Открытый урок
план-конспект урока (история) по теме

Мишина Татьяна Васильевна

 Урок-суд: Я обвиняю фашизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_obvinyayu_fashizm.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Я обвиняю фашизм»

Форма урока: урок-суд (заключительный урок по теме: «Вторая мировая и Великая Отечественная войны»), групповая работа

Цель урока: 1. Рассказать о Нюрнбергском процессе как возмездии нацистам за совершенные преступления перед человечеством

2. Отрабатывать навыки самостоятельной подготовки к урокам, работы с дополнительной литературой, работы с документами и их анализом

3. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности и ответственности за прошлое, настоящее и будущее нашей Родины

4. Воспитывать духовный иммунитет к партиям, пропагандирующим идеи фашизма

Оборудование урока: политическая карта мира, плакат о Нюрнбергском процессе, запись с речью Р.А. Руденко «Бухенвальдский набат», фотодокументы, репродукции картин из серии «И помнит мир спасенный…», гитара, аудиозаписи песен

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мы с вами закончили изучать тему «Вторая мировая и Великая Отечественная война». Сегодняшний урок – это эпилог второй мировой войны. Мы сегодня будем присутствовать на Нюрнбергском процессе, где свершится правосудие над фашизмом, будем не зрителями, не пассивными слушателями; вы- ребята, будете сегодня общественными обвинителями – помощниками прокурора Украинской ССР Р.А.Руденко. Такова сегодня ваша миссия.

На доске эпиграф:

Та память вынесенных мук

Жива, притихшая в народе,

Как рана, что нет-нет – и вдруг

Заговорит…

А. Твардовский

Учитель: 1. Процесс Международного трибунала над главными военными преступниками проходил в Нюрнберге с 20.11.1945г по 1.10.1946г Почему был выбран именно этот город? Нюрнберг – родина германского фашизма, здесь была провозглашена националистическая партия Германии, здесь фюрер пришел к власти, здесь рождались его бесноватые идеи, здесь Шипельгрубер стал Гитлером; здесь и должно было закончиться то, что стало коричневой чумой 20 века

2. Главным обвинителем от СССР был генерал-лейтенант юстиции, генеральный прокурор Украины Р.А.Руденко. С обвинительной речью он выступил 12 февраля 1946 года

Аудиозапись: Прослушивание записи с речью Р.А.Руденко (до слов:…мы обвиняем фашизм в том, что…)

Работа общественных обвинителей:

I группа – Рассказ о Хатыни (звучит запись ВИА «Песняры» «Хатынь»)

II группа – Казнь З.Космодемьянской, допрос в гестапо (театральные фрагменты), стих М.Джалиля «Варварство» (из «Мообитской тетради»)

III группа – рассказ о концлагерях с использованием фотодокументов, документы л-ря Равенсбрюка, аудиозапись «Бухенвальтский набат»

IV группа – работа с документами «Пишу тебе в последний раз», аудиозапись «Журавли»

Учитель:  1)У вас на партах лежат фрагменты документов – проанализируйте их (стр. 104-110, кн.3 «История Отечества в документах 1917-1993 гг»)

2) Всего состоялось 403 судебных заседания Международного военного трибунала. Было допрошено 116 свидетелей и 19 подсудимых. Суд изучил несколько тысяч документов, большинство из которых в свое время было составлено или подписано самими подсудимыми. Преступления фашистских главарей были доказаны…

Аудиозапись: Прослушивание записи и речью Р.А.Руденко (в чем он обвиняет фашизм)

Учитель: Как видите, уважаемые общественные обвинители, ваши обвинительные акты полностью совпали с обвинениями Р.А.Руденко. А теперь слово защите.

Защитник: Егорова Л. – Высокий суд! Ваша честь! Прошу обратить внимание на то, что вина подзащитных не одинакова: одни издавали и подписывали приказы (Гиммлер, Риббентрот, Киттель, Йодль…), а другие – были лишь исполнителями чужой воли (фон Панен, Шахт, Фриче)

Учитель: 1) 30 сентября – 1 октября 1946г. был оглашен приговор Международного военного трибунала; вот его итоги (работа с плакатом)

2) Через несколько дней приговор был приведен к исполнению (чтение ст. «Как были казнены гитлеровские военные преступники», В.Темин – корр. Газеты «Правда», Б.Афанасьев – корр. ТАСС)

3) Зачем мы должны помнить о ВО войне? Ее уроках? Какая связь между прошлым и настоящим? Война, какая бы она ни была, - это боль, страдания, потери, слезы, сиротство стариков, детей. Афганистан. Чесня. Это боль сегодняшнего дня. Это наше настоящее

Звучит песня Ю.Златова «Ордена», песня С.Трофимова «Алешка»

Заключение: 1. Подведение итогов урока (оценка самостоятельной работы учащихся)

2. Если этими уроками, и сегодняшним в частности, я заложила в ваши умы и сердца крупинку иммунитета к зарождающимся неофашистским группировкам, партиям и движениям в нашей стране и за ее пределами, я буду считать, что со своей миссией учителя истории я справилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...