Учебная программа курса истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Данная программа составоена по УМК Даниллова А.А., Косулиной Л.Г. и ведюшкина В.А., Бурина С.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_6_klass.docx | 70.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано
Директор ГБОУ СОШ № 762 Заместитель директора школы
СВАО г.Москвы по учебно-воспитательной работе
Г.Н.Одегова И.Ю.Осташева
«____» августа 2014 г. «____» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Средних веков (всеобщая история и история России)
для 6 А, Б классов
ГБОУ средней общеобразовательной школы № 762 г. Москвы
на 2014 – 2015 учебный год.
Учитель истории
Балашова М.С
История в 6 классе (70 часов)
Пояснительная записка.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.
Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой,обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В программе по Всеобщей истории изменений не предусмотрено. В Программу к учебнику Данилов А. А., Косулина Л. Г История России внесены следующие изменения: 5 часов отводиться на повторение и обобщение материала. Для общего представления о Родном крае в XII-XIII вв. внесена такая тема (1 час) .
В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).
Характеристика 6 классов
Курс рассчитан на учащихся 6 классов в возрасте12 лет. Всего в 2012-2013 учебном году обучается более 80 учащихся (т.е. классы с большой наполняемостью): 3 класса - 6 «А», 6 «Б», 6 «В». Процент обученности -100% Процент качества обучения в 5 классе достигает 80%. Уровень мышления в 5 «А», 5 «Б» высокий, 5 «В» низкий. Учащиеся обладают достаточно высоким уровнем сформированности познавательного интереса. Большинство детей в А иБ организованные, активные, внимательные и физически здоровые, поэтому могут усваивать материал на 100%
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: - хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
4. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
5. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
6. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
7. формирование патриотических чувств и интереса к родной истории
Учебники:
А.А Данилов, Л.Г Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. М.Просвещение.2009.
В.А.Ведюшкин. История Средних веков. В четырёх частях. М. «Просвещение», 2010.
Учебные пособия:
О.В.Арасланова, К.А.Соловьёв. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. М. «ВАКО», 2010.
К.А.Сольвьёв, Б.Н.Серов. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века. М. «ВАКО», 2009.
ФИПИ. ГИА 2013. История. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.А.Артасова, О.Н.Мельниковой. М. Национальное образование.2012.
О.В.Кишенкова. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для учащихся 6-х классов. М. «Интеллект-Центр», 2008.
Е.В.Симонова. тесты по истории России. М. «Экзамен», 2011.
Н.И.Чеботарёва. Рабочие программы по истории к учебникам издательства «Русское слово». М. «Русское слово», 2012.
М.Б.Новожилова. История. 6 класс: рабочая программа по учебникам «История Средних веков» Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского, «История России» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. Волгоград. «Учитель», 1013.
2 урока в неделю.
Интернет ресурсы по Истории России.
библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm | |
исторические фотодокументы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html | |
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей | ||
карты | ||
справочные материалы | исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy- |
Курс предусматривает 68 уроков: 38 уроков по истории России и 30 уроков по всеобщей истории
Календарно-тематическое планирование по курсу истории Средних веков. С древнейших времён до конца XVI века (всеобщая история и история России). 6 класс.
Дата | № | Тип урока | Тема урока и элементы содержания образования. | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дополнительное содержание образования | Домашнее задание |
02.09- 06.09 | 1. | Комбиниро-ванный. | Мир к началу Средних веков. Повторение материала, изучавшегося в 8 классе. Подготовка к вводному тесту. | Знать основные понятия, даты и персоналии по теме. Уметь обобщать материал. | Фронталь-ный опрос. | Повторение | |
02.09- 06.09 | 2. | Вводный. | Что и как изучает история Средних веков. Как работать с учебником; что такое Средние века; откуда мы знаем о Средневековье. Понятия: Средневековье. | Определять взаимосвязь между историческими периодами. Показывать приемственность. | Тест | Стр. 5 – 10. | |
Часть 1. | |||||||
Раннее Средневековье. | |||||||
Западная Европа в раннее Средневековье. | |||||||
09.09 – 14.09 | 3. | Сообщение нового исторического материала. | Великое переселение народов и образование германских королевств. Мир варваров приходит в движение; падение Западной Римской империи; германские королевства; франки и Хлодвиг; выбор веры. Персоналии: Ромул, Хлодвиг, Мировинги. Понятия: варвары, Великое переселение народов, арианство, королевство, графы, церковь. | Уметь работать с картой, анализировать исторические источники. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 18. | § 1. |
09.09 – 14.09 | 4. | Комбиниро-ванный. | Христианская церковь в раннее Средневековье. Как верить; ериси; устройство христианской церкви; монашество на Востоке и на Западе; церковь и античное наследие. Персоналии: Константин I, Иисус Христос, апостол Пётр, святой Бенедикт. Термины: догмат, православие, католицизм, ересь, духовенство, иерархия, аскетизм. | Представлять роль христианства в развитии средневекового общества. | Фронталь-ный опрос. | § 2. | |
16.09 – 21.09 | 5. | Комбиниро-ванный. | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. Ленивые короли и энергичные майордомы; войны Карла Великого; император и его империя; «каролингское возрождение»; верденский раздел. Персоналии: Карл Мартелл, Карл Великий, Пипин Короткий, Лотарь. Термины: усибицы, бенефиций, феод, титул, династия. | Уметь работать с картой, использовать исторические понятия. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 33 и 37. | § 3. |
16.09 – 21.09 | 6. | Комбиниро-ванный. | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках. Норманны в Англии; феодальная раздробленность во Франции; восстановление империи. Персоналии: Вильгельм Завоеватель, Гуго Капет, Оттон I. Термины: варяги, феодалы. | Уметь работать с картой, определять причины норманнских завоеваний. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 42. | § 4, повторить §§ 1 – 3. |
Византия и славянский мир. | |||||||
23.09 – 28.09 | 7. | Комбиниро-ванный. | Византийское тысячелетие. На перекрёстке Запада и Востока; власть василевса; век Юстиниана; в кольце врагов, Византия и Русь. Персоналии: император Феобосий, император Юстиниан, князь Олег, князь Святослав, князь Владимир Святой, Константин Мономах, Владимир Мономах. Понятия: василевс, Свод Юстиниана, дипломатия, торговый путь «из варяг в греки». | Объяснять причины сохранения империи и характеризовать роль императорской власти. | Тест. | Карты на стр. 49. | § 5. |
23.09 – 28.09 | 8. | Комбиниро-ванный. | Культура Византии. Античное наследие и христианство; рождение христианского храма; собор Святой Софии; образ мира. Термины: базилика, алтарь, мозаика, фреска, икона, иконоборцы, иконопочитатели, иконопись. | Уметь анализировать произведения искусства, выделять особенное. Оценивать роль Византии в средневековом мире. | Рефлексия. | § 6. | |
30.09 – 05.10 | 9 | Комбиниро-ванный. | Образование славянских государств. Истоки истории славян; Великая Моравия и судьбы славянской культуры; Чехия; Польша. Персоналии: Кирилл и Мефодий. Термины: миссионер, кириллица, глаголица. | Знать историю образования славянских государств. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 71. | § 7, Повторить §§ 5 – 6. |
Арабский мир в VI – XI веках. | |||||||
30.09 – 05.10 | 10. | Комбиниро-ванный. | Рождение новой религии. Аравия и её обитатели; путь пророка; религия мусульман. Персоналии: Мухаммад. Термины: бедуин, монотеизм, ислам, мечеть, мусульманин, Коран, Сунна, джихад, шариат. | Определять предпосылки, сущность и последствия возникновения ислама, уметь сравнивать ислам с христианством и язычеством. | Тест. | § 8. | |
07.10 – 12.10 | 11. | Комбиниро-ванный. | Мир ислама. Арабские завоевания; расцвет и распад Халифата. Персоналии: Ибн Сина, Фирдоуси. Термины: халиф, | Выделять причины успешных завоеваний арабов и причины распада халифата. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 83 и 85. | § 9, Повторить § 8. |
Расцвет Средневековья. | |||||||
Часть 2. | |||||||
Феодальное общество. | |||||||
07.10 – 12.10 | 12. | Комбиниро-ванный. | Сеньоры и вассалы. Новое устройство общества; война как образ жизни; мир турниров и гербов; рыцарская культура. Термины: сеньор, зависимые крестьяне, сословия, условное землевладение, феодал, феодализм, вассал. | Уметь выделять основные черты феодального общества. | Тест. | § 10. | |
14.10 – 19.10 | 13. | Комбиниро-ванный. | Средневековая деревня. Крестьянин перед лицом сеньора; будни средневековой деревни; натуральное хозяйство; крестьянская культура. Персоналии: Робин Гуд. Термины: сеньория, повинности, барщина, оброк, лично зависимые крестьяне, натуральное хозяйство, община. | Характеризовать роль общины в жизни крестьян. | Фронталь-ный опрос. | § 11. | |
14.10 – 19.10 | 14. | Комбиниро-ванный. | Средневековый город. Рост средневековых городов; города против сеньоров; городское общество; ремесленники и их цехи. Термины: бюргер, буржуа, городской совет, мэр, городская республика, ратуша, цехи, шедевр, гильдия, ярмарка, банк, товарно-денежное хозяйство. | Уметь использовать карту и иллюстрации как источники знаний, характеризовать и оценивать роль цехов в средневековом обществе. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 32 – 33. | § 12, повторить §§ 10 – 11. |
Католическая церковь в XI – XIII веках. | |||||||
21.10 – 26.10 | 15. | Комбиниро-ванный. | Католическая церковь: путь к вершине могущества. Сила и слабость церкви; разделение церквей; папа против императора; ереси и борьба с ними; нищенствующие монахи. Персоналии: папа Григорий VII, император Генрих IV. Термины: таинства, индульгенция, Клюнийская реформа, кардиналы, отлучение от церкви, инквизиция, францисканцы, доминиканцы, нищенствующий орден. | Определять значение католической церкви в развитии средневековой Европы. | Тест. | § 13. | |
21.10 – 26.10 | 16. | Комбиниро-ванный. | Крестовые походы. Причины организации крестовых походов; крестоносцы на Востоке; упадок и конец крестоносного движения. Персоналии: папа Урбан II, Фридрих I Барбаросса, Филипп II август, Ричард I Львиное Сердце. Термины: крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена. | Уметь выявлять причины, синхронность и последовательность исторических событий и явлений. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 52-53 и 56. | § 14, повторить § 13. |
Разные судьбы государств. | |||||||
28.10 – 01.11 | 17. | Комбиниро-ванный. | Франция: долгий путь к единству. Объединение вокруг короля; торжество Капетингов; святой король; победы и поражения Филиппа IV Красивого; Генеральные штаты. Персоналии: Филипп II Август, Людовик VIII, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый. Термины: генеральные штаты, сословная монархия. | Уметь объяснять процесс формирования единого государства. | Тест. | Карта на стр. 63. | § 15. |
28.10 – 01.11 | 18. | Комбиниро-ванный. | Англия: от Нормандского завоевания до парламента. После Нормандского завоевания; Анжуйская держава и её создатель; Великая хартия вольности; возникновение английского парламента. Персоналии: Генрих II Плантагенет, Ричард I Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, Термины: суд присяжных, Великая хартия вольности. | Уметь сравнивать исторические явления в разных странах. | Фронталь-ный опрос. | § 16 | |
Часть 3. | |||||||
11.11 – 16.11 | 19. | Комбиниро-ванный. | Несбывшиеся надежды германских императоров. Борьба за Италию; «натиск на Восток»; рождение Швейцарии. Персоналии: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II. Термины: интердикт, междоусобицы, «Золотая булла». | Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 7. | § 17, повторить §§ 13 – 16. |
Культура Западной Европы в XI – XIII веках. | |||||||
11.11 – 16.11 | 20. | Сообщение нового исторического материала. | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья. Средневековые университеты; вера, разум и опыт; вершина средневековой философии. Персоналии: Пьер Абеляр, Бернар Клервоский. Роджер Бэкон, Фома аквинский. Термины: университет, ректор, факультет, декан. Бакалавр. Магистр, схоластика, логика. | Оценивать значение средневековой науки для развития цивилизации. | Тест. | § 18. | |
18.11 – 23.11 | 21. | Комбиниро-ванный. | Время соборов. Мир романских соборов; душа готики. Термины: романский стиль, портал, готика. | Знать особенности средневекового искусства. | Фронталь-ный опрос. | § 19. | |
«Осень» Средневековья. | |||||||
Западная Европа в XIV – XV веках. | |||||||
18.11 – 23.11 | 22. | Комбиниро-ванный. | Столетие бедствий. Крестьяне, сеньоры и последствия чумы, «Жакерия», восстание Уота Тайлера. Персоналии: Гильом Каль, Уот Тайлер. Термины: «Чёрная смерть», гетто, Жакерия. | Уметь определять причины народных восстаний. | Фронталь-ный опрос. | § 20. | |
25.11 – 30.11 | 23. | Комбиниро-ванный. | Самая долгая война в истории. Путь к войне; успехи англичан; Франция на краю гибели; Орлеанская дева. Персоналии: Жанна д’Арк. Термины: Столетняя война, дофин. | Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 49. | § 21. |
25.11 – 30.11 | 24. | Работа с историческим материалом. | Трудный путь к торжеству королевской власти. Война Алой и белой розы; объединение Испании; борьба за единство веры. Персоналии: Людовик XI, Карл Смелый, Ричард III, Генрих VII Тюдор. Термины: реконкиста, уния, аутодафе. | Уметь анализировать исторические события на основе текста учебника и исторических карт. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 53 и 57. | § 22 |
Часть 4. | |||||||
02.12 – 07.12 | 25. | Комбиниро-ванный. | Культура западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты. Человек и общество; торжество книгопечатания; колыбель новой культуры; гуманизм и гуманисты; на заре Возрождения; раннее Возрождение в искусстве. Персоналии: Иоганн Гутенберг, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли. Термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, гуманисты, раннее Возрождение. | Оценивать значение искусства Возрождения. | Тест. | §23, повторить §§ 20 – 22. | |
Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV веках. | |||||||
02.12 – 07.12 | 26. | Комбиниро-ванный. | Польша и Чехия: время расцвета. Правление Казимира великого; Польша и тевтонский орден; «благороднейшая часть империи»; дело жизни Яна Гуса; Гуситские войны. Персоналии: Ян Гус, Ян Жижка. Термины: гуситы, табориты. | Уметь работать с исторической картой и выделять причины исторических событий. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 19. | § 24. |
09.12 – 14.12 | 27. | Комбиниро-ванный. | Полумесяц против креста. Умирающая империя; Болгария и Сербия: несвоевременное ослабление; держава потомков Османа; в поисках спасения; падение Константинополя. Персоналии: Стефан Душан, Осман, Тимур, Баязид, Константин XI, Иван III, Зоя (Софья) Палеолог. Термины: султан, турки-османы, церковная уния. | Оценивать влияние Византии на славянские народы. Выделять и перечислять признаки периода истории, давать оценку историческим событиям. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 25. | § 25, повторить § 24. |
Вдали от Европы. | |||||||
Страны Азии, Африки и Америки. | |||||||
09.12 – 14.12 | 28. | Комбиниро-ванный. | Индия, Китай, Япония. Персоналии: Тимур, Термины: раджа, варны, касты. | Выделять особенности истории Китая, Индии, Японии. | Тест. | Карта на стр. 39. | § 26. |
16.12 – 21.12 | 29. | Комбиниро-ванный. | В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура. Объединение монголов; завоевания Чингисхана; распад монгольской державы; походы Тимура. Персоналии: Чингисхан, Батый, Тимур, Тохтамыш. Термины: хан, курултай, улус. | Называть причины успеха монгольских завоевание, распада монгольских государств, давать оценку исторической личности. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 52. | § 27. |
16.12 – 21.12 | 30. | Работа с историческим материалом. | Народы и государства Африки и Америки. Два мира одного континента; торговля, ислам и могущество государей; христианская Эфиопия; древние цивилизации Америки; государства майя и ацтеков, царство сынов Солнца. Термины: берберы, пигмеи, кипу. | Уметь выделять особенности, сравнивать, анализировать карту, иллюстрации, документы и использовать их как источник знаний. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 58, 61. | § 28, повторить §§ 26. 27. |
История России. | |||||||
23.12 – 28.12 | 31. | Вводный. | История России как часть всемирной истории. Термины: исторические источники, археология, лингвистика, фольклористика. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тест. | Введение. | |
Русь Древняя. | |||||||
23.12 – 28.12 | 32. | Сообщение нового исторического материала. | Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян; занятия славян; быт и нравы; верования; управление. Термины: индоевропейцы, балтославянские индоевропейские племена, подсечно-огневое земледелие, переложное земледелие, борона, серп, волхвы. Кудесники, вервь, вече, народное ополчение. | Уметь работать с исторической картой. Владеть историческими терминами. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 33. | § 1. |
13.01 – 18.01 | 33. | Комбиниро-ванный. | Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы; Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты; Волжская Булгария и Византия. Термины: финноугорские племена, колонизация, дань. | Умерть сравнивать различные хозяйственные уклады. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 33. | § 2. |
13.01 – 18.01 | 34. | Комбиниро-ванный. | Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства; варяги в Восточной Европе; образование государственных центров; образование Древнерусского государства и его внутренняя организация. Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег. Термины: полюдье. | Называть основные теории возникновения государства у восточных славян. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 33. | § 3. |
20.01 – 25.01 | 35. | Комбиниро-ванный. | Первые киевские князья. Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Термины: погосты, уроки. | Уметь работать с исторической картой, составлять схемы, сравнивать, анализировать. Делать выводы. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 33. | § 4. |
20.01 – 25.01 | 36. | Комбиниро-ванный. | Владимир Святославич. Принятие христианства. Начало правления князя Владимира; причины принятия христианства на Руси; крещение Руси; русская православная церковь; значение принятия христианства. Персоналии: Владимир. Термины: епископ, митрополит, церковный устав. | Уметь сравнивать языческую религию славян и христианство, выявлять причины, ход, значение исторического события. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2-13. С5. Стр. 162. Карта на стр. 33. | § 5. |
27.01 – 01.02 | 37. | Комбиниро-ванный. | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира; внутренняя политика Ярослава; управление государством при Ярославе Мудром; внешняя политика Ярослава Мудрого; формирование древнерусской народности; земельные отношения; основные слои древнерусского населения. Персоналии: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк Окаянный, Мстислав. Термины: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, посадник, усобицы, холопы. | Характеризовать личность и политику Ярослава Мудрого, знать понятия по данной теме. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 52. | § 6. |
27.01 – 01.02 | 38. | Комбиниро-ванный. | Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси; устное народное творчество; письменность и грамотность; литература; зодчество и изобразительное искусство; художественное ремесло. Персоналии: Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Силянинович, Нестор. Иларион. Термины: миниатюра, патриотизм, самобытный, житие. | Знать основные понятия данной темы. | Фронталь-ный опрос. | § 7. | |
03.02 – 08.02 | 39. | Комбиниро-ванный. | Быт и нравы древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан; военное дело; жилище, одежда. Термины: образ жизни, слобода, хоромы. | Определять особенности быта в Древней Руси. | Фронталь-ный опрос. | § 8, повторить §§ 1 – 7. | |
03.02 – 08.02 | 40. | Обобщающе-повторит. | Древняя Русь. | Определять значение данного периода в историческом процессе России. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С3. Стр. 12. ГИА2013. С1- С2. Стр. 116 – 117. | Повторить §§ 1 – 8. |
Политическая раздробленность Руси. | |||||||
10.02 – 15.02 | 41. | Комбиниро-ванный. | Начало раздробления Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей; Любечский съезд князей; правление Владимира Мономаха в Киеве; причины раздробленности Древнерусского государства; государственное правление в период раздробленности. Персоналии: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах. Термины: рать, уделы, экономика, эксплуатация. | Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности.. Выделять последствия раздробленности. | Тест. | Карта на стр. 82. | § 9. |
10.02 – 15.02 | 42. | Комбиниро-ванный. | Северо-Восточная Русь. Персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. | Уметь выделять особенности развития Владимиро-Суздальской Руси. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 82. | § 10-11 стр.84 – 89. |
17.02 – 22.02 | 43. | Комбиниро-ванный. | Основание Москвы. | Знать историю первого упоминания Москвы. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С3. Стр. 17. | Повторить § 10 – 11 Стр. 84–89. |
17.02 – 22.02 | 44. | Комбиниро-ванный. | Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Термины: республика, мужи, мятеж, | Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие различных удельных земель. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 82. | § 10-11 стр. 89 – 95. |
24.02 – 01.03 | 45. | Комбиниро-ванный. | Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана; сражение на калке; вторжение в Рязанскую землю; разгром Владимирского княжества; поход на Новгород; нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Персоналии: Чингисхан. Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат,Филипп Нянька, Ярослав Всеволодович. Термины: стан. Фураж. | Уметь работать с картой, систематизировать материал. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 101. | § 12. |
24.02 – 01.03 | 46. | Работа с историческим материалом. | Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов; походы крестоносцев; Александр Ярославич; Невская битва; Ледовое побоище. Персоналии: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Гаврило Олексич, Савва. Термины: ополченцы. | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, характеризовать роль личности в истории. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 101, 110, 111. | § 13. |
03.03 – 07.03 | 47. | Комбиниро-ванный. | Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды; ордынское владычество на Руси; повинности русского населения; борьба русского народа против ордынского владычества; последствия ордынского владычества. Термины: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык. | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. | Фронталь-ный опрос. | § 14. | |
03.03 – 07.03 | 48. | Работа с историческим материалом. | Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства и его характер; значение присоединения русских земель к Литве. Персоналии: Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло. | Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, рассказ учителя и историческую карту. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 126. | § 15. |
10.03 – 15.03 | 49. | Сообщение нового исторического материала. | Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности культуры XII – XIII веков; накопление научных знаний; литература; зодчество; живопись; влияние ордынского владычества на русскую культуру. Термины: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный. | Уметь описывать произведения искусства. | Фронталь-ный опрос. | § 16, повторить §§ 9 – 15. | |
10.03 – 15.03 | 50. | Обобщающе-повторит. | Политическая раздробленность Руси | Определить значение данного периода для развития России. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С1 – С2, Стр. 11 – 12. ГИА2013. С3. Стр.136. ГИА2013. С4. Стр. 153. ГИА2013. С 5. Стр.171. | §§ 9 – 16. |
Русь московская. | |||||||
17.03 – 22.03 | 51. | Комбиниро-ванный. | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель; политическая система Руси; борьба Москвы и Твери; правление Ивана Калиты; причины возвышения Москвы. Персоналии: Даниил Московский, Юрий Данилович, Иван Калита. | Уметь анализировать историческую карту. Выделять предпосылки объединения русских земель. | Тест. | Карта на стр. 126. | § 17. |
17.03 – 22.03 | 52. | Комбиниро-ванный. | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство; Русь и Москва накануне решающего столкновения. Персоналии: Дмитрий Донской, Мамай, Дмитрий Боброк, Сергий Радонедский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш. | Уметь работать с исторической картой. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 152. | § 18 стр.147 - 150 . |
31.03 – 05.04 | 53. | Комбиниро-ванный. | Куликовская битва. Битва на поле Куликовом и её значение; набег Тохтамыша. Персоналии: Дмитрий Донской, Мамай. | Определять значение Куликовской битвы. | Фронталь-ный опрос. | Карта на стр. 152. | § 18 Стр. 150 – 156. |
31.03 – 05.04 | 54. | Работа с историческим материалом. | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Московская усобица; распад Золотой Орды; союз Литвы и Польши; Грюнвальдская битва; образование русской, белорусской и украинской народностей. Персоналии: Василий I, Василий Тёмный, Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Тимур, Ягайло, Витовт,. Термины: диалект, уния. | Уметь составлять хронологическую таблицу. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 159 и 160. | § 19. |
07.04 – 12.04 | 55. | Комбиниро-ванный. | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Начало борьбы с Новгородом; присоединение Новгорода к Москве; ликвидация ордынского владычества; присоединение Твери; завершение объединения русских земель. Персоналии: Иван III, Марфа Борецкая, Ахмат, Василий III. | Уметь кратко и развёрнуто излагать исторический материал, вести дискуссию. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С1-С2. Стр. 21 – 22. Карта на стр. 172. | § 20. |
07.04 – 12.04 | 56. | Комбиниро-ванный. | Московское государство в конце XV – начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти; органы управления государством; преобразования в войске; изменения в порядке владения землёй; ограничение свободы крестьян; появление казачества. Персоналии: Иван III, Софья Палеолог. Термины: боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор, чин. | Владеть и уметь объяснять исторические термины. | § 21. | ||
14.04 – 19.04 | 57. | Сообщение нового исторического материала. | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви; монастыри; ереси; нестяжатели и иосифляне; разработка теории «Москва – Третий Рим». Персоналии: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Зосима, . Термины: благотворительность, дьякон, старец. | Знать основные понятия по теме, биографии выдающихся церковных деятелей того времени. | Фронталь-ный опрос. | § 22. | |
14.04 – 19.04 | 58. | Комбиниро-ванный. | Реформы Избранной рады. Боярское правление; укрепление центральной власти; Стоглавый собор; реформа местного управления; военная реформа. Персоналии: Василий III, Елена Глинская, Иван IV, Макарий, А.Адашев, Сильвестр, И.Висковатый. Термины: дворяне, дети боярские, земский собор, пр иказы, централизованное государство. | Знать основные понятия данной темы. | Фронталь-ный опрос. | § 23. | |
21.04 – 26.04 | 59. | Комбиниро-ванный. | Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Казанского ханства; присоединение Астраханского царства; значение присоединения Поволжья к России; оборона южных рубежей; покорение Западной Сибири; Ливонская война. Персоналии: Едыгер, Строгановы, Ермак, Термины: острог. | Уметь использовать историческую карту и делать выводы по историческим события. | Фронталь-ный опрос. | Карты на стр. 204 – 205, 201. | § 24. |
21.04 – 26.04 | 60. | Комбиниро-ванный. | Опричнина. Разрыв Ивана IV с Избранной радой; расправа царя с приближёнными; установление опричнины; итоги царствования Ивана Грозного. Персоналии: Иван Грозный, царевич Дмитрий, митрополит Афанасий, Андрей Курбский, Малюта Скуратов, митрополит Филипп, Давлет-Гирей, Михаил Воротынский. Термины: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная. | Уметь давать характеристику историческим личностям | Фронталь-ный опрос. | § 25, повторить §§ 23 – 24. | |
28.04 – 03.05 | 61. | Обобщающе-повторит. | Итоги царствования Ивана Грозного. | Уметь обобщать пройденный материал. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013.С3.с.22. ГИА2013.С1–С2. с. 26. ГИА2013.С3.с. 26. | Повторить §§ 17 – 24. |
05.05 – 08.05 | 62. | Сообщение нового исторического материала. | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Сафоний Рязанец, Афанасий Никитин, Иван Пересветов. Термины: публицистика, регалии, знциклопедия, эпос. | Знать особенности произведений искусства. | Тест. | ГИА2013. С1-С2. Стр. 17 | § 26. |
12.05 – 16.05 | 63. | Сообщение нового исторического материала. | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Персоналии: Аристотель Фиораванти, Марко Руссо, Пиетро Антонио Солари, Барма, Постник, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий. | Знать творчество деятелей культуры изучаемого периода. | Фронталь-ный опрос. | § 27. | |
12.05 – 16.05 | 64. | Комбиниро-ванный. | Быт XV – XVI веков. Термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня. | Знать особенности быта людей изучаемого периода. | Фронталь-ный опрос. | § 28. | |
19.05 – 24.05 | 65. | Обобщающе-повторит. | Московская Русь. | Определять значение исторического периода для развития России. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С3. Стр. 126. | Повторить §§ 17 – 28. |
19.05 – 24.05 | 66. | Обобщающе-повторит. | Россия и мир к концу XVII века. | Уметь обобщать пройденный материал и делать выводы. | Фронталь-ный опрос. | ГИА2013. С4. Стр.198. | |
26.05 – 31.05 | 67 - 68 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Рабочая учебная программа по истории 10 класс (профильный уровень)
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе профильного уровня....
Рабочая учебная программа по истории 11 класс (Профильный уровень)
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе профи...
Рабочая учебная программа курса химии 8 класса по Г.Е. Рудзитису
Данная рабочая учебная программа может быть использована при преподавании химии в 8 классе по авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. К программе прилагается тематическое планирование...
Рабочая учебная программа курса «История Древнего Мира» для обучающихся 5 классов
Рабочая учебная программа "История Древнего мира" для обучающихся 5 класса...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА МАТЕМАТИКИ 7 класса.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования и соответствует программе «Алгебра, 7» (Авторы программы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г....
Рабочая программа курса «Истории 6 класс» для основной школы на основе ФГОС
Рабочая программа составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образова...