Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа (история, 10 класс) по теме
Рабочая программа по истории
для 10 класса
учитель Закаляпина Люция Рифовна
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VI вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl.i.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 VI вида»
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по УВР директор МБСКОУ СКОШ № 29 . _______________ Н.И. Ильина __________________ Н.А. Юдина ____ ______________ 2013 г. ____ _______________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании школьного МО ___________Г.В. Абрамова ____ ____________ 2013 г.
Рабочая программа
по истории
для 10 класса
учитель Закаляпина Люция Рифовна
г. Озерск
2013/2014 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Содержание тем учебного курса
- Учебно-тематический план
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
- Календарно-тематическое планирование
- Коррекционная работа
- Контроль уровня обученности
- Критерии оценки знаний учащихся
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:
1. Требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года. Ст.2 п.9,10, 23, 28, 29. Ст.10 п.6. Ст.12 п.5. Ст.13 п.9.
2. Концепции специального федерального государственного стандарта http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».
7. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 года № 103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».
8. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год».
9. Письма МОиН ЧО от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Приложение № 8 «Обществознание».
10. Положений СанПиНа 2.4.2.2821-10 29. N 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
11. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ориентирована на сборник программ по истории и обществознанию 5-11 класс издательства «Просвещение», 2007 год..
Изменения были внесены, исходя из собственного опыта с целью оптимизации учебного процесса. Тематическое планирование включает в себя итоговые проверочные работы.
В планировании учтены рекомендации Минобразования РФ о соотношении учебного времени на изучение всеобщей истории и истории России (соответственно 40% и 60%). Содержание национально-регионального компонента включено в содержание учебных тем по истории России, изучаемых исторических периодов в тематической связи с изучаемым материалом. Региональный компонент составляет 10 % от количества уроков, за исключением уроков по всеобщей истории. Программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций
- Цели и задачи курса
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
3. Содержание тем учебного курса
(70 ч)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
(28 часов)
Раздел 1. Древний мир (8 ч.)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[1].Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Раздел 2. Средние века (8 ч.)
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
История Нового времени (10 ч.)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
история россии
(42 ЧАСа)
Древняя и Средневековая Русь (9 ч.)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Раздел 2. Россия в Новое время (12 ч.)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в.
Раздел 3. Российская империя в XIX вв. (21 ч.)
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов |
История мировых цивилизаций | 28 | |
1 | Древний мир | 7 |
2 | Средние века | 7 |
3 | История Нового времени | 10 |
История России История России с IX по XIX вв. | 42 | |
1 | Древняя и Средневековая Русь | 8 |
2 | Россия в Новое время | 11 |
3 | Российская империя в XIX вв. | 17 |
4. | Повторительно-обобщающий урок. ЗУН | 8 |
5. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- Учебно-методический комплект
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы.
Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. - М.: Русское слово. 2005 г.
А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века. Часть 1. 10 класс. - М.: Русское слово. 2007 г.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII - XIX века. Часть 2. 10 класс. - М.: Русское слово. 2007 г.
Дополнительная литература
- Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».
- Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.
- Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
- История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.. – 144с.
- История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2009, 190с.
- Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
- Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
7. Тематическое планирование
№ | Тема урока | кол-во уро- ков | ЗУН | РК | Сроки прове- дения |
Всеобщая история (28 часов) | |||||
Древний мир (8 ч.) | |||||
1 | Введение. Первобытный мир и зарождение цивилизаций | 1 | |||
2 | Периодизация древнейшей истории. Неолитическая революция. | 1 | |||
3 | Переход от первобытности к цивилизации. Аркаим РК | 1 | 1 | ||
4 | Египет. Междуречье | 1 | |||
5 | Индия. Китай. | 1 | |||
6 | Древняя Греция | 1 | |||
7 | Древний Рим | 1 | |||
8 | ЗУН по разделу «Древний мир» | 1 | 1 | ||
Средние века (8 ч.) | |||||
9 | Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. | 1 | |||
10 | Раннее Средневековье | 1 | |||
11 | Становление христианского мира | 1 | |||
12 | Перекресток цивилизаций на Востоке. Арабы и возникновение ислама | 1 | |||
13 | Тюркские государства. Османская экспансия | 1 | |||
14 | Европа в ХI – XV вв. | 1 | |||
15 | Народы Центральной и Юго-Восточной Азии | 1 | |||
16 | ЗУН по разделу «Средние века» | 1 | 1 | ||
История Нового времени (12 ч.) | 1 | ||||
17 | Ренессанс. Гуманизм | 1 | |||
18 | Великие географические открытия | 1 | |||
19 | Старый и Новый Свет. | 1 | |||
20 | Возникновение мануфактур. Промышленный переворот | 1 | |||
21 | Реформация и контрреформация | 1 | |||
22 | Буржуазные революции в Нидерландах и Англии | 1 | |||
23 | Абсолютизм. Просвещение | 1 | |||
24 | Великая французская буржуазная революция | 1 | |||
25 | Борьба североамериканских колоний за независимость | 1 | |||
26 | Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI –XIX вв. | 1 | |||
27 | Итоговое повторение | 1 | |||
28 | ЗУН по всему курсу | 1 | 1 | ||
История России с IX по XIX вв. (40 ч.) | |||||
Древняя и Средневековая Русь (9 ч.) | |||||
29 | Древняя Русь в IX - начале XII вв. | 1 | |||
30 | Роль культуры в складывании древнерусской народности | 1 | |||
31 | Русь Удельная в XII – XIII вв. | 1 | |||
32 | Русь и Золотая Орда. Южный Урал в составе Орды РК | 1 | 1 | ||
33 | Московская Русь в XIV – начале XVI вв. | 1 | |||
34 | Московское государство в XVI вв. | 1 | |||
35 | Смутное время | 1 | |||
36 | Освободительная борьба. Земский собор 1613 | 1 | |||
37 | ЗУН по разделу «Древняя и Средневековая Русь» | 1 | 1 | ||
Россия в Новое время (12 ч.) | |||||
38 | Россия при первых Романовых | 1 | |||
39 | Бунташный век | 1 | |||
40 | Внутренняя политика Петра I | 1 | |||
41 | Внешняя политика Петра I | 1 | |||
42 | Внешняя политика Петра I. Освоение Урала РК | 1 | 1 | ||
43 | Преобразования в области культуры и быта | 1 | |||
44 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | |||
45 | Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма | 1 | |||
46 | Восстания под предводительством Пугачева РК | 1 | 1 | ||
47 | Внешняя политика во второй половине XVIII в. | 1 | |||
48 | Культура и быт России во второй половине XVIII в. | 1 | |||
49 | ЗУН по разделу «Россия в Новое время» | 1 | 1 | ||
Российская империя в XIX вв. (19 ч.) | |||||
50 | Российское государство на рубеже веков | 1 | |||
51 | Внешняя политика Александра I | 1 | |||
52 | Война с Наполеоном и заграничные походы | 1 | 1 | ||
53 | Иррегулярные войска Урала в войне 1812 г. РК | 1 | |||
54 | Внутренняя политика Александра I | 1 | |||
55 | Движение декабристов. Выступление 14 декабря 1825 г. | 1 | |||
56 | Николай I и его политический курс | 1 | |||
57 | Социально-экономическое развитие. Промышленный переворот | 1 | |||
58 | Общественная мысль и идейная борьба 1830-1850 гг. | 1 | |||
59 | Европейская политика и Восточный вопрос | 1 | |||
60 | Кавказская война. Крымская война | 1 | |||
61 | Александр II. Либеральные реформы | 1 | |||
62 | Общественная мысль и общественное движение во второй половине XIX в. | 1 | |||
63 | Русско-турецкая война 1877-78 гг. | 1 | |||
64 | Внутренняя политика Александра III | 1 | |||
65 | Культура России во второй половине XIX в. Челябинск РК | 1 | 1 | ||
66 | Россия в международных союзах в конце XIX в. | 1 | |||
67 | Итоговое повторение | 1 | |||
68 | Итоговое повторение | 1 | |||
69 | Итоговое повторение | 1 | |||
70 | ЗУН по всему курсу | 1 | 1 |
8. Коррекционная работа
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное).
Применение учебных материалов в электронном формате, а также специального адаптивно-развивающего программного обеспечения в процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно расширяет возможности интегрированного образования, облегчает взаимодействие учащихся с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.п.). При наличии ноутбука ученик может использовать его непосредственно на уроке. Домашние задания даются учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом выполнения их в пределах:
I класс – 30 – 40 минут;
II-IV классы – до 1 часа;
V-VI классы – 1,5 часа;
VII-X классы – 2,5 часа;
XI -XII классы – 3 часа.
Процесс обучения строится на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка. Вся учебно-воспитательная работа характеризуется коррекционно-развивающей направленностью на обеспечение охраны, восстановление и развитие опорно-двигательных функций учащихся, а также профилактику и преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных двигательными нарушениями.
Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.
Обязательные направления коррекционной помощи
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коррекционная направленность уроков истории ведется по следующим направлениям:
1. Коррекция мыслительных действий. - Абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий и их классификация.
2. Коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы).
3. Коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий.
4. Коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.
5. Коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели.
Коррекционная работа при проведении уроков
с позиции здоровьесбережения
Блок А: Учебная деятельность
1. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов).
2. Средняя продолжительность различных видов деятельности (норма 5 – 7 мин).
3. Число методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3х).
4. Методы, способствующих активизации инициативы обучающихся (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия).
5. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).
6. Длительность и рациональность использования ТСО.
7. Использование приёмов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Блок Б: Психологическая комфортность на уроке.
1. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2. Одобрение инициативы обучающихся, поощрение.
3. Наличие адекватной реакция педагога на неверные ответы.
4. Доступная аргументация оценки за урок.
Блок В: Соблюдение ортопедического режима.
1. Контроль позы обучающихся в начале урока.
2. Текущий контроль позы (на протяжении урока).
3. Физкультминутки, релаксационные паузы (норма на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений).
4. Учёт педагогом двигательных возможностей детей.
Блок Г: Окончание урока.
1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %).
2. Темп окончание урока (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися).
3. Задержка обучающихся в классе после звонка (на перемене).
Отмеченное выше определяет необходимость сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.
В ходе учебных занятий реализуется здоровьесберегающая образовательная технология согласно интеллектуальным особенностям учащихся:
- развитие мотивации учащихся к обучению;
- предупреждение переутомления учащихся (чередование периодов напряженной работы и отдыха в смене видов деятельности);
- создание ситуации успешности учебной деятельности учащегося;
- дифференцированный подход в выполнении упражнений и заданий;
- формирование «опорных учебных пунктов» (несколько рабочих зон с различным дидактическим наполнением);
- проектирование комплексов специальных упражнений (физкультминутки и динамические паузы);
- осуществляется валеологический подход к организации деятельности учащихся (чередование упражнений по трудности; смена видов учебной деятельности; обучение лёжа на ортопедической кушетке с применением подгрудника, сидя за партой или на ковре, стоя в свободной позе, за кафедрой или около стены, на коленях за приставной партой - сменяемость позы 5 – 6 раз за урок).
Объекты наблюдения на уроке | Утомление | ||
незначительное | значительное | резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Поза | Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища. | Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание. | Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула. |
Движения | Точные | Неуверенные, Замедленные | Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка |
Интерес к новому | Живой интерес, задаёт вопросы | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Комплексы физкультминуток методами двигательной коррекции.
Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений. Кинезиологические комплексы (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение) снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в условиях предметного урока. Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приёмов. Поэтому применяю упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в помещении класса в рамках урока.
Необходимо выполнять 2 принципа: Непрерывности и систематичности и от простого, к сложному. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений заключается в следующем:
Глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения.
Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
Перекрёстные движения.
Способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Упражнения на дыхание.
Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Успокаивают и способствуют концентрации внимания.
Релаксация телесная (растяжки).
Снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны ученикам, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. После письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. На каждом уроке после 20 минут занятий должна проводиться 2 минутная физкультминутка с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:
- Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.
- Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
- Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
- Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).
- Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
- Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.
- Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
- Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
- Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.
- Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, сидя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).
Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.
Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения, стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.
Упражнения для воспитания осанки
- Исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.
- Исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
Упражнения для растяжки
1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт «раз-два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет «три-четыре» опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.
2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.
3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.
4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.
5. «Дровосек». Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.
Комплекс упражнений первого блока.
1. Дыхание. Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. «Вдох, пауза, выдох, пауза». При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Упражнение «Китайский болванчик». Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.
3. Упражнение «Свеча». Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
4. Упражнение «Старт». Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: Десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.
5. Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно “растягивая” все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
6. Упражнение «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.
7. Упражнение «Струночка». Встать, ноги вместе, руки подняты вверх. «Растягиваем» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.
8. Упражнение «Упрямая шея». Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
9. Упражнение «Упрямые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются.
10. Равновесие. Упражнение «Равновесие». А. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. Б. Сохранять равновесие в позе «Ласточка».
11. Упражнение «Перекрестное марширование». Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
12. Упражнение «Одностороннее марширование». Медленно шагать с односторонними касаниями.
13 Упражнение «Конфетка – лошадка – свеча». Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делать по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Затем подключаются щелканье языком (конфетка), цоканье языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу).
Комплекс упражнений второго блока
1. Дыхание. Упражнение. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.
2. Упражнение «Счёт на вдохе – выдохе». Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох.
3. Упражнение «Сорви яблоко». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.
4. Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).
5. Упражнение «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: А) Вверх, вниз, в стороны. Прогнуться назад и потянуться руками вверх, руки за спиной в замке тянуть вверх. Б) Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой. В) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по одной паре пальцев.
6. Равновесие. Упражнение «Равновесие». На одной ноге, с закрытыми глазами. На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев «колечко».
7. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в локтях. Выполнять упражнение, держа руки наперекрест.
8. Упражнение «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
9. Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Произвольность.
10. Упражнение «Глаз-язык». Сначала следить только глазами за пальцем. Потом глазами и языком. Затем язык должен двигаться в сторону, противоположную движению глаз. И наконец, язык движется за пальцем в противоположную от глаз сторону.
11. Упражнение. Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.
12. Упражнение. Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно вращаем сначала одной кистью руки (другая неподвижна), затем другой. Потом язык совершает движения в одну сторону с вращением кисти, затем – в противоположную. Потом вращаются обе кисти одновременно в одну сторону, язык – в противоположную. Затем подключаются круговые движения глаз попеременно - то в одну сторону с языком, то с руками.
Комплекс упражнений третьего блока
1. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе: одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.
2. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.
3. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.
4. Упражнение. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.
5. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке. На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать. При выполнении всех упражнений чередуем руки.
6. Упражнение. На выдохе проговаривать таблицу умножения или правила, или скороговорку и считать сколько раз произнёс её. Напряжение – расслабление.
7. Упражнение. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
8. Упражнение. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.
9. Упражнение. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Инструкция: Ученики, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз. Произвольность.
10. Упражнение. Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение Кулак-ладонь, другая одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение: добавить движения глаз.
11. Упражнение. Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг, меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два. Добавить движения глаз в различных сочетаниях.
12. Упражнение. «Кулак – ладонь» (модификация). Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).
13. Упражнение. «Колечки» (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении колечки, но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.
14. Упражнение. «Движения с отставанием». Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг. Правая – в сторону, левая – внизу. Правая – вперёд, левая – в сторону и т. д. Движения рук выполняются одновременно.
15. Упражнение. «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
- Контроль уровня обученности
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
- Устный опрос (собеседование);
- Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
- Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
- различные виды работ с исторической картой;
- анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- тесты (однотипные, комплексные);
- Тексты с лакунами (пропусками);
- историческое сочинение, эссе и т.п.
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
10. Критерии оценки знаний учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...