Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
В данном выступлении на методическом школьном объединении даются советы, как повысить коммуникативную культуру учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение коммуникативной культуры учащихся на уроках истории, обществознания и МХК с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей.
Доклад на заседании
методического объединения
учителей истории, МХК и
обществознания Туканенкова В.А.
2008-2009 учебный год.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.
Гораздо больше внимания уделяется письменным работам, нежели устным ответам.
Однако учащиеся-старшеклассники хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.
Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу, потому что, по их мнению, в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования компетенции ученика.
Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают небольшие проблемы и страхи, что свидетельствует о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий. Учащиеся затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно при этом сделать самостоятельный вывод.
Как изменить ситуацию? Как сделать речь ученика активной?
Для этого необходимо осознанное понимание педагогами необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной культуры учащихся.
Всю работу можно разделить на 3 этапа:
1 этап - готовность учащихся участвовать
в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом
исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием
работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
2 этап - простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умения сделать свое высказывание
понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно,
ярко и кратко;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнером и
собеседником;
- умение регулировать громкость и скорость
речевого высказывания.
3 этап - умение вести беседу в паре, группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести ее;
- умение участвовать в конференциях, играх и
турнирах.
Все вышеназванное помогает учащимся преодолеть проблемы в общении, с течением времени у них формируется так называемая мотивация компетенции, которая будет предшествовать учебной компетенции и учебным достижениям школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках ОБЖ
Общественная и семейная среда не всегда создают благоприятные условия для трансляции и формирования у подрастающего поколения позитивной коммуникативной культуры. Именно поэтому значительную роль в фо...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
«Формирование гражданских качеств учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
Это часть методической системы работы....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...