Тема "Восстание Спартака".
занимательные факты по истории (5 класс) по теме
Данная тема урока входит в раздел истории Древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khaldina_konspekt_otkrytogo_gotov.doc | 69.5 КБ |
prilozhenie.docx | 12.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Учитель: Халдина Александра Валерьевна
Предмет: история
Класс: 5 а
Характеристика класса: в классе 22 учащихся, из них учатся на «4» и «5» - 21 человек; качество знаний - 96%, успеваемость - 100%; средний балл по предмету - 4,5
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник, текст документа, презентация (компьютер и проектор).
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Восстание Спартака
Цель: сформировать у учащихся знания о событиях, происходивших в Италии в 70-е годы до н.э.; раскрыть причины восстания Спартака; причины поражения восставших; сформировать представление о значении восстания; познакомить с героической личностью Спартака.
Задачи:
- формирование умений анализировать, обобщать информацию, полученную из разных источников;
- развитие умений выделять главное, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи.
- воспитывать чувство сопереживания;
- воспитывать интерес к поисковой, исследовательской деятельности.
1. Организационный момент. Цель: Эмоционально - психологический настрой. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Используемые методы. Результаты этапа. |
Приветствие учителя. | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих, проверка к готовности к року. | Полая готовность класса и оборудования, включение учащихся в рабочий ритм. |
2. Актуализация знаний. Погружение в тему. Цель: активизировать знания учащихся, проверка домашнего задания | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Используемые методы. Результаты этапа. |
Учащиеся дают ответ и раскрывают суть понятия: - Раб – бесправный, несвободный человек, который является собственностью своего хозяина – рабовладельца. Учащиеся раскрывают источники рабства: - война (пленные); - морское разбойничество; - долги, налоги; - покупка (ввоз на рынок); - преступление. Вывод: - почти все рабы – это иностранцы; - римские граждане рабами становились, но крайне редко. Ответ учащихся: Рабы широко использовались во всех отраслях хозяйства. В Италии во II в. до н.э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях всё меньше и меньше сеяли хлеб; земля отводилась под виноградники и оливковые рощи. Ответ учащихся: Безжалостная торговля рабами и использование их труда на самых тяжёлых работах, произвол и наказания стали обычными явлениями в Риме. Ответ учащихся: в, б, а, г | - Добрый день. Сегодня мы продолжаем знакомиться с новыми историческими событиями, которые происходили в Италии в 70-е годы до н.э. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова итальянского романиста-историка XIX века Рафаэлло Джованьоли «Спартак»: Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он Отчизны просторы. - О ком идёт речь в этом отрывке? Кто такие рабы? - Ребята, как люди попадали в рабство? - Какой труд выполняли рабы в Италии? Каково же было положение рабов в Риме? Какие рабы ещё были в Риме? Подвожу детей к выводу о положении раба в Риме. На столах у вас листочки. Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к последствиям): А) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу; Б) почти у всех римских граждан были рабы; В) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов; Г) восстание рабов. | Проверка и коррекция знаний, выявление причинно-следственных связей, подведение к новой теме, дифференцированный подход к ученикам. (Слайд № 1): (Слайде № 2). (Слайд № 3). (Слайд №4) (Слайд №5) |
3. Изучение нового учебного материала. Цель: сформировать у учащихся знания о событиях, происходивших в Италии в 70-е годы до н.э.; раскрыть причины восстания Спартака; причины поражения восставших; сформировать представление о значении восстания; познакомить с героической личностью Спартака. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Используемые методы. Результаты этапа. |
Предположения детей. Постановка цели урока, составление плана урока. План. - познакомиться с восстанием Спартака; - выяснить причины его возникновения, ход, итоги; - выясним какое значение имело это восстание. Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради (Слайд №7,8) Работа с историческим документом (Плутарх. Марк Красс, 8-11). Обсуждение причин восстания, первых событий восстания (по документу). Работа по карте (слайд № Чтение по «цепочке текста» текста учебника на стр. 235, устно отвечают на вопросы. Работа по карте (слайд №15,16,17,18) Самостоятельное работа с текстом учебника стр. 237, обсуждение. На основе полученных знаний определяют причины поражения восставших | Итак, вы, ребята, уже, наверное, поняли, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Совместно формулируем тему урока «Восстание Спартака». Совместно с учащимися формирует цели и план изучения темы. Постановка проблемного вопроса, на который учащиеся должны ответить в конце урока: Почему рабы потерпели поражение? Рассказ учителя о личности Спартака. (Слайд №9) Учитель: Случилось так, что именно рабы-гладиаторы положили начало рабской войне в Италии. В 74-71 годах до н.э. произошло восстание Спартака. Вот как об этом написано в исторических документах. Прочтите и ответьте на вопросы по документу: Где происходило восстание? Участники восстания? Работа с учебником. Объяснение по карте о продвижении войска Спартака. Вопросы: - Где первоначально устроили свой лагерь восставшие рабы г.Капуи? - Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? - Для чего Спартаку нужна была сильная и боеспособная армия? - Почему дойдя до Альпийских гор Спартак повернул своё войско назад, на юг? Рассказ учителя о том, как рабы попали в ловушку и о последнем бое восставших. Корректировка ответов учащихся. Я прошу вас делать записи в тетрадь: Причины: _________________ Последствия: ______________ | Беседа, в результате которой формируются умения формулировать самостоятельно цель урока, составлять план работы. (Слайд №6) (Слайд №7,8) Анализ документа и текста учебника, формирует умение работать с историческими документами и научной литературой, выделять главное, анализировать. Формирование картографической грамотности (Слайды №10, 11, 12,13,14) (Слайды №15,16,17,18) (Слайд №19) Обсуждение данного проблемного вопроса формирует навыки грамотной устной речи, умению видеть причинно-следственные связи. |
4. Закрепление учебного материала. Цель: обобщение полученных знаний на уроке, которые необходимы при дальнейшем изучении истории Древнего Рима. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат |
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Учащиеся подводят итог урока, отвечая на вопросы. | Ребята, вы готовить ответить на главный вопрос сегодняшнего урока? Если будут затруднения, то задаю наводящие вопросы: - Какое событие произошло в Риме в I в. до н.э.? Назовите точную дату этого исторического события. - Кто был предводителем восставших рабов? - Каковы были причины восстания, какую цель преследовали рабы? - Почему восставшие потерпели поражение? -В чем заключается историческое значение восстания Спартака? | Беседа по вопросам. Обобщение систематизация знаний, полученных на уроке, необходимых для дальнейшего изучения истории Древнего Рима. |
5. Задание на дом. Цель: создать условия для формирования познавательного интереса, самостоятельности, овладения навыками учебного труда | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Записи в тетради, вопросы. | Параграф 51 (прочитать и знать содержание). При подготовке обратить внимание на записи в тетради, сделанные на уроке. Желающие могут: найти другие источники, рассказывающие о восстании под предводительством Спартака, интересные факты; могут нарисовать рисунок на тему «Спартак и его воины» (по желанию). (Слайд №20) | Формирование познавательного интереса, самостоятельности, овладение навыками учебного труда |
Предварительный просмотр:
Приложение
Плутарх. Марк Красс, 8-11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии - человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и Доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"
Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....
Восстание Спартака
Данная работа - презентация станет помощником на уроке истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...
Презентація "Додавання і віднімання десяткових дробів. Зимова спартакіада" 5 клас
Підсумковий урок...
Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"
Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....
восстание под предводительством Спартака
Тема урока: Восстание под предводительством Спартака. Цели урока: Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения. Воспитывать так...
" Восстание под предводительством Спартака"
Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе...
План-конспект на тему "Восстание Спартака"
Комбинированный урок истории в 5-ом классе с использованием электронных образовательных ресурсов, на котором дано представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под ...