыков проектной деятельности;
*формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;
умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;
формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;
развитие умения формулировать проблему.
- Воспитательные:
*вовлечь в активную практическую деятельность;
*создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
*воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;
*воспитание ценностного отношения к слову.
Задания к комбинированному уроку:
Задания даются по группам или индивидуально, обучающиеся 9 класса подготавливают небольшие презентации (3-4 слайда) с устными комментариями с цитатной опорой на строфы из романа «Евгений Онегин» по следующим темам:
1. Социально-историческое развитие России первой трети XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV).
2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)
3. Образование дворян (Гл.1 стрф. V –VIII).
4. Стиль бидермейер . (Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира Гл.1 стрф. ХV, ХХVI).
5. Театральная жизнь пушкинской эпохи (Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI).
6. Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)
С текстом романа «Евгений Онегин» обучающиеся знакомятся предварительно.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные презентации к уроку.
Дидактическое обеспечение:
- учебник-хрестоматия: Т.Ф. Курдюмовой «Литература» 9 класс Москва: «Дрофа», 2010, 2012 г.,
- рабочая тетрадь для записей,
- роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
- таблицы демонстрационные к урокам литературы
- дополнительная литература (выдержки из статей Белинского и Писарева, словари, справочники).
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | - Приветствие учащихся, - проверка явки учащихся, - заполнение учителем классного журнала, - проверка готовности учащихся к уроку, - настрой учащихся на работу. | Приветствие учителя. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний (8 минут) 3. Постановка учебной цели. (1минута) | - Ребята, сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (слово учителя об истории написании романа).
Работа с учебником с.172-173 - Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Беседа по содержанию романа - Как автор представляет нам своего героя? - Какие еще герои встречаются на страницах романа? - Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах? - Чем отличаются Ольга и Татьяна? - Была ли дружба между Онегиным и Ленским? - Какова роль описания природы? - Какова судьба Татьяны и Ольги? - Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? Как изменились оба героя? Работа с учебником с.173-192 - Рассмотрите текст и иллюстрации к нему. Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к 1 главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости? - Если говорить словами В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал о романе? - Откройте тетради, запишите число, тему урока: « Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» - Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его цель. С чем нам сегодня предстоит познакомиться? - Итак, в ходе урока мы должны познакомиться с понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин». | Называют периоды, акцентируют внимание на авторском названии пунктов плана. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы (подходят к теме урока) Говорят о правдивости, т.е. о реалистичности романа Записывают тему в тетради. формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
( 19 минут) Первичное закрепление знаний. ( 2 минуты) | Учитель комментирует выступления, передает слово выступающим, ориентирует обучающихся на текст в учебнике или оригинале произведения. Реализм – литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма: - объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности); - нравственный идеал автора. Вопрос учителя: - Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» русским реалистическим романом. Почему? | Выступление групп с заранее подготовленными презентациями. Остальные девятиклассники работают с текстом в учебнике - хрестоматии, оригиналом романа (по желанию обучающихся), а также записывают в словарик новые слова, термины и понятия. Выступают с презентациями по темам: 1. Социально-историческое развитие России первой трети XIX века 2. Жизнь и быт Петербурга 3.Образование дворян 4. Стиль бидермейер . 5.Театральная жизнь пушкинской эпохи 6.Еда и предметы дворянского быта. Выражают собственную точку зрения, отвечают на вопросы
Записывают под диктовку учителя. Отвечают на вопрос | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции; формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос; развитие умения формулировать проблему. работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Закрепление изученного материала (4 минуты) | Работа с учебником Прочитать статью «О реализме» с.193-196. устно ответить на вопрос 9 с.196., цитируя статью, 1 главу романа | Отвечают на вопрос №9 учебника с. 196, высказывают собственное мнение. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. (3 минуты) | Продолжите текст Онегин – это герой времени или _______________________________________________ _______________________________________________ Это может войти в энциклопедию русской жизни ________________________________________________ ________________________________________________ Выставление оценок | Продолжают текст | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. (2 минуты) | 1. по группам : 1. мое представление об Онегине; 2. мое представление о Ленском; 3. мое представление о Татьяне в виде небольших презентаций (цитаты, художественное обрамление, рисунки). 2.Индивидуально: сопоставление взглядов Белинского и Писарева (цитаты) 3. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский (по желанию) | Запись учащимися задания в тетради и дневники. |
Источники:
- Т.Ф. Курдюмова «Литература» 9 класс. Учебник-хрестоматия Москва: «Дрофа», 2010, 2012 г.,
- Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. М.: Худож.лит., 1986.-527 с.
- http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0200.shtml. Белинский
- http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0310.shtml. Писарев
- http://nevshkola4.ucoz.ru/index/fgos/0-87 \
- http://velikayakultura.ru/ .Реализм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" -"энциклопедия русской жизни".
В романе "Евгений Онегин" Пушкину удалось показать различные стороны жизни русского общества 20-ых годов 19 века, поэтому критик В.Г. Белинский и назвал произведение "энциклопедией русской жизни"....
урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Разработка урока литературы в 9 классе в условиях реализации ФГОС....
Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и перевод романа на якутский язык.
Конспект интегрированного урока (литература + родная литература)Класс: 9Цели урока: 1. Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Познакомить о значении Пушкина в...
Презентация к уроку по теме "Роман "Евгений Онегин"
Презентация содержит иллюстративный материал к урокам литературы по теме "Роман А.С.Пушкина "Евгений онегин"...
Литературная игра "Евгений Онегин" -энциклопедия русской жизни
Данная работа поможет школьнику лучше понять произведение А.П. Пушкина, расширить кругозор. Работа содержит разноуровневые задания(исследовательские, тестовые, литературоведческие), преодолев которые,...
Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...
Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
Лекционный материал для урока в 9 классе...