Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Смирнова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа разработана в 2014г. близко к требованиям ФГОС. Базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_1.docx48.47 КБ
Microsoft Office document icon 5_2.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цель:

Познавательная - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Социокультурная - раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Общие задачи изучения предмета  «История Древнего мира» следующие:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях, Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над- предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне, активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке

(в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

/. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
  1. Описание (реконструкция):
  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; ,
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и .вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и  общественных мероприятиях по поиску и охране памятников  истории и культуры).        

       Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

Оценка индивидуального проекта

1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.

4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

5. Критерии оценки проектной работы:

5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

 

 Портфолио обучающегося как метод оценки

Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой  областях.

 .В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества,   рефлексии.   Такими   работами   (в   рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

•  выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам по истории;

2)  систематизированные материалы текущей оценки:

• отдельные листы наблюдений;

• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;

•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

3)    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.

                                Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её. с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон  Российской федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Программа развития ГБОУ СОШ № 348
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга – 2012

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа учебного курса истории Древнего мира для 5 класса (далее Рабочая программа) составлена  на основе  авторской программы курса истории для 5 классов  общеобразовательных учреждений, автор А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М.: «Просвещение», 2010 г.  и Государственного общеобразовательного стандарта.

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета 

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией, программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

    Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

Программа составлена в полном соответствии с типовой программой, изменений нет.

 В Рабочей программе следующее распределение часов:

  1. Введение - 3
  2. Первобытные собиратели и охотники -3
  3. Первобытные земледельцы и скотоводы -2
  4. Счет лет в истории - 1
  5. Древний Восток -18
  6. Древняя Греция -20
  7. Древний Рим -17
  8. Повторительно-обобщающие уроки -6

 

Используемые учебники:

«История Древнего мира». А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая М. : «Просвещение», 2012 г.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2012 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение истории в 5 классе составит 70 часов.

1 триместр – 24 часа                                      Проекты, исследования - 1

2 триместр – 22 часа                                      Проекты, исследования -1

3 триместр – 24 часа                                      Проекты, исследования-1

Используемые технологии: 

 

  • Игровые технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Технология критического мышления
  • Проектная и исследовательская деятельность

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • фронтальный опрос
  • собеседование
  • проверочная работа;
  • индивидуальные разноуровневые задания;

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (самостоятельные и контрольные работы).

Основной формой итогового контроля является контрольные работы

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;
  • выдающихся деятелей этого периода;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

Уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерий оценки знаний учащихся

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
  • называет место, обстоятельства, участников, результаты  исторических событий,  
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
  • объясняет смысл и значение исторических понятий
  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий  
  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории  
  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий  

ХОРОШО

  • называет даты  важнейших событий
  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,    
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • соотносит единичные исторические факты и общие явления
  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,  
  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий  

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий
  • называет место. Обстоятельства важнейших событий
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты
  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,  
  • не может читать историческую карту
  • не может объяснить смысл важнейших понятий  

 

Литература и средства обучения

УМК

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

  1. учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2008-2009гг.
  2. Г.И. Годер.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс, 1-2 части – М.: Просвещение, 2007г.
    Л.Л. Кочергина История древнего мира. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель»,2003г.
  3. О.А. Северина История Древнего мира. Поурочное планирование. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003г.
  4. Н.Б.Крючкина Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. Москва, «Сфера», 2003г.
  5. Л.И.Зверева, А.Е. Тувельман.Древний мир. Краткие конспекты уроков для учителя истории. Москва, «Владос». 2002г.

Дополнительая литература

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.2008
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира М. 1991
  3. http//sckool-collection.edu.ru
  4. http//www.hrono.ru
  5. http//www.ancient.ru|
  6. http//ellada.spb.ru|
  7. http//ancientrome.ru|

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта по курсу «история».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Основные элементы содержания

Контроль

Планируемые результаты обучения

 

Планируемые сроки/дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

5-а

5-б

5-в

1

Введение

Мир истории. Письмо Клио ученикам.

История – наука о прошлом.

История Древнего мира.

О чем рассказывает история?

Где можно узнавать о прошлом?

Ваш помощник компьютер.

Как можно проявить себя при изучении истории?

Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории;

Знать и уметь объяснять понятия «история», «исторический источник»; знать виды источников и приводить примеры

выполнение работы по предъявленному алгоритму

Освоение правил поведения на уроке

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

2

Древнейшие люди

1.Загадка появления первых людей на Земле

2.Первый человек

3.Выделение человека из мира природы

4.Занятия древних людей

5.Первые коллективы древних людей

Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории;

Знать и уметь объяснять понятия «австралопитек», «человек умелый», «человек прямоходящий», «питекантроп», «синантроп»; уметь описывать первые орудия труда; видеть сходства и различия первобытного и современного человека

Грамотно строить устный ответ на основе полученных знаний; выделять черты сходства и отличия двух объектов;      кратко излагать суть прочитанного текста.

Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме

3

Родовые общины охотников и собирателей

1.Наступление ледника на землю

2. Изменения жизни человека в ледниковый период.

3. Жизнь человека в родовой общине.

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «человек разумный», «ледниковый период», «родовая община»

Умение находить в тексте нужную информацию; выявлять признаки указанного объекта или   явления;

ответственное отношение к учению

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1. Возникновение религиозных верований.

2. Возникновение искусства.

А. Возникновение живописи.

Б. Возникновение скульптуры.

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «наскальная живопись», «религиозные верования», «магия», «тотем», «фетиш», «загробный мир»; умение находить связь между явлениями прошлого и современностью.

Умение давать характеристики объектам или явлениям; выявлять причинно-следственные связи;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

-навыки сотрудничества в разных ситуациях

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1.Возникновение скотоводства.

2.Возникновение земледелия.

3.Появление ремесел и использование металлов.

опрос

Знать и уметь объяснять понятия «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «неолитическая революция»

Выявлять причинно-следственные связи;

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

6

Появление неравенства и знати

Возникновение соседской общины и неравенства.

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «соседская община», «вождь»,  «знать», «город». Констатировать изменения, произошедшие внутри человеческого коллектива.

Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

7

Счет лет в истории

1. Счет лет в истории  

1.1. Как люди учились считать время.

1.2. Как вести счет лет в истории.

 

Проверочная работа Работа с понятиями и датами Дифференцированное выполнение заданий по счету лет в истории

Знать и уметь объяснять понятия «год», «век», «столетие», «эра», «эпоха», «период»;      решать исторические задачи на счет времени

Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять собственные задания по предложенному образцу

Овладение навыками индивидуальной работы

8

От первобытности к цивилизации

Работа с понятиями и картой

Раздел 2 Древний Восток

9

Государство на берегах Нила

1.Географическое положение Египта.

2. Климат и рельеф страны.   Ее полезные ископаемые.

3.Разливы Нила.  4.Первые жители долины Нила.

5. Страна Египет

6. Объединение Египта

в единое государство

7. Фараон – правитель Египта

8. Управление Египтом  

Опрос.

Освоить алгоритм начального изучения истории государств «географическое положение-природные условия-занятия жителей»;    навыки работы с исторической картой

Установление причинно-следственных связей;

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

 Быт земледельцев и ремесленников..

индивидуальная работа по карточкам или работа с контурной картой по рабочей тетради;

Знать и уметь объяснять понятия «фараон», «раб», «жрец», «писец»; представления о социальной структуре общества.

Умение фиксировать информацию в виде схемы; навыки работы с текстом;

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам

11

Жизнь египетского вельможи

Жизнь и служба вельмож

Знать понятия «вельможа», «рабовладелец», уметь составлять рассказ о жизни вельможи используя исторические сведения

Умение составлять план рассказа

- мотивация учебной деятельности;

12

Военные походы фараонов

1. Цели военных походов фараонов

2. Египетская армия

3. Завоевательные походы египетских фараонов.

4. Значение военных походов.

Практический урок: работа с историческим источником (их условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона).

Знать и уметь объяснять понятия «армия», «пехота», «наемник»;

Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ;

умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления

Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту

14

Религия древних египтян

1.Возникновение веры в богов.

2.Культ жизни после смерти. 3.Храмы и жрецы. 4.Черты египетской религии

Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории; Проверочная работа

Знать и уметь объяснять понятия «религия», «язычество», «священное животное», «зооантропоморфный облик»; овладение навыком прочтения письменного источника; умение работать с учебной исторической картиной

Умение фиксировать информацию в виде таблицы; навыки получения информации из специфического источника;

Получение навыков индивидуальной работы

ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

15

Искусство Древнего Египта

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель¬еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «пирамида», «храм», «архитектура», «канон»;  получение навыков работы с иллюстрациями

Умение грамотно строить устный ответ; умение описывать изображение

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.

16

Культура и письменность Древнего Египта.

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись¬ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате¬матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ¬ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи¬рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро¬шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен¬ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле¬ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Опрос

Знать и уметь объяснять понятия «иероглиф», «папирус»;

Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить

17

Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Египет

Работа с презетацией

Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.

18

Древнее Двуречье

  1. Географическое положение и природа  Двуречья
  2. Занятия жителей Двуречья.
  3. Древнейшие государства Двуречья.
  4. Религия Двуречья.
  5. Культура Двуречья.

Работа в рабочей тетради

Овладение навыками работы с исторической картой;

знать и уметь объяснять понятия «клинопись», «зиккурат»;

умение находить связь между явлениями прошлого и современностью

Овладение навыками сравнения.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1.Возвышение Вавилона во II тыс. до н.э.

2.Законы царя Хаммурапи

3. Расцвет Вавилона в VII- VI веках  до н.э.

презентации

Овладение навыками работы с юридическим историческим источником.

Умение характеризовать объекты и явления

Овладение навыками индивидуальной работы

20

Финикийские мореплаватели

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «колония», «пират», «алфавит»; понимать уникальность финикийской цивилизации в сравнении с ирригационными; умение работать с исторической картой

Овладение навыками сравнения;

Знать и уметь объяснять понятия «колония», «пират», «алфавит»; понимать уникальность финикийской цивилизации в сравнении с ирригационными; умение работать с исторической картой

21

Библейские сказания

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «Библия», «Ветхий Завет», «кочевой народ», «заповедь»; умение работать с исторической картой;

умение сравнивать явления.

Овладение навыками сравнения;

умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

22

Древнееврейское царство

Работа в рабочей тетради

23

Ассирийская держава

1.Географическое положение и природные условия Ассирии

2. Занятия ассирийцев.

3. Власть в стране.  Рост могущества государства

4. Культура Ассирии

5. Гибель страны

Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «железный век», «империя»;

умение работать с исторической картой;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний других народов.

Способность организовывать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Овладение навыками совместной работы

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога.

24

Персидская держава «Царя царей».

  1. Возвышение Персии  
  2. Завоевания Персии при Кире  
  3. Персидское государство при Дарии  

Проверочная работа

Знать и уметь объяснять понятия «империя», «сатрап», «бессмертные»; умение работать с исторической картой.

Овладение навыками анализа и сравнения; умение грамотно строить устный ответ

умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры;

-  коммуникатив

ная компетент

ность в общении и сотрудничест

ве  со сверстниками в образователь

ной, учебно-исследовательской, творческой  деятельности

25

Природа и люди Древней Индии

  1. Географическое положение Индии.  
  2. Занятия индийцев.
  3. Древние города Индии.
  4. Объединение Индии. Царь Ашока.
  5. Религия  Древней Индии.
  6. Индийские касты.
  7. Культура Индии.

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «каста», «реинкарнация», «нирвана», «аватар», «карма»;

умение работать с исторической картой; навыки работы с литературным историческим источником.

Активное применение полученных знаний в измененной ситуации;

умение грамотно строить устный ответ; навыки анализа текста

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи  

26

Индийские касты

Работа в рабочей тетради

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1.Географическое положение Китая.

2. Занятия жителей Древнего Китая

3. Власть в Древнем  Китае.

4. Жители Древнего Китая

5.    Культура Древнего Китая

Опрос.

Умение работать с исторической картой;

поиск и систематизация исторической информации.

Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений

Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции

28

Первый властелин единого Китая

Проверочная работа

29

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Древний Восток»

1.Промежуточные тесты по теме 3.

2.Подведение итогов заполнения карт и ленты времени

3.Подведение итогов самостоятельной работы.

Опрос.

Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Раздел 3  Древняя Греция

30

Греки и критяне

  1. Географическое положение Древней Греции
  2.  Климат
  3. Растительный и животный мир

Занятия древних греков

Фронтальный опрос.

Умение работать с исторической картой;

умение работать с мифом как с историческим источником; критика художественного произведения на историческую тему

Применение полученных знаний для анализа источника

. - мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога;

31

Микены и Троя

  1. Географическое расположение древнейших греческих государств
  2.  Микены – древнейшее государство Греции
  3. Государство на Крите    

Опрос.

Формирование знаний о древнейшем этапе истории Греции и истоках ее величия;  знать и уметь объяснять понятия «причина», «повод»

Умение составлять конспект по тексту параграфа;

навыки анализа и сравнения;

навык участия в обсуждении проблемной учебной ситуации

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

32

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Троянская война.

2. Поэма Гомера  «Илиада»..

3. Поэма Гомера « Одиссея» .

Работа в рабочей тетради

Навыки работы с литературными произведениями как с историческими источниками

Активное применение уже полученных знаний в измененной ситуации

Освоение гуманистичес

ких ценностей

-  коммуникатив

ная компетент

ность в общении и сотрудничест

ве  со сверстниками в образователь

ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

33

Религия древних греков

  1. Религиозные верования греков
  2. Мифы о греческих богах
  3. Мифические герои

Опрос.

Получение первичных знаний о греческой мифологии и ее персонажах; умение понимать мифологические иносказания

Приобретение навыков синтеза;  активное применение уже имеющихся знаний

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

34-35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

.Географическое положение Аттики

2.Занятия жителей

Афин

Фронтальный опрос. Работа по карточкам и в рабочей тетради

Знать и уметь объяснять понятия «полис», «демос», «долговое рабство»;

умение работать с исторической картой.

Способность решать поставленные проблемы и искать пути для их решения

Коммуникатив

ная компетент

ность в общении и сотрудничест

ве  со сверстниками в образователь

ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

36

Зарождение демократии в Афинах

3. Власть в Афинах

4.Реформы Солона

презентации

Знать и уметь объяснять понятие «демократия»; давать характеристику реформам Солона и их последствиям.

Умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления;

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассни

кам;

осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру

37

Древняя Спарта

  1. Географическое положение Спарты
  2. Особенности государственного устройства
  3. Жизнь спартанцев

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «илот», «лаконичная речь»;

умение работать с исторической картой;    владение информацией об уникальности Спарты и ее народа

Умение сравнивать; умение делать выводы.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам;

осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру

38

Основание греческих колоний

. Причины колонизации

2. Греческая  колонизация в Средиземноморье

3. Процесс

3. Последствия колонизации

Работа в рабочей тетради

Знать и уметь объяснять понятия «эллин», «варвар»;

знакомство с исторической драматизацией; работа с исторической картой по направлениям греческой колонизации.

Умение применять полученные знания в новой ситуации

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам

39

Олимпийские игры в древности

Возникновение Олимпийских игр.

2.Организация  Олимпиад

3.Проведение Олимпиад.

4.Знаменитые атлеты

5. Олимпиады в наши  дни

Опрос.

Знать и уметь объяснять понятия «олимпийские игры», «атлет».

Поиск и систематизация информации; умение представлять результаты своей деятельности в виде сообщения

Приобретение навыков определения собственной позиции

40

Победа греков над персами в Марафонской битве

  1. Причины греко-персидских войн
  2. Марафонская битва
  3. Битва при Фермопилах
  4. Саламинское сражение
  5. Итоги и значение греко-персидских войн

Опрос.

Знать и уметь характеризовать основные события греко-персидских войн и их участников;                      умение работать с исторической картой; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей и народов.

Умение анализировать и делать выводы

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассни

кам

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

Работа в рабочей тетради

42

В гаванях афинского порта Пирей

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Опрос.

Знать и уметь описывать произведения классической греческой культуры;        умение работать с иллюстрациями

Активное применение имеющихся знаний в новой ситуации

Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

43

В городе богини Афины

Работа в рабочей тетради

44

В Афинских школах и гимнасиях

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Опрос.

Знать и давать характеристики основным направлениям научной деятельности греков

Навыки составления конспекта по тексту учебника

Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

45

В афинском театре

Происхождение греческого театра

2.Устройство театра

3. Великие поэты Греции.

Театральные представления 

Знать и уметь объяснять понятия «театр», «скене», «орхестра», «трагедия», «комедия»; роль театра в жизни древних греков.

Умение анализировать и делать выводы

Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

46

Афинская демократия при Перикле

.Возвышение Афин  в V в. до н.э.

2.Население Афин.

3.Правление Перикла

4. Народное собрание в Афинах

Фронтальный опрос.

Знать и уметь характеризовать деятельность стратега Перикла и ее последствия.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

47

Города Эллады подчиняются Македонии

Македония при Филиппе Македонском.

2. Подчинение Греции

3. Завоевание Малой Азии, Египта.

4. Индийский поход

Опрос.

Знать и уметь рассказывать о деятельности царя Филиппа Македонского, давать оценки его деятельности и ее последствиям;

работа с исторической картой.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассни

кам

48

Поход Александра Македонского на Восток

Опрос.

Умение работать с исторической картой — показывать направления походов Александра Македонского

Навыки составления плана

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

овладение навыками уважительного отношения к одноклассникам.

49

В древней Александрии Египетской

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Работа в рабочей тетради

Умение работать с исторической картой;

систематизация исторической информации

Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в форме эссе

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

50

Повторительно-обобщающий урок по теме
« Древняя Греция»

  1. Искусство классической Греции.
  2. Архитектура  
  3. Скульптура
  4. Живопись

5.Значение греческого искусства

Промежуточные тесты по теме 4.

2.Подведение итогов заполнения карт и ленты времени

3.Подведение итогов самостоятельной работы.

Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Раздел 4. Древний Рим

51

Древнейший Рим

.Древний Рим  – страна античного мира.

2.Географическое положение Рима.

3.Основание Рима: легенды и действительность.

4.Первые цари Рима

Опрос.

Навык работы с мифом как с историческим источником (умение воспроизвести его и дать оценку); работа с исторической картой; знать и уметь определять понятия «патриций», «плебей», «монархия», «республика»

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

52-53

Завоевание Римом Италии

1.Патриции и плебеи-  жители Рима.  

2. Государственное устройство Рима при первых царях

3.Борьба плебеев  за свои права.

4. Республиканское государственное устройство в Риме..

Опрос.

Знать и объяснять понятия «республика», «консул», «кандидат», «сенат», «легион», уметь работать со схемой

Навык фиксирования информации в виде схемы

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

54

Устройство Римской республики

1.Римская республика к IVв.до. н.э.

2.Война Рима с галлами.

3. Война Рима с Пирром.

4. Армия республики

Опрос.

Знать основные события Пунических войн и их участников;

умение работать с исторической картой.

Умение определять проблему, искать пути решения и решать.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

55-56

Вторая война Рима с Карфагеном
( 218-201гг. до н.э.)

1.Противостояние Рима и Карфагена

2.Первая Пуническая война

3.Вторая Пуническая война. Канны.

4.Третья  Пуническая война. Разрушение Карфагена

5.Итоги войн

Знать основные события Пунических войн и их участников;

умение работать с исторической картой.

Умение определять проблему, искать пути решения и решать.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

57

Установление господства Рима во всем Средиземноморье
во 2- м веке до н.э.

Последствия Пунических войн.

2. Расцвет республики в Риме.

3. Власть и управление в римской республике.

4.Земельная реформа Гракхов.

Фронтальный опрос.

58

Рабство в Древнем Риме

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Работа в рабочей тетради

Знать и уметь давать характеристики основным категориям рабов. Знать и уметь объяснять понятие «гладиатор».

Умение фиксировать информацию в виде схемы

коммуникатив

ная компетент

ность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образователь

ной, учебно-исследователь-ской, творческой и других видах деятельности

59

Земельный закон братьев Гракхов

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Опрос.

Выявлять и формулировать причины разорения римских земледельцев. Знать содержание земельного законодательства и итогов деятельности братьев Гракхов.

Выявление причинно-следственных связей, умение делать выводы.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

60

Восстание Спартака

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Знать основные причины ,события и участников восстания рабов под предводительством Спартака.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

уважительное отношение к правам и свободам человека.

61

Единовластие Цезаря в Риме

Что такое гражданские войны и в чем их причины.

2.Путь Цезаря к власти. 3.Триумвират.

4.Галльская война

5. Война Цезаря за власть в Риме.

Опрос.

Знать и уметь характеризовать основные этапы жизни и деятельности Цезаря, давать оценки его деяниям, уметь определять их последствия.

Умение формулировать и обосновывать выводы.

-ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

62

Установление империи в Риме

Борьба за власть после смерти Юлия Цезаря (Антоний и Октавиан)

2. От республики к империи.

3. Римская империя при Августе

Фронтальный опрос.

Знать и уметь характеризовать основные события гражданских войн в Риме после смерти Цезаря. Знать и уметь объяснять понятие «император»

Получение навыков сравнения, умение делать выводы, определять причинно-следственные связи

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

63

Соседи Римской Империи в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Опрос.

Знать причины поражения римской армии в 1 в н.э., уметь характеризовать социальную структуру общества германцев.

Умение формулировать и обосновывать выводы.

- мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога;

64

В Риме при императоре Нероне

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Работа в рабочей тетради

Знать последствия правления Нерона , уметь характеризовать его как императора

Способность организовывать и регулировать свою деятельность

навыки сотрудничества в разных ситуациях.

65

Первые христиане и их учение.

1.Религиозные верования в древнем мире

до возникновения христианства.

2. Евангелие – повествование о   жизни  Иисуса Христа

3. Первые христиане в Риме

4. Распространение

 Христианства в древнем мире

презентации

Знать и уметь объяснять понятия «христианство», «церковь», «мессия», «Синедрион», «прокуратор». Знать основные события жизни Христа, давать оценку его деятельности и ее последствиям.

Активное применение уже имеющихся знаний; навыки сравнения.

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

66

Расцвет Римской империи во 2-ом веке н.э.

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Опрос.

Знакомство с наиболее известными и одиозными правителями Римской империи

Умение оценивать и сопоставлять

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний  исторических персонажей.

67

Вечный город и его жители

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Опрос.

Знакомство с архитектурой Вечного города и повседневной жизнью его обитателей.

Активное применение знаний при работе с интернетом и дополнительной литературой

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;

умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

68

Римская Империя при Константине.

Римская империя в последние века

2.Правление Константина

3. Распад империи на Западную и Восточную.

4.Нашествие варваров. Падение Рима

5. Вклад народов Древнего Рима в мировую историю.

Фронтальный опрос.

Знать и уметь объяснять причины перемен внутри империи и на ее границах. Обосновывать факт переноса столицы. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам

69

Взятие Рима варварами

Опрос.

Обозначать причины раздела империи. Уметь освещать события накануне падения Рима. Высказывать предположения о причинах гибели Западной империи. Знать основных участников событий.

Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы; выдвигать гипотезы.

умение приводить примеры ;

-  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

70

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»

1 Тестирование  

2.Самоаналих учениками результатов своей работы

Подведение итогов работы за год

Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы

ответственное отношение к учению;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Семь чудес света

Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...