Сценарий открытого урока «Мир без нацизма»
классный час по истории (5 класс) на тему
Сценарий открытого урока «Мир без нацизма»,посвящённый памяти жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны, «Вечно живые». Открытый урок для учащихся 5-8 классов является завершением акции " Мир без нацизма"(с презентацией)
Человечество вступило в 21 век. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны в вечность, рождаются новые поколения. Но сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладится из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние люди, начинается новая, потому что память-главный враг войне.
Цели:
привлечь внимание школьников к актуальным проблемам современного общества: недопустимость проявления националистских и нацистских настроений определенной части молодежи;
доказать необходимость борьбы с нацистскими настроениями определенной части российской молодежи;
- провести ряд мероприятий, направленных на формирование гражданской ответственности за историческое прошлое и будущее своей страны;
- разработать механизм широкого охвата школьной аудитории для содействия сохранения и упрочения гражданского мира и согласия в обществе, формирования установок толерантного сознания и нетерпимости к проявлениям национализма.
Задачи :
- воспитание гражданской позиции на примере героического прошлого нашего народа в борьбе с фашизмом;
- вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность, содействие развитию ее творческой активности и инициативы;
- сохранение неразрывной связи поколений;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- просветительская работа, направленная на изучение событий Второй Мировой войны;
- формирование ответственности за будущее своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ulanovskaya_staraya_poltavka.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока «Мир без нацизма»,
посвящённый памяти жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны.
«Вечно живые».
Дата проведения:07.05.2014г
Автор сценария: Улановская Ольга Анатольевна.
« Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был»
Д. Тальников.
Актуальность. Человечество вступило в 21 век. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны в вечность, рождаются новые поколения. Но сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладится из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние люди, начинается новая, потому что память-главный враг войне.
Цели:
привлечь внимание школьников к актуальным проблемам современного общества: недопустимость проявления националистских и нацистских настроений определенной части молодежи;
доказать необходимость борьбы с нацистскими настроениями определенной части российской молодежи;
- провести ряд мероприятий, направленных на формирование гражданской ответственности за историческое прошлое и будущее своей страны;
- разработать механизм широкого охвата школьной аудитории для содействия сохранения и упрочения гражданского мира и согласия в обществе, формирования установок толерантного сознания и нетерпимости к проявлениям национализма.
Задачи :
- воспитание гражданской позиции на примере героического прошлого нашего народа в борьбе с фашизмом;
- вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность, содействие развитию ее творческой активности и инициативы;
- сохранение неразрывной связи поколений;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- просветительская работа, направленная на изучение событий Второй Мировой войны;
- формирование ответственности за будущее своей страны.
Звучит песня «День победы», на экране хроника 1945 года.
Вступительное слово учителя./презентация/
Уважаемые гости, учителя, ребята.
Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о победе нашей страны в самой кровопролитной войне во всей человеческой истории - в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Не мы ее начинали, она была нам навязана и принесла народу много горя. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. На защиту Родины встали все народы нашей страны.
Для советских людей это была священная война во имя свободы и независимости нашей Родины, во имя избавления Европы и всего мира от порабощения. 30 миллионов жизней унесла эта война. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их родителей. Но советские люди победили. Победили потому, что до конца были преданы своей Родине, потому что проявили настоящее мужество, выдержку и отвагу.
Человечество вступило в 21 век. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны в вечность, рождаются новые поколения. Но сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладится из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние люди, начинается новая, потому что память-главный враг войне.
Хочется вспомнить слова писателей:
«Прошлое не мертво. Оно даже не прошло» (У. Фолкнер, американский писатель).
«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова» (Д. Сантаяна, американский философ).
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов, русский писатель).
Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом».
Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты — это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»
/Слайды/ В 1933 году в германии к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, которые захотели воплотить в жизнь идею о превосходстве немцев над другими народами. Вглядитесь в эти фотографии времён фашистской Германии /слайды/. Это фашисты, которые объявили себя сверхчеловеками, это они развязали вторую мировую войну. Это уни уничтожили миллионы людей, считая их недостойными существования.
А это уже наше время. Это скинхеды и украинские нацисты, забывшие историю. Вы видите на фото фашистскую свастику, которая для нашей страны, больше всего пострадавшей от фашизма, просто не приемлема. Применение фашисткой символики оскорбляет наших дедов и прадедов, боровшихся с фашистской гадиной. Может быть это внуки и правнуки героев, уничтоживших фашизм, которые забыли своих дедов. Нам с вами необходимо сделать выбор, что для нас роднее /фото/….
Сегодня мы собрались здесь в честь великой победы нашего народа над фашизмом, чтобы почтить память героев, спасших нас от порабощения.
Звучит гимн России.
На сцену выходят ведущие и чтецы.
1Вед. Мир – это утро, полное света и надежд.
2 вед. Мир- это цветущие сады и колосящиеся нивы.
1 вед. Мир- это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
2 вед. Мир – это жизнь.
Чтец 1. Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово - ВОЙНА
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города?
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Чтец 2. Колоколом сердце бьет тревогу
Под угрозой - миллионов жизнь
Выползает призраком двуногим
Трижды ненавистный нам фашизм.
Вед 1.Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом.
Вед 2. Фашизм - это ненависть ко всему человечеству
Вед 1. Фашизм - это презрение к другим народам
Вед1.Фашизм - это культ убийства
Вед 2.Фашизм - это дикое бешеное чудовище
Вед 1.Это они, фашисты, создали лагеря смерти.
Вед 2.Это они, фашисты заживо сжигали стариков и женщин.
Вед 1.Это они, фашисты зверски пытали и расстреливали детей и подростков.
Вед 2./слайд/ «У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» — Такая памятка была у каждого немецкого солдата.
/Звон колокола/
1 вед. Слушайте! Это мы говорим.
Мёртвые. Мы.
2 вед. Слушайте! Это мы говорим.
Оттуда. Из тьмы.
1 вед. Слушайте! Распахните глаза.
Слушайте до конца. Это мы говорим.
Мертвые. Стучимся в ваши сердца…
Звучит песня «Бухенвальдский набат».
На экране кадры из хроники.
Вед 1./слайды - фото лагерей смерти/ Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. На оккупированных фашистами территориях создано множество лагерей смерти. Всего через лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн.
Вед. 2 .ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Освобожден Советской Армией 27 января 1945 года. На территории бывшего концлагеря создан музей.
Вед.1 БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В нём было уничтожено 56 тыс. заключенных. В 1958 году в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.
Вед 2. .ДАХАУ, первый лагерь смерти в фашистской Германии, создан в 1933 на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек; замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 в Дахау открыт памятник погибшим.
Вед.1 .МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941-44; истреблено около 1,5 млн. человек.
Вед 2 .ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Польше около станции Треблинка. В Треблинке I погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи).
Вед 1. Перед вами портрет польского учителя и писателя Януша Корчака, а на другом снимке памятник, на котором изображен Януш Корчак в окружении детей. Он был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты.
Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Вед.2 За годы войны от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
На территории бывшего Советского Союза фашистские захватчики уничтожили более 6 миллионов мирных жителей. Многие деревни и села были полностью уничтожены, жители расстреляны или сожжены заживо. Сегодня мы расскажем лишь об одной уничтоженной деревне, название которой ХАТЫНЬ!
Вед 1. Хатынь.
Стой, человек! Море застынь!
Замрите в полёте, птицы!
Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!
Смотрите все нам в лица!
Демонстрация фильма о Хатыни.
Вед 2. Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Солдатня врывалась в хаты и выбрасывала людей на улицу. Женщин, детей и стариков прикладами затолкали в сарай. Они надеялись на лучшее. Ведь надежда умирает последней. Страшная догадка обожгла сознание взрослых, когда с крыши посыпались огненные хлопья. Их сжигают живыми!
Вед.1 Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели хладнокровно расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских..
Вед 2. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них 75 детей, самому младшему Толику было отроду 7 недель. Деревню каратели разграбили и сожгли. Исчезла еще одна – уже которая по счету! – деревня с географической карты Советского Союза, но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожженных деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей.
Вед.1 Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. Трём жителям удалось уцелеть.
Вите Желобковичу во второй раз жизнь даровала мать.Со своим сыном она выбежала из сарая. Фашистская пуля настигла её. Падая, в материнском порыве, она прикрыла сана своим телом.
Вед 2 Двенадцатилетний Антон Барановский выпрыгнул из горящего сарая, в котором остались его мать, отец, братья и сестры.
Автоматная очередь сразила его. Убит – подумали гитлеровцы. Но Антон был только ранен.
Вед.1 Иосиф Каминский хотел спасти своего сына Адама. Раненый сын умер на руках своего отца.
Иосиф Каминский послужил прототипом скульптуры Непокорённого человека./фото скульптуры/
Вед 2 Под этой крышей заживо сгорели жители Хатыни./фото/
Вед.1 Печная труба с колокольчиком символизирует сгоревшую хату. 26 колоколов звонят над бывшей деревне. Звонят, напоминая о прошлом.
Вед.2. У бывших хат всегда открыты калитки, которые ожидают своих хозяев. Но они уже никогда не вернутся домой.
Вед.1. Над братской могилой Венец Памяти со словами обращения погибших к живым:
«Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Стихотворение В. Высоцкого «На братских могилах».
Вед 2.На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни (186-я невозрожденная деревня — это сама Хатынь). Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре — пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни и также, как и Хатынь, не возрожденной. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня./фото/
Вед1.Если мы посвятим каждой жертве фашизма по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.
На сцену выходят чтецы.
I чтец Вечная слава героям!
Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям! Слава!!!
IIчтец Но зачем она им, эта слава - мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим? Все живое - спасшим.
Себя - не спасшим.
Для чего она им, эта слава, - мертвым?
III чтец Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет, Если крикнут все люди земного шара,
-Ни один из погибших даже не вздрогнет.
IV чтец Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни повторяю: Вечная слава героям!
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво.
Пусть не все герои, те, кто погибли - павшим вечная слава!
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!
/видеофильм о Великой Отечественной войне./
Минута молчания
На сцену выходят чтецы в сопровождении хора.
1 чтец. Зажглась на небе яркая звезда.
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года
Им не затмить тот яркий лучик света
2 чтец Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник саамы светлый.
Он никогда - я верю - не умрет.
3 чтец Нет, не забыты подвиги солдат.
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат.
Величественней нет, чем День Победы.
4 чтец Ты нарисуешь яркое солнце
Я нарисую синее небо
Он нарисует свет в оконце
Она нарисует колосья хлеба
Мы нарисуем осенние листья
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Хор исполняет песню «Пусть всегда будет солнце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по истории России
Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....
Сценарий открытого урока по немецкому языку с презентацией
План-конспект открытого урока в 3 «А» классеТема «Зимой в лесу»...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс
Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя....
Сценарий открытого урока «Уроки профилактики наркомании»
«Уроки профилактики наркомании»...
Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".
Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...
Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.
Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...