Элективные курсы
элективный курс по истории (10 класс) по теме
Элеуктивные курсы по истории России: курс "Реформы и котрреформы в истории России" раскрывают основные реформационные вехи в истории России, представляет возможность анализировать причины достижений и неудач российских реформаторов;
курс "Кавказ в русско-турецких отношениях первой трети 19 века" раскрывает подробную картину взаимоотношенийРоссии и Турции и участие в этих связях европейских государств в первой половине 19 века;
курс "Политика и право" представляет возможность получить дополнительную информацию для успешной подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полтика и право | 135.5 КБ |
Реформы и контрреформы в истории России | 102.5 КБ |
Русско-турецкие отношения в первой трети 19 века | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа элективного курса по обществоведению (11 класс)
Тема: «Основы государства и права»
Преподаватедь истории и общество-
знания МКОУ «Ленинская средняя
общеобразовательная школа №1»
Ленинского района
Волгоградской области
Касумов Летиф Гаджимурадович
Волгоград 2013
По мере строительства правового государства неизмеримо возрастает в обществе роль правовых знаний. Обладание правовыми знаниями не только расширяет кругозор, но и позволяет молодому человеку увереннее вступать в самостоятельную жизнь. Учащимся необходимо усвоить основные понятия государства и права, понять содержание юридических норм, их назначение и механизмы реализации.
Содержание данного курса отличается от базового тем, что этот курс углубляет отдельные темы по обществознанию и содержит дополнительный материал, отсутствующий в базовом.
Для изучения данного курса в школьной библиотеке имеется достаточно учебного материала. В качестве основного будет использован учебник «Основы государства и права» более позднего издания. А также в данном курсе использована система подбора необходимого минимума законодательного материала, адаптированного к условиям обучения в среднем общеобразовательном учреждении.
В процессе обучения предусмотрены различные виды деятельности: составление схем, дискуссии, метод сравнения, сочинения на заданную тему, написание реферата и др.
По ходу изучения данного курса учащиеся не только приобретают общие представления о государственно-правовых явлениях, но и овладевают умениями и навыками защищать свои права. Выпускник средней школы должен ориентироваться в основных законодательных актах, находить нужную норму.
Для более успешного закрепления учебного материала и обеспечения познавательной активности учащихся программа включает в себя различные типы заданий в форме вопросов для повторения и обсуждения и тестов. Кроме того учащиеся могут самостоятельно выбрать тему для написания реферата, что вырабатывает у учащихся практические навыки, необходимые в жизни.
2
Данная программа рассчитана на 22 учебных часа для учащихся 11-х классов.
Цели и задачи:
- формирование у учащихся представлений, знаний и понимания основных закономерностей правового развития общества, содействовать усвоению учениками основных понятий о государстве и праве, включающими в себя вопросы о политической власти, гражданском обществе и государстве, партиях и движениях, правовом государстве, о Конституции Российской Федерации, системе права, основных понятиях и нормах государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права Российской Федерации;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности;
- создание целостной системы правового образования.
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА | 12 | |
2 | Политическая сфера жизни общества | 1 |
3 | Политическая власть | 1 |
4 | Политическая система общества | 1 |
5 | Институты и функции государства | 1 |
6 | Формы правления | 1 |
7 | Формы национально-государственного устройства | 1 |
8 | Политические режимы | 1 |
9 | Разделение властей | 1 |
10 | Политические партии | 1 |
11 | Политический плюрализм | 1 |
12 | Правовое государство | 1 |
13 | Гражданское общество РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПРАВА | 9 |
14 | Роль права в жизни общества | 1 |
15 | Нормы права | 1 |
16 | Основные источники права | 1 |
17 | Закон - основа правовой системы | 1 |
18 | Основные отрасли права | 1 |
19 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
20 | Основной закон государства | 1 |
21 | Права человека | 1 |
22 | Итоговое повторение | 1 |
4
Введение
Знакомство с основами учения о государстве и праве. Понятия «Дух закона», «Буква закона». Закономерности правового и политического развития общества.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
1. Политическая сфера жизни общества
Различные группы общественных отношений. Функции политической сферы. Особенности политических отношений. Властвующие и подвластные. Разнообразие субъектов политики. Регуляторы политической деятельности. Политический компромисс. Сущность политики. Влияние экономических потребностей.
- Политическая власть
Властные отношения. Особенности политической власти. Задачи политической власти. Легитимность. Оппозиция. Государственные и негосударственные каналы политического влияния. Опасность монополии на власть.
- Политическая система общества
Понятие. Элементы политической системы. Политические организации. Государство - ядро политической системы. Роль политических партий. Союзы и общества. Общественно-политические движения. Роль СМИ.
- Институты и функции государства
Теории о возникновении государства. Противоречивые функции государства. Сущность государства. Признаки государства. Элементы государства (государственные институты). Главные и второстепенные функции государства.
5
Понятие. Характеристика. Монархия. Виды монархий (ограниченная и неограниченная). Республика (парламентская, президентская, смешанная). «Суперпрезидентская» республика.
- Формы национально-государственного устройства
Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Федеративное устройство России. Федеральные и местные органы власти. Проблемы федеративного устройства.
- Политические режимы
Понятие термина. Демократические и недемократические режимы. Сущность демократии, тоталитаризма и авторитаризма. Парламентаризм.
- Разделение властей
Аристотель и Ш. Монтескье о разделении властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Федеральное собрание. Правительство РФ. Высшие судебные органы. Президент РФ. Правовые гарантии.
- Политические партии
Возникновение и роль политических партий. Сущность. Устав и программа. Структура политической партии. Электорат партии. Фракции, внутренняя и внешняя конкуренция. Функции политической партии. Чувство гражданской ответственности. Многообразие партий.
- Политический плюрализм
Политические субъекты. Сущность плюрализма. Плюрализм в политике, экономике, социальной жизни, в духовной сфере. Консенсус. Многопартийность. Диалог партий. Правовые гарантии плюрализма. Сводные демократические выборы.
6
Идея правовой организации государственной власти. Признаки правового государства. Верховенство права. Разделение властей. Незыблемость прав и свобод граждан. Взаимная ответственность личности и государства, защита от произвола. Исключение возникновения диктатуры. Условия необходимые для формирования правового государства.
- Гражданское общество
Возникновение и сущность гражданского общества. Независимость от государственной власти. Самостоятельность элементов гражданского общества и их динамизм. Основные черты гражданского общества. Способность к самоорганизации и саморегулированию.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПРАВА
13. Роль права в жизни общества
Теория права. Признаки права. Роль права в достижении согласия и компромисса интересов. Право как система. Взаимосвязь права и государства. Неправовые нормы общественной жизни: мораль, религия, обычаи и традиции. Нормы общественных организаций. Деяние.
- Нормы права
Понятие нормы права. Характерные признаки правовой нормы. Классификация правовых норм. Отрасли права. Регулятивные и охранительные нормы. Запрещающие, обязывающие и управляющие нормы. Императивные и диспозитивные нормы. Гипотеза, диспозиция, санкция.
- Основные источники права
«Источник права» - «форма права». Правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт. Правовой договор. Индивидуально
7
правовые акты, законы и подзаконные акты. Преимущества нормативно-правового акта.
- Закон - основа правовой системы
Признаки закона. Законодательный порядок. Принятые и отмена закона, законы обыкновенные и конституционные. Общие и специальные законы. Сила закона. Условия неуклонного исполнения законов.
- Основные отрасли права
Институт права. Понятие «отрасль права». Система права. Система законодательства. Основные и профилирующие отрасли права. Доминирующее положение государственного права. Особенности отраслей права.
- Правонарушения и юридическая ответственность.
Что такое правонарушение. Деяние: действие или бездействие. Виновность. Преступления и противоправные поступки. Юридическая ответственность. Правовое взыскание. Виды ответственности. Презумпция невиновности.
- Основной закон государства
Конституция. Конституционный кризис 1993 г. Принятие новой конституции РФ. Конституция - как юридическая база. Преамбула. Основы конституционного строя РФ.
- Права человека
Неотъемлемые права человека, свобода личности. Личность - абсолютная ценность. Верховенство прав человека. История развития прав человека. Гражданские, политические, социально-экономические и культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека.
Итоговое повторение
8
КОНТРОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Назовите функции политической сферы.
- Перечислите особенности политических отношений.
- Что такое субъект политики?
- Охарактеризуйте регуляторы политической деятельности.
- Что такое политика?
- Для чего необходима власть в обществе?
- Чем отличается организация государственной власти от организации власти в догосударственном обществе?
- Каковы задачи политической власти?
- Что такое легитимность?
10.Что такое политическая система общества?
11. Назовите основные элементы политической системы.
12. Какое место занимает государство в политической системе?
13. Отчего зависит число элементов политической системы?
14. Что такое функция государства?
15. На какие виды можно разделить функции государства? Охарактеризуйте внутренние функции государства.
17.Охарактеризуйте внешние функции государства.
18.Что такое система государственных институтов?
19.Что такое форма государства?
20. Какие формы правления Вы знаете?
21. Какая форма правления, на ваш взгляд, наиболее приемлемая для России? 22.Что такое форма национально-государственного устройства?
23.Какие формы национально-государственного устройства вы знаете? Что такое федерация?
24.Охарактеризуйте федеральное устройство России.
25.Что такое политический режим?
9
26.Охарактеризуйте основные признаки демократии, тоталитаризма и авторитаризма.
27.Что такое парламентаризм?
28. Когда впервые возникла идея разделения властей?
29. Назовите ветви государственной власти.
30. Назовите основные органы государственной власти и их функции.
31. Каковы полномочия президента РФ.
32.Что такое политическая партия?
33. Назовите функции политической партии.
34. Какие бывают партии по политической ориентации.
35.Что такое плюрализм?
36. Кто такие политические субъекты?
37. Как вы понимаете многопартийность?
38.Охарактеризуйте свободные демократические выборы.
39. Перечислите признаки правового государства.
40. Когда впервые возникла идея правовой организации государственной власти.
41. Назовите условия необходимые для формирования правового государства. 42.Что такое гражданское общество?
43. Каковы основные черты гражданского общества?
44. Каковы показатели цивилизованности общества?
45. Назовите признаки права.
46. Из каких элементов состоит система права?
47. Какие формы реализации права вы знаете?
48. Перечислите нормы права.
49. Из каких элементов состоит правовая норма?
50.Чем правовые нормы отличаются от норм религии, морали, обычаев?
51.Что такое гипотеза, диспозиция и санкция?
52.Что такое источник права?
53.Чем нормативно-правовой акт отличается от иных источников права?
10
- В чем отличие законов и подзаконных актов?
- В чем сущность правового договора?
56. Что такое закон?
57. Что такое правовая норма?
- Какие виды правовых норм Вы знаете?
- Каковы признаки закона?
- Укажите на различие обыкновенных и конституционных законов.
61.Что такое отрасль права?
62.Что такое институт права?
63.Назовите основные отрасли права.
64.Охарактеризуйте государственное право.
65.Что такое уголовный закон?
66.Что такое правонарушение?
67.В чем различие преступления и противоправного поступка?
68.0т чего зависят виды ответственности?
69.Что такое презумпция невиновности?
70. Какие общественные отношения регулируется конституционно правовыми нормами?
71 .Что такое Конституция?
72.Какова структура Конституции РФ?
73.Что такое конституционный строй?
- Для чего нужна преамбула Конституции?
- Какими нормативными актами регулируются отношения в сфере образо вания?
- Назовите права и обязанности учащихся образовательных учреждений.
- В чем суть права на судебную защиту?
- Какие способы судебной защиты Вы знаете?
79.Что значит «неотъемлемые права человека»?
11
- Суверенитет как признак государства означает:
а) принадлежность власти народу;
б) верховенство и независимость власти;
в) способность быть участником международных отношений.
- Государство является представителем:
а) господствующей части населения;
б) всего населения;
в) людей, согласных с политикой государства.
- Государство - это:
а) экономическая организация;
б) национально-культурная организация;
в) политико-территориальная организация.
- Главным признаком государства является:
а) суверенитет;
б)территория;
в) правительство.
- Что не является разновидностью формы государственного устройства:
а) демократия;
б) федерация;
в) унитарное государство?
- По форме правления государство можно разделить:
а) на демократические республики и монархии;
б) на президентские и парламентские республики, абсолютные и ограниченные монархии;
в) на республики и ограниченные монархии.
12
- Президент государства осуществляет:
а) законодательную власть;
б) судебную власть;
в) исполнительную власть.
- Депутаты работают в системе органов:
а) законодательной власти;
б) контрольно-надзорной власти;
в) судебной власти.
- Органы государства можно разделить:
а) на центральные и местные;
б) на основные и второстепенные;
в) на временные и правоохранительные.
- Идея правового государства возникла в ходе развития:
а) евроазиатской социалистической цивилизации;
б) древнекитайской цивилизации;
в) европейской цивилизации.
- Основные признаки правового государства:
а) сильная армия;
б) верховенство закона;
в) развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод;
г) Разделение властей;
д) Преобладание права над моралью в общественной жизни;
е) суровость наказаний за преступления;
ж) сильная судебная власть;
з) единство прокуратуры и адвокатуры.
13
- В правовом государстве закон верховенствует:
а) над гражданами и организациями;
б) над государством и его органами;
в) в равной мере над гражданами, организациями и государством с его органами.
- В правовом государстве реальная власть в экономике должна принадлежать:
а) администраторам;
б) перекупщикам и спекулянтам;
в) производителям.
- Какая из функций государства является важнейшей на современном этапе развития демократических стран:
а) хозяйственная;
б) культурно-воспитанная;
в) охранительная?
- Какой государственный орган РФ издает постановления и распоряжения:
а) правительство РФ;
б) Государственная дума РФ;
в) Совет Федерации РФ?
- Представительные органы власти в теории государства принято называть:
а) правительствами;
б) префектурами;
в) парламентами.
- Правосудие в РФ осуществляется:
а) прокуратурой;
б) судами;
в) правоохранительными органами.
14
- Решения Конституционного суда:
а) действуют непосредственно;
б) должны быть утверждены Федеральным собранием РФ;
в) требуют промульгации Президентом РФ.
- Кто может отправить в отставку Правительство РФ:
а) Президент РФ;
б) Государственная дума РФ;
в) Председатель правительства РФ?
- По Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:
а) депутаты Государственной думы;
б) Государственная дума РФ;
в) профсоюзы;
г) Совет федерации Федерального собрания РФ.
- Право - это:
а) норма, регулирующая поведение;
б) совокупность норм;
в) система норм.
- Функции права можно разделить:
а) на правотворческую и охранительную;
б) на охранительную и социальную;
в) на регулятивную и охранительную.
- Ответственность за преступления предусмотрена нормами:
а) административного права;
б) гражданского права;
в) уголовного права.
15
- Основным источником российского права является:
а) обычай;
б) прецедент;
в) нормативно-правовой акт.
- От иных нормативно-правовых актов закон отличает такой признак, как:
а) строгое соответствие Конституции;
б) общеобразовательный характер;
в) обладание высшей юридической силой.
- Способность лица иметь права и нести обязанности - это:
а) деликтоспособность;
б) дееспособность;
в) правоспособность.
- Юридическими лицами являются:
а) иностранцы и лица без гражданства;
б) граждане, получившие паспорт;
в) государство и его органы.
- Правонарушением является:
а) любое нарушение закона;
б) действие, повлекшее вредные последствия;
в) деяние, в котором имеются все элементы состава правонарушения.
- Защита прав и свобод личности нужна, когда:
а) права нарушены;
б) права только могут быть нарушены;
в) даже нет угрозы нарушений.
16
- В случае нарушения прав и свобод гражданин может обратиться:
а) в любой государственный орган;
б) только в правоохранительные органы;
в) сразу в международные организации.
- В приведенном ниже перечне найдите отрасли права и институты права:
а) гражданство;
б) гражданское право;
в) конституционное право;
г) наследование;
д) дарение;
е) семейное право;
ж) административное право.
- По конституции Россия является:
а) социалистическим государством;
б) правовым государством;
в) социалистически-правовым государством.
- Чему должны способствовать законы:
а) командовать людьми;
б) обуздывать инициативу;
в) раскрепощать созидательные силы народа?
- Среди законов высшей юридической силой обладает:
а) Гражданский кодекс;
б) Уголовный кодекс;
в) Конституция.
17
- Что является источником права:
а) текст законов;
б) учебник по правоведению;
в) популярная брошюра о праве?
- Какое из перечисленных прав устанавливается юридическими нормами:
а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду;
б) право на уважение;
в) право на внимание.
- Какая из перечисленных ниже норм является моральной:
а) право на создание семьи;
б) право на сочувствие;
в) право на неприкосновенность личной жизни.
- Граждане России в возрасте от 14 до 18 лет:
а) являются недееспособными;
б) обладают неполной (частичной) дееспособностью;
в) полностью дееспособны.
- Полная дееспособность в семейном праве возникает:
а) с 16 лет;
б) с 18 лет;
в) с 21 года.
- Какое наказание не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему преступление:
а) исправительные работы;
б) арест;
в) пожизненное тюремное заключение?
18
- Авилина И. В. Как защитить свое право в суде. М. 1991.
- Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М. 1994.
- Иванов А. Консультации по основам государства и права. М. 1994.
- Конституция Российской Федерации.
- Лобер В. Л. Демократия: исторические корни, содержание, тенденции развития. М. 1992.
- Мухаев Р. Т. Основы политологии. М. 2006.
- Мушинский В. О. Основы правоведения. М. 2012.
- Никитин А. Ф. Права человека. М. 2007.
- Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М. 2006.
- Основы государства и права России, под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград 2009.
11.Политическая система. Вопросы демократии и самоуправления. М. 2008.
12.Политологический словарь, под ред. В. Ф. Халинова. М. 2005.
19
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на
заседании МО
учителей истории и географии МКОУ ЛСОШ №1 Протокол №1 от
Руководитель МО
(И.Н. Кузьмина.)
Согласовано зам. директора по учебно-воспитательной работе
тельной работе
(Л.Г. Касумов.)
Утверждено директором МКОУ ЛСОШ №1
№1
МКОУ ЛСОШ №1
(М.М. Костина.)
Рабочая программа и тематическое планирование спецкурса по истории для 10 класса
«Реформы и контрреформы в России
в X- первой половине XIX в.»
учитель истории и обществознания
МКОУ ЛСОШ №1
Ленинского района
Волгоградской области
Касумов Летиф Гаджимурадович
Ленинск 2012
Пояснительная записка.
Программа данного спецкурса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования для более глубокого изучения реформ и контрреформ в истории Отечества. Так как готовых учебных пособий по этой программе нет, предусматривается использование широкого круга учебных пособий. Используется широкое разнообразие форм занятий.
По ходу обучения учащиеся приобретает навыки самостоятельного поиска исторической информации, подготовки докладов, разделять субъективизм источников, моделирования игровых ситуаций на уроках.
Оценивание успехов учащихся в изучении курса будет осуществляться в форме зачета - собеседования.
Для фиксирования динамики интересов и более успешного закрепления материала и обеспечения познавательной активности учащихся программа включает в себя различные типы заданий в форме аналитических вопросов и тестов, которые вырабатывают у учащихся практические навыки. Данный курс рассчитан на 17 учебных часов.
Цели курса:
-развивать историческое мышление v учащихся, показывая на конкретных событиях взаимозависимость всех сфер общественной жизни;
-раскрыть на конкретных примерах взаимозависимость внутренней и внешней политики страны;
-получение учащимися более глубокого представления о реформе х и реформаторах Отечественной истории
-сформировать умение критического осмысления и анализа явлений и
процессов, происходящих в обществе.
Используемая литература:
1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов: История России с древнейших времен до конца XVI в. М.2008.
2. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов: История России конец XVII -- XIX вв. М 2003.
3. И.И.Ионов: Российская цивилизация IX - начало XX в. М.1995.
4. История России в 2-х Т. Т.1 (1Х - XIX вв ) М. 1997. (Авторский коллектив: Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А. и др.)
- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/3 | Дата про- ведения |
1 | Вводный урок | 1 | Лекция с элементами беседы | Проблемы реформ и контрреформ в истории России. Историография курса. Основные источники по изучению реформаторской деятельности. | Понимать суть проблемы реформ. Уметь анализировать и классифицировать источники и делать выводы | Собесе дование | Дать краткую характеристику какого- либо источника | ||
1 | Преобразования княгини Ольги | 1 | Комбиниро- ванный | Первые преобразования единой Руси. Введение организованной системы налогов. Княгиня Ольга как историческая личность | Уметь обосновать необходимость организации системы налогов; отличать организованную систему налогов от дани и полюдья. | Дать определение понятиям и терминам | Дань, полюдье | Составить мини доклад. | |
3 | Принятие христианства как исторический поворот | 1 | Беседа | Необходимость единой религии. Монотеистические религии. Положительное значение принятия христианства. Отдаление от Западной Европы. | Перечислить положительные факторы влияния христианства на общественное. политическое, культурное развитие страны. Изменение моральных норм. | Фрон- тальный. | Православие-религия аскетов и монахов? | Составить таблицу. | |
4 | Развитие норм права в Древней Руси. | 1 | Урок усвоения новых ЗУН | Суд Ярославль-первый письменный свод законов. Русская Правда Ярославичей. Краткая и Пространная редакции. | Путем сопоставления разных редакций показать эволюцию норм права. | Работа документами. | Отражение общественного неравен ства в своде законов | Отличие свода законов от норм обычного права | |
5 | Устав Владимира Всеволодовича | 1 | Урок применения ЗУН | Свод законов Владимира Мономаха. Укрепление власти. Борьба с ростовщичеством. | Уметь самостоятельно работать с документами; обобщать и делать выводы. | Работа с документами | Горизонтальный по- рядок наследования власти | Обосновать необходимость принятия нового свода законов | |
6 | Ордынское иго и рост деспотизма. | 1 | Лекция | Влияние Ордынского Ига на рост восточных начал в русском обществе. Деспотическая власть. Тирания. Моно- логичный характер власти. | Умение анализировать и Выделять причинно-следственные связи. | Работа с таблицей (Русь до и после ига) | Политичес- кая раздробленность страны. | Обосно- вать свою позицию по теме. | |
7 | Еще один поворот к Византии при Иване III | 1 | Комбиниро-ванный | Женитьба на Софье Па- леолог. Византийский церемониал. Судебник 1497. «Юрьев день». Начало крепостничества. | Уметь выделять причины Явлений. Видеть зарождение национального самосознания. Характеристика «крепостного права» | Работа с докумен-тами. | Падение Константинополя. «Москва-Третий Рим» | Показать Отличия Судебника 1497 года от прежних сводов | |
8 | Формирование сословно-представительной монархии | 1 | Комбиниро ванный | Созыв Земского собора. Судебник Ивана IV. Стоглав. Избранная рада. | Дать характеристику сословно-представительной монархии. Составить схему правления в Русском государстве b XVI в. | Собеседование. Работа с документами. | Опричнина. | Опричнина- закономерность или исключение | 1 |
9 | Повторитель- но-обобщаю- щий урок | 1 |
Урок обобщения ЗУН | Итоги реформаторской деятельности Рюриковичей. Эволюция политической системы. | Уметь четко сформули- ровать вопросы и отвечать на них письменно. | Вопросы повторе- ния. | Повторе-ние пройденного. | ||
10 | Соборное уложение Алексея Михайловича | 1 | Урок усвоения новых ЗУН | Начало правления династии Романовых. Россия после смуты. Новый свод. Укрепление крепостничества. | Обосновать необходимость принятия нового свода законов. Уметь находить из текста ответы на поставленные вопросы | Фронтальный | В чьих интересах усилива-лось крепостничество | ||
11 | Реформаторская деятельность В.В. Голицына | 1 | Урок применения ЗУН | Правление Софьи. Первая попытка европеизации страны. Неудачи во внешней политике | Обосновать, насколько своевременны были проекты реформ В.В. Голицына. Почему они не удались? | Собеседование | Просвеще-ние. Просветительство. | Охарактеризовать личность В.В. Голицына | |
12 | Реформы Петра1: модернизация или европеизация | 1 | Комбиниро ванный | Политические, экономические, социальные, культурные преобразования. Введение евро- пейских обычаев и норм жизни. Усиление расслоения общества. | Уметь обосновать свою позицию по вопросу «насильственной европеизации верхушки общества». Показать позитивные факторы реформ | Фронтальный | Сторонники и противники реформ | Подготовить мини-доклад. | |
13 | Продолжательница дел Петра!. | 1 | Урок применения ЗУН | Реставрация петров- ских учреждений. Отмена внутренних пошлин. Академия художеств. Университет в Москве. | Уметь систематизировать факты; самостоятельно анализировать новый материал. | Собесе дование | Поколение образованных людей: братья Шуваловы, MB. Ломоносов | Составить конспект | |
14 | От «Уложенной комиссии» к усилению крепостничес-тва. | 1 | Лекция | Комиссия 1767г. «Наказ» императрицы. Гу- бернская реформа. «Жалованная грамота» | Уметь находить общие и отличительные признаки рабства и крепостничества в России во второй половине XVIII в. | Составив таблицу и рассказывать по ней | «Жалованная грамота» городам | Составить таблицу | |
15 | От либеральных реформ к Аракчеевщине | 1 | Комбиниро-ванный | Работа «Негласного комитета». Попытка ослабления крепост-ничества. Административная реформа. Проект М.М. Сперанского. | Выявить причины реформ. Показать причины неудач. Выявить взаимосвязь внутренней и внешней политики. | Работа с документами. | Фритредер- ские указы Александра I | Выявить причины резкого поворота во внутренней политике. | |
16 | Свод законов М.М. Сперанского. | 1 | Урок применения ЗУН. | Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи (15 томов) | Уметь работать с документами, анализировать, обобщать и делать выводы. | Работа с документом. | Обосновать значение реформы. | ||
17 | Повторитель- но-обобщаю- щий урок | 1 | Урок повторения. | Итоги преобразований в России в X-XIX вв. Противодействие реформам. | Уметь составлять контрольные вопросы и отвечать на них письменно. | Ответы на тесты, на вопросы повторения. Под- ведение итогов. | Выступить с докладом по итогам реформ. |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа курса по выбору
Тема: «Русско-турецкие отношения
на Кавказе в первой трети XIX в.»
Преподаватель истории и общество-
знания МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»
Ленинского района
Волгоградской области
Касумов Летиф Гаджимурадович
Волгоград 2013
Национальный вопрос и межэтнические отношения остаются в нашей стране злободневными темами. В настоящее время одной из самых горячих точек остается Кавказ. В связи с этим возрастает интерес к историческому событию - присоединению Кавказа к России в XIX в. В этом смысле определенный интерес вызывает борьба между Россией и Турцией в первой половине века из-за ряда территорий на Кавказе. Именно этот хронологический период как время присоединения Кавказа к России является предметом изучения данного курса.
Реализация данной программы будет осуществляться в курсе история России в XIX в. Поскольку готовых учебных пособий по этой программе нет, предусматривается использование широкого круга учебных изданий. Следовательно формы работы, в основном, будут типа лекционно-семинарских занятий.
Программа позволяет оценить потребности учащихся при выборе профиля дальнейшего образования. Содержание данного курса коренным образом отличается от базового, где о нем упоминается вскользь.
Для изучения данного курса в школьной и районной библиотеке имеется достаточно учебного материала, из перечисленных в разделе «источники и литература».
При изучении программы будут использоваться такие виды деятельности, как анализ международной обстановки, составление хронологических таблиц, дискуссии, сообщение на тему, найти как можно больше материала по данной теме, обобщение фактов и событий.
По ходу обучения учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска исторической информации, написания реферата, разделять субъективное и объективное мнение, моделирования игровых ситуаций на уроках.
Оценивание успехов учащихся в изучении курса будет осуществляться в форме зачетов, и контрольных работ.
2
Для фиксирования динамики интересов и более успешного закрепления материала и обеспечения познавательной активности учащихся программа включает в себя различные типы заданий в форме аналитических вопросов и тестов, которые вырабатывают у учащихся практические навыки в дальнейшем обучении в профильной школе.
Данный курс рассчитан на 9 учебных часов для учащихся 8-х классов в качестве факультатива.
Цели и задачи:
- показать не только завоевательный характер политики России на Кавказе, осуществленной колонизаторскими методами, но и прогрессивное значение для народов Кавказа вхождение в состав огромной империи;
- обратить внимание на то, что многие народы Кавказа добровольно вошли в состав России;
- показать, что Кавказ является объектом споров и вооруженных столкновений между собой не только соседних с ним держав - России, Турции и Ирана, но и ведущих европейских держав - Англии и Франции;
- раскрыть экономическую заинтересованность России в Кавказском регионе;
- раскрыть геостратегические интересы России на Кавказе;
- развивать историческое мышление у учащихся, показывая на конкретных событиях зависимость военных действий от экономического и политического
развития воюющих сторон, а также от характера войны;
- способствовать формированию гуманной личности на принципах толерантности;
- осуществлять патриотическое воспитание на примерах мужества и стойкости русских солдат и офицеров.
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА КАВКАЗЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Внешнеполитическое положение России в первое десятилетие XIX в. | 1 |
| ||
3 | Русско-турецкая война 1806-1812 гг. | 1 |
4 | Русско-турецкие разногласия относительно черноморского побережья Кавказа (1812-1820) | 1 |
| ||
5 | Обострение Восточного вопроса. Аккерманская конвенция | 1 |
6 | Новое обострение русско-турецких отношений и начало Войны 1828-1829 гг. | 1 |
7 | Адрианопольский трактат | 1 |
8 | Ункяр-искелесийский договор | 1 |
9 | Заключение | 1 |
4
- Введение
Проникновение России на Кавказ. Кавказ в орбите внешнеполитических интересов великих держав. Торгово-экономические интересы России на Кавказе. Создание Кавказского корпуса. Конкретизация изучаемого курса.
- Внешнеполитическое положение России в первое десятилетие XIX в.
Завоевательные планы Франции и Турции. Отсутствие централизованных государств на Кавказе. Присоединение Восточной Грузии в 1801 г. Колониальные интересы Англии и Франции на Кавказе. Имеретинский царь Соломон II. Вхождение в состав России Мингрелии, Имеретии и Гурии. Редут-Кале. Война с Персией 1804-1813 гг. Обострение русско-турецких отношений.
- Русско-турецкая война 1806-1812 гг.
Причины и начало войны. Взятие русскими войсками Анапы, Поти и Сухумской крепости. Боевые действия на Балканском театре войны. Назначение командующим русскими войсками на Балканах М. И. Кутузова. Обострение отношений с Наполеоном и необходимость подписания мира с Турцией. Переговоры в Бухаресте и подписание мирного договора. Результаты войны.
- Русско-турецкие разногласия относительно черноморского побережья Кавказа (1812-1820 гг.)
Борьба за выполнение условий Бухарестского договора. Изменение позиции Турции в связи с нападением Наполеона на Россию. Деятельность А. Я. Италийского. Усиление позиций России в Европе и на Кавказе после победы над Наполеоном. Создание «Священного союза». Г. А. Строганов. Восстание в Имеретии в 1819 г. Жестокое подавление восстания.
- Обострение Восточного вопроса. Аккерманская конвенция.
Введение льготного таможенного тарифа (1821 г.). Греческое восстание и осложнение отношений между Россией и Турцией. Ущемление торговых интересов России. Нота русского посланника А. Строганова. Позиция западных
5
держав по отношению к России. Аккерманская конвенция (1826 г.) Дипломатическая победа России.
- Новое обострение русско-турецких отношений и начало войны 1828-1829 гг.
Лондонский договор 1827 г. Расторжение Турцией Аккерманской конвенции. Причины и начало войны (26 апреля 1828 г.). Ход войны на Балканах. Ход война на Кавказе. Карс. Ахалкалаки. Ахалцихе. Ацхури. Ардаган. И. Ф. Паскевич. Взятие Эрзерума, завоевание Эрзерумского и Мушского пашалыков. Поражение Турции.
- Адрианопольский трактат.
Необходимость мирного договора. Подготовка к переговорам. Требования России. Начало переговоров. Перерыв в работе конференции. Спор относительно 4-х крепостей на Кавказе. Подписание мирного договора (14.09.1829г.). Окончание боевых действий на Кавказе (14.10.1829 г.). Подписание конвенции о мире в Закавказье.
- Ункяр-искелесийский договор.
Египетские кризисы 1831-1833 гг. Российская помощь Махмуду II. Действия русской эскадры в Босфоре. Высадка русского десанта. Действия Великобритании и Франции по примирению Египта и Турции. Подписание договора в Ункяр-искелеси. Обострение отношений с западными державами. Их попытки использовать восстание горцев для отторжения Кавказа от России.
- Заключение.
Завоевательный характер политики Турции и России на Кавказе. Добровольное вхождение в состав России некоторых народов Кавказа.
Значение Кавказа для торгово-экономического развития России. Активизация внешнеполитической деятельности Западных держав на Ближнем Востоке и Кавказе. Ликвидация Ункяр-искелесийского договора и заключение конвенции о проливах.
6
КОНТРОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Когда началось проникновение России на Кавказ?
- Чем привлекал Кавказ внимание великих держав?
- Какие цели преследовала Россия на Кавказе?
- Интересы каких стран переплетались в Кавказском регионе?
- Какие наиболее крупные княжества и ханства существовали на Кавказе в начале XIX в.?
- Когда произошло присоединение Восточной Грузии? Было ли это добровольным актом местной власти?
- С какой целью в устье реки Хопи было построено укрепление, получившее впоследствии название Редут-Кале?
- Каковы причины войны (1804-1813 гг.) с Персией и ее результаты.
- Назовите причины русско-турецкой войны 1806-1812 гг.?
- Почему в 1812 г. Россия торопилась подписать мир с Турцией?
- В чем проявилось дипломатическое искусство М. И. Кутузова?
- Назовите результаты войны (1806-1812 гг.)
- Почему изменилась позиция Турции после подписания Бухарестского договора?
- Как бы вы охарактеризовали деятельность русского посла в Турции А. Италийского?
- Какие цели преследовал Александр I, выступив инициатором создания «Священного союза»?
- Охарактеризуйте причины восстания в Имеретии в 1819 г.
- Как Греческое восстание отразилось на взаимоотношениях России и Турции?
- В чем причины наложения турецким правительством Эмбарго на русский хлеб, провозимый через черноморские проливы?
- Кому было выгодно подписание Аккерманской конвенции?
- Почему Россия не могла открыто поддержать восставших греков?
7
- Как России удалось настроить западные державы подписать Лондонский договор?
- Каковы причины новой войны с Турцией?
- Почему русским войскам был отдан приказ не входить в Константинополь?
- Составьте краткий рассказ от лица участника боевых действий на Кавказе.
- Какие требования выдвинула Россия на переговорах?
- Почему в переговорах был сделан перерыв?
- Почему после подписания Адрианопольского мирного договора война на Кавказе продолжалась еще целый месяц?
- Составьте рассказ от лица участника конвенции о мире, подписанной в октябре 1829 г. между И. Ф. Паскевичем и Осман-пашой.
- Почему Россия оказала помощь Махмуду II?
- Какие преимущества получала Россия по Ункяр-искелесийскому договору?
- Каковы причины восстания горцев против русских войск? Могли ли горцы победить?
- Насильственное завоевание или добровольное вхождение Кавказа?
- Что получили кавказские народы от присоединения к России?
- Охарактеризуйте торгово-экономическое значение Кавказа для России.
- Охарактеризуйте геополитическое значение Кавказа для России.
ТЕСТЫ
- Какие отрасли хозяйства господствовали в южных областях России в начале XIX в:
а) тяжелая промышленность;
б) легкая промышленность;
в) земледелие и животноводство?
- Какие страны соседствовали с Россией на Кавказе:
а) Турция и Афганистан;
б) Турция и Иран;
в) Иран и Афганистан?
8
- Между какими морями расположен Кавказ:
а) между Черным и Азовским;
б) между Каспийским и Аральским;
в) между Черным и Каспийским?
- Присоединение Восточной Грузии произошло:
а) в 1801 г.;
б) в 1810 г.;
в) в 1800 г.
- Крепость Редут-Кале была построена:
а) в 1802 г.;
б) в 1806 г.;
в) в 1804 г.
- Кто правил в Имеретии в начале XIX в.:
а) А. Чавчавадзе;
б) Соломон II;
в) Григорий Дадиани?
- Где еще, кроме Кавказа, велись боевые действия между Россией и Турцией (1806-1812 гг.):
а) на Балканах;
б) в Средней Азии;
в) в Крыму?
- Когда был назначен М. И. Кутузов командующим русскими войсками на Балканах:
а) в 1810 г.;
б) в 1811 г.;
в) в 1812 г?
9
- Бухарестский мир был подписан:
а) в июне 1811 г.;
б) в январе 1812 г.;
в) в мае 1812 г.
- Вторжение Наполеона в Россию произошло:
а) в феврале 1812 г.;
б) в июне 1812 г.;
в) в декабре 1812 г.
- В 1816 г. был назначен русским посланником в Турции:
а) Г. Строганов;
б) А. Италийский;
в) И. Каподистрия?
- Где в 1819 г. произошло восстание:
а) в Кахетии;
б) в Абхазии;
в) в Имеретии?
- Каков был процент льготной таможенной пошлины, введенной в 1821 г. для Закавказья:
а) 3%;
б) 5%;
в) 10%?
- Когда началось греческое восстание:
а) в 1820 г.;
б) в 1815 г.;
в) в 1823 г.?
10
- Аккерманская конвенция была подписана:
а) в 1821 г.;
б) в 1826 г.;
в) в 1829 г.
- Лондонский договор был подписан:
а) в 1823 г.;
б) в 1825 г.;
в) в 1827 г.
17.Кто командовал русскими войсками на Кавказе во время войны 1828-1829 гг.:
а) X. А. Ливен;
б) И. Ф. Паскевич;
в) А. П. Ермолов?
- 5 июля 1828 на Кавказе была взята крепость:
а) Карс;
б) Ахалкалаки;
в) Ардаган.
19. Почему Россия спешила подписать мирный договор в 1829 г.:
а) Россия была истощена войной;
б) Турция могла перейти в мощное контрнаступление;
в) Россия боялась вмешательства западных держав?
- Когда был подписан Адрианопольский трактат:
а) 2 сентября 1828 г.;
б) 2 сентября 1829 г.;
в) 14 сентября 1829 г.?
11
- Русская эскадра в 1833 г. в целях оказания помощи султану Махмуду II вошла:
а) в Керченский пролив;
б) в Дарданельский пролив;
в) в пролив Босфор.
- Подписание Ункяр-искелесийского договора состоялось:
а) в 1831 г.;
б) в 1833 г.;
в) в 1840 г.
- Кто длительное время руководил восстанием горцев на Кавказе:
а) Хаджи-Мурат;
б) Соломон II;
в) Шамиль?
- Внешняя политика России XIX и начала XX в.: документы Российского министерства иностранных дел. М. 1960-1985. Серия первая Т. I-VIII. Серия вторая. Т. I(IX)-VI(XIV).
- Записки А. П. Ермолова. 1798-1826 гг. М. 1991.
- Пирцхалайшвили А. Г. Имеретия и Гурия в период 1804-1840 гг. Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. 1. Тбилиси 1942.
- Юзефович Т. Договоры России с Востоком (торговые, политические) СПб. 1869.
- Блиев М. М., Дегоев В. В., Киняпина Н. С. Современная буржуазная историография политики России на Кавказе и в Средней Азии в XIX в. «ВИ». №4 1988. С. 37-53.
- Бушуев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М. 1955.
- Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время (конец XVIII-начало XX в.) М. 1989.
- Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало
- в. М. 1978.
10. Жихарев С. Русская политика в Восточном вопросе. Т, I М. 1986
11. Ибрагимбейли X. М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX в. М. 1969 г.
12.Иоаннисян А. Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX в. Ереван 1958.
- Итоги и задачи изучения внешней политики России: советская историография. М. 1981 г.
14.Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России второй половины XVIII - первой половины XIX века.
1313
3. Кутузов М. И. Письма, записки. М. 1989.
15.РожковаМ. К. Экономическая политика царского правительства на
Среднем Востоке во второй четверти XIX в. и русская буржуазия. М-Л 1949.
16.Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе XVI-XIX вв. М. 1958.
17.Фадеев А. В. Кавказ в системе международных отношений, 20-50-е гг
XIX в. М. 1956.
18.Фадеев А. В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М. 1960.
19.Шеремет В. И. Турция и Адрианопольский мир 1829 г. М. 1975 г.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...