Авторский дидактический материал к уроку "Россия в 60-80 – ее гг XX века"
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме
Дидактический материал включает в себя рабочий лист и итоговый тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list.doc | 44 КБ |
itogovoe_testirovanie_60-80_gg.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок «Россия в 60-80 – ее гг».
Задание 1.
- Какие партийные и государственные посты занимали Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С.Хрущев при жизни Сталина?
- Что общего в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти Сталина?
- В чем была принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества?
Задание 2.
Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы.
Из Программы КПСС, принятой на XXII съезде (1961)
Рожденная социалистической революцией диктатура пролетариата сыграла всемирно-историческую роль, обеспечив победу социализма в СССР. В то же время в процессе построения социализма она самая претерпела изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов отмерла функция подавления и сопротивления. Всестороннее развитие получили главные функции социалистического государства – хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Социалистическое государство вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Пролетарская демократия все больше превращалась во всенародную социалистическую демократию….
Всесторонне развертывание и совершенствования социалистической демократии… главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма.
Из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.
Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии, вовлечение всех граждан в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью.
В.М. Молотов О Программе КПСС
Критикую общенародное государство. Я считаю, что у нас, несмотря на то, что говорится, остается диктатура пролетариата. Не может государство выражать интересы и рабочего класса, и колхозников, и интеллигенции. Все эти разговоры об общенародном государстве – это только переименование. Не нравится жесткое слово «диктатура». На Запад оглядываются.
- Не противоречил ли провозглашенный тезис об общественном государстве основам существовавшей в стране системы?
- Не могла ли привести реализация провозглашенного курса на всемерную демократизацию советского общества к разрушению основ государства?
- Чем вы можете объяснить неприятие Молотовым идеи общенародного государства? Почему он считал, что государство не может выражать интересы всего общества?
Задание 3.
Охарактеризуйте основные изменения в экономической сфере после реформ Хрущева.
Задание 4.
Перечислите наиболее серьезные кризисы в международных отношениях, активным участником которых выступал СССР в 50-60 – х гг. Дайте краткое изложение причин этих кризисов и объясните их суть.
Задание 5.
Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 года.
Задание 6.
На основе материала учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. и ответьте на вопросы.
- Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства? Почему?
- Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?
- Почему реформу 1965 года многие считают наиболее радикальной из всех проведенных советской власти?
- в чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 года.
Задание 7.
По материалам учебника напишите основные события внешнеполитической деятельности СССР по следующим направлениям:
А) отношения со странами социалистического лагеря;
Б) отношения с развитыми капиталистическими странами;
В) международные конфликты
А) | Б) | В) |
Задание 8.
Приведите в соответствие данные таблицы
№ | Год | № | Событие |
1 | 1967 | Международное совещание коммунистических партий в Москве | |
2 | 1970 | Подписание Договора о мирном использовании космоса (ОСВ - 1) | |
3 | 1972 | Подписание договора о нераспространении ядерного оружия | |
4 | 1976 | Подавление восстания в Чехословакии | |
5 | 1968 | Договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе | |
6 | 1968 | Подписание договора о запрещение бактериологического оружия | |
7 | 1968 | Советско-американский договор | |
8 | 1972 | Принятия Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе | |
9 | 1975 | Подписание Договора ОСВ – 2 | |
10 | 1971 | Начало размещения советских ракет средней дальности в Европе |
Предварительный просмотр:
Итоговое тестирование «Россия в 60-80-ее гг. XX века»
Политическое развитие
1. После отстранения Н. С. Хрущева от власти правительство СССР возглавил:
а) Л. И. Брежнев;
б) А. Н. Косыгин;
в) Н. В. Подгорный.
2. В 1964 г. новым лидером КПСС стал:
а) Л. И. Брежнев;
б) А. Н. Косыгин;
в) Н. В. Подгорный.
3. После отставки Н. С. Хрущева позиции партийного аппарата в жизни страны:
а)усилились;
б) ослабли;
в) остались без изменений.
4. Первыми «контрреформами» Л. И. Брежнева стали:
а) отмена ротации партийной номенклатуры;
б) предоставление партийным комитетам права контроля за деятельностью администрации;
в) усиление контроля за деятельностью государственных органов со стороны партийного аппарата;
г) реализация идеи разделения властей;
д) введение альтернативных выборов в партийные и государственные органы.
5. Впервые после XX съезда КПСС высокая оценка деятельности И. В. Сталина на посту руководителя страны прозвучала в докладе Л. И. Брежнева на:
а) октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС;
б) праздновали 20-летия Победы;
в) XXIII съезд КПСС.
6. Активно протестовали против апологии сталинизма:
а) М. А. Леонтович;
б) К. И. Чуковский;
в) В. П. Катаев;
г) В. А. Каверин;
д) М. А. Шолохов;
е) А. В. Софронов;
ж) К. Г. Паустовский;
з) О. Н. Ефремов;
и) С. П. Залыгин;
к) И. М. Смоктуновский;
л) Г. А. Товстоногов;
м) М. А. Ульянов.
7. «Брежневская» Конституция СССР была принята в:
а) 1971 г.; б) 1975 г.; в) 1977 г.
8. Новыми в этой Конституции были положения о:
а) построении в СССР развитого социализма;
б) достижении социальной и национальной однородности советского общества;
в) новой социальной и интернациональной общности — советском народе;
г) ведущей роли КПСС как ядра политической системы страны;
д) разделении властей;
е) создании профессионального парламента;
ж) создании в стране единого народнохозяйственного комплекса.
9. Лидером страны после смерти Л. И. Брежнева стал:
а) К. У. Черненко;
б) М. С. Горбачев;
в) Ю. В. Андропов.
Экономическое развитие
1. Реформа в промышленности началась в:
а) марте 1965 г.;
б) сентябре 1965 г.;
в) марте 1966 г.
2. Реформа в сельском хозяйстве началась в:
а) марте 1965 г.;
б) сентябре 1965 г.;
в) марте 1966 г.
3. Основными направлениями реформы в промышленности были:
а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей;
б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции;
в) создание предприятий с частным капиталом;
г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя;
д) упразднение совнархозов;
е) восстановление отраслевых министерств.
4. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:
а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;
б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок;
в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию;
г) увеличение капиталовложений;
д) допущение частной собственности и частного предпринимательства;
е) полная свобода торговли сельхозпродукцией.
5. Укажите, какой из перечисленных объектов был построен в годы восьмой пятилетки:
а) Волжский автозавод;
б) Байкало-Амурская магистраль;
в) Камский автозавод.
6. Основной задачей экономической реформы 1979 г. было:
а) совершенствование хозяйственного механизма и повышение уровня партийного руководства;
б) материальное стимулирование труда;
в) ограниченное использование рыночных механизмов для повышения качества продукции и увеличения объемов ее производства.
7. Основными направлениями «широкомасштабного экономического эксперимента» 1983 г. были:
а) ослабление централизованного планирования и распределения;
б) участие регионов и отдельных предприятий в ценообразовании;
в) допущение частной собственности и частного предпринимательства.
8. Главными препятствиями на пути научно-технического прогресса в СССР были:
а) планово-директивная экономика;
б) отставание отечественной фундаментальной науки;
в) огромные затраты на военное производство;
г) остаточный принцип финансирования отечественной науки и культуры;
д) недооценка партийно-правительственным руководством важности ускорения научно-технического прогресса.
8. Укажите главный фактор, обусловивший динамичную социальную политику в 70-е гг.:
а) отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы;
б) сокращение военных расходов в условиях разрядки международной напряженности;
в) использование «нефтедолларов» для закупок товаров на Западе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.
Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....
Авторский дидактический материал по русскому языку с этнокультурным компонентом для восьмого класса.
Тексты с этнокультурным компонентом....
Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в 6 классе....
Авторский дидактический материал по Истории Древнего мира (Первобытность)
Материал включает в себя обучающие карточки-задания по эпохе первобытности...
Авторский дидактический материал к разделу "Синтаксис"
Дидактический материал содержит упражнения к урокам изучения синтаксиса в 8-9 классах....
Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс
Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...