Введение. Россия в XVI –XVIII вв.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Коржова Наталья Николаевна

История России 7 класс. Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г.  Урок- введение. Используется метод проблемного обучения и технология сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._1._vvedenie.docx26.76 КБ
Файл urok_1._vvedenie.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Введение. Россия в XVI –XVIII вв.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

1.        Познакомиться с курсом истории России в 7 классе.

2.        Дать представление о хронологических рамках истории
новой России.

Задачи урока

На  основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях.

На  основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом  истории России  в XVI – XVIII вв

установить логические связи между событиями «Бунташного века»

В ходе коллективного обсуждения осознать роль России в мировой геополитике

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе, составление генеалогической  таблицы.

Предполагаемый результат

Знать:

Причины  и  направления политики русских правителей

Основные понятия темы

Уметь:

Определять место и роль основных событий истории России

Анализировать результаты деятельности правителей России

Компетенции, УУД

Учебно-познавательная,  информационная, коммуникативная

Педагогические  технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты.,  карты «Российское государство во второй половине XVI в.»; «Российская империя во второй половине XVIII в.»

Основные понятия

Хронология, Новое время, Бунташный век, геополитика

Ход урока:

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Этап 1.  Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение  в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Эпиграф:

Время?

Время дано…

Это не подлежит обсуждению.

Подлежишь обсуждения ты, расположившись в нём.

Н.Коржавин

Проявляют интерес к материалу изучения. Представление собственных мыслей об изучаемом периоде

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Включение в учебный процесс

Этап 2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате  которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Вопросы:

  • Каковы хронологические рамки курса истории, который нам предстоит изучить в 7 классе?
  • Как называется исторический этап, который соответствует данным хронологическим рамкам?

Выдвигают варианты формулировки  ответов на вопросы, формулируют цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, умение ставить цели и планировать свою работу.

Этап 3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Организация работы с картой

  • Перечислите народы и государства, которые жили на этой территории к рубежу Средневековья и Нового времени

  • Как вы думаете, какие религии исповедовали различные  народы, жившие на территории современной России?

Демонстрируют знания и умения по теме. Обучающиеся находят и показывают территорию России в конце XVI и в конце XVIII вв. Сравнивают  изменения территории России в данный период.

  • На территории России проживало много разных народов: русские, ненцы, коряки, чукчи, ханты, манси, чуваши, мордва, татары и др. народы.
  • На  территории России в конце Средневековья располагалось Российское государство и государства-наследники Золотой Орды: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство и т.д.
  • Православие, ислам, буддизм, язычество.

Делают вывод о  том, что на рубеже Средневековья и Нового времени у народов, населявших территорию современной России, не было ничего общего, сейчас наши народы объединяет то, что мы граждане одной страны. Формулируют проблему -

Как Россия стала единой большой страной?

Учебно-познавательная.

Работа с картой

Фиксация имеющихся  предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель предлагает материал  для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

На экране -  иллюстративный ряд правителей данного периода. (портреты правителей) http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lzhedm1.php

 

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения , выдвигают и проверяют гипотезы, варианты  и способы.

Вывод -данную проблему нам предстоит изучать в течении полугодия

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Таблица,схема..

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие  учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать, и действовать с позиции содержания предмета.

Этап 5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Учитель  предлагает прокомментировать каждый из разделов учебника

Ориентирование  на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.

Учебно-познавательная,   коммуникативная

Работа  в парах

Коммуникативные умения по распределению обязанностей. Поиск информации по учебнику

Этап 6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация  самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Знакомит обучающихся со значением понятия - геополитика -система политических взглядов, признающая и учитывающая роль географических факторов, то есть территориальное положение страны, ее природные ресурсы и климат, в жизни общества и государственной политике.

Именно в данный период Россия прошла сложный политический путь от молодого государства до империи, без которой не
решались важные вопросы в Европе и мире.

Ориентируется в информации. Проводит самооценку выбирает задания соответствующего уровня.

Учебно-познавательная,  информационная, коммуникативная

Работа с текстом учебника

Умение ориентироваться  в содержании  предмета, использовать информацию из учебника, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организовать действие по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

-оформление выводов  о понятии, явлении предмета  через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Учитель комментирует выступление обучающихся уточняя информацию о данном периоде истории – его противоречивости и неоднозначности.

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Россия становится обширной евразийской державой, Россия обретает статус великой европейской державы.

Учебно-познавательная,  коммуникативная

Контроль   усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (Схема правителей)

Высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о истории России. Анализ личностных изменений в процессе учения.

Этап 8. Рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Посмотрим  на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я…

- Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при…

- У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для...

- Строки самому себе…

- Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание:

Найти определения и разные значения слова «смута»

СПАСИБО ЗА УРОК!

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

Рефлексия с помощь клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение Время? Время дано… Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждения ты, расположившись в нём. Н.Коржавин

Слайд 2

План Периодизация истории Место России на карте Евразии Особенности развития России в XVI – XVIII вв.

Слайд 3

Северная Евразия (1533-1689)

Слайд 4

Российское государство во второй половине XVI века

Слайд 5

Рост территорий России в XVII веке.

Слайд 6

Правители России Фёдор Иоаннович Борис Годунов

Слайд 7

Правители России Лжедмитрий I Лжедмитрий II Василий Шуйский

Слайд 8

Правители России. Романовы. Михаил Федорович Алексей Михайлович

Слайд 9

Правители России. Романовы. Софья Алексеевна Федор Алексеевич

Слайд 10

Правители России. Романовы. Иван Алексеевич Петр Алексеевич

Слайд 11

Правители России. Романовы. Екатерина I Петр II

Слайд 12

Правители России. Романовы. Анна Иоанновна Иван VI Антонович Елизавета Петровна

Слайд 13

Правители России. Романовы. Екатерина II Петр III Павел I

Слайд 14

Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для... - Строки самому себе…

Слайд 15

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Тест № 1 «Петровская эпоха».

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 7 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

Экономическое развитие России в начале XVIII века

Экономическая политика Петра I, нововведения и итоги....

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Контрольная работа по истории России на тему "Россия в XVII-XVIII веках"

Контрольная работа по истории России на тему "Россия в XVII - XVIII веках" для 7 класса....